Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1119) → Протоиерей Евгений Попиченко: Никогда не нужно успокаиваться на достигнутом

Протоиерей Евгений Попиченко: Никогда не нужно успокаиваться на достигнутом

№30 (1119) / 2 августа ‘21

Благая часть

В жизни обязательно должно быть место для подвига и для тех, кто этот подвиг совершает. Несколько дней назад мы с сотрудниками совершили путешествие в Тюмень: в командировку для знакомства с удивительным человеком – Андреем Александровичем, у которого очень большое и милостивое сердце: в нем помещаются десятки и сотни обездоленных. На них обычные люди не обращают внимания, а если и обращают, то с пренебрежением, иногда с презрением и с желанием скорее мимо пройти, ведь они вызывают неприятные чувства – это бездомные бродяги и бывшие заключенные.

Андрею Александровичу несколько лет назад государство доверило специальный приемник – учреждение, где на 120 койках располагаются люди без определенного места жительства с разными формами инвалидности. Им просто некуда идти, ими никто не занимается в Тюмени, и есть человек, взявший на себя ответственность, сердце которого бьется желанием помочь: это потрясающее впечатление. Я бы точно не смог поднять этот крест, – но примерял. Мы общались с подопечными, с Андреем Александровичем: это какой-то сверхъестественный талант отдавать свою жизнь (с точки зрения обывателя) неблагополучным и потерявшим себя людям.

А он их любит, о них заботится. Конечно, со строгостью, иногда и с наказанием – без наказания невозможно воспитание, и они, что удивительно, отвечают ему взаимностью, чувствуя, что кроме него на этом свете больше никому не нужны, что если они окажутся вне этого дома-пансионата, то их жизнь ничего не будет стоить.

Всегда интересует вопрос, зачем вам это надо: зачем ты занимаешься этим? И Андрей рассказывает историю, как однажды поехал в монастырь к духовнику (тогда тот еще был не духовником, а просто уважаемым старцем), и тот ему сказал: «Для твоей души это будет важно и полезно». И эти слова всякий раз, когда опускаются руки, когда возникает очередная безвыходная или крайне стрессовая ситуация, вдохновляют как благословение. Он через праведного человека получил от Бога призвание, послушание, и даже когда все внутри выгорает, он опирается на это благословение, на церковную жизнь – молитвы, таинства.

Он мирянин, не священник, и обычно в социальном служении женщин в десятки раз больше, а здесь такой удивительный человек… Дай Бог доброго здоровья Андрею, его семье, его помощникам и всем подопечным. С какими любовью и трепетом он рассказывает, как человек, проживший всю жизнь против Бога и часто против людей, в последние дни жизни вдруг разворачивается и становится благоразумным разбойником. Что-то очень глубинное в его сердце происходит: он принимает Христа, кается, принимает таинство Тела и Крови – и умирает христианином. Это победа над злом, которое часто человека втаптывает в грязь: человек выходит из нее – и соединяется с Богом.

Часто, бывает, церковная жизнь вошла в привычное русло (человек уже изучил основные навыки внешней жизни, осознал, что необходимо утром и вечером молиться, в воскресенье быть в храме на службе, поститься, поклоны делать, знает, каким святым в каких случаях ставить свечки) – и иногда спрашивают, что делать, когда внешний антураж человек воспринял, но есть внутреннее ощущение его недостаточности чтобы стать опытным христианином.

Очень часто эта жизнь входит в состояние штиля, – а он опаснее шторма: в шторме крепче руки, вся команда работает на то, чтобы выжить, выйти из испытания. А в штиль матросы начинают безобразничать, придумывать себе всякие глупости, ведь праздность – корень всех зол и грехов. Доходит до бунта, возмущения – в общем, беда. И у христианина все время должно быть состояние поиска следующего этапа, следующей ступени, следующего шага: никогда не нужно успокаиваться на достигнутом.

А для этого необходимы примеры.

Когда человек идет в горы, он не может просто сам по себе путешествовать, а берет с собой опытного инструктора. И от опытности проводника зависит, дойдет ли человек до цели. Очень много нюансов в этом путешествии: правильная одежда, погодные условия, нужная экипировка, физическая подготовка – все это должно быть увязано в единое целое и осмыслено опытным человеком. Если ты доверяешь инструктору, если он имеет опыт, то он потихонечку, шаг за шагом доведет тебя до вершины, до цели.

Следовательно, если мы хотим духовного опыта, нужно пробовать аскетические опыты, – а чтобы их пробовать, нужно знать теорию: обязательно поинтересоваться у духовных проводников в Царствие Божие, как жить, что делать, какие этапы есть в духовной жизни.

Есть, например, удивительный духовный проводник – святитель Феофан Затворник, у него целый труд «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». И там не про свечки и акафисты, там совершенно про другое говорится. Еще проводник – святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, чтό есть аскетические опыты. Но для начала нужно их усвоить теоретически.

Обычно такие вопросы возникают, когда человек перестает читать, когда он останавливается на какой-то внешней художественной литературе, которая формирует жажду веры, какие-то религиозные потребности, но не удовлетворяет их: удовлетворение этой жажды происходит на пути, когда человек делает шаги.

Чтобы дойти до цели, нужно идти: сидя (стоя, лежа) никакой цели не достичь. Нужно идти за теми, кто этим путем прошел и может тебя вдохновить. Всякое чтение духовной литературы сплетает наш дух с духом святого человека: как вагончик – прицепляется к паровозу и начинает движение. Без духовного чтения и аскетических опытов согласно этому чтению невозможна серьезная духовная жизнь: все так и будет формализмом, когда человек освоил форму, а содержанием ее не наполнил.

Поэтому обязательное условие и молитвенного подвига, и аскетических опытов – это духовное чтение святых отцов: нужно читать не просто на внешние церковные темы, исторические вопросы, а исключительно аскетическую литературу. Она не так популярна в современном христианском мире, но другого пути нет. Если ты хочешь достигнуть высоты, нужно идти за опытным проводником.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Елена Чурина
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-19-iyulya--;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-20-iyulya--

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс