Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1104) → Священник Владимир Флавьянов: Опыт, который мы приобрели за время поста, мы не должны потерять после Пасхи

Священник Владимир Флавьянов: Опыт, который мы приобрели за время поста, мы не должны потерять после Пасхи

№15 (1104) / 12 апреля ‘21

Беседы с батюшкой

Было бы странно, если бы во время Великого поста не поднимались важные как для верующих, так и для неверующих людей вопросы, значимые для нашего духовного возрастания. Мы постоянно слышим, что во время Великого поста нужна особая молитва: необходимо каяться, вырабатывать в себе покаянный дух и смиряться – нам рекомендуется изменить свою жизнь. А что значит изменить свою жизнь и как это возможно? Что значит «научиться молиться»? Как выработать в себе покаянный дух? И можно ли его выработать только Великим постом (от Пасхи до Вознесения мы будем только радоваться, а затем поедем в отпуск, забыв свои подвижнические мысли)?

– Надо разбираться в этом всем нам, независимо от того, сколько лет мы находимся в Церкви, потому что это постоянная работа.

Слово «пост» тождественно слову «константа» (независимая постоянная – она вообще ни от чего не зависит). Надо научиться поститься так, чтобы наше духовное состояние не зависело, например, от того, есть у нас мясо или нет. Мы должны научиться зависеть от Бога. Почему мы пытаемся поститься? Чтобы убрать из жизни то, что нас отодвигает от Бога, мешает постичь Бога, слышать Бога. Ведь когда мы молимся, мы не слышим Его, а должны этому научиться, ведь рано или поздно умрем. Если человек на земле не научился слышать Бога, то как услышит там?

Многие люди говорят: «Бога нет, мы же Его не видим», – а Вы говорите, что Его можно услышать.

– Услышать, увидеть – в данном случае одно и то же: в духовном мире я не делил бы это. Так же говорил святитель Григорий Палама в отношении Фаворского света. Можно говорить о молитве как о музыке, можно видеть иконы – и уже это молитва, ибо мы получаем благодать, которая касается сердца через зрение.

Если я смотрю на икону с благоговением. А если смотрю как на доску, это не сработает, наверное?

– Не сработает. Вот почему мы постимся: чтобы научиться видеть и себя, и другого человека, и образ Божий, увидеть в каждом человеке икону, ведь каждый человек – икона. А мы не видим и не чувствуем в себе этого, не слышим самих себя, голоса совести, который нам подсказывает что надо делать и что не надо. Мы вроде бы существа слышащие и разговаривающие, но на самом деле только так думаем. А пост хорошо выявляет недостатки: как на самом деле мы молимся (точнее – не молимся), как слышим друг друга, свой организм (он может и не поститься, ему очень тяжело, он пытается вернуть свою власть: мы же его ущемляем – и он начинает свой голос возвышать). Нужно разбираться в этих внутренних голосах.

Следующий вопрос связан с нашими усилиями. Как нам научиться не осуждать, если мы работаем с утра до вечера, ездим в метро и каждый день сталкиваемся с тем, что кто-то наступил на мозоль, кто-то посмотрел зло. Нам очень тяжело… Мы живем не в монастырях – есть ли способ избежать этого: не осуждать, не раздражаться, не гневаться, чтобы потом на Исповеди не пришлось говорить о грехе осуждении?

– Мы живем в грешном мире, поэтому избежать соблазнов и искушений не можем в принципе. Об этом и апостол Павел говорил: если хочешь этого избежать – ты должен просто умереть. Мы живем в этом мире, и у него такой закон: он будет нас ломать, искать слабые места, это нормально, здесь нет ничего страшного. Страшно, когда мы не видим эту стратегию, не понимаем диавольскую тактику.

Поэтому во время поста мы этому учимся. Собственно говоря, это боевой пост: Великий пост – это боевой пост. Соответственно, здесь как на войне: ты должен быть не просто солдатом, который не понимает, что делать, а должен немного подняться из окопа, чтобы понимать, в какую сторону надо двигаться, пусть даже и ползком.

Вопрос телезрителя: «Что делает душа после смерти, как она живет? Люди на земле работают, воспитывают детей. А душа в раю что делает?».

– Лучше об этом спросить у какого-нибудь святого, который уже находится там… Мы читаем жития святых, и вам я рекомендую их читать – святые больше нас, грешных, знают.

Мы продолжаем жить и, если чему-то учимся здесь – продолжаем учиться и там. Если мы здесь воспитываемся и понимаем, что надо заниматься образованием, самообразованием, то и там будем это делать. Ответственность с нас не снимается здесь, ведь мы будем общаться и там. А чтобы общаться, надо уметь слышать друг друга.

Чтобы слышать человека, надо его слушать. В этом, может быть, и есть смирение?

– Это в первую очередь. У нас странно устроен мозг: когда нам что-то говорят, мы сразу реагируем, вместо того чтобы послушать, что человек хотел сказать. Молитва – совсем другое состояние.

У нас есть два состояния сна – глубокий и поверхностный сон, есть два состояния и в бодрствовании, одно из них называется молитва. В этом состоянии мозг настраивается на слышание – когда человек молится, он хочет услышать ответ.

Это как сейчас в разговоре с вами: мы не зеваем, не убегаем друг от друга, а ставим определенную цель, чтобы был диалог, и хотим добиться каких-то результатов в этом диалоге. В молитве мы ставим ту же задачу – услышать Бога.

Вопрос телезрителя: «Иисус Христос в Евангелии и святые отцы говорят, что надо делать так-то и так-то. Отец Константин Корепанов говорит, что без Бога, как бы ни старался человек, без Его благодати ничего не получится. Как добиться Божией благодати?».

– Без Меня не можете делать ничего, – говорил Христос ученикам. Без благодати мы ничего не можем сделать.

Но Господь иногда благодать отодвигает, чтобы мы почувствовали это и смирились: гордыня, эгоизм, тщеславие в нас просто зашкаливают, мы с этим бороться не умеем. Господь промыслительно, воспитательным образом иногда дает благодать, иногда отнимает, чтобы нас тренировать, – в каком направлении мы будем двигаться. Если все время давать благодать, мы расслабимся. Где будет наш труд?

Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его. Должны быть усилия, должна проявиться воля человека. Ты сам чего хочешь? Идти в сторону Бога? А если отнять у тебя все блага, как у Иова Многострадального? Что жена ему говорила? «Прокляни Бога.» А почему Его проклинать? Бог дал, Бог взял.

Оставаться в благодарности, покаянии, послушании – в этом заключается главный принцип поста, и надо научиться постоянно в этом пребывать.

Пост – это подвиг?

– Пост – это подвиг: я себя заставляю делать то, что мне не нравится, и это не только в еде. Мне не нравится молчать? Надо молчать (а мы любим рассуждать о чем угодно, о нанотехнологиях, например, о которых мы ничего не знаем, но рассуждаем, у нас есть всегда свое мнение).

Пост мыслей, чувств, языка, глаз, ушей, рук и так далее: нас все должно обволакивать постом, мы всему должны научиться, натренироваться.

Если я грешен и каюсь, что раздражителен, как мне с этим бороться?

– В психологии это называется растяжкой: я иду туда, где меня больше всего раздражают, заставляю себя в этой ситуации пребывать и работать с этим. Без благодати я не справлюсь, разумеется.

Самый распространенный грех, наверное, во время поста – осуждение?

– Разумеется. Это наш основной русский грех, к сожалению.

Как с ним бороться?

– Точно так же: мы молимся за всех, кого осуждаем, и благословляем их.

Молимся за врагов своих, как и призывал Спаситель?

– Чтобы не было ропота, мы идем в противоположную сторону. Корабль качнуло – мы его поворачиваем в противоположную сторону, чтобы он не перевернулся, ведь мы плывем на корабле.

Наверное, такая практика достигается, когда мы постоянно об этом думаем. Но если мы это гоним от себя?..

– Тогда проигрываем. Нельзя заниматься в тренажерном зале раз в год – должна быть постоянная и реальная практика. И весь опыт, который мы приобрели за время поста, мы не должны потерять после Пасхи.

А если я захожу в тренажерный зал, поднимаю штангу в 200 кг, то у меня развязывается пупок… Есть такая опасность?

– Несомненно, есть. Пост должен быть дифференцированным для каждого прихожанина; священник, как тренер, должен понимать, кому какую дать штангу, а кому-то штанга не нужна и вовсе.

Вопрос телезрителя: «У меня был хороший друг, врач-рентгенолог. Кто бы к нему ни обращался, он всем всегда помогал. Но он не принадлежал ни к одной конфессии. Во время поста я читаю Псалтирь, могу ли я его поминать за домашней молитвой?».

– Да, конечно, в домашней молитве можно абсолютно все: свечку за него зажечь или лампадку. Конечно, трагично, что человек при жизни не смог определить свои отношения с Богом. Но мы не знаем, как человек умирал. Может, он это сделал на своем последнем вздохе? Мы не знаем эту тайну: как развязываются жизненные путы человека. Но будем молиться за него, наши слезы, воздыхания, молитвы пусть будут его. Мы жертвуем собою ради него и хотим, чтобы нашу любовь Господь увидел. Это дороже всего.

Еще, конечно, важно делание добрых дел за него, ведь он уже не может делать этого, и это будет особая молитва… Молитва, я всегда думаю, это же не произнесение или чтение неких слов вслух. Но можно молиться и про себя, когда, например, едем в трамвае. Никто же не заставляет именно дома молиться перед иконами. Можно молиться в течение дня?

– Вы говорите об умной молитве, которой учил святитель Григорий Палама. В древности люди не умели читать про себя, была только декламация вслух.

Была такая традиция. Об этом можно прочитать в Деяниях, когда некий евнух в своей карете читал пророка Исаию, а апостол шел рядом и, услышав повествование, спросил: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним – он не умел про себя читать. А мы все научились этому.

Надо научиться декларировать веру своими поступками, действиями: нас запоминают по поступкам, а не по тем мыслям, которые у нас в голове.

Часто нам говорят, что нельзя смотреть телевизор, развлекаться во время поста. Есть такой психологический момент: когда человеку долго говорят сложные, непонятные или страшные вещи, психика начинает отказываться от этого. Во время Великого поста я был бы удивлен, если бы вдруг новостные передачи, сериалы и так далее никто бы не смотрел.

– Это было бы идеально. Раньше на Руси не торговали мясом во время Великого поста, закрывались театры. Но у нас этого нет – у нас светское общество. Мы живем в этом мире, не нами придумана эта шахматная игра, поэтому надо просто включиться в понимание законов: не осуждать их, а принимать действительность такой, какая она есть. Она враждебная, но мы на боевом посту: будут потери, ошибки, ранения, поэтому нам нужна помощь, и это нормально. Если нам нужен Спаситель, то нас нужно спасать. Но мы должны понимать, от чего надо спасать.

Поэтому о Церкви говорят: врачебница…

– Да. Это надо понять. Мы понимаем, когда другой человек болен, а когда больны сами, понимаем? Если не понимаем, не слышим себя, считаем себя адекватными… добро пожаловать в психушку.

Говорят, необходимо покаяние. Чтобы это произошло, надо понять, что я очень грешный, мне это необходимо – и почему необходимо…

– Если я не нуждаюсь в спасении, тогда не нужен и спасатель. Здесь важно понимание своей греховности. Даже апостол Павел причислял себя к грешникам, говоря «от них же первый есмь аз» – здесь никакого пафоса: он не бравировал этим.

Чем ближе человек поднимается к Богу, чем ярче Божественный свет, тем четче обозначаются все грехи и язвы. Их надо увидеть.

Вопрос телезрителя: «Как готовиться к Соборованию в Великий пост?».

– Это покаянное таинство, поэтому мы должны говорить в первую очередь, как готовиться к Исповеди и Причастию: Соборование, как и любое таинство, заканчивается Причастием.

Если вы ни разу не причащались, стоит подойти к священнику на отдельную беседу, чтобы поговорить по душам, разобраться в православной терминологии. Если вы постоянно ходите в церковь, то для Соборования ничего особенного не требуется. Вы приходите, приносите для освящения масло, крупу, вино, батюшка все благословляет, затем вы можете унести это домой. Можно лечить себя этим, есть освященную крупу и просить у Бога здравия не только телесного, но и душевного.

Хорошо, что Вы сказали: к таинству Соборования может приходить любой человек, мы больны не только телесно, но и душевно. Когда мы начинаем понимать, что нуждаемся в Спасителе, то, наверное, необходимо поменять полностью свой обиход, привычки и прочее? Это самое сложное: именно этого мы не понимаем и не готовы понять, что это грех. Что здесь делать?

– В том-то и дело, что человек становится человеком только с Богом: вне Бога человека не существует в принципе (нам даже до червяков далеко – мы только думаем, что мы люди, но на самом деле это не так). Чем мы можем доказать свою человеческую сущность?

То есть я должен не просто думать о себе, что «я – человек», но и доказывать это?

– Конечно. Доказывать делами милосердия.

Человек создан по образу и подобию Божию. В чем этот образ?

– В милосердии, в любви: простить врага, простить того, кто тебя обидел.

Чаще всего мы не прощаем, а «забиваем» на них, а надо простить.

Можем ли мы совершенно искренне попытаться помолиться за человека, который нам не нравится, которого мы не любим? Поначалу это будет очень тяжело, мы чувствуем лицемерие. Это пройдет?

– Будем надеяться на это.

Если Бог нам будет помогать (а Он, конечно, будет помогать), если мы будем принимать Его помощь: здесь очень нужна Божественная помощь – без нее уврачевать ожесточенное сердце очень сложно. Мы по природе греховны и жестоки, поэтому не прощаем, а желаем в ответ наказания Божия вместо того, чтобы действительно помолиться за обидчика, благословить его и сказать: «Пусть тебя ничего не коснется из того, что ты сделал мне».

Во время Великого поста нам нужно научиться не лицемерить, не осуждать, то есть с какими-то грехами нужно распрощаться…

– Я бы посоветовал так: взять какой-нибудь маленький грех и действительно попытаться с ним побороться. Иначе мы приходим на покаяние – и получается сплошная халява: Господь нас прощает даром.

Апостол Павел говорил: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха. Надо подвизаться, надо попробовать, чтобы свой опыт какой-то появился. Когда он появится, сможем с более сложными грехами работать. Но начать надо с самого маленького и простого.

Когда мы приходим в церковь во время поста, мы видим, что все одеты чаще всего в черное, люди стоят очень угрюмые, и возникает странное ощущение – мы же приходим на Божественную литургию, на праздник?

– С одной стороны, так и должно быть. Священники надевают черное облачение: хотя в Греческой Церкви этого не существует, но у нас есть своя традиция – она неплохая.

Но мы забываем, что пост – это радость, весна, пробуждение души. Мы должны учиться не только рыдать, но и радоваться – вспомним слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе – эти слова он написал, когда римский император Нерон сжег столицу и начал жестокие гонения на христиан. Всегда радоваться и молиться очень важно.

Записала:
Ирина Обухова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Бог не производит ничего, что не есть благо, ибо Он есть Любовь

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Святителю Феофану принадлежат слова: «Лучше пострадать в этом мире и в этой жизни, чем страдать в жизни вечной», – он их произнес, размышляя о смысле человеческих страданий.

 
Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Главные ошибки Великого поста

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс