Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1110) → Священник Олег Патрикеев: Пророки и пророчества

Священник Олег Патрикеев: Пророки и пророчества

№21 (1110) / 1 июня ‘21

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы особенно важна в преддверии удивительного праздника: 21 мая – память апостола Иоанна Богослова. Поговорим об Откровении, или Апокалипсисе. Пророки и пророчества волнуют очень многих: мы хотим видеть знаки, которые нам посылает Господь, чтобы понять наше будущее, но очень часто принимаем некие пророчества за истину... Сразу спрошу Вас о знаменитой фразе «Нет пророка в своем отечестве»: мы как-то по-особому относимся к пророкам и пророчествам?

– Пророчество – это удивительное служение Богу. Есть духи пророчества, о которых говорит апостол Павел. Вспомним, кто был первым пророком: тогда, может быть, поймем, что значит это служение. Оно великое и страшное, и многие пророки отказывались от него – мы видим очень много примеров из Писания, когда пророки спорят с Богом (Моисей говорит: «Я вообще косноязычный, плохо говорю – я не могу проповедовать», другой говорит: «Я слишком молод»).

Первый пророк был Адам, у него был дар пророчества: он давал имена зверям, проглядывая их сущность, ведь название (имя) – это сущность того или иного животного или даже дерева. Адам имел дар пророчества, смотрел на слона, видел его хобот и говорил: «Ты слон». Для нас это уже немного непонятно, выглядит как шарада, игра, а на самом деле это глубокое познание имени.

Господь дал ему дар пророчества?

– Конечно, дух пророчества – от Бога. В раю прозвучало несколько пророчеств – например пророчество о Воскресении. Я сейчас сказал: «Христос Воскресе!» – и многие ответили: «Воистину Воскресе!». Это пророчество было сказано еще в раю Адаму и Еве. Все, кто повторил сейчас эти слова, являются последователями пророков или даже сами пророчествуют, что Христос Воскрес.

Помните о суде, который произошел в раю? «Суд нелицемерный», но при этом было дано пророчество: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Это совершается в Иисусе Христе – Он стер главу змия Своим Воскресением. Он Воскрес – значит, пророчество сбылось. И все, кто говорит, что Он Воскрес, возвещают великую истину словами: это сверхистина, выше ее нет – Он Воскрес.

Есть такая церковная байка. Атеист говорит, что люди не верят в Воскресение Христово, а батюшка говорит: «Я тебе сейчас докажу, что абсолютно все верят в это». Стоит огромная толпа, батюшка говорит: «Христос Воскресе!» – и все: «Воистину Воскресе!»...

– Значит, сейчас вы приняли дух пророчества, который витает, как Дух Святой, ожидая, кто откроет свое сердце. Ведь пророческие духи, как написано в Деяниях апостолов, даются людям не чтобы рассказывать, что будет завтра, предсказывать погоду.

Такие пророчества мы каждый день видим и слышим по телевизору.

– И они бывают ошибочные: есть лжепророчества. А здесь говорится о духе, который утверждает истину. Что есть истина, как не Христос? И все пророчества, сказанные до Его рождения (даже до Его зачатия), и Закон говорили именно о Нем – Иисусе Христе.

Еще в Ветхом Завете мы часто встречаем именно пророчество, что родится Сын Божий, Который воскресит нас Своей смертью… Мы часто видим и слышим пророчества, сказанные нам в угоду. Почему такое происходит? Это – на потребу нашим желаниям? Или мы просто хотим конца света, хотим узнать что-то о своей смерти?

– Это как в песне: «Желают знать, что будет» – ходим к гадалкам. Вроде бы все и так понятно. Сверхоткровение дано нам в Новом Завете, ничего нового уже не будет, в нем все сказано. Но людям этого мало – им нужно «знать, что будет». И идут они к так называемым прозорливцам, ищут прозорливых старцев: прямо очередь к ним – интернет полон этими паломничествами: «Свозим к прозорливому старцу». Кто он такой – никто не знает? Это еще лучше. Желание знать будущее – это человеческое любопытство, грех нашей искаженной природы.

Какой это грех?

– Духовный.

Гордыни, уныния, ропота?

– Он берется из тщеславия: ты первый узнаешь, например, о результатах матча… Люди до безумия доходят, ища какие-то знаки от того, кто скажет о будущем. Это не сейчас появилось: в Ветхом Завете есть о прорицателях.

Мы помним из Евангелия, как одной из таких пророчиц апостол Павел запретил пророчествовать, хотя она говорила про апостола Павла и его спутников, что это люди Бога Всевышнего. Пророчица зарабатывала деньги для своих хозяев тем, что предрекала грозу, какой-то выигрыш… Павел-то понимал, что это бес тщеславия под ногами вертится. Христос запрещал бесам, которые кричали: «Мы знаем, Кто Ты», проповедовать о Нем – говорил: «Умолкните». Так и апостол Павел запретил ей. Дух из нее вышел, и она ничего уже сказать не могла. Конечно же, финансовая составляющая пошатнулась у этих людей.

Вопрос телезрителя: «В Книге пророка Даниила сначала описывается суд, а потом уже власть будет передана Сыну Человеческому, то есть Христу. А у Иоанна Богослова описано наоборот: сначала Второе Пришествие, потом уже суд. На кого ориентироваться? Кто прав?».

– Тема очень серьезная – богословская и догматическая. Надо смотреть, о чем говорят святые отцы. Любое пророчество расшифровывается только Духом Святым и человеком Божиим. Оно дается человеку Божию, чтобы он передал его тем, кто его сейчас слышит.

Пророк Даниил проповедовал в свое время, его пророчество очень трудное и серьезное (есть и о конце света) – и оно очень тесно переплетается с пророчеством Иоанна Богослова, у них очень похожий стиль. Мы можем увидеть некоторые очень похожие фрагменты, как будто одним языком написано. Поэтому иногда кажется, что кто-то у кого-то списывал.

Мы должны понимать и раскрывать пророчество Даниила в Новом Завете. Есть четкая установка – сначала жизнь, потом смерть и суд. Как это произойдет? Временные отрезки нам никак не поставить. У каждого суд будет в тот момент, когда душа отойдет от тела. И уже начнется апокалипсис человека: звезды небесные пошатнулись, небо свернулось – человек вышел из видимого, вещественного мира и уходит в мир духовный, где нет материи.

Ангельская материя совсем другая, и духи нематериальны. Мы не можем физически измерить их состояние света или молекулы – у них там этого нет. Поэтому представить себе четкое расписание, как у электричек, что в такое-то время электричка идет в ад, а в другое в рай («выбирай, куда садиться, и там тебе все расскажут»), – невозможно.

Конечно же, пророчество невозможно четко определить. Оно бывает и на эту минуту, и на 100 лет вперед, а, может быть, и на тысячу лет вперед.

Однажды я ехал в автобусе, где был класс вместе с преподавателем. Они задавали ей вопросы по гороскопу, и она с каким-то упоением и восторгом рассказывала им: «Твой знак означает это, а ты – Телец»... И все слушали ее с восторгом. Я понимал, что в этот момент она была для них пророком – рассказывала им тайны бытия. Но какого? А в светской прессе каждый день – о том, что ожидает Рыб, Тельцов, Львов, Козерогов и так далее. Это тоже желание пророчества в жизни?

– Да, конечно. Звезды и даны нам, чтобы раскрывать эти пророчества. Об этом говорится в Писании: солнце и луна для знамения времен. Например, мы видим, что при распятии Христа солнце померкло на 3 часа – в тот день не было солнечного затмения, а солнце погасло. Каким образом?

И землетрясение было.

– Пророчества по звездам человек расшифровывает сам, для себя и для каких-то своих целей. А цели ведь очень простые – либо финансы, либо гордыня, либо тщеславие. Все. И тогда ты становишься тайновидцем, то есть передаешь какие-то знания. Этот гнозис завораживает – как обезьянку удав. «Слушайте меня. Я вам сейчас все расскажу».

В этот момент человек как бы отпускает свою волю, становится послушным. И послушные овечки бегут за лжепророками, которые были в каждом веке. «Христос уже пришел, и мир уже был осужден». – «Да нет, Он не пришел, перенеслась Его встреча».

Но он придет.

– Да, «он придет» – и через какое-то время опять, и сколько было таких сект! Мы знаем их и из нашей жизни. Мы ведь должны понимать, что есть пророк, говорящий истину, и эта истина чувствуется духом.

Ты же все-таки чувствуешь, когда тебе лапшу на уши вешают. Либо все-таки поддался этому духу, который как бы тянет тебя заглянуть в замочную скважину: «А что же там?» (как Буратино: «А что же там?» – и носиком своим клюк туда. Какие искушения были потом у Буратино!)…

Вопрос телезрительницы: «Есть ли различия между пророчествующим и пророком?».

– Есть различные школы. Даже была школа пророков, которая учила людей духу пророчества: человек вел себя как спартанец – он был полностью аскетом; эти школы учили человека отрываться от своего «я». Это не просто какие-то тибетские школы – они именно воспитывали людей, которые должны были услышать голос Божий. Ведь пророк – это тот, кто услышал голос Божий.

В принципе, почему я сказал, что сейчас все пророки? Потому, что все услышали голос Божий. Ведь пророчество о Воскресении Христа было сказано еще в раю, потом подтверждено в каждом пророке. И, конечно же, мы видим это и в Новом Завете. Первое упоминание – Сам Христос говорит: «Через три дня Я Воскресну». Но кто из апостолов Его услышал? Получается, Он пророчествует, пророчество исполняется, а люди Его не услышали. Самое удивительное, Каиафа услышал – помните, он говорит: «Тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней Воскресну»? И побежал как бы ниспровергнуть это пророчество. Он говорит: «Если украдут Его тело, точно скажут, что Он Воскрес» – он услышал это, запомнил и попытался запечатать жизнь во гробе, запечатать Христа во гробе, и поставил стражу, но все напрасно: то, что сказал Бог, сбывается – и это пророчество сбылось.

У людей бывает ясновидение, такой дар, но, оказывается, науке неизвестно, откуда берутся такие дары. Но можно это определить по духу. Например, взять всем известную Вангу. К ней же приезжали тысячи людей в день, правители всего мира узнавали о своей будущей судьбе, даже и из наших краев приезжали. Какой дух был у нее? Православная Церковь относится к этому очень аккуратно. Если судить по тем иконам, которые она писала, ее духовное состояние говорит о каком-то внеземном духе, Православию немножко чуждому. Это дар, но от кого она приняла этот дар – тайна Божия. Мы не должны ее судить, конечно же, и не будем вдаваться в подробности. Но пророки и пророчества бывают абсолютно разные.

Во время Литургии мы слушаем Апостол и Евангелие, а на Святой Пасхе Деяния. Происходит удивительная вещь: слыша слово Божие, мы становимся сродни пророкам. Допускаем Евангельское чтение до своей души и несем его дальше. Получается, что мы все в какой-то степени пророки?

– Исполнение Евангелия – обязанность христианина. Слово Божие, исходящее из уст священника, – это проповедь Самого Христа. Мы должны закрыть глаза в этот момент, чтобы не видеть священника и не соблазниться, а представить себе, что это говорит Сам Христос, тогда будет другое состояние и восприятие.

Почему нужно обязательно проповедовать после Евангелия сразу же? Чтобы человек понимал смысл этих слов – это самый важный момент в Литургии, кроме Евхаристии: Словом Божиим человек тоже причащается – он открывает свое сердце и вкушает слово; оно, как энергия, исходит из Евангелия и пронзает века и 2 000 лет несется по нашей бескрайней пустыне, ищет сердца, где бы остановиться и, как зернышко, раскрыться. Когда человек раскрывается для Евангелия, он понимает, что это пароль, кредо: сказано делать сегодня вот это.

Почему у нас практически все слова одинаковые, кроме Евангелия? Потому, что Евангелие – центр: что не нужно делать в этой жизни. Ведь завтра может быть уже поздно, можно не проснуться.

Мы настолько желаем узнать свое будущее, что и в песнях Высоцкого, и в стихах Пушкина пытаемся узнать какие-то приметы будущего…

– Мы не хотим смерти. Но смерть грешника люта. К сожалению, наш интерес к будущему заключается не в том, чтобы покаяться именно сейчас… Мы живем настоящим, живем сейчас – в данную секунду и есть настоящее. Будущее еще не наступило, оно каждый раз отступает на секунду, как и прошлое. Если мы будем заглядывать в будущее, мы потеряем настоящее.

Прошлое мы должны воспринимать, чтобы иметь площадку для покаяния: прошлое – это наши беды, проблемы, воспоминания о страданиях, уныние, которое оно нагнетает. Мы можем изменить прошлое только если изменим настоящее. Это тайна времени, когда данная секунда называется «вне времени».

Что такое крест? Посмотрите сверху донизу. Это линия от Севера на Юг и с Запада на Восток. В центре ноль. Но в центре Христос, и тогда все смыкается только на Кресте: все времена, ветра, природные явления находятся в этой «точке икс» – это Христос.

Самое интересное, что чем моложе, тем сильнее хочется знать свое будущее, чем старше, тем меньше хочется знать. Что это?

– Дух молодости – вечно растущий, как деревце, барашек или лошадка, которой надо скакать по прериям: «мои мысли – мои скакуны». А мудрый конь стоит спокойно, жует и смотрит на всю эту беготню: мол, куда вы все торопитесь?

Наша Церковь состоит из пожилых людей, молодых мало, и все прихожане по-разному говорят: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!». Насколько нас всех объединяет желание узнать свою жизнь, свой конец? Не грешно ли это?

– Знать о своем конце не нужно, ведь мы бессмертны – надо раз и навсегда это запомнить. Это же не психологический опыт, когда стоишь перед зеркалом и повторяешь: «Я бессмертный…».

Мы верим в Воскресение Иисуса Христа – это твердая вера, и на этой твердой вере возникло христианство, Церковь, апостолы. Первая проповедь о Воскресении Христа была у апостолов: они шли и говорили, что Христос Воскрес! Как Воскрес? Даже апостолы сначала не верили в это. Второе тысячелетие приходит к нам весть о Воскресении. Апостол Павел говорит: если Христос не Воскрес, то наша вера тщетна, мы напрасно умираем. Если Он не Воскрес – мертвые не воскресают, а если Он Воскрес, то и мы все воскреснем. Мы воскреснем – значит, смерти нет, она взята на Крест.

Смерть побеждена смертью Христа – это и есть пророчество, исполнение пророчества, и мы становимся этими пророками, говоря друг другу: «Христос Воскресе!».

Воистину Воскресе!

Записали:
Елена Кузоро
и Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс