Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1106) → Ты стоишь перед Богом. И что ты принес на суд?

Ты стоишь перед Богом. И что ты принес на суд?

№17 (1106) / 26 апреля ‘21

Размышление

Заповеди Божии. Они солнечные и ясные, и от них в сердце рождается дерзновение и надежда на Бога. Особенно заповеди блаженств – они словно зеркало, отражающее, какими должны быть христиане. Что сможешь сказать, вглядываясь в них? Стал ли ты иконой Христовой и просто нормальным человеком?

Как врач Боткин купца исцелил

Однажды к выдающемуся русскому терапевту Сергею Петровичу Боткину, профессору Медико-хирургической академии, лейб-медику, отцу врача страстотерпца Евгения Сергеевича Боткина, выбравшего медицинскую стезю благодаря авторитету отца, на прием пришел богатый купец, страдающий от целого букета тяжелых болезней: у него были сахарный диабет, ожирение и гипертония, он умолял доктора его спасти, обещал за свое исцеление любые деньги.

Профессор Боткин был известен своеобразными методами лечения, которые, несмотря на их парадоксальность, давали отличные результаты. Например, лечившаяся у него от тяжелой нервной болезни жена академика Павлова вспоминала: «Осмотрев меня, Сергей Петрович спросил: а Вы любите молоко?». «Совсем не люблю и не пью», – сказала та. «А все же мы будем с Вами пить молоко»». Еще он прописал ей полложки коньяка в это молоко, игру в карты и чтение романов Дюма, а перед сном обтирание водой грубой крестьянской простыней. И уже через месяц она выздоровела.

А купцу профессор Боткин поставил условие, что возьмется за его лечение, если тот босиком, взяв только котомку с хлебом, странником без копейки денег отправится пешком в Одессу, где и начнется его лечение. Если условие будет нарушено, врач откажется от пациента. Купец был ошарашен, но терять ему все равно было нечего – все его болезни считались неизлечимыми, поэтому он согласился и отправился в путь. По дороге в Одессу он просил подаяния, останавливался на ночлег в деревнях, скудно питался чем Бог пошлет. Он пешком прошел более 2 000 км и в конце концов добрался до Одессы. Как и было условлено, пришел на прием, чтобы начать лечение. Профессор Боткин осмотрел его, а потом спросил, зачем тот явился. «Вы же совершенно здоровы», – заявил он ошарашенному купцу. Оказалось, что от длительного путешествия пешком, ночевок на свежем воздухе и вынужденного голодания ни ожирения, ни диабета, ни гипертонии у купца уже не было.

О подготовке к Исповеди

Некоторые искренне удивляются, почему годами ходят в церковь, но не чувствуют в себе перемен, особенно те, кто считает, что к Исповеди, как и к утренней гигиене вроде чистки зубов, особенно готовиться-то и незачем. Прочитал покаянный канон, просмотрел список грехов из сборника для подготовки к Исповеди, выписал те, которые совершал, и пошел.

Но есть другая подготовка к Исповеди. Можно представить себе со всей ясностью, реально, что ты умер – просто взял и умер, тебе пришел конец, итог твоей земной жизни – не завтра, не через год, не потом, а в этот самый момент. Уже ничего не получится исправить и поменять, смерть застала тебя таким, какой ты есть.

И вот ты стоишь перед Богом. И что ты принес на суд? От чего в эту минуту тебе так мучительно стыдно? Почему в душе страх и ужас? И о чем ты сейчас сожалеешь? Как, идя по дороге жизни, незаметно, шаг за шагом ты пришел к своей смерти? Ты словно под огромным камнем, который вот-вот обрушится и раздавит. Как ты дошел до такого? Кто тебя обманул? Кто заставил?

А совесть обличает, говорит, что это не какие-то злые люди, это ты сам с самого начала мало-помалу, с детства, шел от грешков к грехам… И теперь перед тобой страшная черная бездна – логический итог всей твоей предыдущей жизни. А возмездие за грех – смерть, как говорит апостол Павел.

И когда понимаешь, что это не фигуральное красивое выражение, а самая неприглядная правда, многое тогда для тебя меняется. Взгляд в черную бездну отрезвляет, и от него рождается покаяние. Честно взглянув на себя, стоит оглянуться вокруг и задать вопросы: «Кому ты сделал больно? Кого забыл? Кому не помог? Кого обидел? Что нужно сделать, чтобы исправить причиненную другим боль, сделанное тобой зло?».

А потом из глубины покаяния, от раскаяния открыть перед собой заповеди Божии. Они солнечные и ясные, и от них в сердце рождается дерзновение и надежда на Бога. Особенно заповеди блаженств – они словно зеркало, отражающее, какими должны быть христиане. Что сможешь сказать, вглядываясь в них? Стал ли ты иконой Христовой и просто нормальным человеком?

После такой вот подготовки у тебя будет другая Исповедь и другое отношение к милующему Богу, Который через священника отпустит грехи в разрешительной молитве, и другое – благоговейное – отношение к своей омытой от грехов душе, которая, как воду жизни, жадно впитывает слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Страсти по клубнике

Православные даже на грядках умудряются иногда вести себя как дети. Где у других безотходное производство и прибыльный семейный бизнес, у православных получается разлад и смущение. А все потому, что даром урожай раздают.

Недавно подруга историю рассказала, как они с мамой урожай клубники собирали. Лето выдалось у них теплое, с дождями – и клубники уродилось видимо-невидимо. На радостях позвонили они старому другу своей семьи, пенсионеру-учителю, у которого трое детей и шестеро внуков, чтобы он поскорее к ним приезжал за ягодами.

Тот приехал на велосипеде с ведерком. Ему это ведерко доверху отборной клубникой нагрузили и еще одно свое сверху добавили – от сердца, чтобы на всех хватило. Стали прощаться, а он кошелек достает: «Сколько я вам за ягоды должен?». Хозяйка на него глаза вытаращила: «Да ты что, дорогой? Я тебе как другу, от чистого сердца, а ты про какие-то деньги! Ничего ты нам не должен, поезжай с миром».

А тот (нет чтобы согласиться!) давай тоже характер показывать, упрямиться: «Не могу я так, чтобы даром! Вы над этой клубникой столько времени корпели, а я пришел и все просто так забрал – некрасиво получается». Хозяйка в ответ: «Опомнись, старый! Да ты же мне почти родственник! Какие могут быть с тебя деньги?». А тот стоит на своем: «Нечего тут разводить, говори, сколько я должен!» – и кошелек достает. А она на своем: «Не возьму! Уезжай с Богом».

Тогда он клубнику из ведер в таз обратно высыпает, хозяйское ведро на пол ставит, свое – в руку, кепку на голову – и за двери. Хозяйка в спину кричит: «Куда пошел, непутевый? Погоди уж! Давай свои деньги, только не обижайся!». Тот возвращается и с видом победителя отсчитывает деньги, снова начинает накладывать ягоды в ведерко. Хозяйка смотрит на него исподлобья, головой качает: «Обидел ты меня сегодня! Ох, обидел! Ну ничего – найду, как тебе отомстить».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-kak-vrach-botkin-kuptsa-istselil;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-podgotovke-k-ispovedi;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-strasti-po-klubnike

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс