Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1108) → Протоиерей Артемий Владимиров: Читайте внимательнее Священное Писание и найдете все, чего просит ваша душа

Протоиерей Артемий Владимиров: Читайте внимательнее Священное Писание и найдете все, чего просит ваша душа

№19 (1108) / 17 мая ‘21

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: многим трудно поверить в Воскресение, многие считают, что это сказка, приводят аналогии с другими верованиями десятитысячелетней давности. Но после смерти Иисуса были великие знамения – трехчасовая тьма, землетрясения, разодралась пополам церковная завеса, многие усопшие святые воскресли (наш телезритель спрашивает, почему не было никаких явлений и чудес, когда Христос Воскрес)...

– Священное Писание свидетельствует, что гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святой град и явились многим – это текст Священного Писания; другое дело, что евангелисты, за обилием свидетельств, не конкретизируют, кому и кто явился. Но это имело место. А наши дорогие телезрители говорят о каких-то египетских божествах. Но это до поры до времени.

Как приблизится час нашей кончины, все это покажется химерой, кроме одного: «Господи Иисусе Христе, Ты Владыка жизни и смерти, Ты победил смерть Воскресением. Господи, Тебе отдаю свою трепещущую душу. Как Отец, заключи меня в Свои объятия, сохрани меня, даруй мне свет Твой».

Действительно, наша вера основана не на песке, не на домыслах, но на внутреннем свидетельстве, что наш Господь победил смерть. И мне только немного обидно, что телезрители смертью называют исключительно исход души из тела, временное разлучение в силу приговора, данного согрешившему Адаму – временное потому, что Бог вновь воскресит наши тела и души войдут в уже нетленные тела. Если бы наши телезрители в Великую Пятницу вечером были на службе, то они бы слышали удивительное пророчество Иезекииля, как воскреснут мертвые: жила к жиле, кость к кости... В качестве домашнего задания я бы предложил сомневающимся найти у пророка Иезекииля эту величественную картину.

Но Бог – Победитель еще и другой, куда более страшной смерти, чем разлука души с телом. Это вечная смерть, убивающая не только тело, но и душу. Причина вечной смерти – грех, беззаконие (начиная от гордости и неверия, заканчивая ненавистью, нераскаянными блудными грехами и прочими пакостями, о которых сегодня говорить не хочется).

Самое главное, что Христос Спаситель еще задолго до нашей кончины предлагает каждому из желающих удостовериться, что Он – Победитель вечной смерти. Покайся в своих грехах юности, измени с Божией помощью образ мысли, образ жизни с худшего на лучший, исполнись доверия и любви ко Христу, молись Ему и будь милостив к ближним, исповедуйся, причащайся Святых Христовых Таин. И ты, находясь в этой жизни в здравом уме и ясной памяти, скажешь: «Господи, верую, что Ты Воскрес, ведь душа моя, очистившись от уныния и печали, гнева, злобы, нечистоты, почувствовала себя ребенком».

Воскресение и вечная жизнь – это союз с Воскресшим Христом в глубинах твоего собственного сердца. А что святые явились в Иерусалиме многим, – об этом свидетельствует евангелист Матфей. Так что читайте внимательнее Священное Писание и найдете все, чего просит ваша душа.

А есть ли какие-то свидетельства Предания об этих святых? Как они дальше жили? Ведь это невероятные события.

– Есть, конечно. Давайте прежде всего вспомним четверодневного Лазаря.

Лазарь – понятно, а именно святые, которые воскресли во время распятия?

– Это нам с вами понятно, а половина наших телезрителей не была на острове Кипр в Ларнаке, где в величественном храме, спустившись вниз, вы можете увидеть мраморный гроб, где находился Лазарь. Есть возможность опуститься в него (я там был).

Я помню это удивительное ощущение жизни, которая проникла в меня еще прежде в Иерусалиме, на самом месте, где был погребен Лазарь в пещере. Когда вы туда спускаетесь – таинственный сумрак, но вместо ожидаемого страха удивительно светлое, радостное ощущение: вот он – свет Христова Воскресения. («Нет, весь я не умру», – как говорил Александр Сергеевич Пушкин.)

Святой Лазарь на Кипре еще священствовал, был епископом. Пречистая Богородица везла ему на корабле собственноручно Ею сотканный омофор. Другое дело, что буря направила Ее к Афону.

Что касается упомянутого Вами свидетельства евангелистов, Предание дополнительно не сообщает нам ничего. Почему? Да потому, что по слову Иоанна Богослова, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг о свидетельствах, чудесах и Божественных деяниях нашего Спасителя.

Мне лично достаточно знать, что Он Воскрес, Он живой, меня видит и слышит, что я могу с Ним общаться, протянуть Ему руки, получить ответ, могу Его сокрыть в собственном сердце в таинстве Причащения.

Огонь в Иерусалиме сошел, и как 4 000 арабов восприняли эти искры Божии… Пусть наши телезрители посмотрят! Мне вчера прислали такой ролик. Дяденька с бородой смотрит достаточно агрессивно и говорит: «Не веришь? А вот смотри». Водит свечкой под бородой – и ничего не загорается. Руку ставит над пламенем – и тоже ничего. «Эх ты, маловер!».

Я-то знаю, что действительно этот Огонь имеет чудесные свойства: первые несколько минут не опаляет, а освежает вас.

В такой атмосфере, если бы он опалял, была бы беда.

– Да, пахло бы паленым везде, а там, в Иерусалиме, все совершенно по-другому: благодать под сводами храма.

Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Матфея описывается, что женщины на рассвете, когда день только начинался, отправились к могиле Христа. По дороге случилось землетрясение, камень был отвален, там сидел ангел, которого они увидели, и он им сказал, что Христос Воскрес. У Марка описывается совсем по-другому – никакого землетрясения не упоминается: когда они шли, то думали, кто им отодвинет камень, подошли, а он уже был отодвинут – они зашли внутрь, увидели там юношу, он тоже им сказал, что Христос Воскрес. Женщины видели только результат Воскресения: сам процесс и во сколько это произошло, они не видели, никто этого не видел. Когда же Он Воскрес? Может, поздно ночью в субботу, а воскресенье просто сделали этим праздником?».

– Удивительно верно нашим телезрителем подмечено, что точное время восстания Христа из мертвых не знает никто. Никто не видел: человеческие глаза не способны это воспринять.

Более того, я как филолог могу сказать, что существуют многие подделки под древние сирийские, арабские свидетельства. Какой-то академик Украинской академии наук Белецкий собрал свидетельства, как сирийский врач и еще какой-то путешественник, окопавшись, сидели вокруг Гроба Господня – и потом в этой подделке описывается, как появилось свечение, какая-то фигура, восходившая в небо. Ничего подобного. Вы совершенно правильно сказали.

Евангелисты не противоречат друг другу – они с разной степенью детализации друг друга дополняют: если святой Матфей сказал о землетрясении, Марку уже было не нужно об этом упоминать. И если святой Матфей говорит об ангеле, сидевшем на камне, отваленном от входа в пещеру, то другой евангелист говорит о двух других ангелах, которые находились уже внутри пещеры, в возглавии и в подножии той каменной плиты, где лежало тело Иисусово. Действительно святые мироносицы засвидетельствовали, что произошло.

Камень отвален невидимой силой, землетрясение раскидало стражу. Парализованные страхом, они мало-помалу пришли в себя, поползи к первосвященникам и объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Бред… Стражники головой отвечали перед синедрионом за выполнение своего дозора. Однако этот обман, распространенный иудеями I века, расползся до сего дня.

Заметьте, что по римскому летоисчислению тогда было 1 апреля. Сегодня по телевизору идут бесконечные шоу в день обмана и смеха: сами того не зная, телеведущие и легкомысленная публика, оказывается, солидаризируются с теми, кто ввел этот день обмана, оклеветав Воскресение, имевшее место в действительности, и думая серебром и златом замолчать великую истину победы Жизни над смертью.

Следующий вопрос нам прислал телезритель: «После Воскресения Иисус явился только Своим ученикам. А почему же Он не явился всем людям, чтобы Его все увидели во славе?».

– Именно этот вопрос на Тайной Вечере один из апостолов задал Ему: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?». А Господь не ответил прямо на этот вопрос, Он сказал: «Любящий Меня соблюдет заповеди Мои. А тот, кто соблюдет Мои заповеди, будет возлюблен Отцом Моим. И Я возлюблю его, и Мы придем и обитель у него сотворим». В Евангелии сказано Господом о небрегущих нравственным законом: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

Итак, Спаситель обещал и воистину явился по Воскресении апостолам, потому что они любили Христа, жили и дышали Им. Они из верности Христу исполняли Его слово – и поэтому оказались единственными, кто способен был узреть Воскресшего Господа. Ибо Спаситель является в Духе Святом. Человек, который иного духа (это ирония, уныние, раздражение, гордость, самоутверждение) мог бы и сподобиться увидеть Воскресшего Христа, но если он не стяжал молитвенного духа обращенности к Спасителю, что с ним будет? Мы об этом тоже в Евангелии от Матфея узнаем: одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Что это значит? Внешними глазами они видели Воскресшего Спасителя, но сердце их было холодное, отчужденное, оно было на стороне далече.

Поэтому-то нам так важно внимательно читать Евангелие и разуметь его.

Помните, как Спаситель предупреждал учеников о временах отдаленных? «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят». Очень важно, как говорит русский народ, Бога иметь в своей душе – иметь Христа за пазухой: умом и сердцем обращаться к Искупителю. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие».

Так что придет время, исполнится мечта нашего телезрителя: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, Который придет и явит Себя вместе с ангелами Отца Своего. Но это уже будет занавес мировой истории, когда небо совьется словно свиток, будут воскрешены народы, и все мы предстанем пред очами Господа.

У Вас есть какая-нибудь пасхальная история? Вы мне каждый год рассказываете что-то интересное, а в этом году?

– Сегодня у меня было две истории – очень милые жанровые пасхальные сценки. Сегодня после ночной службы я отдохнул, выспался, и мне нужно было посетить богадельню и причастить нескольких пожилых насельниц (среди них есть и монахини, и благочестивые мирские особы, кому-то из них далеко за 80 лет).

Представьте себе, я забыл ночью отложить Святые Дары для Причастия. Слава Богу, у меня осталась маленькая частичка в моей дароносице (мы ведь Великим постом разъезжаем по Москве и причащаем на дому тех, кто ждет нас). И вот с этой маленькой частичкой я прихожу к одной монахине (ей под 90 лет) и говорю: «Простите меня, пожалуйста, частичка очень маленькая, но в ней Сам Господь». Она посмотрела на меня детскими глазами и как-то по-детски это восприняла... Господь пришел – и такое детское восприятие святыни. Бог пришел, облекся в человеческую плоть, под образом хлеба и вина скрывает Себя. И вот эта матушка говорит: «Маленькая частичка, но я и ее хочу». Меня это как-то умилило.

А вторая история такая. Я вошел еще в одну комнату, и там мирская благочестивая женщина исповедовалась, причастилась и говорит: «Батюшка, я Вам хочу кое-что рассказать. Когда я только начала ходить в церковь, тогда еще молитвословы были самиздатовские, и мне попался такой молитвослов. Каждое слово я читала как откровение. И когда доходила в утренних молитвах до помянника о здравии живущих и об усопших, читала: “Спаси, Господи, и помилуй меня, грешную”. А в скобках было написано “имярек”. Я думала, что это такое, а потом сообразила, что нужно назвать имя какой-то реки (много же рек в России). И я года полтора называла имя реки Лены – самой большой реки в России».

Я слушаю эти пасхальные истории и думаю: «Господи, ну какие же мы, взрослые, у Тебя дети». Такие вот жанровые истории.

Давайте обратимся к нашим телезрителям.

– Дорогие друзья, Светлая неделя – особая. Хорошо смотреть телеканал «Союз», общаться друг с другом за дружеским столом, но если вы хотите почувствовать, что Воскресший Спаситель рядом с вами, внутри вашего сердца, если вы хотите, чтобы Его благодать вас пронизывала, не пренебрегайте пасхальными богослужениями и кратким уединением на природе. У себя дома затеплите лампадочку, встаньте перед иконой, пропойте: «Христос Воскресе из мертвых». Божия благодать сойдет, а что вам откроется – вы нам расскажете в нашем следующем прямом эфире, когда мы с вами увидимся.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс