Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Митрополит Томский и Асинский Ростислав: К преображающей силе, которая от Голгофы освящает мир, причастно все мироздание

Митрополит Томский и Асинский Ростислав: К преображающей силе, которая от Голгофы освящает мир, причастно все мироздание

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Архипастырь

Владыка, в этой студии какие только темы мы ни обсуждали, включая самые экзотические. Сегодня я предлагаю коснуться еще одной неоднозначной темы, поскольку мы ищем ответы и на самые непростые вопросы – по крайней мере пытаемся это делать… 2 июля 1947 г. случилась знаменитая авария, когда якобы разбился неопознанный летающий объект. Почему она – знаменитая? Потому, что Запад умеет из всего сделать шоу? Я знаю, что Церковь к таким объектам относится скептически. На Ваш взгляд, почему – и какое этому объяснение?

– Церковь занимает последовательную научную позицию в отношении так называемых неопознанных летающих объектов: на самом деле нет ни одного документально подтвержденного факта наличия инопланетных существ, летающих тарелок и так далее.

Действительно, иногда в атмосфере появляются какие-то объекты или явления, которые до сих пор наука никак не квалифицировала. Но в настоящее время нельзя говорить, что это инопланетные существа – тем более существа разумные. Таких данных нет.

Что же касается немногочисленных фактов, когда люди соприкасались с так называемыми представителями иных цивилизаций, иного разума, о которых есть свидетельства, то, как правило, для человека, шедшего на такие контакты, они заканчивались трагически.

Дело в том, что Церковь абсолютно убеждена, и убеждения ее основаны не на какой-то слепой вере, а на многовековом опыте, что вместе с миром материальным, земным существует еще мир духовный, причем этот мир неоднороден. Наряду с миром Божественным и миром ангелов – светлых духов, сотворенных Господом, существует и мир злых духов – падших ангелов. Иногда мы называем их бесами или демонами. Они, позавидовав человеку, которого Бог сотворил по Своему образу и подобию, всячески стараются увлечь его в ту же погибель, где оказались сами. А чтобы человека погубить, необходимо оторвать его от Бога.

Мы читаем сказания о древних подвижниках I–III вв., последующих веков и видим, что бесы, искушая этих подвижников, иногда представали перед ними в видимых образах, и эти образы были разными: кому-то бесы являлись в виде разъяренных диких зверей, кому-то – в виде чудовищ. Они всегда принимали обличье, которое устрашало бы человека, приводило его в смятение, недоумение, но которое вместе с тем было бы ему понятно в соответствии с его миропредставлением.

В ХХ–ХХI вв., когда человечество трудно было удивить чудовищами или экзотическими существами, бесы стали являться людям в том числе и в виде неких «инопланетных существ», наделенных разумом, якобы прибывших на землю с иных планет, чтобы вступить с людьми в контакт. На самом деле это те же темные, демонические силы – те же бесы, что являются человеку, чтобы ввергнуть его в искушение и в конце концов оторвать от Бога. Разница лишь в том, что подвижникам древности бесы являлись в виде, более приемлемом для людей того поколения, а вот в наше время происходят другие явления.

Мы читаем житие нашего великого русского подвижника преподобного Сергия Радонежского и видим, что, когда он пришел для пустыннического жития в Радонежские леса, он какое-то время пребывал наедине с Богом в глубокой молитве. Дьявол, чтобы изгнать преподобного Сергия с места его подвига, стал показывать ему всякие устрашающие видения: преподобный Сергий видел то чудовищ, то зверей, пытавшихся его каким-то образом согнать с этого места. Что удивительно, появлялись даже литовцы в типичных литовских одеждах того времени: оказывается, в то время на Руси литовцев боялись не меньше, чем монголо-татар – соседи с севера теснили земли наших северных народов… Но преподобный Сергий, не вступая с ними в контакт, осеняя себя крестным знамением, творил молитву, и все эти устрашающие видения исчезали.

Хотелось бы предостеречь любого человека от подобных контактов якобы с инопланетянами. Тем не менее, когда такие вещи бывают, прежде всего необходимо осенить себя крестным знамением и сотворить Иисусову молитву: темные силы боятся и трепещут как Креста, на котором дьявол был посрамлен и сила его была ниспровергнута, так и имени Иисуса Христа. В Священном Писании сказано, что имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен, поэтому, когда мы произносим имя Христа Спасителя, творя молитву Иисусову «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)», все темные силы отступают от нас, не причиняя вреда, в том числе и эти якобы инопланетяне.

Мы пытаемся разобраться в теме, и, наверное, моя обязанность представлять и светскую точку зрения так называемых уфологов. Чтобы доказать существование инопланетян, они приводят в пример иконы – я сейчас попрошу показать на нашем экране одну из таких икон: вот икона «Распятие Спасителя». На ней мы видим, как принято сейчас говорить, какие-то неопознанные летающие объекты – что это такое? Эта фреска находится в сербском православном монастыре Высокие Дечаны на территории нынешнего Косова, она значится на просторах интернета как «Распятие» и датирована примерно 1350 г.

– Нужно умудриться истолковать эту фреску как появление каких-то инопланетян при распятии Христа Спасителя... Только уфологам могла прийти в голову такая глупость. На самом деле в христианской иконографии такая икона далеко не единственная – такие символические изображения довольно распространены.

Распятие – это событие мирового масштаба, и оно касается как небесных, так и земных стихий. В этих окружностях мы видим Небесные Силы – ангелов, взирающих на страдающего Христа Спасителя. Они ужасаются, изумляются тому, как Бог, сотворивший Вселенную, уничижил Себя до образа человека смертного, который страдает, и не только страдает, но и умирает на Кресте действительной смертью по человеческой природе, чтобы спасти людей. Ангелы взирают на страдающего Христа Спасителя и изумляются, поскольку в этом проявляется безграничная любовь Божия. Как сказано в Писании, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

То, что произошло на Голгофе, – это сила, возвращающая миру святость, которую мир потерял, когда на заре существования человеческого рода Адам и Ева, согрешив, отпали от Бога и вместе с собой увлекли в погибель и всю вселенную: человек был венцом творения, средоточием всего бытия, а когда он согрешил, сразу померкло все мироздание Божие, все Божии творения. Вся природа стала страдать и стенать от греха человеческого.

Господь на Голгофе, совершая спасение, не только обновляет и спасает человека, но и преображает весь мир. И поэтому на иконах часто изображаются не только ангелы, соприсутствующие этому таинству и взирающие на Христа Спасителя, вкушающего смерть по плоти, но иногда присутствуют и изображения Солнца и Луны, причем Солнце и Луна, как некие одушевленные существа, иногда изображаются с человеческими лицами. Но так бывает совсем не потому, что в христианстве когда-либо принималась идея, что Солнце и Луна являются какими-то разумными существами.

Здесь показано, что к преображающей силе, которая от Голгофы освящает мир, причастно все мироздание, в том числе и планеты: преображается не только наша Земля, но и все мироздание, весь космос.

Владыка, у нас есть еще один пример – это древняя фреска «Распятие» храма в честь Двенадцати Апостолов в грузинском городке Мцхета.

– Здесь как раз то, что уфологам очень соблазнительно истолковать как летающую тарелку – это та самая луна или тот самый месяц: так изображали многие планеты. Если бы мы посмотрели на эту фреску с другой стороны, наверняка увидели бы солнышко с человеческим лицом. Фрески известного сербского монастыря, по всей видимости, XIV века, – всемирно известные шедевры. По-моему, они даже памятник и, охраняемые ЮНЕСКО.

Канонические.

– Да. И написаны они православными иконописцами, которые строго следовали православному канону. Иконописцы таким образом изображали различные Силы Небесные и силы природы.

С иконами мы более-менее разобрались. Но есть еще люди, далекие от Церкви, которые иногда задают вопросы следующего характера: «Если вы говорите, что рай на небесах, почему же считаете, что не может быть других цивилизаций? Может быть, и те, и другие цивилизации и есть рай?» Что Вы на это ответите?

– Мы читаем Евангелие и слушаем слово Иисуса Христа, и Он говорит, что – видимо, под раем понимается то, что мы называем Царством Небесным, – не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Рай, или Царство Небесное, – это не место, а состояние, поэтому говорить о том, где в духовном смысле находится рай (на Марсе, Юпитере или, может быть, в более дальних галактиках), совершенно бессмысленно. Если человек пребывает на земле и соединился с Богом в сердце своем, если Господь вошел в его жизнь, в его сердце и освятил его, то уже здесь, на земле, для человека начинается рай, ибо рай – это пребывание человека в Боге и с Богом.

Когда-то рай был здесь, на земле. Когда Бог сотворил первого человека – Адама, затем Еву, Он поселил их в Эдемском саду, причем это был реальный сад, он, видимо, произрастал где-то недалеко от Междуречья: как читаем мы в Библии, оттуда вытекали реки, в том числе Тигр и Евфрат. Это было вполне определенное комфортное земное место пребывания людей, но Эдемский сад стал раем в нашем понимании слова «рай» лишь благодаря тому, что человек был безгрешен, он находился в живом общении с Богом.

Когда же человек согрешил, Эдемский сад перестал быть для него раем – он превратился в обычный участок земли, так же померкший, как и все мироздания Божии. Более того, природа, раньше благосклонная к человеку, делавшая пребывание человека комфортным, стала по отношению к нему враждебной: на человека обрушились эпидемии, стихийные бедствия – наводнения, пожары. Человека стала убивать молния, для него стали опасны животные, ранее ему покорные. Сама природа – холод либо чрезмерная жара – стала тоже вредить человеку. Более того, человек стал испытывать опасность даже от человека: как мы знаем, уже среди детей Адама и Евы произошла трагедия, когда Каин убил Авеля. Каин, убивший своего брата Авеля, пошел по лицу земли и, как сказано в Писании, построил он город: он был основателем некой урбанистической цивилизации, а город в библейском понимании – это какое-то огороженное место.

Для чего вдруг Каину понадобился город? Когда во внешнем мире человеку грозит опасность (он видит, что противопоставил себя не только Богу, но и всему Божию мирозданию, поэтому ему нужно где-то спасаться, защищаться от людей, от животных, от недобрых проявлений непогоды, от стихийных бедствий), ему нужно загородиться, спрятаться. Так появляется город – огороженное защищенное место, так что здесь все вполне логично.

Владыка, перейдем ко 2-й части нашей программы. У нас остаются вопросы телезрителей.

«В фильмах мы не раз видели, что преступники, чтобы замести следы, пытаются замаскировать убийство под самоубийство. Правоохранительным органам это тоже выгодно – не портится статистика. В реальной жизни такое тоже случается. Но как быть родственникам, которые даже не могут подавать в церковь записки за такого человека, ведь это противоречит канонам?»

– Если родственники имеют реальные основания доказать, что это не самоубийство, а преступление, они должны добиваться этого в правоохранительных органах. Как бы кому ни было выгодно что-то замаскировать, против объективных фактов не пойдешь, поэтому здесь нужно добиваться справедливости.

Но чаще бывает другая ситуация, когда человек действительно уходит из жизни таким трагическим образом. Родственники не хотят мириться с этой мыслью, они всячески стараются внушить себе, что, очевидно, здесь все не так просто. Причем, когда начинаешь с этими людьми разговаривать, они не могут привести ни одного реального доказательства – они просто убеждены, что их родственник никогда бы такого не сделал.

Но, к сожалению, не всегда бывает так, и если не удается добиться правды и доказать однозначную невиновность человека, следует положиться на волю Божию – здесь, на земле, мы не можем в этом разобраться, но Бог знает все.

Если человека объявили покончившим жизнь самоубийством, а на самом деле он этого не делал, то все воздыхания родственников и неправильное, несправедливое отношение к этому человеку Господь, конечно, вменит ему в праведность как некое страдальчество.

Родственники же, не имеющие возможности подавать за такого человека записки, возносить молитву в храме, требовать церковного поминовения, могут молиться за него дома, и Господь принимает такую молитву как отпевание и как любую жертву, которую можно принести за этого усопшего.

Правда Божия выше всего, и если кого-то действительно оговорили, а на самом деле никакого самоубийства не было, то душе его никак не повредит, если мы, не обладая полнотой сведений, не поминаем его в храме. Его поминают ангелы.

Вопрос примерно из той же серии: «Как молиться за человека, который считается пропавшим без вести?»

– Если человек пропал без вести, обычно за него молятся как за человека, который нуждается в помощи Божией. Господь Сам знает, жив этот человек или нет.

У Бога все живы.

– Да. Имеется в виду, жив по плоти на земле. Если факт смерти не подтвержден, чаще всего его поминают о здравии, то есть поминальные записки подаются как за живого, а Господь Сам о нем знает.

Если этот человек уже скончался, но факт его кончины не установлен, Господь меняет эту молитву на молитву за душу усопшего. Если же человек жив, то Господь помогает ему преодолеть те трудности, в которых он оказался, чтобы он от них избавился и вернулся к обычной жизни.

«Кому молиться, если постоянно не хватает денег?»: на мой взгляд, это не лишний вопрос, ведь действительно бывают семьи, живущие на грани нищеты.

– Ну, денег не хватает всегда и всем. Апостол Павел говорит: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. Если кто-то живет скромно, это не клеймо неудачливости – это тоже особое благословение Божие.

Если все-таки действительно трудная жизненная ситуация, трудно потянуть семью, решить какие-то задачи, обычно молятся святителю Спиридону Тримифунтскому – в его житии мы видим многочисленные примеры, когда он приходил на помощь людям в трудной жизненной ситуации. Сейчас, когда святитель Спиридон своей душой уже на Небесах, те, кто молится ему, тоже получают от него помощь. Я знаю многочисленные истории, когда святитель Спиридон уже в наше время помогал людям разрешить трудные житейские, в том числе и финансовые, ситуации.

Записала:
Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс