Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1117) → Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 3. Мы должны правильно к деньгам относиться: это средство, чтобы жить, – но не цель жизни

Протоиерей Андрей Канев: Идол сребролюбия. Часть 3. Мы должны правильно к деньгам относиться: это средство, чтобы жить, – но не цель жизни

№28 (1117) / 19 июля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №27 (1116) 2021

Если мы хотим понять основы борьбы со страстями, нужно начинать с азов. Мы приступаем к каждой страсти в том порядке, который есть в творениях святых отцов и основан на их опыте наблюдения за людьми и их собственной борьбы. Сначала мы разбирали страсть чревоугодия и то, как с ней бороться, потом блуд и сейчас – сребролюбие.

Идол сребролюбия… Если человек заразился этим духом, он будет ему служить. Надо быть крайне внимательным к себе, к проявлениям этой страсти. Мы продолжаем разбор смертных проявлений этой страсти.

Смертный грех – тот, который губит человека в вечной жизни, если он не покается.

Получение дохода на бедах людей. Например, когда появляется некий товарищ, который говорит: «Обратитесь ко мне, я вас вылечу, я решу вашу проблему». Это могут быть и лжецелители, и курсы повышения каких-то навыков: ты заплатил деньги, прошел курс – стал «успешный», или деньги отдал – тебе пообещали, что ты что-то сделаешь, выпьешь пилюльку, купишь какой-то оберег или что-нибудь такое и непременно все исцелится, исправится и так далее.

Нередко получается, что человек, стремясь легко решить свой вопрос или просто будучи обманутым, тратит большие средства: такие люди обманывают очень серьезно. Это получение дохода не только на бедах, но и на простоте людей, на их несчастьях.

Сколько историй, когда стучатся в квартиру молодые люди, хорошо одетые и вежливые, говорят, что у них акция, можно приобрести пылесос или еще какую-то вещь почти бесплатно, а на самом деле человек переплатит и потеряет больше... Сколько историй, когда человек тратит огромные суммы... Человеку пообещали новомодное лечение, а это большие суммы – люди собирали всей семьей, последнее продавали, но это был обман. Это и есть смертный грех, когда на бедах людей кто-то наживается.

Обратите внимание, не участвовали ли вы так или иначе в подобном – не как жертва, конечно: жертва тут не виновата. Людям, которые наживаются на бедах людей, придется тяжело отвечать перед Богом за эти «приключения».

Следующее смертное проявление страсти сребролюбия – когда человек подвергает риску свое здоровье, свою жизнь ради получения денег.

Я не имею в виду выбор человеком профессии военного или полицейского или какой-то важной работы, связанной с риском. Грех – когда человек понимает, что это рискованно, но при этом надеется получить большой доход: «Хоть и рискованно? Лишь бы деньги получить». Жизнь нам дается один раз – не стоит ею рисковать, чтобы заработать чуть больше денег.

Мы должны правильно к деньгам относиться: это средство, чтобы жить, – но не цель жизни. Надо не жить ради денег, а работать, чтобы у тебя были деньги для жизни – цель совсем другая. А то получается, что всю жизнь мы работаем и страдаем, болеем от того, что хотим непременно больше заработать.

Заработать на существование семьи – это важно. Зарабатывать, трудиться – это достойно каждого христианина. Господь сказал Адаму: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» – трудиться надо, другое дело, когда человек ставит перед собой нереальную цель: например непременно нужна ему дорогая машина. Можно по деньгам купить машину, но ему нужно определенного класса – потом всем показывать, какой он успешный, какой молодец. А денег не хватает. Человек ради этого начинает больше работать. Смысл какой? Работать ради этой железяки? Чтобы покрасоваться?.. Ради чего рисковать? Ради чего жить? Ради денег? А близкие? А мир вообще?

Жизнь гораздо интереснее, чем работа ради работы. Нас современный мир затачивает работать ради работы, ради потребления – вольно и невольно нам повышают уровень потребностей в рекламе и другими средствами, чтобы мы хотели то, что нам сто лет не нужно.

В борьбе со сребролюбием мы должны понимать: речь не о том, чтобы жить в подворотне и одеваться в джутовый мешок.

Когда человек живет умеренно, по средствам, он становится свободным. А когда попадает в зависимость от денег, вещей, становится несчастным, несвободным пленником идола сребролюбия. Он начинает ради него жить. Он может думать, что это не так, что он важный христианин. На самом деле он зависим от денег. Их отсутствие сразу же влияет на его настроение. Это очень важно понимать. Мы не должны быть зависимыми от этого идола.

Корни сребролюбия растут из надежды человека на себя, на деньги, на имущество – не на Бога он надеется по-настоящему.

Ему надо обязательно иметь заначку – он привязался к вещам, к деньгам. Это и есть поклонение идолу сребролюбия.

Теперь приступим к изучению тяжких грехов.

Напомню, что в каждой страсти проявления грехов бывают смертные, тяжкие и условно простительные. Смертные крайне тяжелые: они отрывают человека от Бога. Тяжкие грехи – не смертные, но это не значит, что их можно делать. Если не покаешься в них, тоже мало не покажется. Условно простительные грехи свободно, легко проявляются в человеке, но тоже требуют покаяния и исправления.

Рассмотрим довольно большой блок грехов, связанных с воровством (под этим словом скрывается огромное множество грехов).

Все знают с детства, что это такое: мы берем что-то чужое без спроса. Брать чужое нехорошо не потому, что кто-то тебя в тюрьму посадит, а потому, что это грех. Порой выглядит глупо, когда в попытках обогатиться человек тащит домой все, что плохо лежит. Я бывал в квартирах таких людей: их дома, мягко скажем, похожи на помойку. Это уже на грани психической болезни, клептомании – человек заражается воровством и, как художественный персонаж Плюшкин, тащит к себе всякую всячину. Он пленник идола сребролюбия.

Давайте разберем воровство с духовной точки зрения. Например товарищ Сидоров утащил у товарища Иванова какую-то вещь. Тут присутствует момент уголовного преступления (кража) и, кроме этого, духовная тяжесть.

Святые отцы пишут, что когда кто-то ворует, то выигрывает не тот, кто своровал и обогатился, а тот, у кого украли: человек, когда крадет у кого-то, невольно берет часть его грехов на себя. Иванов страдает, а Сидоров как бы обогатился, – но Сидоров у Иванова берет тяжесть его страданий за какие-то грехи (не грехи, а страдания за них). Чем больше воровство, тем больше эффект. Любой участвующий в воровстве равным образом берет на себя груз страданий человека, которого обидели. Воровство должно быть исключено из нашей жизни.

Не надо думать, что воруют только бандиты. Какие у нас сейчас популярные фильмы? Смотришь фильм: собрались бравые ребята – и ограбили банк. Мы переживаем: «Какие плохие полицейские, чуть не поймали этих хороших ребят!» Так вкладывается в наши умы, что воровство – чуть ли не доблесть. Чем ты красивее ограбил банк, тем интересней приключение. В жизни, конечно, все не так, но таким образом сейчас формируется сознание людей.

Воровство – тягчайший грех. Мы с вами должны исключить его из жизни и давать своим поступкам правильную оценку. Воровство – это, например, и бесплатный проезд (как реальное уголовное преступление): ты специально бесплатно проехал. Бывают, конечно, такие ситуации, что ты зашел, а кондуктора нет (он не успел до тебя дойти, а нужно уже выходить), но мы сейчас не про это. Когда человек думает, что схитрил и обогатился, это смешно. 28 рублей (стоимость билета в Екатеринбурге) − и ты продал совесть ради этого? Это же не бесплатная карусель: люди работают, тратят ресурсы, средства, чтобы тебя возить. Это же не ради обогащения – тут речь о том, что ты не выполнил свой долг.

Мы живем в мире, где за все надо платить. Если ты не заплатишь деньгами – заплатишь страданиями. Хочешь страдать – экспериментируй, но тогда крест сними и живи как хочешь. Вот так это надо понимать. А то получается, что мы вроде верующими считаемся, но в то же время делаем грехи такого рода.

Я понимаю, есть грехи, с которыми труднее бороться (например, ты привык объедаться, и трудно себя заставить бороться с чревоугодием). А это пусть и мелкое, но тоже воровство. В результате будешь страдать ты, твои близкие, и никакого счастья от этого не будет.

Еще одно проявление воровства – бездельничанье на работе. У тебя есть трудовые обязанности, ты должен трудиться. Как мы, христиане, должны трудиться? По совести. Работаешь ты Президентом Российской Федерации или уборщицей, ты должен каждое свое дело делать ответственно.

Твоя работа – не просто отсидеть часы и уйти. Работать нужно по совести – это служение Отечеству, ближнему: кем бы ты ни работал (естественно, если не торгуешь наркотиками или не перевозишь незаконно оружие), ты служишь ближним. Это и есть духовная жизнь, которая состоит не только в посещении храма по воскресеньям: духовная жизнь − это еще когда ты по-честному, творчески относишься к своей работе, трудишься, вкладываешься и, соответственно, честно получаешь деньги.

Давайте сравним это с воровством: ты украл, перепродал – у тебя есть доход. Но это как легко приходит, так легко и уходит, а ты еще остаешься со страданиями.

А честно заработанная копейка приносит больше: и моральное удовлетворение (у тебя совесть чиста, ты по-честному сделал), и настоящую внутреннюю свободу. Но свобода не означает, что сегодня, если хочу, работаю, а завтра вместо работы поиграю в интернете, делая вид, что очень занят. Если работа выполнена честно, то те деньги, которые ты получил, пойдут на пользу и не принесут шлейфа адского серного пламени. Поэтому безделье на работе – тоже форма воровства и сребролюбия. Обратим на это внимание.

Мы ведь все где-то работаем – давайте делать свою работу честно. Если это будет так, то и страна наша, уверен, будет другой. Представьте, например, что 80% населения, которые считают себя православными христианами (на самом деле их меньше) завтра начнут по-честному выполнять свою работу – знаете, как у нас экономика поднимется!

Далее – хитрости с документами. Например человек поехал в командировку и написал, что жил в дорогом номере, а на самом деле жил в дешевом или у знакомых. Суть понятна: человек хотел схитрить, и это тоже форма воровства. Представь, что ты руководитель и за свой счет отправил подчиненного в командировку, а он так хитрит. Или человек выписал себе ложный больничный (дал взятку медсестре или получил его по знакомству) – тебе больничный оплатили, а ты в это время был занят халтурой. Это все тоже проявления страсти сребролюбия: ты на идола поработал – весь свой доход украл (домой притащил эти адские угли, которые прожгут твою совесть и здоровье твоих близких), да еще и всех обманул.

У меня есть интересный показательный пример. Человек дал взятку и получил себе инвалидность по сердечно-сосудистому заболеванию, чтобы где-то работать налево. Он оформил себе группу инвалидности, при которой не работают, хитрил, делал доходы и через какое-то время реально заболел той болезнью, на которую у него оформлена инвалидность. Он потерял весь доход и стал жить на маленькую пенсию по инвалидности. Как это можно назвать, как не безумием человека и справедливостью суда Божия?

Наказание происходит не сразу. Почему человек не наказывается моментально? Гром не грянул, ангел не появился с мечом, и мы думаем: «Можно дальше хитрить, бездельничать, воровать». Вот какие мы безумные, несчастные люди: это нам дается время на исправление!

Помните Закхея, мытаря? Он тоже обогащался на бедах людей: собирал для римлян доходы и себе брал. Когда Господь к нему пришел, он сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (это Евангельский закон: ты украл у кого-то – в четыре раза больше должен вернуть). Надо быть крайне серьезными и внимательными, поэтому никаких ложных больничных листов, подделок медицинских документов.

Время оттягивается, чтобы мы успели вчетверо вернуть тому, кого обидели, а не потому что Бог нас забыл и не обращает на нас внимания: это время дается на покаяние. Если ты его упустил, будешь отвечать по всей строгости не только мирского закона. Духовный закон жестче: тут тебя в тюрьму посадили за крупное воровство, ты пострадал в тюрьме, а там будешь бесконечно гореть в аду только за то, что сегодня обогатился.

В следующий раз мы продолжим эту тему. Очень прошу вас серьезно относиться к информации, которую мы получаем: мы многое делаем по привычке, не анализируя, как живем.

Если работаем по-честному, Бог, видя нашу работу, даст нам доход. Бывает, что у того, кто ленится, чаще что-то ломается, теряется – это тоже не случайно.

Человек говорит: «Меня регулярно затапливают соседи». Надо задуматься, почему тебя так регулярно исправляют: может, ты что-то недоделываешь? Может быть, ты вчетверо потратишь на ремонт, чем тот, кто работает по-честному.

Я думаю, что вы все поняли и работаете нормально. Мы должны проговаривать проявления грехов, которые есть: вдруг услышит тот, кто этого не знал.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за терпение. Спасибо тем, кто присылает письма, отзывы: я их внимательно читаю, стараюсь отвечать на ваши письма, вопросы.

Желаю быть внимательными, чтобы служить Господу нашему Иисусу Христу. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Размышление

Главный по праву любви

 
Учимся растить любовью

Герои семейного фронта

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс