Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1117) → Сотрудник по научной и административной работе Дома-музея Анастасия Буковская: Экспозиция Дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны

Сотрудник по научной и административной работе Дома-музея Анастасия Буковская: Экспозиция Дома-музея Великой княгини Елисаветы Феодоровны

№28 (1117) / 19 июля ‘21

Плод веры

Анастасия, как бы Вы убедили туристов и паломников посетить Марфо-Мариинскую обитель?

– В первую очередь к нам приходят люди, которые уже слышали о Великой княгине Елисавете Феодоровне, основательнице обители. Приходят поклониться мощам преподобномученицы – они находятся в Покровском соборе на территории обители.

Во-вторых, обитель привлекает внимание не только воцерковленных людей, но и тех, кто интересуется архитектурой, искусством: Марфо-Мариинская обитель – уникальный архитектурный ансамбль (архитектор Алексей Щусев), здесь прекрасные росписи Михаила Нестерова, замечательный сад в стиле модерн. Это своеобразный оазис спокойствия и уединения в центре Москвы.

Третий момент – привлекает сам дом, где жила настоятельница обители Великая княгиня. Сейчас в нем музей.

Что лично Вас впечатлило, поразило больше всего в судьбе Елисаветы Феодоровны, когда Вы узнали о ней, о ее судьбе?

– Я работаю в доме, где она жила. Конечно, это благословение для меня. Можно сказать, что я нахожусь под ее покровом. В процессе работы, погружения в документы, материалы, в первоисточник, в чтение писем, воспоминаний современников, наверное, трансформировалось мое восприятие. Я узнавала много новых фактов.

Но самое главное – это пример Великой княгини для всех и лично для меня – пример отношений с Богом: смиренное принятие Божией воли, когда в твоей жизни происходят не только радостные события, но и трагические. Никогда Елисавета Феодоровна не разочаровывалась в вере, всегда находила утешение в Боге. Этот пример я хочу перенести на свою жизнь.

Сам факт основания Марфо-Мариинской обители связан с трагическими событиями…

– Действительно, идея создания обители у Елисаветы Феодоровны возникла после трагической гибели супруга. Для нас это пример, как человек справляется с такими сложными ударами судьбы: она не замкнулась в себе, не озлобилась, а наоборот, всю свою энергию и любовь направила на служение ближним и Богу. Именно в тот момент она находит утешение у мощей святителя Алексия Московского. Тогда и зародилась идея создания обители, и в 1909 г. обитель была открыта.

Чем для того времени и по архитектуре, и по уставу была уникальна обитель? В чем были ее отличия от других?

– Очень точный вопрос. Это совершенно новаторский проект, во-первых, в архитектурном смысле. Елисавета Феодоровна привлекла для постройки Покровского собора архитектора Алексея Щусева, для росписи – Михаила Нестерова, в строительстве использовались современные для начала XX в. элементы модерна. Единый архитектурный ансамбль привлекал москвичей своей новизной.

Во-вторых, идейное содержание. Задумка была такая – соединить 2 вида служения: деятельное и духовное. В начале XX в., в связи с русско-японской войной, пользовались популярностью общины сестер милосердия. Они оказывали медицинскую помощь – иногда безвозмездно, иногда за это платили деньги. Но уровень общин был не такой высокий: у девушек не было должного медицинского образования. Были монастыри в чистом виде, где акцентом было молитвенное духовное служение. Идеей Елисаветы Феодоровны стало сочетание этих видов служений.

Почему «Марфо-Мариинская обитель милосердия»? Праведные сестры Марфа и Мария – покровители обители, они олицетворяют 2 типа служения: деятельное и духовное. Такое органичное соединение.

Сестры обители несли послушание не только в стенах монастыря, но и за его пределами – ходили на Хитров рынок, помогали бедным, бездомным, нуждающимся, ходили по домам неблагополучных семей. На территории обители была больница, где работали сестры с медицинским образованием. Они ассистировали на операциях, как и сама княгиня. В этом было новаторство Елисаветы Феодоровны. Она даже хотела восстановить чин диаконисс (в раннем христианстве женщины помогали не только делами, но и в храме во время богослужения).

Кто был рядом с Великой княгиней, помогая воплощать в жизнь ее планы?

– Конечно, Господь Бог всегда был с ней рядом, ее молитвы. Но еще она собирала вокруг себя достойных, очень талантливых людей. Например, обитель не смогла бы существовать (зародиться в таком виде, в каком мы знаем сейчас) без отца Сергия – сейчас он причислен к лику святых, преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) – он был первым духовником обители, настоятелем Покровского собора. Именно его Великая княгиня пригласила для создания устава обители (устав – основополагающий документ, где обозначены основные идеи обители). Он помог написать не только устав, но и наставления сестрам. Елисавете Феодоровне очень помогала ее родная старшая сестра принцесса Виктория Баттенбергская. Сохранилась их переписка, она часто приезжала в Россию к Елисавете Феодоровне в гости.

Вообще, Елисавета Феодоровна не хранила в тайне свои планы о создании обители: она делилась с друзьями, готовила общественность к открытию обители, понимая инновационность проекта. Для этого были выпущены информационные просветительские издания об открываемой Марфо-Мариинской обители, которые тоже написал отец Сергий. Елисавета Феодоровна подходила ко всему четко, во всем у нее был порядок, она понимала значимость и нужность этого дела.

При этом более 20-ти лет она была светской дамой, была вхожа во все светские салоны, ее любили и уважали. Сохранились ли у нее эти связи? Как с созданием обители она продолжала общаться с миром?

– У нее был большой период светской жизни, ведь ее супруг Великий князь Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы. Не только по долгу службы Елисавета Феодоровна стала попечителем и покровителем более 150-ти благотворительных обществ. Она открывала новые благотворительные общества и очень четко знала нужды москвичей, была очень включена в этот процесс. Конечно, принадлежность к высшим кругам общества ей помогала, и она правильно использовала эти контакты.

Например, она основывает благотворительные базары в Москве. Для этого привлекаются средства богатых знатных семей. Даже когда обитель была создана, Елисавета Феодоровна совершенно не ушла от мира. Наоборот, она посвятила себя служению своим ближним.

Конечно, многие из ее круга предлагали ей остаться светской дамой, Великой княгиней, и заниматься делами благотворительности. Но Великая княгиня понимала, что должна быть включена в процесс, должна посвятить всю себя этому делу и быть непосредственно в обители, что она несет ответственность перед Богом за это дело. Почему она и решает переехать в обитель и жить на ее территории, хотя у нее была возможность остаться в Кремле в Николаевском дворце.

В стенах обители часто появлялись представители светской общественности, культурные деятели. Ради чего проводились эти встречи?

– Сердце обители – Покровский собор, и второе важное место – дом, где жила настоятельница. Когда вы попадаете в обитель, первое, что видите, – храм, а с правой стороны двери дома Великой матушки (как ее тогда называли). Елисавета Феодоровна понимала совершенно всех, к ней на прием мог записаться простой человек, она очень трепетно, с вниманием и любовью относилась ко всем.

Конечно, в доме бывали представители королевских семей Европы, королевских династий – Великая княгиня была внучкой королевы Англии Виктории, ее связывали династические родственные узы. Бывала ее родная сестра Виктория Баттенбергская, и даже побывала ее племянница, которая стала свекровью ныне царствующей королевы Великобритании Елисаветы, бывал и Царь Николай II: его супруга Александра Феодоровна была родной сестрой Великой княгини.

Здесь бывали и представители культуры, искусства: художники Васнецов, Нестеров, поэты, например Сергей Есенин – Елисавета Феодоровна его принимала, он читал стихи. Осталось воспоминание, где Есенин говорит, что это единственное место, где его приняли не как поэта, а как любящего сына – он почувствовал теплоту этого дома, доброту Великой княгини. Она подарила ему Евангелие – это было маленькое дорожное Евангелие, дизайн которого она разработала сама и сама его использовала в поездках, и дарила его своим друзьям.

Что за история с Евангелием, которое возвратилось в обитель спустя десятилетия?

– Это было не Евангелие, а келейное правило. Коллекция музея пополняется подарками Великой княгини, которые она дарила кому-то. Сейчас потомки этих людей передают их в обитель. Есть такой уникальный экспонат с автографом Елисаветы Феодоровны – она подарила келейное правило одной из первых крестовых сестер обители, княжне Оболенской. После революции княжна эмигрировала во Францию, но ее потомки сохранили келейное правило с автографом Великой княгини и передали в музей.

Какова была судьба обители в советское время?

– Это были тяжелые годы – в 1918 г. арестовали Великую княгиню, это произошло непосредственно в обители. Поэтому дом, в котором она жила, в котором сейчас находится музей, пропитан и духом Великой княгини, и историческими событиями того времени.

Начался тяжелый период гонений за веру, обитель выживала. Одна из сестер обители, Валентина Гордеева, которая была казначеем, очень много сделала, чтобы обитель хоть как-то просуществовала до 1926 г., но потом всех сестер арестовали, отправили в ссылку. На территории обители разместили квартиры, в доме, где жила княгиня, была поликлиника. Но с помощью Божией, сохранить обитель все-таки удалось – благодаря тому, что здесь разместились реставрационные мастерские Игоря Грабаря, сохранились картины М.В. Нестерова в убранстве собора. Сад обители, его необычайная красота в стиле модерн, был настолько привлекательным для москвичей и для гостей, что открытки с фотографиями сада продавались уже тогда. В советское время это место стало свалкой для машин... Тяжелые были времена.

Как после десятилетий запустения удалось восстановить облик обители? Ведь храм внутри изменили, он потерял изначальный свой вид. То же произошло и с Домом-музеем. Как удалось восстановить облик таким, как это было при жизни Великой княгини?

– Когда обитель была восстановлена, встал вопрос о реставрации, о восстановлении интерьеров, храма. Тут помогли люди, огромная благодарность им за это. Прошлая настоятельница Наталья Молибога очень много сделала для возрождения обители. Реставрационные компании, например компания «Бакаут», проводили реставрацию дома, в котором жила Великая княгиня. Представители компании до сих пор нам помогают, мы очень им благодарны.

Как были восстановлены интерьеры? Елисавета Феодоровна все продумала: в 1911 г. она специально заказывала фотографов, чтобы сделать детальные фотографии интерьера своего дома. По этим фотографиям, по воспоминаниям современников Великой княгини и восстанавливали. Когда люди приходили в гости к ней в дом, они напитывались этой энергетикой и потом делились своими впечатлениями, вели дневниковые записи. Собирали по крупицам. Сейчас в музее восстановлены 2 комнаты полностью, один в один: приемная и кабинет Великой княгини и ее личная молельная комната.

Как можно попасть в музей? Как вы проводите экскурсии?

– Мы всех ждем в музее. Экскурсии в музее совершенно бесплатные, проводятся по записи – можно позвонить по телефону и записаться. У нас очень разноплановая аудитория, приходят школьники, мы работаем с образовательными организациями, присутствует корпоративный элемент, приходят семьями. Много приходит людей, которые находят утешение после каких-то жизненных трагедий. Мы всех ждем в гости.

Экскурсии проводятся по записи и обязательно с экскурсоводом. Музей построен таким образом, чтобы человек почувствовал себя не в музее, а в гостях у Великой княгини. Мы ставим задачу не сделать людей образованнее, а чтобы человек нашел утешение, чтобы подвиг и духовный путь Великой княгини стали для них примером.

Вся экспозиция максимально передает дух начала XX в. У нас почти отсутствует этикетаж, нет заграждений – человек чувствует себя действительно в гостях. Очень приятная атмосфера. Не стоит забывать, что это дом не просто Великой княгини, но святой. Эта атмосфера там очень чувствуется. Экскурсии проводятся не только в Доме-музее, но и в Покровском соборе, по территории обители, по великолепному саду.

Возобновили ли вы встречи, концерты, которые проводились во времена Елисаветы Феодоровны?

– Возобновили. Хотя в период пандемии, как многие музеи, мы перешли в новый формат: на официальных порталах, на официальном сайте обители мы публикуем научно-популярные статьи, записываем интервью, встречи, проводим лектории, рассказываем о жизни Великой княгини, о событиях, связанных с обителью, памятных датах.

В музее проводятся временные выставки, с программами, включающими в себя и музыкальные концерты. У нас есть рояль – его Елисавета Феодоровна специально заказывала для обители, можно услышать звуки музыки начала XX в. Проводятся лектории, приглашаем известных актеров, которые читают стихи. Музей живет очень активно.

Что лично Вам дает эта работа?

– Для меня эта работа – благословение. Я не хожу как на работу. Прикасаясь к делам Великой княгини, погружаешься в тот мир. Заходишь на территорию обители и попадаешь в другой мир – мир терпения, спокойствия, принятия, доброты и любови. Это царит и в нашем коллективе. Люди, которые приходят в обитель на экскурсии, меняются – видно, как меняются их глаза. У многих возникает желание присоединиться к добровольческой службе обители: у нас есть служба добровольцев – люди могут помогать, участвовать во многих социальных проектах обители. Я сама попала в обитель через эту службу добровольцев.

В каком проекте Вы участвовали?

– Я участвовала в разных проектах: и посуду мыла (такое было послушание), и в творческой мастерской работала. Потом Великая княгиня и Господь как-то привели меня в музей.

Как Вы считаете, удалось возродить дух обители времен Елисаветы Феодоровны?

– Мне кажется, удалось. Главная задача обители сестер милосердия была не только деятельная помощь, но духовная: не только помочь страждущему, но привести его к Богу, к спасению его души. Сейчас по такому принципу работает обитель, все социальные проекты: мы помогаем деятельно, насколько это возможно, но главное – привести человека к Богу. Дух восстановлен, ибо заветы Великой княгини исполняются.

Спасибо за беседу и за Вашу работу.

Записала:
Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс