Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1104) → Священник Андрей Лысевич: Мы всегда должны оставаться христианами

Священник Андрей Лысевич: Мы всегда должны оставаться христианами

№15 (1104) / 12 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Как правильно молиться? Ведь в молитвах указывается мужской род, например: „Господи, помилуй мя, грешного“. Как произносить молитвы женщине?».

– Если женщину это смущает, она вполне может перелагать их на женский род. Мне кажется, в этом не должно быть никакого смущения.

Еще вопрос от телезрителя: «Может ли лукавый читать наши мысли?».

– Насколько я помню из святоотеческого учения, дьявол не может знать мыслей крещеного человека: он может догадываться о помышлениях его сердца через внешние проявления – жесты, движения, эмоциональное выражение лица, но читать мысли напрямую дьявол не может.

В принципе, о человеке можно многое сказать по его делам. Грешного человека от праведника, наверное, тоже можно отличить по делам…

– «По делам их узнаете их», – говорит Господь. Действия человека – очень значимая характеристика его внутреннего состояния. На этом держится многое в нашей христианской вере.

Апостол говорит: «Вера без дел мертва есть», и Христос говорит про определение сущности проповедника по его делам. В этом смысле наши духовные состояния, убеждения как бы материализуются или проявляются в делах. И это всегда нужно помнить.

Что бы Вы посоветовали сейчас, во время Великого поста, делать христианину, чтобы избежать дьявольского воздействия?

– Единственный способ уклониться от дьявольского воздействия – быть рядом со Христом, быть погруженным в благодать Божию, во Христа. Это легко сказать, а если говорить подробно, то надо рекомендовать больше думать о Боге, стараться соблюдать Божии заповеди, уставы Церкви.

Чем пост отличается от другого времени? Тем, что мы возлагаем на себя дополнительные труды. Церковь как бы благословляет в это время нам брать на себя дополнительные труды: человек в иное время, может быть, и хотел бы строже поститься, строже жить, но если он это будет делать один, то тщеславие в большей степени может им обладать. А когда Церковь благословляет это делать всем вместе, уничтожается дополнительный повод к тщеславию.

Как Великим постом ограждаться от действий дьявола? Это утренние и вечерние молитвы: нужно обязательно молиться каждый день, стараться искренне, от сердца обращаться к Богу, со вниманием вникать в слова молитвы – если непонятен славянский текст, посмотреть сначала перевод. И когда читаешь, обращать внимание на запятые, ударения. Некоторым людям, как только они начинают просто следить за текстом, который читают, открывается очень много интересного, что вроде бы и так всем было понятно.

Каждый день надо стараться читать Священное Писание. Если человек глубоко церковный и очень хорошо знает Евангелие наизусть, тогда можно в Великий пост дома читать только Ветхий Завет, как это положено по уставу Церкви: Псалтирь, Книгу Бытие. Но если мы, как это оказывается в большинстве случаев, не так глубоко воцерковлены, не так хорошо знаем Евангелие, то я бы не советовал отказываться от чтения Евангелия Великим постом. Келейное и домашнее чтение Евангелия – то делание, которое должно сопровождать христианина каждый день, всегда, в течение всего годичного круга.

Соответственно, читая Евангелие, нужно в него вникать, задавать себе всегда вопросы: «А с чем Спаситель обращается ко мне в этом Евангельском чтении? Что эти слова Спасителя значат для меня сегодня? Что я могу сделать, чтобы быть подобным Христу, как Он предстает передо мной в этом Евангельском отрывке?» – и стараться прилагать это к своей жизни, запоминать Евангелие, заучивать его наизусть, в течение дня вспоминать, о чем читал сегодня утром.

Один мой знакомый рассказывал, что начал так читать Евангелие по утрам. И днем у него возникает какая-то ситуация, он мучительно вспоминает, о чем же читал утром. И раз вспомнилось ему, что Спаситель вот так Себя повел с таким-то человеком. Тут его озаряет, что его ситуация в чем-то подобна тому, о чем он читал сегодня в Евангельском отрывке. Здесь он может поступить либо на свой злой умысел, либо в соответствии с прочитанным в Евангелии. Этот человек сказал: «Для меня это было открытием, Евангелие может стать инструкцией жизни».

Кроме того, постом мы воздерживаемся от сладкой, вкусной пищи, от мяса, молока, рыбы, яиц, стараемся делать больше земных поклонов и причащаться. Я думаю, что человеку, который постится Великим постом, соблюдает все уставы, постановления, правила Церкви, вполне разумно было бы дерзать причащаться раз в неделю – это вполне приемлемо для мирянина.

Если человек будет так жить, то, думаю, в его жизни не будет ничего по воле дьявола, а все будет по воле Божией. Даже если Господь иногда будет попускать какие-то огорчения, тяготы, трудности, все это будет исключительно Божиим Промыслом направлять человека к спасению.

Вопрос телезрительницы: «Мне 88 лет, я уже не выхожу на улицу. Как я могу причаститься?».

– Это элементарно. В каждом храме служит священник, в обязанности которого входит в том числе и Причастие больных, немощных прихожан на дому. Вам просто нужно найти номер телефона ближайшего храма и позвонить туда, попросить, чтобы вам прислали батюшку для причастия Святых Христовых Таин. Священник не преминет в ближайшее время прийти к вам. Это общая практика для всей Православной Церкви, никогда не стесняйтесь.

К сожалению, бывает иногда, что наши дорогие сердцу прихода люди вдруг заболели и куда-то пропали. Звонишь сам: «Где Вы, что случилось?». – «Да вот, я заболел». – «Позовите, священник придет и причастит Вас». Никакого затруднения это не составит. А человек будет чувствовать, что он вместе с общиной, с храмом, что он имеет участие в том или ином праздничном или воскресном дне. Понятно, что если все по лености начнут так звать священника, то, наверное, это составит какой-то труд для батюшки. Но если человек по причине болезни раз в месяц зовет священника к себе домой, то чаще всего это не составит большого труда для священника. Это прямая обязанность батюшки на приходе – найти время, собраться и прийти причастить тех, кто его зовет. Никогда не стесняйтесь.

Бывает, дома бабушка или дедушка лежит, и дочка или внук убиваются: «Что еще я могу сделать для тебя? Вроде бы самых лучших врачей позвал, ухаживаю, слежу, насколько хватает сил. Но что-то еще, может быть?». Конечно же, мы очень многое можем сделать. Нам необходимо объяснить нашему близкому пожилому родственнику, что к нему может прийти священник, причастить Святых Христовых Таин, соборовать, исповедовать, отпустить тяжелые грехи юности.

Наш сыновний долг по отношению к нашим родителям – позвать им священника. И это замечательная возможность для наших пожилых близких. Я напоминаю тем зрителям телеканала «Союз», которые, быть может, забыли или не слышали об этом, что такая возможность всегда существует: позвать священника для себя, если вы оказались в состоянии болезни, и для своего родственника. Просто старайтесь, чтобы это был ближайший храм, чтобы священнику не пришлось ехать за тридевять земель до вашего дома.

Еще есть вопрос, спрашивает девушка: «Забеременела не в браке, с молодым человеком уже расстались. Знаю, что это огромный грех, но не перестаю себя жалеть. Всю беременность нахожусь в отчаянии, нет сил радоваться, нет желания жить и думать о ребенке. Как справиться с грехом отчаяния?».

– Я бы посоветовал вам задуматься прежде всего над тем чудом, которое свершается рядом с вашим сердцем. Это чудо рождения новой жизни. Прежде всего я бы посоветовал сконцентрировать свое внимание именно на этом: Господь даровал женщине удивительную возможность быть матерью, дать жизнь новому человеку.

Этот ребенок может стать утешением для вас, для окружающих, для близких, может стать замечательным членом Церкви, превосходным членом общества. И это самая главная основа для вашей радости.

Не думайте о том, сколь тяжелый грех был совершен. Грех блуда – грех смертный, тяжелейший, но это предмет Исповеди, а не отчаяния, и предмет исправления. Нужно покаяться, дать Богу зарок чистой совести, исправиться и больше никогда не поступать таким образом. Ведь этот грех называется смертным не случайно: он часто ведет к гибели совершенно неповинных людей, ведет к смерти. Вы отчаиваетесь, а ребенок чувствует горе матери, и ему тоже тягостно и горестно. Не стоит добавлять более горя ребенку – нужно, чтобы ребенок слышал, как Вы радуетесь, что скоро станете матерью.

Я всегда вспоминаю, как нас учил, наставлял на уроках в семинарии отец Киприан (Ященко). Он рассказал одну очень интересную историю (может быть, она окажется вам полезной). Однажды пришли к нему родители и говорят: «Батюшка, как бы нам подготовиться к рождению ребенка? Как нам воспитать его в Православии? С чего начать?». Супруга к этому моменту была уже беременна. И отец Киприан сказал: «Каждый день читайте ребенку Священное Писание вслух». Нам кажется это странным, особенно людям, которые еще не были родителями. Как же так? Вроде ребенок еще не родился, как же ему читать? А ребенок, оказывается, в утробе матери прекрасно слышит голос своего родителя. И каждый день они читали ребенку, который находился в утробе, Евангелие. И вот рождается ребенок, они вновь приезжают к духовнику и говорят: «Батюшка, надо же, такое чудо, даже не знаем, что и делать. Едем по городу, и, если ребенок видит церковь, требует остановить машину. Пока машину не остановим, скандал в машине не прекращается. Мы останавливаемся, заносим ребенка в церковь, прикладываем ко всем иконочкам по требованию ребенка, и только после этого он разрешает ехать дальше». И в целом у ребенка было такое чувство святыни, что они поражались.

Бывает, ребенок еще маленький и к святыне относится либо холодно, либо настороженно, не понимает, что это такое. А бывает, что маленькие дети, которые еще не умеют говорить, не совсем понимают, что говорят их родители, тем не менее глубоко чувствуют святыню – иконы, крестик, причастие Святых Христовых Таин. Откуда это берется? От внутриутробного воспитания. Я вам рекомендую заняться сейчас напряженно духовным воспитанием вашего ребеночка в утробе. Я думаю, что это займет ваши мысли, отвлечет от пустых размышлений, что вы сделали не так, и даст ребенку то, что ему необходимо: любовь и благодать Божию.

Еще один вопрос, от Константина: «Ребенок ходит в школу и там изучает другие религии. Как быть?».

– Мне не совсем понятна данная ситуация. Во-первых, неужели не вы сами выбирали школу? Во-вторых, если это общеобразовательная школа, то неужели вы не участвовали в выборе модуля, если речь идет о 4-м классе? Законом закреплено за родителями право выбирать тот или иной образовательный модуль в школе в рамках под названием ОРКСЭ. И если вдруг директор школы, или классный руководитель, или завуч мотивировали вас сделать не тот выбор, который вы хотели бы, – это нарушение законодательства нашей страны. Об этом можно сообщать в вышестоящие инстанции. Во всяком случае, обратиться к руководству школы и потребовать, чтобы для вашего ребенка в соответствии с вашим выбором было организовано преподавание того модуля, который вы хотели бы. Я не советую дерзко и нагло качать права и ругаться с кем-то, я думаю, что это все может быть решено вполне спокойно и полюбовно. Думаю, что вам удастся этого добиться.

Но если абстрагироваться от практических рекомендаций, очень важно озаботиться выбором школы, чтобы ваш ребенок учился в хорошем учебном заведении не только в плане получения суммы знаний, но еще и в плане приобретения нравственного положительного духовного опыта. Просто я сам отец троих детей, старший ребенок сейчас ходит в школу. Столкнувшись с тем, что такое школа и что такое дети, вы согласитесь со мной, что это процентов 80 всей жизни родителя. Ребенка надо вскормить, воспитать, наставить, и школа – это огромные трудозатраты, материальные затраты в том числе. Представить, что школа работает против родителя, – это просто что-то ужасное.

Мне кажется, что родитель, затрачивая такие силы (физические, временные и материальные ресурсы) на воспитание своего ребенка, должен встречать поддержку и помощь школы. Если этого не происходит, наверное, нужно поискать другую школу, какие-то другие способы образования своего ребенка, ни в коем случае не пускать это на самотек. Если вы чувствуете, что в школе что-то не так, что ваш ребенок учится чему-то не тому, то нужно предпринимать конкретные действия, спасать своего ребенка: это колоссально важно. Сегодня они в 1-м классе, им 7 лет, а завтра они будут выпускниками, будут поступать в вузы и станут взрослыми: «Сегодня – дети, завтра – народ». И от нас с вами, от родителей, зависит, кого и как мы воспитаем.

В принципе, само по себе столкновение ребенка с различными религиозными учениями в школе я не считаю чем-то катастрофичным. Просто это, наверное, некая дополнительная трудность для вас – вам придется больше тратить сил и времени, чтобы объяснить ребенку особенности других религий и особый смысл нашей Православной веры в контексте поликонфессионального и полирелигиозного поля. Поэтому, во-первых, не забывайте, что вы имеете право на хорошую школу, на хорошее преподавание предметов. И не забывайте, что в любом случае именно вам придется воспитывать и учить вашего ребенка, сопровождать его в течение всей жизни.

Еще такой вопрос: «Как настроить детей и объяснить им, что сейчас Великий пост и его необходимо соблюдать?».

– Вопрос очень широкий: дети бывают разные. Для одних дети – трехлетние младенцы, к которым, может быть, не стоит прилагать требований поста вообще. А для других дети – 25-летние юноши, которые должны самостоятельно принимать решение, как им поститься. Но в каждом возрасте (от 3 до 25 лет) нужен свой подход.

Я больше чем уверен, что главная цель родителя в данной ситуации – мотивировать ребенка так, чтобы тот сам захотел поститься, чтобы это было его собственное желание. Построим линию от 3-х лет, когда маленький ребенок еще не понимает вообще поста, он нуждается в различной пище. И взять возраст 25 лет. Что взрослый человек должен делать? Сам поститься, открывать календарь, самостоятельно следить: наступает Великий пост, значит, нужно поститься – я буду воздерживаться от таких-то продуктов. Он должен делать это сам.

Что нужно, чтобы из одной точки (возраст 3 года) попасть в другую точку (возраст 25 лет)? Очевидно, нужно, чтобы ребенок каждый раз приучался самостоятельно поститься, каждый раз все более и более глубоко познавал, что есть пост и почему он так прекрасен, так нужен нам, и каждый раз все более и более проникался этим пониманием.

С другой стороны, чтобы он действительно приучался к самостоятельности в этом вопросе, очень важна определенная постепенность. Постепенность здесь связана исключительно с состоянием конкретного ребенка. Один в 3 года стал поститься и так до взрослого возраста соблюдает пост. Для другого постепенность заключается в том, что он до 15–17 лет постится с молоком, и, может, какие-то послабления в субботу и воскресенье ему необходимы. Он постепенно приходит к общецерковной практике поста.

То есть первое – это разговор с ребенком, объяснение ему, зачем и почему мы постимся. Пост – это весна души, когда расцветает в сердце благодать Божия, когда за эти малые земные труды Господь дает нам огромное множество сверхъестественных благодатных даров, утешений и благ. Мы постимся, ибо это благоугодно Господу. Воздерживаясь от земной пищи, от временных благ, мы получаем огромное множество вечных духовных благ – и их не сопоставить с тем, от чего мы отказались.

С другой стороны, пост – возможность побороться с собой, узнать себя, что в тебе сокрыто. Тут очень интересный образ: наше сердце как центр наших эмоций, чувств, идей, некий сгусток, центр нашей личности, обычно в непостное время покрыто как бы неким слоем жира от вкусной, услаждающей пищи.

Удовольствия, которые мы получаем от еды, закрывают сердце: оно вдруг огорчилось, раздражилось, но человек что-нибудь вкусненькое съел – и отлегло… А когда человек начинает поститься, сердце лишается этой шубы. И вдруг в сию же минуту из него изрыгается то неприятное и злое, что в нем на самом деле находится: там, внутри, оно есть, но сокрыто под шубой удовольствий. Когда человек обнажает свое сердце, он узнает его, и сердце становится явным. Ради этого мы постимся, об этом нужно говорить с детками.

Не отягощайте чрезмерно своих детей – следите, какую норму поста может понести ребенок. И стремитесь прежде всего не научить ребенка поститься, а научить ребенка любить поститься. Вот самое главное.

В заключение хочу попросить Вас кратко подвести итог нашей передачи и что-то пожелать нашим телезрителям.

– Искренне вам всем желаю, дорогие наши телезрители, чтобы Господь хранил вас от всех козней дьявольских, укрепил ваш пост, даровал вам обилие и множество добродетелей, чтобы вы научились поститься. И чтобы с каждым днем Великого поста ваши сердца все более и более располагались любовью к посту, молитве и прежде всего – к Господу нашему Иисусу Христу.

Спасибо Вам большое. Мы уже почти преодолели половину пути перед Пасхой, хочется пожелать и Вам тоже помощи Божией на этом пути.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс