Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Желающему жить благочестиво в мире с Богом невозможно жить без скорбей. Что необходимо, чтобы научиться в скорбях не унывать, не роптать, а, напротив, спокойно все принимать как из руки Божией, благодарить Бога за все? На самом деле многое необходимо: терпение и смирение, доверие Богу, что все в жизни не просто так, а по любви и для нашего спасения.
По любви ко Христу
Если бы в лике святых прославляли за успешное в государственном смысле царствование, то главными нашими святыми, безусловно, были бы Петр I и Екатерина II. Сколько они сделали для государства – расширили границы, укрепили центральную власть, создали передовую для своего времени промышленность, увеличили доходы и так далее… Но святыми становятся не за успехи в политическом или государственном строительстве, а за любовь к Богу – это единственный и главный критерий святости. Если смотреть в направлении последнего Императора России Николая II, как смотрят светские историки последние 100 лет, то его правление полная катастрофа. Несмотря на все экономические успехи, он потерял великую империю и бесславно проиграл. Мало того что проиграл – позволил себя убить и убить свою семью. Не было другого царя в истории, который бы добровольно претерпел такие скорби, как Николай II. Все вокруг предали его: Дума, генералы, которым он доверял, а главное – любимый им народ отвернулся от него. До сих пор многие как заведенные повторяют: Ленский расстрел, Ходынка, позорная и ненужная война с Японией… Но после этого очевидного сокрушительного поражения стали происходить странные, по земным меркам, вещи. Враги и предатели, которым царь доверял, один за другим сгинули, всеми презираемые и проклятые, а его прославили в лике святых. Как? Почему? И Церковь говорит: потому, что последний Государь России умер, следуя за Христом. Его жизнь, может быть, и не была примером святости христианского подвижника, как мы ее понимаем, но его смерть стала таким примером. Церковь прославляет последнего российского Императора за то, что ради любви к своему народу он избрал путь страданий и поношений, как и Христос. Как Христос, он не сошел с креста, а выпил свою чашу до конца. Ему тоже предлагали изменить свою судьбу: не подписывать манифест об отречении, взять полки, начать наводить порядок сильной и безжалостной рукой и пролить кровь. Кровь своего народа. Он выбрал другое.
Апостол Петр тоже просил Христа не идти на Крест, явить Свою силу и власть Владыки мира, призвать сонмы ангелов на защиту и покарать и уничтожить врагов. Но вместо этого Господь сказал ему: «Отойди от меня, сатана, ты мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». И русский Царь, Николай II, выбрал то, что Божие: взял свой крест, уготованный ему Богом, и мужественно пронес его до конца. Большевики убили его не как гражданина Романова, а как православного Царя православной империи, убили как помазанника Божия, единственного законного правителя Российской империи, где власть была одна – от Бога. В конце апреля 1918 года в застенках Ипатьевского дома Николай II записал в своем дневнике: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Пусть этой жертвой буду я – да свершится Воля Божия». Вместе со своей семьей и близкими Царь был убит в день убийства заговорщиками князя Андрея Боголюбского, выбрав, по слову святителя Иоанна Златоуста, святое право умереть за свой народ. За несколько дней до смерти Великая княжна Ольга писала из заточения: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут ... чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». И сегодня эта святая всепобеждающая любовь Святых Царственных Страстотерпцев с нами – они молятся за нас и любимую Россию перед Престолом Божиим у Христа.
Бог на первом месте
Часто можно услышать такие слова: обратись к Богу – поставь Бога на первое место в своей жизни, и Господь все расставит по своим местам. Это правда. Но почему-то существует убеждение, что Господь расставит все по своим местам так, как этого хотим мы. Вот придем к Богу, будем стараться жить по заповедям, и за это у нас все будет хорошо. Это не совсем правда: все желающие благочестиво жить во Христе Иисусе будут жить по образу Христа, то есть не благополучными в земном понимании, а гонимыми. Так в этом мире жил Господь, и так будут жить все истинно возлюбившие Его.
Когда человек приходит в состояние мира с Богом, людьми и самим собой, его жизнь реально меняется. У верующего восприятие жизни становится иным, и уже потому сама жизнь изменяется к лучшему. Но сначала меняется он в душе, а потом меняется и жизнь вокруг, и эти изменения без скорбей невозможны. Как велосипедисту невозможно научиться ездить не падая, а гимнасту выполнять сложные фигуры без синяков и шишек, так и желающему жить благочестиво в мире с Богом невозможно жить без скорбей. Что необходимо, чтобы научиться в скорбях не унывать, не роптать, а, напротив, спокойно все принимать как из руки Божией, благодарить Бога за все? На самом деле многое необходимо: терпение и смирение, доверие Богу, что все в жизни не просто так, а по любви и для нашего спасения.
Но в первую очередь для духовного роста, для преуспеяния нужны сами скорби. Речь идет о таком искусстве, которое без практики и опыта никак не приобрести. Когда же человек станет смотреть на встречающихся людей как на посланных Богом для его спасения (а именно так верующие к ним и относятся) и будут стараться поступать с ними по заповедям, мало-помалу человек начнет приобретать ко всем окружающим доброе расположение, из которого впоследствии вырастет настоящая, нелицемерная любовь.
Поступая наперекор страстям, не осуждая, человек откроет душу, как освежающему ветерку в жаркий день, действию благодати Божией, которая будет отзываться в сердце радостью и станет верным ориентиром в отношении к другим. Любой неискренний, без любви поступок в отношении этого другого будет отдаваться в душе болью. И, наоборот, всякое доброе дело станет утешать и вдохновлять. В конце концов человек придет в меру святых, когда все люди станут для него образом любимого Христа, к Которому он будет обращаться в каждом встречном (может быть, в самом последнем злом человеке) и от сердца говорить, как преподобный Серафим Саровский: «Здравствуй, радость моя!»
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-po-lyubvi-ko-hristu;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-bog-na-pervom-meste
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.