Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
8 июля, в день памяти святых Петра и Февронии, мы отмечаем День семьи, любви и верности. А много ли вокруг нас семей, которые могут стать образцом для подражания? К счастью, немало. Одна из них живет в Петербурге.
Александр и Мария Богдановы – родители семерых детей. Родители и дети умны, талантливы, красивы во всех смыслах – глядя на них, понимаешь: вот он, вдохновляющий пример. Из каких же мальчиков и девочек формируются отцы и матери – герои семейного фронта?
Александр Богданов: – Мне кажется, мальчики мало задумываются, как сложится их дальнейшая семейная жизнь. Только со временем. Главное, чтобы мальчик рос в атмосфере, где он может почувствовать ответственность. Только это определяет.
Мария Богданова: – Мы не строили планы, что будет много детей. Так сложилось, что мы любим друг друга и хочется продолжения нашей любви. Это выражается в детях.
Александр и Мария поженились в 1990-е гг. Время трудное для всех, для молодых семей – вдвойне. Но и тогда находились семьи, чей пример вдохновлял.
А. Богданов: – Тогда и родились первые дети. Это было время сложное. Я гулял с дочкой в Летнем саду час и за это время мог не встретить ни одного ребенка, в лучшем случае одного. Крайне редко попадались двое детей. А потом, находясь в среде религиозных людей, где многодетность не редкость, увидели, что это возможно. Когда человек с этим сталкивается, его пример тут же нужен другим. Наш пример стал действовать на наших знакомых.
М. Богданова: – Когда они с нами познакомились, у них было по одному ребенку (2 сестры), они были в шоке от нас. Я ждала 4-го, мы вместе снимали дачу (каждый по комнатке). Они с сестрой сейчас вспоминают, что шушукались и говорили: «Зачем ей столько? Она ждет четвертого, у них трое». Сейчас у самих по трое детей: «дурной пример заразителен».
Заразителен не только дурной пример, но и хороший. Именно так многодетные православные родители, сами того не предполагая, внесли коррективы в жизнь семьи Богдановых, у которых на тот момент было двое детей.
А. Богданов: – Пока я был молодой (до 35-ти лет) влияние примера верующих людей на меня было огромным. Не могу сказать, что были какие-то конкретные примеры, которым я следовал, нет, но я понял: другая жизнь возможна, и она интересней.
М. Богданова: – Складывалось так, что мы уезжали за город и жили в обстановке, когда у людей трое, четверо детей. Кроме того, получалось, что дети все время находились рядом с нами: наши дети, с ними играли другие дети. Когда мы приезжали домой, оба соглашались, что кого-то не хватает, причем очень осязаемо: где-то он есть, мы его потеряли. Так у нас родилось еще 5 детей – каждый раз мы приезжали с дачи и детей становилось слишком мало. Вот такая история.
Чего обычно боятся родители, размышляя о многодетности? Разберем по порядку. В первую очередь – отсутствия достаточных средств и условий для рождения детей, трудностей разного характера. Насколько существенна их роль? У Богдановых есть ответ. Не придуманный, а полученный с опытом.
М. Богданова: – Мы никогда не могли сидеть на месте, не останавливались на том, что есть. Муж очень ответственно подходил к вопросу обеспечения семьи, я готова была с ним ехать хоть на край света: для меня семья – это он и мои дети. Соответственно, получилось так, что он искал работу, чтобы нас обеспечить, – сначала в Москве, потом в Вологодской области. Мы паковали чемоданы и ехали: мы понимали, что детей надо поднимать, обеспечивать. Конечно, были сложные периоды. Одно время, когда я кормила ребенка грудью, мы жили на стипендию, было тяжело.
А. Богданов: – Этот момент закончился тем, что я оставил медицину.
М. Богданова: – Приходилось есть гороховую похлебку. Дети на грудном вскармливании, а мы на гороховом супчике.
Каким был уровень счастья в этот период?
А. Богданов:– Счастье от внешних обстоятельств зависит, но незначительно.
М. Богданова: – Мне этот период вспоминается как абсолютно розовый, радужный: молодость, мы поженились с любимым человеком, у нас появились дети, гуляем с коляской по «Золотому треугольнику», родители купили нам комнату в коммунальной квартире. Мы были абсолютно счастливы, поклеили там обои. Это был верх восторга, строили наше гнездо.
А. Богданов: – Все сложно, когда у тебя нет радости. А когда у тебя есть радость, все легко. Создателю мы должны быть благодарны в полной мере. Хотя бы чувствовать радость, наслаждаться тем, что у тебя есть.
М. Богданова: – Я абсолютно согласна: у человека множество поводов для радости. Воля человека в том, что если хочет – радуется, не хочет – найдет повод радость не принимать, не быть счастливым. В Евангелии много раз написано: «Радуйтесь». Апостол Павел нам постоянно пишет: «Радуйтесь, радуйтесь».
А. Богданов: – С этого начинается приветствие.
М. Богданова: – Апостол всегда пишет в приветствии: «Радуйтесь» – мне кажется, стоит обратить на это внимание, иначе человек сам себя закрывает от счастья.
Какие еще бытуют опасения, когда речь заходит о многодетности? Смогут ли дети ладить между собой или их ждет нескончаемая борьба за родительское внимание?
М. Богданова: – Вывела для себя определенную формулу: когда рождается малыш, я нужна прежде всего старшим, все делаю вместе со старшими. Родился второй ребенок, я Юле начала говорить: «Так, Юлька, давай мы с тобой собираемся, запеленаем брата и пойдем гулять». Или: «Давай мы с тобой его помоем и будем готовить есть».
Я была все время с ней. Эта формула работает: дети друг друга любят, с удовольствием друг о друге заботятся. В роддоме, когда родила последнего ребенка, я смеялась и говорила: «Все, Тонечка, я родила тебе подарок» – как раз Тоне исполнилось 8 лет, в этот день родился младший братик. Соседки по палате мне говорят: «Ты что, тоже мне подарок! Она тебе спасибо не скажет. Скажет: принесла мне замену». На самом деле сейчас происходит примерно так: если Олег ночью просыпается, он идет не ко мне, а к Тоне – Тоня с ним и попьет, и в туалет сходит, и уложит его с удовольствием спать, как свою игрушку, куклу и говорит: «Это мой подарок на день рождения».
Еще один страх перед многодетностью заключается в мысли, что времени и сил на всех детей не хватит, а значит, есть вероятность запустить если не детей, то себя уж точно. Но вот перед нами Богдановы. Старшая дочь Юлианна (ей уже 22) живет отдельно, учится на технолога легкой промышленности, работает.
М. Богданова: – Старшая дочь несла какую-то ответственность, но я считаю, что нельзя родителям перекладывать свою ответственность на детей. Она немного эмоциональная, закончила музыкальную школу по классу фортепиано и композиции. Одно время мы очень гордились, у нее открылись способности, дар писать музыку – осталось несколько Юлиных произведений, которые она написала, разложила на инструменты, побеждала в каких-то конкурсах.
Кириллу 19 – учится в академии им. А.Л. Штиглица, а это мечта многих наделенных художественным талантом детей. Кроме того, он, как и старшая сестра, знает английский, китайский, играет на скрипке, умный и приятный собеседник, человек разносторонний.
М. Богданова: – Кирюха – второй в семье: 2,5 года разницы. Сейчас он студент. Мы в них вкладывали с мужем – возили на другой конец города в школу на китайский, английский, в бассейн, музыкальную, художественную школу – они поступили без проблем туда, куда захотели, на бюджетное отделение. Кирилл поступил в академию на промышленный дизайн – это сложно, там был очень большой конкурс. Он молодец.
А. Богданов: – Он у нас был в позапрошлый сезон самым молодым экскурсоводом.
М. Богданова: – Он много читает, много знает, с ним интересно разговаривать, имеет мнение на разные темы. Он написал, что знает много по архитектуре, истории, интересуется этим, закончил художественную школу, возьмите меня экскурсоводом. Сразу ответили: «Да, пожалуйста».
Третьим в семье Богдановых родился Григорий (Гриша) – одаренный пианист, с детства поражавший родителей своим талантом, а позже и всех, кому довелось слышать его исполнение.
М. Богданова: – Гришенька у нас очень талантливый мальчик. Когда отдали, как и всех старших, в музыкальную школу, он проявил себя очень неординарно. Я, далекий от музыки человек, сначала думала, что с ним что-то не так. Как-то он прибежал ко мне вечером, маленький совсем, годика 2 наверно, и говорит: «Мама, нотки сами поют, как их зовут». Подумала: «Может у него температура?» – «Сынок, ложись спать и все пройдет». Я вообще не представляла, что ноты, оказывается, узнают по звучанию (в принципе далека от этого). Потом пошли всякие конкурсы – он показал, что делает неординарные вещи. То, что пишут про Моцарта, у нас было развлечением для публики: завязать глаза, чтобы он играл с завязанными глазами, спиной к инструменту, угадывать какие хочешь ноты. Он играл на клавиатуре телефона: слышит, какие звуки издают кнопки и тут же подбирает, играет какие-то элементарные мелодии. Стал выигрывать конкурсы. Мы отдали его в музыкальную спецшколу, там, к сожалению, его сломали как личность, как музыканта, и нам пришлось с музыкой попрощаться. Сейчас он просто заканчивает музыкальную школу. Сломалось его желание играть, сломали его любовь к музыке – так бывает, оказывается. Это вундеркинд, без вопросов, никто на него никакого влияния не оказывал, никто особо не учил, он сам мог играть сразу, и сейчас прекрасно играет, но у него пропало желание. Мы сейчас ищем другой выход, профессию, он способный во многом – рисует удивительно хорошо. Тоже с ним особенно не занимались: все внимание было обращено на музыку в свое время. Он очень рассудительный мальчишка. Удивительно, что хорошо учится, несмотря на то, что (мне кажется, он должен сидеть часами делать уроки) особенно этого не делает. Так ему дано.
Младшие тоже увлечены. Кроме заботливых родителей у них перед глазами реализовавшиеся братья и сестры. Тоне – 13, волевая, спортивная, самостоятельная.
М. Богданова: – Тонечка, наша следующая девочка, в подарок которой родился последний малыш (у них день рождения в один день). Она всегда была маленькой, хрупкой, занималась художественной гимнастикой, акробатикой, играла на скрипке.
А. Богданов: – Первый ребенок, который обладает наградами в двух видах спорта: разряды есть в спортивном плавании и художественной гимнастике.
М. Богданова: – Девчонка очень заботливая, очень любит малышей – прямо они у нее восторг вызывают, возится с ними.
Миле 10, она тоже рисует, многим интересуется, любит играть с братьями и сестрами.
М. Богданова: – Милочка наша хорошо рисует. У нее множество дипломов, конкурсных работ. Ее работы на выставках занимали места. Она чувствует цвет, композицию – врожденное чувство, как и у Кирилла. Чувствует красивое сочетание цветов, очень хорошо их подбирает. В музыке тоже она способная, но отказалась заниматься напрочь. Она у нас барышня с характером, очень упрямая – сказала «не буду». Скрипкой год занимались, фортепиано год занимались, после этого мои нервы уже не выдержали. Дальше осталась художественная школа. Она сама записывается в секции – она достаточно самостоятельная. Приходит и говорит: «Я занимаюсь теперь легкой атлетикой». Или приходит и говорит: «Мама, я тебя приглашаю на турнир по бальным танцам». Я говорю: «Да?» «Ну, мам, я же занимаюсь бальными танцами, я же записалась». Я говорю: «А, обязательно приду».
Это очень сильно отличалось от нашей прежней манеры. Раньше мы детей хватали и волей тащили туда-сюда. Они спали где-нибудь в машине по дороге, ели там же: главное – развитие. Бассейн, потом художественная школа, потом музыкальная. Папа одних, я других, бежали в разные стороны. Потом еще дома занимались с ними.
А. Богданов: – По дороге в аэропорт завез дочку на занятия танцами – ну, как-то так.
М. Богданова: – Так получилось, что я с характером Милы не могу справиться. Если остальных я могла как-то уговорить или заставить, или просто сказать «ты делаешь» и все. И они слушались. С Милой это никак не проходило. И я сказала: «Мила, ты сама занимаешься тем, чем тебе нравится».
Николаше 7 лет, он шестой ребенок.
М. Богданова: – Он пошел в 1-й класс. Он очень любознательный – ему очень интересны науки и окружающие. Он тоже стал читать: начиная с Гриши, они как-то сами научились читать. Как Гриша сам научился играть на пианино, так сам научился и читать. Приходит и говорит: «Мам, тут «роза» написано?» Я даже запомнила то слово, которое он мне в букваре принес. Я говорю: «Да, а как ты догадался?»– «Ну, это же «р»,«о», «з»,«а» – «роза». Потом папа стал с ним заниматься, читать, повел его в библиотеку. У нас такая традиция есть: как только ребенок научился читать, муж берет его за ручку и ведет в библиотеку. Это как таинство. Они идут и выбирают книгу.
А. Богданов: – Сегодня мы ходили с двумя младшими записываться в библиотеку.
М. Богданова: – Олег так этого ждал: он тоже сам научился читать, последний малыш. Про Колю не сказала, он ходит в бассейн в спортивную школу олимпийского резерва. Ходил рисовал, играл на виолончели. Но мы решили, что не будем грузить детей, как раньше.
А. Богданов: – Эволюция произошла.
М. Богданова: – Мы поняли, что важно воспитывать характер и волю. А это спорт. Пускай Коля занимается в бассейне, плавает. Посмотрим, как у него пойдет. Ему очень нравится.
Самый младший – Олежка, ему 5,5. Всеобщий любимец.
М. Богданова: – Это наша радость, солнышко наше – позитив сплошной. Возраст еще сейчас такой.
А. Богданов: – Мы молоды, пока у нас еще маленькие дети. Так вот, мы еще молоды.
Реализованные дети, развитые таланты, уютный дом, достаток. Плата за это – папа, пропадающий на работе, и погрязшая в быту мама? Это не о Богдановых. Отец семейства проводит немало времени с детьми, а его супруга находит время на спорт и занимает призовые места на конкурсах красоты.
М. Богданова: – Саша всегда очень активно занимается детьми, с самого рождения. Когда родился первый ребенок, я очень болела, не было ни сил, ни знаний и вообще как-то побаивалась: не знала, что делать с этим ребенком, не умела – я единственный ребенок в семье, у меня не было младших, я не видела малышей. Специально, когда Юлька родилась, пошла смотреть, такие же они, или у меня какой-то не такой ребенок, как у всех. Саша и купал, и гулял, всегда активно занимался детьми. И сейчас, когда они в переходном возрасте, он посвящает им много времени, разговаривает с ними, помогает выбрать направление в жизни.
А. Богданов: – Надоел уже им, наверное. Мужчина – глава, он должен думать за всех. Хотелось бы, чтобы так было. Причем не просто думать – «вот, я подумал и все, достаточно», – а так, чтобы это было эффективно, хоть как-то приложимо.
Александр – глава семьи в локальном понимании как добытчик, в глобальном – как тот, кто задает направление движения всем домочадцам. Причем идет по этому пути серьезно. Хочешь научить детей истории страны, почитанию предков – можно и книгу написать. Александр во всяком случае поступил именно так.
М. Богданова: – Саша написал книгу, посвященную блокаде, основываясь на дневниках Юры Рябинкина. Это художественная книга. Она основана на реальных событиях, на реальных дневниках. Сейчас ее издали. Саша посвящает ее своим родителям, которые маленькими детьми пережили самую тяжелую зиму в Ленинграде.
А. Богданов: – Должен быть баланс общественного воспитания и воспитания в семье. Когда вдруг сталкиваешься с тем, чего не знают твои дети, осознаешь это как нечто очень тяжелое: для тебя это безусловно, тебе кажется, что об этом говорить, это же всем известно и понятно. Кто герой войны? Александр Матросов, Зоя Космодемьянская.
Спросите у детей – они не знают, кто такой Александр Матросов. Им напоминаешь, но текущий поток информации смывает все. Это было так давно. Мой дядя не смог повзрослеть, не смог даже пойти в школу: он умер 3-летним мальчиком в голодающем городе. Когда я рос, для меня события войны были далекими, я даже не воспринимал их как то, что может играть роль в современном мире. Тогда. А сегодня я уже достаточно зрелый человек, я понимаю, насколько это недалеко от всех нас. Детям это не всегда возможно объяснить. Они уже на 25, на 35, на 40 лет младше нас.
Вкладываться в детей для кого-то чрезмерный труд, а для кого-то – счастье.
М. Богданова: – Человек счастлив, когда ему есть о ком заботиться.
А. Богданов: – Когда у него есть обратная связь, когда у него есть близкие люди.
М. Богданова: – Тогда есть смысл жить. В том же «Зимнем утре» Галочка говорит, что она выжила благодаря тому, что заботилась о малыше, которого нашла. Иначе бы она умерла – потерялся бы у нее смысл: ради чего она живет.
Каково детям в многодетной семье, особенно старшим? Зачем гадать, когда можно спросить...
Кирилл Богданов: – Интересно наблюдать за младшими. Интересно думать, что он совсем маленький, а через какое-то время будет почти с меня ростом. Это такие моменты, когда вроде ты живешь, но при этом живешь с людьми, которые тебя знают. Растешь с уникальными людьми, которых не можешь заменить никем другим – это совершенно иной порядок дружбы. И (со своей стороны старшего) еще могу сказать, что это некие черты в твоем характере проступают. Например, когда компанией переходите дорогу, ты всегда: «Так, зеленый свет, все идем» – какие-то такие моменты. Жить в многодетной семье – это везение.
Конечно, везение, – а еще дар, и труд, и радость. И любовь, которая в семье Богдановых умножена на 7.
Записали:
Людмила Кедысь
и Анна Вострокнутова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.