Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы совершаем Великим постом очень много ошибок – может быть, потому что мы безграмотны (не только во время поста, но в принципе безграмотны – как христиане). Ошибки, которые мы совершаем Великим постом, могут привести нас к погибели? Мы их можем совершить и по неведению – что делать в этом случае?
– Тема непростая. Когда было предложено об этом порассуждать, я какое-то время даже был в растерянности: говорить можно о многом.
Великий пост – это время испытания для любого христианина, время какой-то напряженности, я бы сказал: обостряются и духовные наши чувства, и телесные – плюс весенний период. Еще и искушения от врага нашего спасения, который, как говорит апостол, ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Поэтому Великий пост, как и любое время воздержания, – для христиан очень ответственный период.
Человек, который постоянно находится в этой традиции, не первый год постится, готовится к встрече Святой Пасхи, так или иначе натренирован и знает особые места, где нужно проявить внимательность.
Часто задают вопросы: «Можно ли в Великий пост ходить к кому-то на день рождения? Можно ли отмечать свой день рождения и приглашать гостей? Что делать, когда на работе собирается коллектив – пойти или отказаться?», – возникает очень много вопросов, когда на протяжении Великого поста мы должны принимать серьезные решения.
Я думаю, самое главное – закон любви к своим близким. Вспоминаю случай из святоотеческого предания (может быть, это собирательный образ). Жил некий старец, и к нему всегда приходило очень много людей – друзей, духовных чад. Он был настолько любвеобильный, хлебосольный, что всегда доставал на стол все, что у него было, порой даже скоромное – ничего, кроме этого, не оказывалось, и старцу приходилось что-то вкушать вместе с гостями, чтобы их не смущать. Когда гости уходили, его ближайшие ученики говорили им: «Пожалуйста, не приходите к нему в это время – потом он три дня вообще ничего не будет ни кушать, ни пить». Старец исполнял заповедь любви, приглашая людей за стол, угощая их, но потом...
... на себя накладывал епитимью.
– Поэтому я и говорю, что в первую очередь нужно проявить любовь к нашим близким. Даже если у нас и происходит какое-то нарушение Великим постом, не надо отчаиваться: надо себя в чем-то ущемить потом, но главное – никого не обидеть, показавшись суперправославным, совершая свой пост. Надо к посту подходить с рассуждением.
Вернусь к нашей безграмотности. Тут есть очень сложный момент нашего испытания: мы не готовы на себя возложить какие-то очень серьезные подвиги, живем себе и живем – у нас все в порядке. Но когда приходим в храм Великим постом (а мы стараемся делать это чаще), начинаем ощущать себя несколько иначе, нежели в другое время: что-то такое происходит, что заставляет вдруг задуматься о своей жизни, о своих близких, о жизни и смерти. Почему? И вопрос: неужели просто прийти в храм поставить свечку – это тоже для нас подвиг?
– В религиозной жизни люди находятся на различных уровнях. Для кого-то приход в храм, чтобы поставить свечу, – это вся его вера, вся его религия. А кто-то понимает религию намного глубже, воспринимает свою веру так, как призывает Господь: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Изменение своей жизни, своего внутреннего мира начинается с покаяния. Когда мы приходим в храм во время Великого поста, мы видим, что все богослужение пропитано покаянием.
Это помогает?
– Да, это помогает. Человек попадает в определенную обстановку и начинает задумываться над тем, что слышит, что поют, читают. Например, молитва Ефрема Сирина маленькая, но насколько важная! Слова молитвы: «Господи, даруй видеть мои грехи и не осуждать брата моего»…
Безусловно, для того, кто серьезно относится к своей душе, очень важно время Великого поста и нахождение в храме по субботам, воскресеньям, на Литургии Преждеосвященных Даров. Или просто на уставном богослужении человек уединяется в храме, когда нет освещения: горят только свечи, лампады, и в созерцании он находит некое успокоение – в это время он сам с собой.
Еще раз повторю, у каждого свое отношение к вере, и выражается вера во время Великого поста по-разному. Дай Бог, чтобы человек в своей вере постоянно возрастал: даже совершенные должны достигать наивысшего совершенства.
Пост, как мы знаем, – это время особой молитвы и трудов, связанных с покаянием, с изменением своего отношения к людям. Ведь часто бывает так, что мы на службе вроде помолились, сделали поклоны, а пришли домой – и все нас раздражает: кричим на ребенка, грубо отвечаем своей пожилой маме или отцу...
Хорошо бы, чтобы человек, внутренне понимая, что Господь его прощает, перенес это чувство на своих домашних.
Вопрос телезрительницы из Абхазии: «Я христианка. Меня интересует, какое должно быть молитвенное правило в Великий пост в идеале».
– Это зависит от того, насколько вы располагаете временем. Если у вас есть возможность, то помимо утренних и вечерних молитв можно почитать дополнительно какой-то псалом из кафизмы или главу из Евангелия, может быть, какую-то духоносную книгу.
Молитвенное правило имеет силу не от того, сколько чего я прочитаю, а насколько то, что я читаю, будет производить на меня впечатление.
Вы должны понимать, что сейчас идет пост, поэтому нужно больше читать о покаянии. Покаянный канон – удивительный, легкий, можно к нему прикоснуться. Но если посмотреть на богослужения, совершаемые в Церкви, то сейчас – упор на Псалтирь. Это настолько глубокая Книга, что очень помогает.
Хочу сказать, что специально не надо ничего увеличивать. Если есть желание – пожалуйста, но, может быть, лишний раз сходить в храм? Это тоже будет плюсом к молитвенному правилу.
У меня вопрос по поводу всенощных бдений. Раньше, если ты не приходил на всенощное бдение, а только на Литургию, ты должен был покаяться, по какой причине не был на всенощном бдении: по сути это одно и то же богослужение. Но сейчас не считается грехом, если не пришел на всенощное бдение. Мы по неграмотности своей, может быть, не очень ценим всенощное бдение. Может, это особенный духовный труд, который нам необходим Великим постом?
– Подготовка к Божественной литургии для многих христиан начинается загодя. Как бы то ни было, если я причащаюсь, я обязан быть на всенощном бдении в любом случае. Почему? Да, мы можем взять благословение, и нас помажут святым маслом, но ведь на вечернем богослужении происходит Исповедь. Человек, понимая, что завтра он будет причащаться, в любом случае должен прийти на всенощное бдение, чтобы исповедоваться, отрешиться от всего, приготовиться.
Всенощное бдение тоже очень назидательно. Мы слышим слова Священного Писания, во время Великого поста прибавляется тропарь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». В это время человек погружается в себя, выключается свет в храме, слышим умилительные песнопения, касающиеся нас с вами. Поэтому всенощное бдение не надо рассматривать как что-то отдельное от твоей религиозной жизни, от Литургии – это звено одной цепи.
Если не побывал на всенощном, утром чего-то не хватает. Поэтому завтрашний день мы начинаем с вечера сегодняшнего, когда мы слышим молитвы, слышим, кому будет посвящен завтрашний день, уже читаются и поются стихиры, канон. Надо приучать себя быть на всенощном бдении.
В руководстве для чтецов говорится, что во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. То есть это очень непростое пребывание на службе... Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Сейчас очень большое разнообразие духовной литературы. Я семьянин, у меня двое детей. Книги каких святых отцов посоветуете иметь в домашней библиотеке?».
– Каждый индивидуально подходит к выбору литературы. Я служу в храме святителя Иоанна Златоуста. Если вы приедете в наш монастырь в Старую Ладогу (кстати, приглашаю всех в гости) и зайдете в храм, то увидите, что он украшен фресками из жизни этого выдающегося учителя и писателя Церкви. Есть огромное количество духовных писателей – Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Тихон Задонский. Но мне очень нравится изложение мысли у Иоанна Златоуста. У него есть поучения на разные случаи жизни. Поэтому, если будет желание, начните с простого. У него есть прекрасное поучение о покаянии: какие аллегории он использует, когда говорит о падении человеческом и о возрастании человека в духовной жизни... Так что советую посмотреть труды Иоанна Златоуста. Остальные книги – на ваш выбор.
Литературы очень много. Но все-таки надо отдавать предпочтение какому-то писателю. Я так думаю.
Что касается вопроса о богослужениях, конечно, это родительские субботы. Допустим, сегодня у нас совершался парастас. В лавре сегодня совершался полиелей преподобному Серафиму Вырицкому. А так традиционно в пятницу совершается заупокойное богослужение, когда мы собираемся вместе в храме, чтобы вспомнить усопших родственников. На протяжении 4-х недель поста совершается родительская суббота. На следующей неделе мы с вами будем присутствовать на Мариином стоянии, когда будет читаться житие преподобной Марии Египетской. На этой службе невозможно быть без слез, когда видишь, как Господь спасает человека (конечно, по желанию самого человека). Вновь читается Покаянный канон. Служба продолжительная, но она того стоит.
Так что Великий пост – это время, не бедное на богослужения, а, наоборот, очень богатое и разнообразное. Да, мы больше слышим о покаянии, больше слышим песнопения, лишенные какого-то торжества, но ведь время постное. В конце этого пути мы встретим Воскресшего Христа, поэтому нужно немножко поскорбеть, потосковать по Нему, по Божественному свету, по этой радости. Но в конце нас обязательно встретит Господь.
Вы сейчас сказали замечательную фразу, и я хочу, чтобы Вы ее развили. Действительно, все мы взрослые люди, и каждый из нас прошел сколько-то постов – Великих, Рождественских (или Филипповых), Петровских, Успенских. Вот мы живем, и вдруг возникает странное ощущение: меняемся ли мы к лучшему благодаря всем нашим усилиям или все равно каждый раз каемся в осуждении, гордыне и так далее?
– Уже не представляешь своего времени без Великого поста, ждешь его: я не знаю, как братья, сестры, другие люди, но для меня это особое время – действительно время перерождения, переосмысления. ведь когда-то же надо остановиться, подумать о себе, не обращая внимания на земную суету.
Время поста – время поразмыслить над собой. Мы говорим, что чтение Канона Андрея Критского – это разговор. Люди очень любят этот канон. И очень приятно, когда священнослужители читают, а верующие следят, чтобы не упустить интересную и нужную для себя мысль.
А ведь Покаянный канон – это твоя беседа с твоей душой: «Душа, что мы будем делать с тобой дальше? Посмотри, куда мы с тобой ушли… Как нам жить?». Человек обязан заниматься своим духовным миром. Вот Вы говорите о том, какие мы совершаем ошибки. Но основная ошибка в Великом посту – когда мы проживаем его бессмысленно: просто пошел в храм, сделал какие-то действия…
Многие ждут Соборования: «Слава Тебе, Господи, соборовался». Но за этим что-то должно стоять, чтобы, как я всегда говорю, мы от чего-то отошли, что-то приобрели, какое-то рассуждение, какой-то багаж знаний, прочитали интересное место из духовной литературы, которое зацепило,и ты готов поделиться им со всеми. Наверное, основная ошибка даже верующих, в том, что они не замечают поста.
Можно ли позволить себе во время Великого поста читать на русском языке Священное Писание, Апостол, готовиться к Литургии и читать на русском языке? Насколько для человека полезно понимание Священного Писания, в особенности во время Великого поста?
– Это вопрос воцерковления человека: насколько он вхож в богослужебную практику. Если это новоначальный, то для него, можно так сказать, действуют определенные миссионерские условия – он может почитать на русском языке и Евангелие, и Апостол, и даже какую-то молитву. Сейчас есть молитвословы с параллельными переводами, их читайте. Главное – чтобы было понятно. Но все-таки со временем в вашем обиходе обязательно должен появиться и славянский язык.
Вопрос телезрительницы: «Бывает, думаешь: хватит себя жалеть – сколько можно? Или почитаешь что-нибудь про святых, послушаешь что-то и думаешь: все, не буду себя жалеть, буду надеяться на Бога. И делаешь что-то через силу. Я беременна, поэтому спрашиваю об этом. Не понимаешь, где золотая середина. В общем, я не понимаю, когда себя жалеть, а когда нет. Можно ли с упованием на Бога все-таки брать больше, чем сможешь понести?».
– Самое главное – не сломаться на пути, возложив на себя то, что не принесет пользы. Всегда надо рассчитывать на свои силы: что я могу сделать для ближнего, для Бога, для себя, какой подвиг могу на себя взять, чтобы он был для меня полезен, ведь можно набрать по жизни много обязательств, а потом их не исполнить. А зачем обещать? Зачем говорить: «Во веки веков с сего дня не буду осуждать»? Вышел из автобуса и тут же осудил. Не надо давать никаких обещаний.
Жалеть себя? Господь все равно заповедует нам бережливо относиться к своей жизни. Для чего бережливо? Чтобы мы, не сломавшись, могли принести больше пользы своим близким. Вы говорите, что под сердцем носите дитя. Тут вы уже должны думать не о себе, а о том, кто у вас внутри.
Вот мы говорим о тех, кто нарушает пост. Если человека кладут в больницу и он не соблюдает тот рацион, который там (говорит, что пост и что есть это он не будет), что происходит? Его организм слабеет. Так же и военнослужащие, и школьники. Как школьникам быть во время поста в школе? Не есть то, что дают в столовой? Всегда ко всему нужно подходить с рассуждением (но я не призываю нарушать все и вся).
Если я еду в командировку в поезде или зашел в столовую покушать, могу выбрать что-то. Если есть салат из морковки, лучше его возьму, чем салат оливье. Если будут бутерброды с мясом и рыбкой, конечно, возьму бутерброд с рыбой: даже вот это, маленькое, для Вас будет постом.
Всегда ко всему нужно подходить с рассуждением, в том числе к тому, чтобы жалеть себя. Но жалеть в каком плане? Мы же часто себя не жалеем. Когда гневаемся, ненавидим, мы же не жалеем себя, мы живем на износ, чтобы кому-то что-то доказать. Я уже говорил, что Великий пост – это время, когда надо остановиться и послушать, что хочет сказать нам Господь.
Наверное, один из самых главных вопросов Великого поста: как можно отделить любовь к себе, то есть самолюбие, от покаяния? Мы же не можем не любить себя, но при этом, когда нам говорят, что нужно выработать в себе покаянный дух, как это все может соединяться?
– Вы верно сказали, что существует сверхъестественный нравственный закон. При сотворении человека Господь уже заложил в нем некие качества. Любовь к себе присутствует в каждом из нас, мы заботимся о себе – чистим зубы, умываемся, одеваемся, стараемся найти свое место в жизни и прочее.
Но когда любовь к себе превосходит любовь к другим, когда все только для себя, когда я – центр жизни, то уже возникает грех самолюбия: когда живешь, получая от жизни все только для себя, не учишься жертвовать кому-то своим временем, своей жизнью, всем тем, что у тебя есть, когда привязан к какой-то вещи, которую во веки веков никому бы не отдал – это твое.
У кого-то из святых написано про одного старца: если кто-то приходил к нему в келью и ему что-то нравилось, старец сразу же это отдавал: «Тебе понравилась эта книга? Чадо мое, она твоя» – он даже не задумывался. Наверное, нужно понимать самолюбие и любовь к самому себе именно так.
В нашей жизни очень много сомнений, искушений, проблем, поэтому прошу Вас благословить наших телезрителей на свершение подвига Великого поста.
– Да, от всего сердца хочу пожелать нашим телезрителям, братьям и сестрам, достойно пройти время Великого поста, чтобы это время было временем приобретений: чтобы вы получили что-то новое до Светлого Христова Воскресения – от начала поста до его конца.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.