Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1117) → Иеромонах Стефан (Игумнов): Прежде всего необходимо иметь в сердце любовь к Богу и доверие к Нему

Иеромонах Стефан (Игумнов): Прежде всего необходимо иметь в сердце любовь к Богу и доверие к Нему

№28 (1117) / 19 июля ‘21

Беседы с батюшкой

У меня вопрос по Евангельскому чтению, в котором Господь Иисус Христос говорит: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде. Приходят ли лжепророки сейчас, или же эти слова были актуальны для времени Спасителя?

− Я думаю, они не потеряли актуальность и в наши дни. Многие, кто пытается анализировать, что происходит с нами, нашим обществом, со всем миром, это видят.

Конечно, Господь сказал это не просто так: человек может увлечься ложными учениями, идеями, призывами и уйти не в ту сторону.

Хотя каждое поколение живет в условиях, очень отличающися от предыдущих (история развивается, человечество прогрессирует, происходит технический прогресс), в принципиальных вещах ничего не меняется. Каждое поколение и каждый человек от рождения и до смерти ищет тех же вещей, что и его предки: пытается осмыслить, для чего он пришел в этот мир, как ему жить, чтобы достичь тех целей, что позволят ему стать счастливым. В конце концов человек приходит к тому, что самое главное в его жизни – это Бог, вечная жизнь, спасение. И он, соответственно, движется к этой цели.

Многие, бывает, сразу следуют ложным целям, увлекаются приманками этого мира, и мы можем только пожалеть таких людей. Но Господь это сказал как раз для тех, кто имеет перед собой благую цель: стремится к Богу, вечности, но бывает увлекаем лжепророками, лжеучениями (то есть их кто-то сбивает с пути).

Сегодня мы видим множество примеров, как это происходит. Я бы даже сказал, что нам нужно быть еще более острожными, чем предшествующим поколениям, ведь мир изменился: технический прогресс, разные информационные технологии, в них очень легко запутаться.

Наверное, каждый из нас, когда включает телевизор или заходит в интернет, попадает в пространство, где он теряется. А если мы погружаемся в эту среду, то вообще перестаем понимать, где правда, а где ложь: эта среда уже вышла за рамки информационных средств – люди в общении друг с другом обсуждают в принципе то же самое, что обсуждается в интернете.

Смешение правды с ложью преследует нас повсюду. Нужно быть очень опытным и аккуратным, чтобы не попасть под власть лжи, смешанной с правдой (любимый прием дьявола). И те, кого Господь называл лжепророками, умело используют ситуации, когда правда смешивается с ложью, и люди готовы очень легко увлекаться этим. К сожалению, такие ситуации опасны, ибо уводят нас от Бога.

Вопрос телезрителя: «Что означает Причастие? Чем оно отличается от Крещения? Ведь Крещение – это тоже соединение с Богом. В чем разница?»

− Принимая Крещение, человек становится членом Церкви. В чинопоследовании Крещения есть очень важный момент: человек отрекается от прежней греховной жизни, от сатаны и сочетается со Христом. То есть Крещение − это черта, которую человек переступает. После этого он должен обновиться, начать совершенно новую жизнь, стать новым человеком. Нужно сказать, что этому событию предшествует исповедание грехов человеком. Как Иоанн Креститель призывал, чтобы люди очищались через покаяние, так и сегодня Церковь тех, кого она готовит к Крещению, проводит через осознание своих грехов и раскаяние в них.

Через Крещение человек соединяется и с Церковью, и, конечно, со Христом – в самом чине Крещения священник спрашивает: «Сочетаваешься ли Христу?» Крещаемый отвечает: «Сочетаваюсь». Но это лишь первый шаг – дальше человека ждет долгий путь духовной жизни, на нем он с помощью молитвы, уподобления Христу через добрые дела, через то, к чему нас призывает Церковь в духовном делании, будет соединяться с Богом.

Каким образом? На него будет нисходить Божия благодать, его сердце будет переполняться ею. Мы соединяемся с Богом по благодати.

Был праздник Пятидесятницы, когда мы вспоминали сошествие Святого Духа на апостолов, потом был день, посвященный Святому Духу. Через Духа Святого мы соединяемся с Богом, а со Христом соединяемся еще через Причастие, принимая Его Тело и Кровь.

В этом смысле Православие уникально: ни одна религия не знает такой любви и этой великой тайны. Она не открыта больше нигде. Если мы будем рассказывать об этом людям, не находящимся в Церкви, очень многие нас не поймут. Это как раз тот камень преткновения, о котором говорил Господь: эта великая тайна открывается только верующему сердцу, только тому, кто принимал Причастие – это буквальное соединение с Богом.

Что такое вообще религия? Это слово можно перевести как «восстановление связи с Богом» или «выстраивание связи с Богом». Любая религия стремится, чтобы человек соединился с Богом, но только в христианстве мы можем соединиться с Богом не только в вечной жизни, когда мы умерли и предстали перед Богом, но и в земной. Вот что такое Причастие.

Вопрос: «Как доверять Промыслу Божию, если бывают трудные времена в жизни? Их тяжело пережить, и, соответственно, многие люди обращаются не к Богу, а ищут ответы на вопросы в астрологии, нумерологии, у гадалок».

− Прежде всего необходимо иметь в сердце любовь к Богу и доверие к Нему. Ни в коем случае гадалки, астрологи недопустимы. Чем страшно обращение к ним? Если ты встал на этот путь, то немедленно теряешь доверие к Богу. И это такая прилипчивая вещь, что отвязаться от нее крайне сложно. Нужно твердо помнить всегда, что Бог любит нас и никогда не оставляет. Нужно довериться Богу раз и навсегда, взрастить в своем сердце уверенность, что Господь никогда нас не бросит. Это незыблемая вещь. В самый трудный момент, когда тяжело, мы должны помнить: Господь сейчас со мной, Христос на меня смотрит. Мученики умирали за веру, имея именно такое состояние в своем сердце: они ощущали реальное присутствие Иисуса Христа.

Мы иногда не ощущаем это в полной мере именно потому, что сами уклоняемся куда-то, в том числе прибегая к противным Богу силам (гадалкам, астрологам и так далее). Это говорит о том, что мы ищем все-таки чего-то земного, материального, а наша вера основана не на том, что мы что-то сделали и ждем от Бога ответной реакции.

Принцип «ты − мне, я – тебе» в отношениях с Богом сразу же надо отринуть, иначе ничего не получится: Господь нас не может даже поощрить на этом пути, Он хочет, чтобы мы с него сошли.

Человек обращается к гадалкам и астрологам именно чтобы получить материальные, практические вещи: он совершенно не думает о спасении, о Божественном, о вечной жизни.

Господь хочет, чтобы мы вели себя по-другому. Очень важна правильная мотивация в наших отношениях с Богом: если у нас в приоритете вечность и главная цель нашей жизни – как мы предстанем пред Богом, окончив земные дни, тогда вопрос доверия и недоверия вообще не возникнет. В любых сложностях, бедствиях мы будем чувствовать, что Господь проводит нас через них только чтобы мы были готовы к Царствию Небесному.

А если мы рассуждаем «как мы можем доверять Богу, если у нас неудачи?», это путь в никуда. Господь пытается нас увести с него, в том числе и через какие-то земные неудачи: не Он нам их дает, но раз мы пошли по этому пути, то получаем их по своему собственному решению.

Вопрос: «Господь до сотворения людей знал, что человек падет и будет жить в муках. А для чего тогда Он это сделал? Где же Его любовь?»

− Господь действительно знал, когда творил человека, что мы поступим нехорошо (и будем поступать так каждый день нашей жизни, отворачиваясь от Бога и обижая Его). Господь уже тогда знал, что Он Сам Себя принесет в Жертву ради нас.

Это же какая любовь! Как Господь нас возлюбил, что, зная все это, все равно сотворил нас, ибо хотел, чтобы мы все наследовали вечное блаженство и благую жизнь с Ним: Он нас любил еще до того, как создал, и сейчас любит не меньше! Его любовь даже нельзя объяснить и понять. Если бы мы ее поняли и приняли, то уже вошли бы в блаженное состояние, стали святыми. Серафим Саровский светился и говорил всем «радость моя» именно потому, что ощущал в своем сердце любовь Божию.

Как же Господу было не создать нас, когда Его переполняла любовь ко всем нам? Он, конечно, знал, что мы нерадивые чада: будем заблуждаться, ошибаться. И Он послал Своего Сына, Который принял мучительную смерть, искупил наши грехи, Воскрес и проложил нам дорогу к вечной жизни. Нам остается только идти путем любви.

Господь знает кое-что, чего мы не знаем: как Он нас будет прощать в вечной жизни, как будет принимать там в Свои объятия (как отец из притчи принимал блудного сына), как Он ждет нас: мы даже об этом не думаем и не помним. Господь прощает и раскаивающихся грешников. Вот какая у Него любовь.

Давайте об этом думать, стремиться к тому, чтобы желать любви Божией, которая нас просвещает, чтобы мы сами эту любовь являли по отношению к другим людям. Тогда мы будем понимать, почему нас Господь сотворил, несмотря на то, что знал, что мы будем такие слабые и грешные. Мать для чего рождает ребенка? Она знает, что будут большие сложности, проблемы, что ребенок будет непослушным, но она надеется, что из него выйдет толк. А Господь не только надеется, Он верит в это, знает: нет греха, который не покрыло бы милосердие и прощение Божие.

Вопрос телезрителя: «Когда Творец создавал духовный мир, Ему же было заранее известно, кем станет Денница, Михаил или Гавриил. И у тех, и у других совершенно одинаковые стартовые возможности. Значит, существовал какой-то потенциал, какие-то индивидуальные задатки. Он знал, кто и как будет реализовывать свою свободную волю. Тем не менее создавались и те, и другие. Это очень тяжело для понимания».

– Условия были равными для всех. Это очень важно. Господь и нас сотворил равными, хотя мы рождаемся в видимых условиях совершенно разных: кто-то в богатой семье, кто-то в бедной, кто-то с одними талантами, кто-то с другими.

Но каждый из нас находится в равных условиях перед возможностью спасения, возможностью сделать выбор между Богом и отвержением Его. И ангелы такую возможность имели: это говорит о величии Божием – Господь совершенно не боялся такой ситуации, что кто-то от Него отвернется. Но, еще раз повторю, это было сделано, чтобы каждый мог свободно принять решение. Не может быть любви по принуждению – это не любовь тогда.

Чтобы сама по себе любовь могла выразиться, проявиться в этом мире, необходимо было дать свободу. Ангелам свобода была дана раз, человеку она дается постоянно, каждую минуту: каждую минуту мы можем принимать свободное решение – быть с Богом или не быть с Богом.

Почему мы с вами часто принимаем неправильные решения? Почему отворачиваемся от Бога? Означает ли это, что не надо было и сотворять нас, не надо было и рождаться нам, раз мы такие? Нет, конечно. Мы должны посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Мы можем принимать правильные решения. Можем быть с Богом. У нас есть эта возможность – Господь нам ее дал. Это величайшее благо. Бог Всесильный, Всемогущий, Всеведущий, Вечный, всегда существующий и любящий – Он есть любовь. И Он захотел, чтобы был еще кто-то, кто мог бы получить эти огромные дары – любви, вечной жизни: дар уподобиться по благодати Ему Самому.

Каково величие Бога и какова Его любовь, что Он пошел на акт творения тех, кто разделит с Ним вечность! Это колоссально. Мы – именно те, кто имеет этот дар. Господь нас сотворил, чтобы у нас была возможность это все наследовать. О каких тогда можно говорить ущербных моментах, если можно все отвергнуть и выбрать только Бога? Давайте отринем все остальное, будет только Бог и любовь.

Вопрос телезрительницы: «Я 36 лет назад сделала аборт и каждый раз каюсь на Исповеди, но не могу себе этого простить. Грешу ли я этим?»

– Если в вашей душе есть сильное уныние до сих пор, то это грех. Аборт – страшный грех, безусловно. На вашем примере видно, как человек страдает, осознавая глубину этого греха. Это боль на всю жизнь.

Детоубийство преследует всю жизнь, но если вы искренне исповедовали этот грех перед священником, перед Богом, получили прощение, разрешение, понесли какую-то епитимью, то Господь вам его простил.

Рана, которую вы нанесли своему сердцу этим грехом, продолжает кровоточить, но не должно быть уныния. Состояние боли за совершенный грех, хотя и есть искреннее глубокое раскаяние, должно препобеждаться верой в милосердие Божие.

Есть радость от того, что Господь прощает даже такой грех: радость, что если вы будете верны Богу, то встретитесь и с Ним, и со своим нерожденным младенцем в вечной жизни. Эта радость должна побеждать уныние, побеждать боль от поступка, что вы когда-то совершили.

Если после Исповеди чувствуешь тяжесть от грехов, которые только что исповедовал, в чем может быть проблема? Нужно ли снова их исповедовать или как-то переубеждать себя, что ты прощен?

– Как правило, такое состояние свидетельствует о том, что покаяние было недостаточно глубоким, недостаточно искренним.

Это уже зависит от нас самих. Господь ждал, что мы раскроем сердце целиком, а мы этого не смогли сделать. Господь нам дал прощение через разрешительную молитву священника, а мы чувствуем, что где-то недоработали. Это не значит, что надо идти исповедовать тот же самый грех, нужно проводить работу над собой. Она может быть разной: это нужно обсуждать со священником, духовником в каждом конкретном случае.

Может быть, батюшка скажет, что нужно еще какую-то епитимью понести или что-то другое сделать, чтобы наше покаяние стало более глубоким. Может быть, он скажет, что покаяние было неискренним, и предложит какую-то духовную работу, после которой можно будет вновь исповедоваться. Такие случаи тоже не исключены. Если у нас не получилось покаяния, нужно исповедоваться еще раз.

Вопрос телезрителя: «Вы сказали, что благодать посещает наше сердце. Я не думаю, что это правильное выражение. Благодать – это энергия Бога (по Григорию Паламе). Мы ее чувствуем физически. Сердце – это орган чувств. Поэтому мы не можем сказать, что благодать посещает наше сердце».

– Я вполне допускаю, что не очень точно что-то сформулировал. Мы пытаемся говорить языком, который понятен всем. Есть такое выражение – «благодать посещает сердце человека». Сердце в церковном лексиконе очень часто рассматривается не как конкретный физический орган человека, а как синоним души.

Я не очень понимаю, что имеется в виду: что благодать физическим путем контактирует с человеком? Благодать имеет духовное свойство в первую очередь. Она не может физически контактировать с душой. Душа нематериальна – она имеет духовную сущность. Нужно быть очень осторожным, когда мы рассматриваем такие вопросы, иначе легко отклониться в заблуждение.

Григория Паламу нужно читать очень внимательно. Его оппоненты, еретики говорили, что соединение с Богом невозможно, никакая благодать не сходит, человек не может стяжать благодать в сердце. Григорий Палама говорил, что связь может быть, и иллюстрировал это очень яркими выражениями. Суть его учения сводится к тому, что наше соединение с Богом возможно, и это соединение реальное. Не кажущееся, а совершенно реальное. К этому же относится и учение о Фаворском свете: когда Господь преобразился на горе Фавор, видели как бы материально, как бы глазами этот свет преображения.

Нужно понимать, что Бог есть Дух. Его энергия – это духовная энергия. Про вечную жизнь тоже иногда спрашивают: «А как же мы телами воскреснем, ведь они материальны?» Тела будут преображенные. Здесь есть некая тайна. Именно поэтому нам нужно быть аккуратными в выражениях.

Записали:
Наталья Богданова
и Анна Вострокнутова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс