Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Великий пост – очень важное время для каждого христианина. Как Вы думаете, как сегодняшняя молодежь относится к Великому посту? Она вообще знает о таком явлении, как пост (мы не говорим о церковных молодых людях)? Может, у Вас есть наблюдения, замечания?
− Я часто в своих блогах общаюсь с невоцерковленной молодежью и вижу вопросы от нее. Молодые люди если и узнают о Великом посте, то из новостных сводок: «У православных сегодня начался Великий пост». Для молодежи что рамадан, что Великий пост – это нечто далекое и не из ее культуры.
Нам кажется, что если человек живет в России, то он находится в границах христианской культуры: понимает Чехова, Достоевского, других наших русских классиков, хотя бы что-то слышал о христианстве. Но нет. Оказывается, молодые люди не видят христианских смыслов в христианской литературе: если ты не обучен минимальным основам веры дома, то в школе тебя этому тоже не обучат (разве что в 4-м и 5-м классах преподается ОПК).
У нашей молодежи, которая крещена, но не просвещена, такая проблема есть: она узнает о посте из внешних источников, а не из семьи. Мало где родители держат пост. Когда ты живешь в церковной среде, тебе кажется, что все вокруг постятся, ходят в храм, молятся. Но таких меньшинство. Когда ты ограничен этим меньшинством, тебе кажется, что вокруг все благочестивые. Я работаю с молодежью не первый год и вижу: вопросы, которые нам могут показаться элементарными, задают абсолютно все молодые люди – в том числе и как правильно поститься, что такое пост.
Часто замечаешь активную молодежь вокруг известных священников, блогеров или в каких-то храмах. Но иногда кажется, что для молодых людей это просто мимолетное увлечение, что-то новое, интересное; в какой-то момент молодой человек решает, что он якобы православный, а через какое-то время уходит из Церкви.
− Мы уже переросли моду на Церковь, она была лет 20 назад, когда Церковь вдруг из гонимой стала Церковью общества и масса молодежи пришла в храм (сейчас этой молодежи уже около 40 лет). Сейчас немодно быть православным. И это хорошо. Если ты носишь модную одежду (безобразную, рваную, вызывающую) только чтобы окружающие увидели, что ты сегодня в тренде, что у тебя есть средства купить эту вещь, то ты спокойно ее через год уберешь и никогда больше не будешь носить. В следующем году у тебя уже будут другие модные кроссовки или что-то еще. И ты это носишь не потому, что тебе это нравится, а чтобы быть, как все. Так же и мода на Православие прошла: посмотрели, не понравилось – ушли.
Все те молодые люди, которые находятся в волонтерских организациях, участвуют в прихрамовых мероприятиях, крепки духом. Они там не потому, что это модно, а потому, что от знакомства с Церковью они перешли к знакомству с общиной, людьми, с внешним Телом Христовым. Любой священник, занимающийся с большим количеством молодежи, знает, что, если скажешь: «Ребята, приходите на молодежку, поговорим о любви, жизни», придет человек 100 или даже 300 (я знаю, столько людей собирается на крупных молодежных мероприятиях). А потом священник им говорит: «Друзья, надо помочь с продуктами нашим подопечным бабушкам» – или: «Надо съездить в храм и убрать старые кирпичи, приходите». И из трехсот человек придут только 5 – они приходят в храм не развлечься, себя показать, других посмотреть, найти себе невесту или жениха, а послужить Церкви. Поэтому на церковных мероприятиях вроде бы не так много молодежи, но это те адаманты, которые, мне кажется, будут в Церкви долго.
Поэтому миссионерство священников в соцсетях должно быть направлено на то, чтобы молодежь хоть как-нибудь познакомить с Церковью, рассказать о ней, разрушить какие-то мифы, стереотипы, привести на приходы. Чтобы молодые люди воцерковлялись по-настоящему, то есть входили в Церковь и составляли общину.
Какие мифы и стереотипы?
− Их масса. Я неоднократно провожу опросы, выясняя, какие мифы и стереотипы мне удалось разрушить.
Все боятся священников – это повторяется в каждом комментарии: «Мы раньше боялись священников, теперь не боимся. Можем даже к настоятелю своего прихода подойти и что-нибудь спросить». И молодежи, и тем, кто первый раз приходит в храм, кажется, что священник – это небожитель, полубог. А оказывается, что он живой человек и с ним можно поговорить, душу перед ним излить. Если отношение к священнику только как к некоему жрецу: «Батюшка, освятите, помолитесь, преподайте мне Причастие, простите мне грехи» и так далее, то личностный уровень отношений нивелируется. А ведь личность воспитывает личность, а не памятник. Священник, по сути, сам себе воздвиг памятник. Если люди так к священнику относятся, это, в принципе, неплохо, но кто тебя дальше ко Христу поведет?
Мы всегда говорим: нужен духовник. А где же его найти? Надо исповедоваться у одного батюшки, у другого и найти своего, чтобы между вами искорка проскочила, появилось доверие. Но надо быть уже хорошо воцерковленным человеком, чтобы найти духовника. А духовник нужен с первых же дней. И как ты его найдешь, если ты к священнику боишься подойти? Особенно когда ты молод и крайне драматично относишься ко всему: вдруг не так посмотришь на священника или не так ему скажешь, а он что-то между строк прочтет.
Поэтому самая главная задача, как мне кажется, любого священника, выходящего в мир через соцсети, − разрушить стереотип о самих же себе.
Ты живой, настоящий, искренний, ты любишь людей настолько, насколько можешь, ты хочешь им говорить о встрече со Христом, которая когда-то произошла у тебя, и желаешь, чтобы она произошла у других.
Мне кажется, тут тоже проблема для священника: если он будет так раскрывать себя, будет очень приветливым, его просто физически не хватит.
− Хватит. Мы же не своей силой все делаем, а благодатью Божией. Иначе ты сгоришь, тебя надолго не хватит.
Даже среди священников, мы знаем, есть такой термин – «выгорание». Но, мне кажется, это следствие неправильной духовной жизни и неправильной расстановки ориентиров. Да, ты будешь предан, кем-то не понят, будут разочарования − с людьми работать всегда тяжело (даже среди апостольской общины был предатель).
Поэтому только Божия помощь: служение Литургии, паломничество по святым местам, общение со старшими духовными товарищами и, самое главное, – молитва. Но это не так, что батюшка прочитает акафист и снова становится общительным и дружелюбным. Молитва − это образ жизни. В любой ситуации нужно говорить: «Господи, благослови! Господи, помоги! Господи, вразуми!». Постоянная память о Боге – это и есть молитва. Собственно, зачем нужны молитвы перед едой и после, перед сном и после сна, благодарственные, просительные, покаянные? Чтобы всегда иметь в уме Бога: молитва – не просто чтение специальных текстов-заклинаний, это образ жизни и сознания. А священников часто спрашивают как раз в магическом духе: «Батюшка, какую молитву надо читать во время купания ребенка, чтобы у него не было аллергии?» – видно магическое отношение. Хорошо хоть у православного батюшки спрашивают.
Я никогда не высмеиваю такие вопросы, но пытаюсь направить их в другую сторону. Молитва − это не заклинание, а твой разговор с Богом. Ищите воли Божией, просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется.
Вернемся к посту… Сейчас среди молодежи модно быть вегетарианцем (или веганом): можно сказать, люди постятся всю жизнь. Как объяснить пользу поста молодому человеку, когда ему надо отдыхать, развлекаться, устраивать свою личную жизнь?
− Надо правильно понимать мотивацию. Одно дело, когда ты хочешь быть здоров, и другое дело, когда мясо тебе ненавистно. Есть даже 51-е апостольское правило: кто гнушается мясом, вином и браком не ради подвига, тот да будет отлучен от Церкви.
Дело в том, что пост – это совокупность трех составляющих: молитвы, невкушения чего-либо и милостыни. Если ты соблюдаешь лишь гастрономическую составляющую поста, то ничем не отличаешься от вегетарианца. Должно быть усиление молитвы и увеличение благих дел. Собственно, у всех святых отцов акцент именно на этом. Иоанн Златоуст пишет: посчитай стоимость своего скоромного и постного стола, а разницу отдай нищим.
У поста ярко выраженный социальный характер. А у нас получается зачастую, что постный стол дороже скоромного: надо, чтобы по составу было все постное, а по вкусу как скоромное. Постное молоко, постное печенье, постное мясо…
Насколько я знаю, морепродукты можно есть всегда: они даже рыбой не считаются.
− Есть разные мнения. Кстати, некоторые думают, что морепродукты – это рыба. Но под морепродуктами имеются в виду кальмары, осьминоги, креветки, но тут сразу стоимость стола возрастает, и где тогда социальная составляющая?
Мы в пост должны искать людей, которых надо накормить: бездомных, нуждающихся. Понятное дело, никто сейчас не голодает, но пусть немного вкуснее поест тот, кто ест не так вкусно, как ты.
Бездомные есть везде. Находи их и корми в эти дни. Я знаю, в некоторых городах ситуация очень напряженная. Многие социально активные люди (не только православные христиане) готовят еду и для себя, и для бездомных. Они кладут ее в пакет, подписывают: «Это для бездомных». И вешают рядом с мусорным контейнером, где бездомные периодически копаются. Делайте так, и это будет настоящим постом. Ты можешь эту социальную составляющую поста соблюдать всегда.
И важна молитва. Пост без молитвы – это попытка доплыть до Царствия Божия в лодке, где два весла, но ты пытаешься грести одним. Есть постовой богослужебный устав. В первые 4 дня Великого поста читается Канон Андрея Критского, по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров. Приходите в эти дни на богослужения, и у вас будет настоящий пост. Не получается ходить на службу – усильте домашнюю молитву. Не забывайте про Евангелие. Молитесь, разговаривайте с Богом. Собственно, в этом и есть суть поста.
Как все-таки объяснить молодому человеку, что нужно молиться?
− Речь идет о том, чтобы у человека появилось желание общаться с Богом. Необходимо делать акцент не на службе, не на чтении молитв, а на личном общении человека с Богом. Поэтому можно только предлагать, но не очень настойчиво. Если у священника есть возможность молодого человека поставить на клирос (пусть он только стоит там, молится, смотрит, что читают) или как-то задействовать его в богослужении, то это будет лучшим подарком воцерковляющемуся молодому человеку. Да, на больших приходах так не получится. Но у нас не так много молодежи. И каждый священник должен видеть молодых и задействовать их в богослужении. В конце концов, можно просто дать молодому человеку прочитать Трисвятое на клиросе: он ждет этого момента, чувствует свою сопричастность, пытается молиться, следит за текстом. Мне кажется, этот вариант будет наиболее полезным.
Можно просто предложить человеку побыть на службе, послушать, что там читают, но без его личного желания это не принесет плодов. Он должен сам захотеть. Ты можешь предложить: «Давай хотя бы на какую-то часть сходим, на 10 минут. Посмотришь, как у нас служат постом». Я так тоже пробовал. Действительно, человека надолго не хватает. Но надеюсь, что я какие-то крупицы посеял. По себе помню: я воцерковлялся в юности, и мне страстно хотелось участвовать в богослужении. При первой возможности я влился в клиросный состав. Сначала просто был на клиросе, учился читать. Мне давали домашнее задание: почитать дома шестопсалмие, каноны, учить церковнославянский язык. Через какое-то время меня уже ставили на важные моменты богослужения, давали читать канон. Мне было интересно. Если бы я не участвовал в богослужении, то тогда стоял бы и томился: когда же это все кончится? У меня был текст богослужения. Когда смотришь в книгу с чинопоследованием Литургии или всенощного бдения, то уже понятно, что стоит за песнопениями. Ты же их не воспринимаешь, если не знаешь текста. Вроде тебя все умиляет, вдохновляет, но ум остается безучастным. А как молиться, если ум не молится? Тяжело. Ведь в молитве обязательно участвуют и ум, и сердце. Если только сердце, то это половина молитвы.
Двигаясь к завершению нашей программы, давайте попытаемся объяснить, как пройти Великий пост достойно, чтобы на Пасху не было чувства, что ты что-то не успел...
– Самое главное Великим постом – ничего не бояться. Мы воспринимаем, к сожалению, этот период как период особых искушений, болезней, скорбей: мол, лучше вообще ничего не делать, все дела прекратить, сидеть на диванчике, закрывшись от бренного мира. Прочитал это в каких-то источниках – и боишься…
Но если 40 дней будешь бояться, у тебя все будет валиться из рук, сознание будет помраченным, и ты уже будешь ожидать подвоха от любой ситуации, которая будет с тобой приключаться в эти дни.
Поэтому я призываю всех: не бойтесь – если Бог с нами, кто против нас? Не думайте, что теперь все силы зла против вас ополчатся и будут вас вынуждать к каким-нибудь гадостям. Да, некая прослойка между телом и душой утончается, и начинает выпирать изнутри все, что в тебе есть. Но Господь еще Каину говорил: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
У нас есть силы руководить своими эмоциями, чувствами, словами, действиями, поступками. Главное в дни Великого поста – перестать быть рабом своих страстей, привычек, так полюбившихся грехов. Надо возглавить свое собственное тело, свой ум возвысить к Господу Богу: «Господи, я отдаю всего себя Тебе, помоги мне, руководи мною».
Хорошо это читается в молитве Оптинских старцев, в молитве Филарета (Дроздова) – эти молитвы, думаю, стоит читать каждый день всем тем, кто не читает утренних или вечерних молитв, так же, как мы читаем молитву Ефрема Сирина Великим постом. Не читаешь ничего – читай эти 3 молитвы. Можешь делать несколько поклонов. Надо усугубить молитвенную жизнь.
Не зря Господь чаще всего на страницах Евангелия говорит: не бойся и радуйся. Великим постом не надо ничего бояться – Бог поможет во всем: только стоит захотеть, Господь даст силы. Естественно, чем дольше ты находишься в плену какой-либо страсти, тем тяжелее будет бороться. Но хотя бы на 3% приложи какое-то усилие, а Господь возместит тебе оставшиеся 97.
Повторюсь, Великим постом не надо обременять своих родных. Перестав вкушать непостную пищу, не надо начинать грызть друг друга. Необходимо принудить себя к какому-то молитвенному деланию, хотя бы прочитать весь Новый Завет за Великий пост, это не так сложно. Апокалипсис можно оставить на потом, но 4 Евангелия и апостольские послания одолеть можно. Вообще, по уставу все Евангелие читается в первые три дня Страстной седмицы – это не что-то невозможное, с точки зрения Церкви.
В завершение программы – несколько слов нашим телезрителям...
– Повторюсь: ничего не бойтесь – если Бог с нами, кто против нас? Не бойтесь завтрашнего дня, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Не переживайте о дне вчерашнем. Живите сегодня, наслаждайтесь радостью сего дня: смотрите, что есть вокруг хорошего, приятного, радостного.
Главное, как говорил доктор Гааз, спешите творить добро: не откладывайте на завтрашний день то, что можно сделать хорошего сегодня.
Записали:
Нина Кирсанова
и Наталья Богданова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.