Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1108) → Протоиерей Петр Мангилёв: Самое главное, чего должен искать человек, – это спасение души

Протоиерей Петр Мангилёв: Самое главное, чего должен искать человек, – это спасение души

№19 (1108) / 17 мая ‘21

Беседы с батюшкой

Как правильно провести Светлую Седмицу? Почему она называется Светлой?

­­– Потому, что Воскрес Христос. Человеческий проступок, грех, недоверие Богу Адама и Евы ввергло человечество в состояние греха, удаления от Бога. Следствием этого стали смертность, тленность и в определенном смысле безысходность для человеческого рода: человек был изгнан из рая, были разрушены гармоничные отношения человека и Бога. Бог есть Источник жизни, вне Бога нет жизни – соответственно, когда человек поставил себя вне Бога, он выбрал грех и смерть и в течение длительного периода истории должен был понять это свое состояние и захотеть вернуться к Богу. И тогда Бог отвечает на это желание, приходит в мир, поэтому есть крестная Жертва и Воскресение.

Мы имеем опыт разрушения человеческих отношений в своей жизни. Мы понимаем, что восстановление этих отношений предполагает определенного рода жертву с нашей стороны: это будет либо извинение, либо какая-то направленность к тому, кого мы обидели. Если мы хотим дружить, то должны жертвовать своим временем. Жертва для выстраивания человеческих отношений необходима.

Разрушение отношений человека и Бога требовало их восстановления. Но как они могут быть восстановлены? Мы видим, к чему приводит грех: к обособлению, к тому, что наша самость начинает довлеть над нами, человек отчуждается от человека – мы не хотим и не рады зависеть от другого человека, предпочитаем обходиться собственными силами. Разрушение отношений, которое произошло при грехопадении в раю, пошло дальше.

Приходит Христос и те разобщение, злобу, что возникли в человеческом роде, принимает на Себя. Страшная крестная смерть Его является восприятием накопившейся злобы, ненависти человеческого рода. Смерть на кресте – тяжелая, страшная и позорная и для иудеев, и для римлян. Господь отдает Себя, и нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя.

Бог есть любовь, человека Он создал для любви, но эта любовь в грехопадении была утрачена человеческим родом. И Господь восстанавливает любовь Своей Жертвой. Он умирает на Кресте, сходит в ад, встречается со смертью, с грехом и потом Воскресает. Упраздняет власть смерти, призывает человечество к обновлению и собирает всех нас вокруг Евхаристической Чаши.

Вопрос телезрителя: «Как правильно провести Светлую Седмицу, Пасху, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?».

– В радости о Христе, Господе Воскресшем, в открытости Богу и ближним, в совместной молитве. Великий Четверг – установление Евхаристии: Бог дает ее нам, чтобы мы имели возможность участвовать в этом празднике жизни. Мы призываемся и можем прийти к общей Чаше.

Вопрос телезрителя: «Какое желание можно загадать на Пасху? Какая существует волшебная сила Христова?».

– Гадать не очень хорошо, я бы советовал иметь одно искреннее сердечное желание – желание сердечного спасения. Искать Господа Иисуса Христа, искать Бога, все остальное будет прикладываться. И Пасхальные дни, и Пасхальные богослужения располагают прежде всего к подобного рода желаниям.

Да. Первое и самое главное, самое важное, чего должен искать человек, – это спасение своей души. Дороже души у человека нет ничего. Если он душу погубит свою, то что останется? Поэтому мы должны просить Господа Бога и всем сердцем искренне желать, чтобы нам быть с Господом Богом и войти в Его радостные обители.

Что подразумевается под словами «погубить свою душу?».

– Душа бессмертна. Как мы можем погубить свою душу? Удаляясь от Господа Бога. Господь есть Источник жизни, Господь свят. Пребывание с Господом – радость и счастье. Удаление, отход от Господа – путь муки и смерти, путь страдания.

Понимаете, когда мы говорим о погублении души и о спасении человеческого рода на земле, мы не можем иметь подлинного понятия и представления, как это будет. Господь говорит, что Царствие Небесное созидается внутри нас, мы можем чувствовать прикосновение неизреченной благодати Божией в нашей жизни, конечно, очень приблизительно. Как говорит апостол Павел, наши уши не могут слышать и наши глаза не могут видеть то, что уготовал Господь любящим Его, в отдаленном только образе можем это представить.

Но если мы можем чувствовать, ощущать благодатное прикосновение к нашему сердцу, к нашей душе, то можем ощущать и противоположные чувства, когда отпадаем от Бога. Это чувство, наверно, знакомо каждому человеку: когда мы согрешили (сделали что-то не то, обидели, оскорбили кого-то, совершили греховный поступок), мучение, испытываемое в сердце, бывает очень тяжелым – часто оно по силе своей превосходит телесные мучения. Человек иногда даже, отходя от Бога, согрешая, не выдерживает этой муки и впадает в унылое состояние, может покуситься на жизнь свою, заканчивая ее самоубийством, думая избавиться от той душевной муки, которая его точит. На самом деле он закрепляет это состояние, усугубляет его, делает его вечным. И это есть отдаленные, неполные, но всполохи адского пламени, которые касаются нашей души и причиняют нам страдания. Вечная мука, когда мы не раскаялись в грехе, не смогли повернуться к Господу Богу, может быть в нашей жизни.

Мы действительно в некотором роде знаем эти состояния. Они приходят к нам, но мы считаем их чисто человеческими. Но если мы глубже помыслим, то поймем и почувствуем, что наше пребывание с Богом дает нам радость, счастье, а отступление от Бога бывает чревато терзанием и мукой.

Вопрос телезрительницы: «Пара живет без брака, блудно, но Господь им дает ребенка. Значит, Он их простил и благословил?».

– По православному учению, благодать Божия, которая дается людям, разделяется на благодать предваряющую и благодать спасающую.

Благодать предваряющая распространяется на всех, на всякого человека. Господь помышляет обо всем творении: Он заботится о всяком человеке, о праведнике и грешнике, о том, кто, может быть, ведет и непутевую жизнь, но Господь сохраняет его и помогает, поддерживает в этой жизни, ожидая от него обращения к Богу. Он благословляет людей семьей, детьми и семейным счастьем, надеясь и предполагая, что они уверуют в Господа Бога, увидят, что именно Господь – Источник всяких благ. Предваряющая благодать распространяется на всякого человека, на все народы.

А вот благодать спасающая подается в Церкви, в таинствах. В данном случае подаются особые благодатные дары, помогающие человеку идти по пути спасения. Господь не оставляет ни одного человека, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных: Господь одинаково любит всех и желает спасения всем, желает, чтобы люди пришли к спасению.

Благодать в таинствах пода-ется тем, кто избрал в жизни своей путь Господень, пожелал быть с Господом Богом.

В закадровом разговоре мы обсуждали, как в жизни часто видим, слышим или становимся невольными свидетелями чего-то плохого и задаемся вопросом, как же так происходит и почему, и Вы использовали слово «расчеловечивание».

– Да, человек иногда идет по греховному пути и теряет человеческий облик, разрушает образ Божий, который в него вложен. Мы видим, когда кто-то совершает явные тяжелые грехи, но Господь и это терпит по любви Своей: Он ждет от человека покаяния, ждет, что тот обратится к Нему.

Бывает, что человек проживает беззаконную и тяжелую жизнь, но вдруг в последние дни жизни говорит: «Господи, я согрешил на небо и пред Тобой, неправильно жил. Господи, прими меня к Себе» – кается сокрушенным, полным слез сердцем.

Мы читали Великим постом житие преподобной Марии Египетской, оно нам в назидание дано. Мы видим ее блудницей, которая жила очень распутно и вольно. Более того, она присоединяется к группе паломников, которые из Египта плывут в Иерусалим, – но не чтобы приложиться к святыне, а чтобы развращать паломников: ради греха и собственной выгоды, ради блуда она едет в Иерусалим. Но когда она не смогла войти в храм, увидела свою греховность, свое крайнее состояние и взмолилась перед иконой Божией Матери, она резко меняет свою жизнь и удаляется в пустыню, где проводит много лет, замаливая свои грехи…

А люди, которые жили вокруг, с какой-то точки зрения более благочестивые, честные, видят, как она живет: в роскоши купается, получает подарки от своих клиентов и еще поехала в Святой град…

– Мы должны понимать, что здесь мы не видим ни чистоты, ни намерений сердца человека. Надо понимать, что наше греховное состояние, если мы держимся на плаву в какой-то момент, совершенно не означает, что мы такие праведные и с нами не может произойти того, что произошло с этим человеком.

Мы – люди, и в этом смысле мы все призваны к спасению одинаково, но удобосклонны ко греху тоже. Если мы не совершили тех или иных поступков в своей жизни, это не повод нам превозноситься, а скорее повод благодарить Господа Бога и молиться, чтобы сохранить себя от тех или иных греховных падений... С другой стороны, если мы не согрешили так, как Мария Египетская, то найдем в себе другие грехи, если посмотрим на себя честно...

Можно гордиться, что 40 дней держал пост?

– А чем гордиться? 40 дней человек, может, выдержал пост. У него есть здоровье. Кто ему дал жизнь и здоровье? Господь Бог. Пока он жив и здоров, пока силы есть, он держит пост. А завтра будешь нездоров – и все: придется есть одну только кашу на молоке и не держать пост. Нам попускается для нашего смирения такое, ибо возносились.

Да, хорошо, что держим пост и трудимся, это благо, мы имеем возможность отказаться от многих вещей, чтобы посвятить это время Господу Богу, – но чем тут хвастаться? Тем же здоровьем, которое от Господа Бога получили и которое, по большому счету, не бережем и расточаем направо и налево. Какое тут хвастовство?

Вопрос телезрительницы из Карелии: «Как правильно молиться на Светлой неделе? Есть Пасхальные часы, а как читать утреннее и вечернее правило, Псалтирь? Просто я привыкла утром, вечером и днем читать очень много разных молитв».

– Псалтирь, утреннее и вечернее правило на этой неделе заменяются Пасхальными часами. Они короткие: трижды «Христос Воскресе», трижды – «Воскресение Христово видевше», тропари, кондаки, ипакои, которые поются, седальны. И 10-ти минут будет много, чтобы это все прочитать.

Но если у вас есть желание и настроение, вы можете взять Пасхальный канон и прибавить его к правилу. Псалтирь не читается, но вы можете почитать Евангелие о Воскресении. Можно взять себе за труд и читать, повторяя, последнюю главу из каждого евангелиста (а из Евангелия от Иоанна – 2 последние главы) вместо Псалтири, вспоминая Воскресение Господне. Если есть потребность подольше помолиться, можно собрать себе такое молитвенное правило.

Когда наступает период радости, почему мы начинаем думать о чем-то другом? Когда наступает период какого-то воздержания, спокойствия, мы вдруг тоже от него уходим, все с ног на голову переставляем по своей человеческой природе.

– Мы суетны: мы не подключаемся подлинно к богослужению, а просто тащим свои житейские заботы во все это. Иногда нам кажется, что если мы наполним день молитвой и будем вычитывать большие правила, это будет хорошо и спасительно. Для кого-то это действительно будет хорошо и спасительно, у кого есть навык к молитве, кто приучился молиться. А часто бывает так, что мы что-то не успеваем, суетимся, раздражаемся, что нам надо куда-то идти, а мы еще не успели дочитать установленное нами правило.

Молитва не должна быть непосильной, но она должна быть регулярной: утром, вечером. Мы должны выделять для нее время, пусть небольшое (10–15 минут), но не на ходу, а тогда, когда мы встали перед иконами, успокоили свои чувства, как-то собрались и остались в таком состоянии: я и Бог. А потом, когда научимся, может быть, можно дальше что-то прибавлять к этому, но очень аккуратно и спокойно.

Прочитаю еще один вопрос от наших телезрителей: «В Светлую Седмицу многие верующие посещают храмы в ежедневном режиме, читают книги о торжествах и посещают пасхальные ярмарки, галереи, выставки. Это не противоречит церковной традиции?».

– Если это как какое-то дополнение, как возможность поприветствовать друг друга и порадоваться, то, конечно, не противоречит. Да, Пасха наполнена богослужениями, с одной стороны, с другой – разного рода хлопотами, гостями, куличами, крашеными яйцами, пасхальным столом, заботой, приветствиями. Это тоже неплохо. Можно в оправдание этому всему привести образ Марфы и Марии и сказать, что свята не только Мария, но и Марфа. Какая-то радость, утешение, забота о наших ближних, если мы идем на ярмарку, чтобы выбрать кому-то подарок к Пасхе и кого-то поприветствовать, – это неплохо. Если мы несем Пасхальную радость, это хорошо. Просто о молитве и храме Божием не надо забывать в эти дни.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли причащаться на Светлой Седмице, если полностью не соблюдала Великий пост? Препятствие ли это?».

– Здесь надо рассудить, почему человек не соблюдал полностью Великий пост: например есть какие-то ограничения по здоровью – ему даются какие-то послабления, но он реально предпринял пост и нес какие-то ограничения, которые мог нести. Это одна ситуация. Другая, когда человек по лености, по какому-то небрежению не соблюдает пост и думает, что на Пасху и Светлую Седмицу будет причащаться. Это не совсем правильно.

Всегда этот вопрос нужно решать со своим духовником. но, как правило, без особого приготовления на Светлой Седмице можно причащаться тем, кто соблюдает посты, установленные Святой Церковью.

Другое дело, что у каждого человека может быть индивидуальный режим поста: есть болезни (например диабет), когда невозможно соблюдать пост в том виде, в каком он предписан Уставом, но человек ограничивает себя в одном, другом, третьем без вреда для здоровья – он тоже соблюдает пост.

Если человек впервые начал соблюдать Великий пост и в этот раз отказался, допустим, от шоколада или чашки кофе и это было для него реальным трудом в течение поста, это можно вменить в пост. Но надо всегда советоваться с духовником, как и что: чтобы было какое-то рассуждение.

Несколько слов для наших зрителей в завершение программы.

– Всем хотел бы пожелать помощи Божией, доброго здоровья и радостных Пасхальных дней: чтобы Пасхальная радость пребывала с нами и в дни Святой Пасхи и чтобы мы могли сохранить ее во все дни своей жизни, чтобы нам всегда радоваться о Господе Иисусе Христе Воскресшем. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс