Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1109) → Протоиерей Игорь Илюшин: Женское служение дома и в Церкви

Протоиерей Игорь Илюшин: Женское служение дома и в Церкви

№20 (1109) / 24 мая ‘21

Беседы с батюшкой

Тема женского служения не раз поднималась в наших эфирах... В вашем храме создано огромное сестричество женщин – что это, особый дар или особое расположение сердца? Мы часто служение женщины в доме воспринимаем как должное: женщина должна убирать, готовить еду, заботиться о детях, гладить одежду мужу. Кроме этого, как-то ощущать себя в этом мире и думать о спасении. Давайте сегодня поговорим об этом…

– Я рад, что мне посчастливилось в канун праздника жен-мироносиц сказать слова о самом прекрасном поле, о женщинах.

Действительно, Господь возвеличил женщину. Есть предрассудки, что к женщине в Церкви неправильно относятся – ставят ее на второй план и происходит некая дискриминация.

Посмотрим с самого начала, как Господь устроил женщину. Когда Господь творил мир, Он создавал последовательно все более совершенные творения. Вначале Он сотворил свет как некую материю, потом планеты, звезды, землю, воду, потом животных и Адама. Адам уже жил какой-то период времени. На самом деле Господь сотворил женщину не по просьбе Адама.

Есть мнение, что Господь долго вынашивал план о сотворении более совершенного человека. Ева отличается от Адама по своим качествам: это чуткое сердце, более нежный человек, впечатлительный – ради такого человека мужчина может сотворить и сделать что-то хорошее. Но вспоминается часто и негатив: Ева соблазнила Адама вкушением запретного плода. Но, может быть, в этом виноват Адам? Он оставил ее одну: Господь благословил им быть вместе, но по какой-то причине она оказалась одна. Это говорит о том, что мужчина должен всегда защищать женщину, быть рядом, – тогда с ней не приключатся никакие беды, она не сделает неправильных поступков. Но это ни в коем случае не умаляет ее роль.

Но, к сожалению, читая историю Ветхого Завета, мы видим, что женщина подверглась дискриминации – она всегда была на втором плане, и этот факт нельзя отрицать. Ева вспоминается как виновница грехопадения. Но это ошибка, которая произошла вследствие именно грехопадения. Мир пал, и произошло искажение: женщин даже не считали (это встречается в Евангелии, где говорится о насыщении 5-ю хлебами: не считая женщин и детей). Почему было такое отношение? Из-за грехопадения: мир пал. По этой же причине не признали и Христа.

Если рассуждать далее о женах-мироносицах, надо вспомнить, что Христос не гнушался общением с женщинами: Он завел беседу с самарянкой, к Нему подошла блудница, которая начала омывать Его ноги (увидев это, тот фарисей, что позвал Его, про себя подумал: «Если бы Он был пророк, так знал бы, что за женщина к Нему прикасается, и какова она; она же грешница», ведь с ней нельзя было даже разговаривать!). Мария Магдалина, из которой было изгнано 7 бесов, – та жена-мироносица, которая сподобилась видения Воскресшего Господа Иисуса Христа, самого яркого и первого явления. Не мужчина сподобился, а женщина. Господь говорил, что последние станут первыми. Жены-мироносицы сознавали себя последними, они признали свое положение, но Господь первым явился им (Он не явился даже Иоанну Богослову, который тоже проник на Голгофу и тоже был чист и свят).

Вопрос телезрителя: «Может ли женщина в Церкви проповедовать и учить мужчину?».

– Мы постепенно подходим к этому вопросу, он достаточно глубокий. Если вспомнить хронологически Евангельские события, посвященные женам-мироносицам, то эти женщины ни на что не претендовали, но они по-Евангельски служили, и их служение подводится к тому, что они могут быть прямыми, настоящими наследницами Царства Небесного: вот насколько Господь позаботился о женщинах.

Мария Магдалина принесла весть, проповедь о Воскресшем Христе самому императору. Есть предание, что она показала яйцо, и то стало красным, в знак Воскресшего Христа, и она проповедовала Его: женщина, равноапостольная Мария Магдалина, несла такую же проповедь, как все апостолы. Далее в истории Церкви первых веков мы видим служение диаконисс, а это служение женщин в Церкви.

В нашем храме отец-настоятель создал большое сестричество милосердия, которое работает по разным направлениям милосердного служения: медицинская помощь болящим и престарелым людям, детям в детских домах, преподавание в воскресной школе, консультирование прихожан в храме. Мы обращаемся к сестрам милосердия, когда человек подходит в первый раз к священнику с вопросом, как подготовиться к Исповеди и Причастию, а у священника стоит целая очередь людей, которые тоже ждут ответа: можно свободно попросить любую сестру в храме рассказать об этом – и быть уверенным, что сестра милосердия с заботой, чуткостью все объяснит.

Ведь с сестрами милосердия проводятся беседы, их готовят. Их собирает настоятель и дает консультации по злободневным вопросам жизни Церкви на данный момент. Конечно, все они воцерковленные, регулярно причащаются, они прихожанки храма. Среди сестер много врачей.

Можно сказать, что Господь Иисус Христос преодолел дискриминацию женщин фактом Своего явления прежде всего женам-мироносицам. Апостолы пребывали в страхе, боялись. Даже когда жены-мироносицы дошли до апостолов и сказали, что Христос Воскрес, гроб пуст, – не поверили, побежали. Как сказано в Евангелии, они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Только через некоторое время Господь явился им самим. Может быть, они не были настолько достойны, насколько были достойны жены-мироносицы.

Женщина в Церкви возвеличена. Божия Матерь сподобилась невозможного: можно сказать, что это исключение, но Приснодева Мария смогла объять необъятное, вместила Бога, смогла Его родить.

Женское сердце настолько исполнено любви… Это недосягаемо для мужчины. Мужчина не может настолько любить ребенка. Бог доверил рождение детей женщине – это ее преимущество. Многие вспоминают, что Бог наказал этим женщину (жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей), но забывают, что рождение ребенка – не наказание, а величайший дар Божий: это преимущество не дано ни одному мужчине. Только руки матери могут дать ласку и нежность ребенку, держать его головку, убаюкивать, петь прекрасные колыбельные, от которых он засыпает (папа своим грубым голосом напугает ребенка, тот только расплачется).

Вопрос телезрителя: «Женщину обвиняют, что она первая согрешила. Ее обвинил апостол Павел в своем послании. Он сказал, что она первая согрешила, но спасется чадородием. В другом послании он говорит противоположное: выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Как же она может спастись чадородием, если замуж не выйдет? Во всех посланиях у апостола Павла очень жесткое отношение к женщинам почему-то. Почему?».

– Прошло много времени с момента написания Евангелия. Была большая история переводов, и до сих пор мы узнаем, что некоторые слова, выражения, фразы Евангелия понимались сначала в одном смысле, а потом вдруг узнаем другой смысл; для этого мы читаем множество толкований. И такие стереотипные измышления буквального понимания текста всегда рассеиваются как раз толкованием сложных мест, которые встречаются в Библии.

Их очень много. Например, утверждение, что всяк человек – ложь: очень распространенная фраза. Мы можем вспомнить, что человек – венец творения Божия, он образ и подобие Бога, призван в удел стать святым. Как же понимать выражение «всяк человек – ложь»? Смысл этой фразы такой: всякий человек может сотворить ложь, может стать лживым, никто не застрахован от этого.

Другая фраза: всякая власть от Бога. Сейчас стало известно, что перевод звучит несколько иначе: «всякая власть под Богом» (в том значении, что всякая власть получит воздаяние от Бога за свои деяния). Это не значит, что власть, допустим, злая или языческая ниспосылается Самим Богом – нет, она попускается Богом, но от Бога получит свое воздаяние.

Такие обобщения (как «всяк, все», что женщина спасется только чадородием) не говорят об истине. Только когда человек изучает Священное Писание в комплексе, со всеми толкованиями, Преданием Церкви, а главное, с любовью в своем сердце, ему открывается истина, которую говорит Господь Иисус Христос.

Конечно, в канун дня женского церковного праздника жен-мироносиц, церковного прославления женщин мы переосмысливаем значение женщины. Очень многое зависит от мужчины. Если мужчина не проявляет должной заботы о женщине, не становится для нее стеной, опорой, женщина начинает брать бразды правления в свои руки. Происходит замещение, оно вследствие грехопадения рода человеческого изменяет женщину, и случаются такие моменты, что женщины озлобляются, обижаются. Я верю, что любая женщина в Церкви Христовой, которая захочет спасения, познания истины, найдет эту полноту, гармонию через Священное Писание благодаря Церкви. Церковь сейчас дает возможность каждой женщине реализовать себя во всех направлениях.

Конечно, самое основное – семейное служение, рождение детей, но на этом не заканчивается служение женщины. Есть особые категории – монашеское служение, оно редкое, но в Русской Православной Церкви распространено. У нас много женских монастырей, много девушек принимают монашество, отрекаясь от мира из-за любви к Господу.

Но не только такое служение есть в Церкви, есть еще сестричество. Оно состоит из сестер милосердия и их помощниц, это так называемые «испытуемые», желающие стать сестрами милосердия. Воспитываются они старшими сестрами не один год. На нашем приходе есть сестры, которые несут свое милосердное служение по 25 лет и более. Они ходят по больницам целыми днями, посещая больных, заходят в палату, спрашивают, кто хочет причаститься, кому нужна молитвенная помощь. Если кто-то откликается, они начинают миссионерствовать, рассказывать о Христе, о Церкви, приглашают священника, он приходит в палату, причащает, исповедует. Кто-то впервые узнает о Боге, о возможности Крещения, Причастия, поэтому и в больнице мы совершаем эти таинства благодаря сестрам милосердия. Дорогие девушки, женщины, приходите в храм – для вас всегда найдется служение, вы почувствуете радость от того, что приносите людям добро, а не просто живете для себя. К сожалению, мир сейчас пропагандирует жизнь для себя, самолюбование, а это искажение замысла о человеке.

Господь настолько позаботился о женщине, что помог ей умалиться, встать на второй план. Вспомним апостолов, которые шли со Христом и рассуждали, кто из них больший, кто лучший, кто по правую сторону сядет, кто по левую, а о женщинах они даже не думали. Господь, услышав этот разговор, сказал: тот, кто из вас будет меньшим (но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом). Но апостолы подумали, что меньший – Иоанн Богослов, как самый молодой. Но нет – оказалось, что жены-мироносицы. Такого разворота событий они не ожидали.

А у Господа нашего Иисуса Христа всегда такая логика, которую мы не можем себе представить.

Я вспоминаю 80-е годы прошлого столетия: кто идет в храм и выходит из храма, так это женщины – тогда и представить себе нельзя было, что в храме будет молодежь или мужчины. В 1990-е годы в храмах появилось много людей, в том числе и мужчин, а сейчас на приходе видишь: мужчин так мало, что батюшка может смело обращаться: дорогие прихожанки. Почему?

– У женщин больше шансов благодаря тому, что их душа уже так устроена Господом, что они более чуткие, интуитивные, более религиозные. Конечно, бывают исключения, но исключения лишь подтверждают общий факт.

Женщины уже сотворены расположенными к познанию Бога. У них чувственное понимание Бога, а у мужчин скорее рассудочное, логическое. Женщины все чувствуют сердцем, потому и плачут. Мужчины практически никогда не плачут, а женщины чуть что плохо – плачут, хорошо – плачут, в храм заходят – плачут. Для мужчин слезы великий дар, как писали монахи. Но этот великий дар подарен всем женщинам.

Посмотрите на маленьких детей в детском саду: кто плачет? Девочки плачут всегда. Мальчики – нет. Это говорит о том, что у первых душа тонкая, ранимая, наполнена любовью, они стремятся к совершенству, они и сами совершеннее, красивее, – но и слабее. Господь как раз и сказал, что в этом мире не надо стремиться к чему-то монолитному. Мужчина может построить хороший шалаш, допустим. Женщина построит – ветер подует, и все развалится.

Но она способна вдохновить мужчину, чтобы этот шалаш превратился во дворец.

Мы можем вспомнить знаменитую цитату: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Не возлагаем ли мы на женщину неудобоносимые бремена из-за того, что мужчины не справляются с чем-то?

– Парадокс в том, что, несмотря на внешнюю слабость женщины, Бог ее сотворил более сильной, чем мужчину. Это проявляется в том, что она рожает детей, те страдания, мучения и боли, которые она испытывает, мужчина не испытывает никогда в своей жизни.

Вспомним Иудифь из Ветхого Завета, которая жила в городе Ветилуя. Навуходоносор отправил ассирийское войско под предводительством своего военачальника Олоферна для уничтожения израильтян. Они осадили город, и началась блокада… Все боялись, мужчины трепетали в страхе. Иудифь вышла из города, пришла к Олоферну с угощениями (ни в какой блуд она не вступала, как думают многие) и сказала, что пришла к победителю. На 3-й день она решила его накормить ужином, напоила вином и отрубила голову. Пришла обратно в город. Люди, мужчины, трепетавшие от страха, увидев голову Олоферна в ее руках, выгнали ассирийское войско. И при жизни Иудифи ассирийцы ни разу не напали на израильтян.

Если подвести итоги нашей передачи: все-таки служение женщины в доме и в Церкви разделяется?

– Служение всегда должно быть исполнено любви. Женщина – благодаря тому, что ей уже дано от Господа, и тем качествам, которыми наделил ее Господь, – привносит это и в свой дом, и в Церковь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс