Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В эти дни каждый наполнен радостью о Воскресшем Христе. Даже люди, которые еще, как говорится, не вошли в церковную ограду, наверное, чувствуют Пасхальную радость православных христиан и как-то приобщаются к ней. Раньше после крестного хода ночной службы в храм возвращалось очень мало людей, а сейчас ситуация изменилась: сколько людей ушло на крестный ход, столько возвращается обратно в храм… Светлая Седмица – только для православных христиан или для всех?
− Господь Иисус Христос есть Бог всех людей. К сожалению, не все об этом знают, но, по слову апостола Павла, мы уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Поэтому все люди призваны войти в радость Христова Воскресения. Одни еще не знают о задаче всей своей жизни, другие только на пути к ней, а задача всей жизни − спасение, которое даровано нам Христом Богом. Он дарует нам Самого Себя в Своей Церкви.
Но спасение – это единоличное дело? Мы говорим, что Христос – мой личный, персональный Спаситель. Насколько это правильно?
− Это правильно. Но насколько спасение − дело индивидуальное и личное, настолько оно и общее. Человек живет в социуме. Самая главная служба Православной Церкви называется «литургия»: это греческое слово означает «общее дело», «служение» – Богу и общее служение Бога и человека.
Спасение – вопрос индивидуальный, ибо каждый из нас делает свой выбор. Но спасение – это и дело всей Церкви, ведь в Церкви мы все сообща исповедуем Бога своим Отцом Небесным (мы и в молитве говорим: «Отче наш»). Наше спасение даровано в Церкви. В ней мы призваны найти свою подлинную личность, которая раскрывается через наше отношение к Богу и ближнему. В Церкви мы призваны научиться видеть в других людях своих братьев и сестер. Человек и одинок (он рождается и умирает в одиночку), и является частью единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Часто мы думаем, что прошла Светлая Седмица, наступила антипасха в воскресенье – и Пасха закончилась.
− А она только начинается.
Светлая Седмица – продолжение празднования Пасхи: особенные службы, ежедневные крестные ходы. Но Воскресший Христос Бог был 40 дней со Своими учениками, поэтому и мы празднуем Светлое Христово Воскресение 40 дней. Период Светлой Седмицы особый, радостный: мы размышляем о тайне нашего спасения, о тайне Воскресения и участвуем в радости Воскресения, мы входим в радость нашего Господа. О Воскресении Христа Бога ликует весь мир − и ангельский, и человеческий.
Пасха – исполнение Божия служения, Божия Воплощения. Когда в Великую Пятницу на Кресте Господь сказал: «Свершилось», это относилось не только к окончанию Его земного пути – свершилось еще и предвечно уготованное Богом спасение. Всеведущий Бог знал судьбу человека прежде его сотворения: Богу было ведомо, что человек подпадет под власть греха, станет смертным. Чтобы вернуть человека Богу, чтобы во Христе даровать человеку вечную жизнь, Сам Сын Божий должен был воплотиться в этом мире. А в мире греха Воплощение подразумевает и Крест, и смерть. Все это и определил Предвечный Божий Совет.
Воскресение – это исполнение чаяния всего Ветхого Завета: ожидания Христа Спасителя. Воскресение – это завершение спасительного подвига Божия Сына. Это основа нашей веры – апостол Павел так и говорит всем нам: если Христос не Воскрес, то вера ваша тщетна – только вера во Христа, Который победил смерть Воскресением, дает человеку уверенность, что любая неправда и любое зло (грех, смерть) уже побеждены Христом и будут побеждены в грядущем Христовом Царстве.
Святитель Григорий Палама говорит, что мы все уже участвуем в Воскресении Христа (ибо в земной жизни мы становимся причастниками Христовой благодати и победы Христа над смертью через святое Причащение) и будем участвовать в Его Воскресении потом (ибо мы чаем «воскресения мертвых и жизни будущего века» и становимся причастниками Его грядущего Царства). Так что есть смысл радоваться, жить, развиваться и двигаться вперед.
Вопрос телезрителя: «Как молиться у распятия? Благодарить, каяться, просить силы, веры и любви к Богу?».
− Все правильно. Наша молитва – это и плач по Богу, и сокрушение сердечное, и благодарение Бога за то, что Христос Господь умер за наши грехи, взошел на Крест и пролил Свою Кровь. Еще молитва – это просьба обо всем благопотребном.
Когда мы обращаемся к Спасителю (или Деве Марии Богородице) перед Его иконой, то икона для нас – окно в духовный мир. Когда мы стоим перед Крестом (или осеняем себя крестным знамением), мы обращаемся к непобедимой силе Животворящего Креста Господня, которая есть благодать Самого Господа Иисуса Христа. Он сделал Крест из орудия осуждения орудием нашего спасения. Перед Крестом мы стоим с благоговением, с благоговением и любовью осеняем себя крестным знамением, с благоговением и любовью перед сном мы целуем нательный крест, выражая любовь ко Христу Спасителю. Крест являет нам спасительную любовь Сына Божия, ставшего еще Сыном Человеческим.
Мы слушаем в храме Евангелие, но, когда выходим из храма, часто даже не можем сказать, о чем было Евангельское чтение.
− Мы слышим слово Божие, и оно, как семя, падает на определенную почву – наше сердце. И от нас самих зависит, как мы слово Евангельской проповеди храним, как над ним трудимся.
Царство Божие нудится, то есть приобретается трудом. О каком принуждении, труде Господь здесь говорит?
− Иго Мое благо, и бремя Мое легко…
Иго и бремя Христа – это поучение в Его Законе, в Его заповедях. Человек – существо духовно расслабленное, духовно ленивое (каждый из нас по себе знает, как тяжело дается молитва и как легко просидеть 2–3 часа перед телевизором или экраном компьютера). Молитва действительно требует духовного напряжения, нашего волеизъявления. Когда мы понимаем, что молитва – это высшая ценность, высшее призвание человека (ведь мы, маленькие люди, обращаемся к Богу − Владыке вселенной, Творцу мироздания, славим Бога, называем Его Небесным Отцом, Сына Божия называем нашим Спасителем, Духа Святого – Господом Животворящим), тогда нам легче понемногу справляться со своей ленью. Мы духовно поврежденные люди. Чтобы жить подлинно духовной жизнью, нам необходимо волевое усилие (душевное и физическое).
Вопрос телезрителя: «Я хотел бы знать конкретное условие нашего спасения в современном мире. Разбойник, который был справа от Христа распят, в храм не ходил, не причащался, не исповедовался, но при этом оказался в раю. Можно и исповедоваться, и причащаться каждый день, но при этом быть первым претендентом в адские обители».
− Все определяется не внешним деланием, а нашей мотивацией и чувствами – тем сердечным расположением, с которым мы осуществляем то или иное духовное дело. Более того, человек – существо динамическое: сегодня он может быть праведником, а завтра − духовным преступником.
Господь Бог знает, как сложится наша жизнь.
Иуда был учеником Христа Спасителя и удавился. Павел был гонителем христиан, а потом более других потрудился на ниве благовествования Христова. Поэтому будем молиться, чтобы мы каждый день, просыпаясь, помнили, что проснулись для жизни со Христом, каждый день, засыпая, помнили, что мы предаем дух в руки Отца Небесного. Каждый день мы учимся быть христианами. Это очень тяжелый путь − ходить всю жизнь в храм, а оказаться с Богом только на кресте. Есть пути гораздо более удобные для осуществления своего спасения.
Мы слышим, что Господь «дела приемлет, и намерение целует» (если это не намерения греха). Мы очень грешные, но у нас существует тяга к Господу. Во всех ли людях она есть?
− Не знаю. Знаю только, что всех людей Господь создал для Себя: человек не автономен, и счастье его, реализация его жизни возможны только в Боге. Но человек, как мы сказали, изначально поврежден грехом: он уже приходит в мир удобопреклонный к греху, как говорили святые отцы. Более того, человек сам себя еще больше повреждает своими грехами, поэтому, конечно, он может заглушить в себе естественную тягу к Богу.
Человек есть образ Божий, но этот образ в нас затемнен – причем он может быть затемнен настолько, что светлые краски образа Божия уже не просматриваются. Но Господь даровал нам покаяние: мы во время Великого поста слышали о величайшей грешнице, которая стала великой святой, праведницей. Слава Богу, что есть путь покаяния, изменения, преображения.
Вся жизнь в конце концов есть не что иное, как возрастание и научение. Когда мы достигнем каждый своей меры, то какой смысл оставаться здесь дальше?
Возникает вопрос. Мы думаем, что Пасха – до Вознесения: Воскресение Христово заканчивается Вознесением. Но дальше мы живем как-то по-другому.
– Каждый воскресный день есть воспоминание о самом главном событии мироздания.
Даже своим названием каждый воскресный день свидетельствует, что мы пришли в храм прославить Воскресшего Христа Спасителя. Просто в церковном календаре мы переживаем основные вехи, этапы, события жизни Христа Спасителя: все, что происходило со Христом Спасителем, касается нас, христиан.
Если 40 дней Воскресший Господь был со Своими учениками, – 40 дней Пасха. Если Господь вознесся на 40-й день, соответственно, – праздник Вознесения. Но что нам говорил Христос перед Вознесением? «Я с вами во все дни до скончания века…»
Пройдет еще 10 дней после Вознесения, и в день Пятидесятницы (теперь это еще день Пресвятой Троицы) на учеников сойдет Дух Святой, Господь Животворящий: именно в Святом Духе Господь пребывает, в Святом Духе открывается.
Как удивительно, обратите внимание, все церковные и домашние молитвы начинаются с чтения, пения пасхального тропаря, а молитву, обращение к Духу Святому мы не читаем не потому, что в этот период Дух Святой нас оставил – Святой Дух неотлучно со дня Пятидесятницы в Церкви Христовой пребывает. Просто мы, двигаясь по жизни в соответствии с церковным календарем, проживаем то, что прожили первые Христовы ученики: мы так становимся участниками Пасхи Христовой, Вознесения и дня Пресвятой Троицы – мы не просто вспоминаем, что и когда было, а участвуем в том, что совершил Господь Бог нашего ради спасения.
Если мы вдруг прочтем «Царю Небесный», то должны сказать: «Ой, что я наделал»?
– Да нет, конечно. Отношения с Богом не укладываются ни в какие схемы и рамки: Бог – абсолютная Свобода. Мы тоже призваны к свободе, в том числе и духовной.
Вопрос телезрителя: «Уместно ли заниматься Иисусовой молитвой, в которой просится о помиловании, во время праздника?».
– Несмотря на праздник, мы как были, так и остаемся грешниками, поэтому просить о помиловании можно и нужно.
Слово «помилуй», молитва «Господи, помилуй!» звучит во время праздничной пасхальной Литургии, поэтому Иисусова молитва уместна как прославление Бога, как напоминание, что мы нуждаемся в том, чтобы быть помилованными Богом.
Насколько во время Пасхальных дней уместен дух покаяния? Во время поста нам было все понятно, но вдруг в один момент мы забываем и о смирении, и о покаянии, и о послушании?
– Пасха – такая радость, что и нас, грешников, кривых, косых, Господь простил и даровал радость совоскресения. Мы грешники, разумеется. Но прощены мы Богом? Прощены.
Покаяние может иметь разные аспекты: оно может быть горестным плачем, может быть сердечным сокрушением, может быть осознанием своего недостоинства перед Богом и перед людьми, – а еще покаяние может быть радостью.
Пасха нам открывает, что мы, грешники, прощены Богом и можем не только плакать о наших грехах и нашем несовершенстве, болезненности, смертности, подверженности греху, а можем радоваться, что таких, какие мы есть, Господь любит, принимает, милует, называет Своими детьми и допускает к участию в таинстве Причащения, единению с Собой. Перед этим еще прощает нас в таинстве Покаяния – это радость.
Это известная история из Древнего патерика. Два брата-монаха впали в грех, раскаялись, вернулись в монастырь, было им отведено время для покаяния в одиночестве. Один год проплакал, другой год благодарил Бога. И было сочтено святыми отцами, что их покаяние совершенно одинаково по достоинству перед Богом.
Люди разные. У человека целая палитра чувств – от слез до ликования. И то, и другое может быть включено в духовную жизнь.
Сегодня возле храма я встретил человека. Был разговор, что Христос всех спасает, а он говорит: «А если Он не спасает? Он ведь не только радость дает, но, бывает, и бьет очень сильно. Пандемия – вот как нас Господь бьет».
– «Бьет же всякого сына, которого принимает…». А Христос еще и Судья – Он будет судить вселенную и каждого человека.
Раз мы сегодня слышим эту передачу, значит, все-таки пандемию мы пережили. Может быть, мы потеряли близких, родных, друзей, но мы же знаем, что Господь – Победитель смерти, что человек в этом мире временно живет, но вечность может даровать Христос Бог.
Будем надеяться, что Господу Богу виднее, как управлять нашим грешным, несовершенным миром, хотя, понятно, мы живые люди и не все жизненные вопросы, не все вопросы, которые относятся к домостроительству, Промыслу Божию в этом мире, имеют для нас ответы. Когда-то сказал авва Евагрий Понтийский: сейчас на этот вопрос нет ответа, но придет время, когда не будет самого вопроса. Пока мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю. Это относится не только к научным знаниям, но и к знанию о Божественном.
Скоро Антипасха. Понятно, что всем нам нужно каждый день обязательно ходить в церковь...
– Желательно: без Церкви невозможно было бы жить… Полноту радости надо разделять с другими людьми. Человек нуждается в том, чтобы дарить радость другим.
Попросим Христа Бога, чтобы мы проводили и весь грядущий Пасхальный период в радости о Христе. Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Записали:
Наталья Богданова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.