Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1118) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: «Господь дал им такую честь, которую не каждый может заслужить, – быть мучеником за Христа»

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: «Господь дал им такую честь, которую не каждый может заслужить, – быть мучеником за Христа»

№29 (1118) / 1 августа ‘21

Архипастырь

Владыка, благословите на начало беседы.

– Бог благословит, Бог в помощь нам.

Вы прибыли в Екатеринбург на Царские дни, которые в той или иной форме проходят уже практически два десятилетия, но удивительное дело – практически 20 лет мы говорим о подвиге Святых Царственных Страстотерпцев, а многие люди по-прежнему задают вопрос: «В чем этот подвиг состоит? Убили детей – это трагедия. Можно даже сказать, дети – мученики, но в чем, собственно, заключается подвиг Царской Семьи?»

– Подвиг в том, что Царь терпел много клеветы, много на него лили грязь и неправду, и это все он претерпевал с особым смирением и послушанием воле Божией. В жизни Царя Николая II можно увидеть подвиг и труд с самого детского возраста. Многие говорят: причина того, что его причислили к лику святых, – его последние дни, когда его жестоко и бесчеловечно убили. Но если хорошо посмотреть на жизнь Императора Николая II, мы можем видеть его веру, благочестие, большие труды с детского и юношеского возраста.

Один из таких примеров – когда он хотел вступить в брак с Алисой, которая была протестанткой (причем очень грамотной протестанткой – имела даже какую-то богословскую степень), а с таким человеком говорить очень сложно и трудно ее переубедить, чтобы она стала православной. Но у него получилось: он был по-настоящему глубоко верующим, и он показывал веру своим примером христианской жизни. Он мог сказать о своей вере так, что девушка поняла, в чем разница между протестантизмом и Православием и какие приоритеты в Православии есть, чтобы можно было оставить ту веру, которую она, ее предки (отец, мать, дедушка) исповедовали в течение всей своей жизни.

Ей было очень трудно это сделать – родители не разрешали, но нравственное, духовное, молитвенное влияние и живой пример христианской жизни она в нем увидела. Все добродетели, которые он показывал, были выше, чем, может быть, даже какие-то слова, которые тоже должны быть убедительными для человека грамотного, все понимающего, знающего. И здесь как раз можно видеть особенность его характера, преданность Богу и верность своей вере и благочестию. Это сыграло большую роль в том, чтобы Алиса стала православной. Причем такой православной, что она несла эту веру как адамант большой ценности.

Сейчас мы видим такую ситуацию: люди вступают в брак – и куда ветер подует: если она другой веры (или он другой веры), он идет на поводу у нее, хотя православный человек: не задумывается, что нужно хранить свою веру. Николай задумался, ведь был верным в своей вере и хотел дать эту ценность своей будущей супруге. Самое лучшее, что у него было, это вера, благочестие. Он дал ей эту веру, и она несла ее на протяжении всей жизни.

Когда мы читаем ее письма, то удивляемся ее глубоким знаниям в духовной жизни. Это не просто знание богословия, а знание духовной веры – что такое смирение, послушание, терпение... У нее прекрасные слова назидания, которые нас удивляют, потому что пропитаны Евангельским духом, святоотеческим духом. Это показатель того, что они в своей жизни постоянно читали Евангелие, святых отцов. Они пропитаны духом благочестия и жили этим духом, но в Священном Писании есть и такие слова: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. На них это все и исполнилось.

Господь в других местах говорит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Они понимали эту ситуацию, но не сдавались современной цивилизации, чтобы быть, как все: они были такими, как Господь повелел. Люди не понимали, почему Император не идет на увеселения, балы, а если и идет, то у него какие-то ограничения. Светское общество это совсем не воспринимало, поэтому получилась коллизия – начали их в чем-то подозревать, выражать недовольство. Пошли всякие склоки, выдумки, клевета, а они это все терпели, смирялись до конца.

Еще один момент очень важен в жизни Императора и всей его семьи. Когда его (можно сказать, насильно) лишили царской власти, предали самые близкие генералы, представители Государственной думы, он проявил особое смирение и послушание воле Божией. Когда, находясь в своем доме, вчерашняя прислуга и солдаты, охранявшие этот дом, над ними издевались, они очень благородно, спокойно это воспринимали, и их благородное отношение к этим унижениям переделывало, перевоспитывало тех людей. Есть такое свидетельство, что и в Екатеринбурге, и в Тобольске, и в Царском Селе часто меняли охрану, люди приходили злобные, а через некоторое время становились совсем другими. Это дух благочестия, смирения, о котором сказано у преподобного Серафима Саровского: стяжи дух мирен – и вокруг тебя тысячи спасутся. Даже такие озлобленные люди не могли устоять перед духом мира, благочестия, благородства, высокого духовного состояния.

Это очень сильный показатель. Лишиться такого царства и не стать озлобленным, не выражать недовольства, ропота, желания отомстить – ничего такого не было. Они осмысленно и четко понимали ситуацию и все воспринимали как волю Божию: что нужно было просто терпеть – и терпели до конца, знали, почему и за что терпят. Они жили жизнью для Царства Небесного, для вечной жизни, и из писем Императрицы и Царя мы видим, как они понимали смысл жизни на земле. Они жили по-Евангельски с самого начала до конца жизни.

Много можно почитать о жизни Императора и его семьи – много добродетелей они стяжали в течение жизни. Смирение, благородство, незлобие, любовь, уважение к любому человеку – целый жизненный подвиг, и это дается не просто так. Это дается человеку, который работает над собой, ведет какую-то работу над своей душой. Это дар Божий. Вот что мы видим в лице Императора Николая II и его семьи.

Дети – святые люди. Мы читаем воспоминания духовников, и когда они исповедовали царевен, было понятно, что это святые люди. Но, несмотря на всю, казалось бы, святость жизни, они находили в себе грехи, видели себя грешными. Удивляло духовников то, что они живут в изоляции, а каются со слезами: те понимали, что такое земная жизнь и что их ждет другая, Небесная, жизнь, а ее надо стяжать через чистоту и святость, и к святости они всегда стремились.

Их оклеветали, подозревали во всяких грехах, пороках, – но этого всего не было. Блаженны изгнанные за правду, блаженны те, кого поносят, злословят, а они это терпят и говорят: радуйтесь и веселитесь. Они это имели, стяжали, радовались, не унывали и не отчаивались. Сколько издевательств было, особенно в Екатеринбурге! Удивляюсь, как они выстояли.

То есть это подвиг в подвижничестве.

– Да. У них много добродетелей (можно об этом почитать), и они не за час стали такими – это подвиг всей жизни.

Добродетель – показатель, итог духовной жизни. Святая Церковь причислила их к лику святых, ибо они совершили много святых дел, которые для нас очень ценны. Все люди призваны к святости – Господь говорит: будьте святы, как Свят Отец ваш Небесный. К этой святости они и стремились, несмотря ни на какие укоры и унижения, на то, что на них будут не так смотреть.

Некоторые сейчас живут как будто в вере, но говорят, мол, «вера в душе», и плывут по течению – как все, так и я. А они показывали, что они – не как все. Что касается духовной жизни, веры, благочестия, они от этого не отрекались – четко выполняли все: они ходили в церковь каждый воскресный день, молились, часто исповедовались, причащались, почитали праздники – просто все это делали.

Люди этого не понимают. Даже военные. Когда шла война и Император взял на себя командование армией и флотом, он постоянно ходил в церковь. Генералы нервничали: надо решать серьезные вопросы, а он в церкви молится. Они не понимали, что не только военное искусство может принести хорошие результаты в военных действиях, но и Божественная помощь. И наш предок Александр Невский тоже в церкви молился, он сказал: не в силе Бог, а в правде. И пошел на войну с малой дружиной, которая победила регулярную армию. Это чудо Божие.

Причем до того как Царь не был командующим армией и флотом, наша армия терпела поражение, а как стал во главе – все пошло вперед. И в декабре 1916 г. все признали, что Россия победила, были определенные решения о победе.

Его вера, благочестие, преданность Богу приносили очень большие результаты в жизни общества, военных действиях – во всех сферах жизни. Мы смотрим на то, что Господь ему помогал и умудрял его. Россия, когда он стал Императором, очень бурно развивалась во всех сферах жизни. Его считают слабым, но как при слабом руководителе можно достигать таких вершин? Здесь лукавство – обвинение, что он не занимался государством, а только своей семьей. Да, он семьей тоже занимался, явил попечение о своей семье, но, как мы говорим, крепкая семья – это крепкое государство. Он крепил и свою семью как малую Церковь, как малое государство, и крепил большое государство. Это все было показательно.

Мы сейчас говорим, что семья – малое государство, а крепкая семья – это крепкое государство. Сейчас у нас нет крепкой семьи, у нас плохо с семьей. Конечно, государство развивается, но там была симфония семьи и государства.

Семья – крепкая, сильная, в то же время государство росло, развивалось, крепло и материально, и духовно. Все это было соразмерно с духовностью и материальностью. Но некоторые силы не смогли выдержать этой симфонии, попытались восстать и пробудить недовольство.

Недовольство в человеке пробуждать очень легко. Самая большая слабость человека – возбуждать недовольство. Это та сила, которая может уничтожить целое государство, что мы видим на примере революционных событий 1917 г.: выплеснулось недовольство, ропот и осуждение. Некоторые люди были так возбуждены недовольством Императором, что хотели его уничтожить, хотя не знали – за что. Спрашивали у них: «За что?» Они говорят: «Не знаем, но он нехороший». А в чем нехороший, не знает никто.

Поэтому те качества души, которые мы видим в лице Императора Николая II (подвиг и труд), – это то, что его семья стяжала в течение всей жизни. За это Господь и дал им такую честь, которую не каждый может заслужить, – быть мучеником за Христа. Венец мученичества они получили в екатеринбургском подвале – это благоволение Божие, оно не каждому дается, только по особым трудам, подвигам на земле.

Владыка, сегодня в медиа-пространстве и просто среди православных людей вновь достаточно активно обсуждается тема екатеринбургских останков. Она обсуждалась и на одном из недавних заседаний Синода, вынесена на обсуждение Архиерейского Собора осенью. Люди смущены. Одни говорят, что все решено, что останки признают, а они подложные. Очень много разговоров по этому поводу. Как бы Вы могли прокомментировать тему, связанную с екатеринбургскими останками?

– На протяжении нескольких лет идет большая работа. Проводится свыше 15-ти экспертиз – это не вымысел, а на очень высоком уровне совершается исследование.

Когда все закончится, результаты будут даны на обсуждение всем людям, чтобы они смогли сами в чем-то убедиться и сказать свое слово. Сейчас говорить что-то рановато. Когда нам дадут все научные и исторические данные, тогда появится возможность все посмотреть.

Пока люди с этим не познакомятся, мы не будем принимать окончательного решения. Надеемся, что до Собора дадут все материалы, которые сейчас исследуются. Думаю, не следует делать преждевременных выводов, а нужно трезво посмотреть на ситуацию с останками: к ним относятся с большим вниманием и опасением, чтобы, не дай Бог, не было недоразумений или обмана. Все делается на очень высоком уровне: изучаются документы из архивов, сопоставляются – большая работа проделана. Все эти материалы в ближайшее время (где-то после сентября) должны опубликовать.

Нельзя пока говорить, что все решено?

– Еще не все экспертизы закончены. Сказали, что к осени будут закончены. После нашего Синода те материалы, что уже есть, должны были опубликовать. Но не знаю точно об этом.

Не было еще.

– Значит, решили провести окончательно все экспертизы. Идет процесс рассмотрения уголовного дела. По правилам этого дела преждевременно, чтобы материалы были обнародованы. Надо сначала все исследовать, дать свои оценки.

Владыка, кроме Святой Царской Семьи, у нас есть еще одна святая семья номер один – Святое Семейство. Бывая в Египте, наверное, не найдешь ни одного коптского магазинчика, ни одной лавочки, где бы не было иконы Святого семейства – праведного Иосифа, Девы Марии, Богомладенца Христа. Святое семейство почитается и на Западе: яркий пример – огромный собор Святого Семейства в Барселоне, который строится больше ста лет. Почему в России, при всем стремлении нашей Церкви поддерживать институт семьи, о Святом Семействе номер один практически не говорим, нет праздника им, нет почитания? Может быть, стоит вынести этот вопрос на общецерковный уровень? Вы – постоянный член Священного Синода. У нас есть, конечно, 8 января, когда мы на следующий день после Рождества Христова вспоминаем сродников Христовых по плоти. Может быть, этот день назвать более понятно – день Святого семейства и праздновать его более широко и всей Церковью?

– Конечно, можно будет. У нас есть несколько праздников, посвященных теме семьи. Недавно праздновали день памяти благоверных князей Петра и Февронии – церковно-государственный праздник любви и верности, в сентябре празднуем этих же святых. В июле проходит пост Петра и Павла, люди не могут в эти дни венчаться, вступать в брак, поэтому Церковью принято решение этот праздник повторить в сентябре, чтобы к этому времени можно было людям подготовиться к таинству Венчания и вступить в церковный брак по молитвам святых благоверных князей Петра и Февронии. Еще есть акцент на семью Димитрия Донского и его супруги – они тоже остаются для нас большим примером православной семьи. Конечно, это и Царственные Страстотерпцы – мы почитаем эту семью как пример православной семьи.

Вот несколько таких примеров. Конечно, первая семья, о которой Вы сказали, – самый высокий пример. Мы видим, где жил и трудился, провел Свое детство, отрочество и юность наш Спаситель – Господь Иисус Христос. Он жил у Девы Марии и праведного Иосифа, который имел большое попечение о нашем Спасителе. Конечно, можно некоторые моменты из Его жизни взять для нашего назидания. Дети Иосифа поначалу не понимали, что Иисус Христос – Сын Божий и Богочеловек, а потом стали ближайшими Его апостолами и учениками. Влияние Христа Спасителя на их жизнь было таким, что они стали Его последователями и помощниками.

Святое Семейство было для нас примером христианской жизни. Христос Спаситель – наш Учитель. Многому можно научиться от Христа Спасителя, если посмотреть на Его жизнь с детства и до крестных страданий. Можно очень много полезного взять для нашего назидания и укрепления в вере, чтобы наша жизнь была Евангельской, чтобы мы имели ум Христов и жили по нему. Это важный для нас пример. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс