Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос нашей передачи: как цель поста сочетается с целью христианской жизни?
– Цель одна: чтобы человек имел надежду на спасение и спасся в Господе нашем Иисусе Христе, существует пост и молитва. Эти два делания завещал нам Сам Господь Иисус Христос. И на страницах Священного Писания мы встречаем слова об этих двух чудодейственных методах, помогающих человеку обрести особенную благодатную силу, происходящую от Бога, при помощи которой можно достигнуть определенных целей.
Допустим, человек имеет какую-то страсть. В Священном Писании советуется человеку держать пост и молиться. Даже о бесноватых мы слышали со страниц Священного Писания Нового Завета. Господь говорил, что род сей изгоняется постом и молитвой. Эта система особых духовных ценностей необходима каждому христианину, чтобы обрести Царство Небесное, жить правильно, получать благодатную силу, поддержку от Бога, чтобы преобразовывать себя и быть духовно сродни Господу. И поэтому Господь ожидает нас на брачном пире в особых брачных одеждах, они имеют глубокий духовный символический смысл и значение духовного преображения человека для того, чтобы он попал в Царство Христа.
Пост и молитва всегда идут рука об руку. Невозможен пост без молитвы или молитва без поста.
– Пост и молитва – особенные добродетели. Человек в определенные дни церковного года должен соблюдать предписания поста. Бывают посты в течение седмицы (среда, пятница), бывают многодневные посты (накануне великих праздников). Когда мы готовимся отмечать великий праздник Пасхи, то пребываем во времени Великого поста – живем и молимся определенным образом. Конечно, творится молитва.
Но бывают дни, когда поститься даже запрещено. Это Пасха и сплошная седмица, когда пост опускается: люди должны быть в особой духовной радости, ограничений гастрономического и душевного характера Церковь не накладывает, и вместе с тем люди должны быть в христианском воздержании от греха и беззакония.
Молитва без поста, конечно, бывает, если пост рассматривать как определенные дни. Можно пост рассматривать и как состояние, когда человек на себя накладывает определенные обязательства духовного характера: допустим, монашествующие всегда пребывают в состоянии духовного, телесного поста и молятся. Для людей, что находятся в миру, но живут церковной жизнью, некоторые ограничения носят уже более слабый, облегченный характер. Но молитвенное правило таких людей должно быть всегда на достаточно высоком уровне: не надо ограничиваться Символом веры, Богородичным правилом, а все-таки прочитывать молитвы вечерние и утренние и определенные молитвы в течение дня.
От чего зависит желание либо нежелание молиться?
– Это особенное духовное делание, оно должно иметь, наверное, поддержку свыше. То есть человек, который хочет молиться, – особенный, ведь чтобы принудить себя к молитвенному правилу, нужно обладать определенной духовной внутренней силой, превзойти леность, какие-то ограничения со стороны мира. И это бывает очень сложно сделать без помощи духовника, духовного руководителя. А когда человек молится, он беседует с Богом: молитва – это не что иное, как беседа молящегося с Богом, обращение к Богу. Когда человек приносит Ему свои скорби, радуется, печалится, просит что-то, он обращается к Нему и ожидает от Него ответа, поддержки, помощи. Человек всегда находится в некоем духовном ожидании получить от Бога какие-то блага.
Пост, который человек накладывает на себя без благословения Церкви, духовника и держит его очень строго или с какими-то послаблениями, на которые нет благословения, как правило, не приносит большой духовной пользы, а иногда даже может принести духовный вред. Когда люди не руководствуются благословением духовника, священноначалия, они пребывают в некоей прелести и думают, что к Богу ведет много путей и можно одним из них к Нему добраться. Но мы знаем, что человек может к Богу добраться только через Церковь Христову, благодаря тем вратам, что открывает Церковь для людей, и только при помощи церковного корабля, плывущего в Царствие Небесное. Других путей спасения не бывает.
Говорят, что желание молиться – показатель духовного здоровья. Если у человека нет желания молиться, если он постоянно себя принуждает, молится через силу, с тяжестью – что это означает и как с таким состоянием бороться?
– Мы помним: в Новом Завете не раз говорится, что Христос много молился. Христос, истинный Бог и истинный Человек, будучи Богом, нуждался в общении с Отцом – в этом благодатном действии для того, чтобы быть ближе к Своему Отцу, получать от Него благодатную силу. Нам этого не понять, но мы видим сам факт того, что людей не молящихся на страницах Священного Писания нет.
Священное Писание нам очень много говорит о том, что, наоборот, необходимо прибегать к молитве, пребывать в ней. Апостол Павел даже неоднократно призывает стараться поддерживать ее в себе. Как мы поддерживаем огонь в печи, кидая туда дрова, так и человек должен поддерживать свою молитву желанием возгревать сердце, мысли о Боге.
Говорят, что можно молиться и стоя, и сидя, и даже лежа, на ходу. Всякое ли положение тела способствует молитве?
– Дело в том, что есть молитва домашняя, а есть общественная, в церкви. В нашей Русской Православной Церкви принято стоять, в других Православных Церквах (Греческой, Румынской, Иерусалимской) есть стасидии – особые места, где люди в определенные моменты службы сидят.
А что касается молитвы на ходу, во время каких-то дел? Допустим, лежа может человек достойно молиться?
– Конечно, может и лежа. Если человек болен, то может и лежа молиться. Бывает так, что люди приходят на Исповедь и говорят: «Батюшка, не могу вечером прочитать молитвы». Я говорю: «А телевизор посмотрели?». – «Да, и поели, и за животными прибрали». То есть все сделали, кроме молитвы. На молитву силы не бывает. Говорю: «Тогда ложитесь и молитесь лежа». А когда человек начинает молиться, осознавать духовную силу молитвы, тогда он начинает менять свое отношение к ней, начинает понимать, что лежа молиться не может: «Может быть, сидя? Сидя тоже не могу, тогда немножечко постою, потружусь и помолюсь».
А если человек болен, находится в особой немощи, таким людям можно и лежа помолиться. И если уж совсем со зрением проблемы бывают, то есть молитвенное правило, которое можно послушать в аудио– или видеоформате. По телеканалу «Союз» транслируются вечерние, утренние молитвы – можно поучаствовать в общей молитве таким образом.
Как образ повседневной жизни человека влияет на силу его молитвы?
– Нет такого прибора, который мог бы определить силу молитвы, но к пустому колодцу за водой не ходят. Бывает так, что, когда люди обращаются к тому или иному старцу, духовнику, священнослужителю с какими-то проблемами и просят его молитв, начинают замечать: когда он молится, многое в жизни меняется. И к такому человеку начинают ходить и просить все больше и больше молитв, благословений, советов. Это констатация факта.
Есть действительно сильные молитвенники, которые пребывают в определенном состоянии духа, жизни и имеют духовную силу возносить молитвы к Богу за людей и получать просимое. Бесплодная пара приходит, за них молятся, и вымаливаются дети, разрешаются проблемы, обстоятельства, тяготящие человека (допустим, неправедное осуждение или какая-то обида). Такие люди молятся и вымаливают у Бога прощение и особое благословение Божие.
Есть мнение, что суета и многопопечительность – сильные препятствия для молитвы. Но есть ли место суете в жизни человека, ведущего духовную жизнь?
– О суете много сказано в Священном Писании, она отвлекает человека от прямого пути в Царствие Небесное. Но у нас жизнь очень часто связана с суетой, и бывает так, что никуда от нее не денешься. Без суеты человеческая жизнь очень часто представляется как бы и неполноценной, с точки зрения мирского человека. Но суета должна быть тоже не злостной – не такой, которая поглощает человека полностью, а чтобы человек находил время для молитвы.
Под суетой мы подразумеваем определенные действия, образ жизни, не дающий духовных плодов, – это как сизифов труд. Но бывает домашняя суета – не о том, что принесло бы духовную пользу. Такой суеты надо избегать: стараться, чтобы жизнь была все-таки наполнена благодатными дарами Духа Святого, чтобы человек умел найти изюминку в своей жизни, обрести Христа и понять, что без Христа не достигнет самой главной цели. Для чего человек рождается, проходит школу жизни? Чтобы прийти в Царство Небесное, найти там свое место, чтобы быть в этом Царстве и радоваться вместе с Богом, жить определенной духовной жизнью, пребывать в радости.
Когда человек очень сильно переживает за других, думает, как наилучшим образом послужить ближнему, или переживает из-за сложных обстоятельств в жизни других людей, это духовное делание, если это мешает человеку молиться, сосредоточившись на мысли о Боге?
– Если человек переживает, надо понять, не оказывается ли это какой-нибудь болезнью – психической, психологической, какой-нибудь зависимостью, невротическим состоянием. Переживание должно быть действенным, молитвенным: надо молиться за человека, принимать участие в его духовной жизни. А когда человек просто переживает, что в этом полезного? Да, бывает материнское переживание за своих детей. Понятно, что она и молится, и как бы чувствует ее сердце то или иное событие, происходящее с ее ребенком. А так просто переживать, не имея при этом полезной духовной деятельности, мне кажется, не надо: человек себя таким образом обессиливает, он не получает духовной поддержки, если не пребывает в молитве, и истощает свою душу.
Хочется спросить о назначении утреннего и вечернего правила. Утреннее правило призвано человека настроить на предстоящий день – быть как бы камертоном всего, что он будет говорить, делать, чувствовать в течение дня, а какова цель вечернего? Человек после него ложится спать и никаких дел, слов уже не имеет?
– Мы помним, что с первых веков христианства (да и вообще еще в Древнем Египте, а то и раньше) процесс засыпания всегда считался сродни умиранию – человек утром воскресал. Поэтому в христианстве, особенно в Православии, вечернее правило имеет мистическое значение: человек готовится даже умереть. Там есть такие молитвы, в которых говорится: «Если я умру, Ты, Господи, прими мою душу, я на Тебя полностью надеюсь, не оставь меня и пронеси мою душу через искушение, мытарства, чтобы я не испытывал страдания, а сразу прибыл к Тебе». Там есть и просьба о прощении, о примирении с Богом и ближними: как бы подведение итогов всего дня. Это и огромное нравоучительное значение, и духовное поучение для человека, и поминание всей Церкви, живых и усопших, и перенастройка самого себя, приведение себя к мирному состоянию, чтобы не было стыдно встретиться с Богом.
Почему во время поста у некоторых людей повышается раздражительность?
– Здесь задействуются, наверное, многие физиологические факторы. Человек меняет образ жизни, организм начинает испытывать определенный стресс, и это выливается во внешнюю раздражительность. Очень много таких состояний приходят именно в период поста, они каким-то чудесным образом открываются, и человек себя показывает с совершенно новой стороны. Ты думаешь, что человек такой, а в пост он открывается, даже просыпается какой-то зверь внутри его, он готов тебя съесть, уничтожить. Это определенная духовная диагностика.
Человек следит за собой, за окружающими, и это все научает человека. То, что ему не нравится в людях, означает, что он и сам не должен быть таким: не нравится раздражительность – сам не будь раздражительным, не нравится агрессия – сам не будь агрессивным, не нравятся отрицательные стороны других людей – сам не будь таким. Пост научает нас видеть в других людях то, от чего мы должны избавиться: ты замечаешь в людях то, что есть в тебе.
Только святые этого, наверное, не замечают – им абсолютно все равно, как на них посмотрели, что сказали, как унизили, оскорбили, обманули. Святым людям все равно, а для тех, кто сами имеют какую-то причастность к этим состояниям, делают то же самое, это все чувствительно, для них это определенная греховная рана, от которой надо избавиться. И нужно молиться.
Нужно стремиться к такому состоянию, чтобы было все равно, какие внешние изменения происходят вокруг?
– Не то чтобы все равно: главное, чтобы ты не находил этой гадости в других людях. Пост – духовная диагностика.
Увидел в человеке что-то? Это и у тебя есть. Ты не видел и не понимал бы, что это такое, если бы у тебя этого не было. Почему мы можем читать и понимать, что написано? Дай вам сейчас книгу на китайском языке, для вас это будет вообще непонятно что. А если бы вы знали, что там написано, да еще про вас, вы бы обиделись, оскорбились. Как и любой человек. Поэтому мы должны все-таки понимать этот путь.
Чем страшны мытарства? Всех будут цеплять, кто будет идти по лестнице в Царство Небесное. Цепляют того, кто чем-то обладает. Контрабандисты хотят пронести греховный груз в Царство Небесное, а бесы с рогами и копытами их задерживают и не дают в Царство Небесное попасть. А кто чист и у кого ничего нет, те туда проходят с помощью Божией и в сопровождении ангелов Божиих. Поэтому пост – время очищения, изменения, улучшения себя, радости духовной, получения особенного духовного возрастания в Боге. Вообще, это полезное время.
Почему молитву называют царицей добродетелей?
– Чтобы по-настоящему молиться, уходить в молитву, нужно быть чистым человеком, который может, если хотите, оторваться от всего земного и вознестись в небесное состояние.
Когда Серафим Саровский молился, мы помним, как преображалось его лицо и становилось светлым, как солнце (он открыл это Мотовилову, показал, а тот это засвидетельствовал.) И мы верим, что молитва очень многое может. Мария Египетская, когда молилась, возносилась на какое-то количество сантиметров от земли. То есть пребывала в состоянии невесомости.
Пустынные подвижники, избавленные от большей части грехов человеческих, проходили по воде как по суше – и у кого оставалась обувь сухой, было видно, что это подвижник высокой духовной жизни. А у кого обувь была в брызгах, значит, какие-то грешки оставались. Но вместе с этими грешками люди все равно проходили по воде.
По молитвам много чего происходило. Монах мог бросить мантию в реку и поплыть на ней: она становилась ему лодкой по его молитвам к Богу. Это большое дело, это действительно великая добродетель, которая может выделить человека. Но как только он начинает говорить об этой добродетели как о своей заслуге, сразу падает – и она превращается в ничто.
Почему Господь не всегда отвечает на молитвенные прошения людей?
– Господь видит, что человеку нужно. И даже когда видимого изменения или просимого человек не получает, Господь слышит человеческие молитвы и отвечает. Он слышит и делает так, как человеку лучше. Человек получает тем, что не получает. Это ему неполезно.
Как правильно просить? Как правильно обращаться с прошением к Богу?
– Как Господь сказал: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Вот такая молитва должна быть. Она Господней молитвой и называется. Поэтому не надо много придумывать, надо просить то, что полезно для нашей души и нашего спасения.
Что станет плодом молитвы?
– Плод молитвы – это любовь и спасение, ведь молитва призвана изменить человека к лучшему, избавить его от страстей, всего ненужного, наносного, греховного. А все это в конце концов приводит человека к спасению, к Богу. Это плоды молитвы.
Предлагаю подвести итог беседы – может быть, акцентировать внимание на каких-то моментах и дать наставление нашим телезрителям.
– Прежде всего хотелось бы обратить внимание, что Господь нас никогда не оставляет по молитвам Церкви. Даже если нам бывает очень сложно молиться, очень трудно достигнуть созидательной и плодотворной молитвы, мы должны помнить, что Церковь всегда возносит за нас молитву. И мы должны уповать на милость Божию, на то, что Господь никогда не оставляет Своих верных детей, особенно тех, кто идет Ему навстречу.
Пусть Божие благословение, Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня великий двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия – родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение – это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и Архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и Архангелов.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.