Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть», – сложил однажды стихи Михаил Юрьевич Лермонтов. Время Великого поста – именно об этой молитве: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» – молитва преподобного Ефрема Сирина, которую, конечно, нужно знать наизусть. Более того, ее мы включаем в домашнее молитвенное правило вместе с поклонами (4 земных и 12 поясных поклонов). Важно этот элемент иметь и в своей домашней молитве.
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности...» – мы просим, чтобы Господь дал нам исцелиться от праздности, матери всех грехов: от нее в голове появляются дурные мысли, из них рождаются дурные поступки. Важно, чтобы был занят ум, были заняты руки, был занят человек добрым делом– чтением, делами милосердия.
В другой молитве (90-й псалом), составленной пророком Давидом, мы просим: «Господи, избави меня от бѣса полуденнаго». Что это за бес? Это то, о чем Ефрем Сирин молится во 2-м прошении: «Дух уныния», что подкрадывается к сердцу как раз после обеда, когда хочется поспать, дать себе немножко расслабления. Уныние – это смерть души, говорят святые отцы; ничто как оно не расстраивает духовную жизнь – и так не вознаграждает подвижника: больше всего венцов доставляет борьба с этим грехом.
Для нее необходимы два условия – строгий режим к себе, дисциплина, порядок во внешнем, порядок во внутреннем, режим сна, режим питания. Четкий порядок – хорошая защита от расслабленности, от беса полуденного. И, конечно, оружие, меч духовный – молитва: усилием воли, по послушанию, преодолевая собственное расслабление – как труд. Это самое лучшее средство против уныния. И, конечно, терпение: его нам не хватает, мы слишком себя жалеем, чуть не получилось – все, руки опустили. Терпение, молитва и труд беса полуденного перетрут.
Любоначалие – тяжелейший грех, когда мы беспокоимся о том, какое положение занимаем, как к нам относятся, как относятся к нашим словам, когда мы стремимся командовать. Это тяжелейший недуг души, который мы просим исцелить.
Дух празднословия – отвратительный грех. Мы разучились отвечать за слова – люди настолько привыкли говорить ложь, преувеличивать что-то, не задумываться о своих словах. А раньше люди знали цену слову: если его давали, оно было тверже любого алмаза. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Во время Великого поста особенно важно положить хранение устам своим – стараться приучиться отвечать только на поставленный вопрос. Господи и Владыка живота моего, избави нас от этих тяжелейших губительных пороков души!
«Господи и Владыко живота моего, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему…» «Целомудрие» – «целостная мудрость»: целостность души – чистота не только телесная, что не только основание для ума, чувств, сердечных переживаний, но это целостность и воли, и мысли, и чувств.
Мы живем в расколотом состоянии – человек хочет одного, думает о другом, плоть требует третьего, воля подавлена. Целостность же восстанавливается подвигом покаяния и молитвой.
Смирение – это предтеча любви. Прежде чем возлюбить, необходимо стяжать смиренный дух, а само смирение Божественно, непостижимо и приобретается таким духовным упражнением, как смиренномудрие – навыком в мыслях иметь осознание собственного недостоинства, который рождается из нищеты собственного сердца, из видения своих грехов. Это начальный плод молитвы и духовной жизни. «Первый признак начинающегося здравия души – видение своих грехов, бесчисленных, как морской песок», – говорит Петр Дамаскин.
Когда человек осознает себя последним грешником, он по-другому начинает видеть мир, начинает сочувствовать людям, перестает их осуждать, он перестает видеть их недостатки, у него фокус на другое направлен – на свое сердце, внутрь себя. Смиренномудрие, дух терпения мы просим Господа нам даровать – это основание всего духовного пути.
Без терпения не приобрести смирение, без смирения не научиться любви. Терпение требует времени.
Господь, зная важность этой добродетели, каждому из нас создает условия, причем посильные. Дает испытание – даст и утешение, надо потерпеть. Но потерпеть, не просто стиснув зубы, а взирая на лик Христа, взирая на образ Пресвятой Богородицы и размышляя, что мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли: очень часто то, что нам дано, это неизбежное следствие наших беззаконий… Когда невыносимо тяжело, надо просто встать перед крестом и вглядеться в Лик Христа, в образ и подумать, что Он на Кресте в том числе и за меня, за мои грехи, мои беззакония. И от всего сердца воздохнуть: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Дух любви даруй ми, Господи». Любовь не эмоция, не чувство, любовь – это состояние нашей воли, которая приобретается десятитысячными упражнениями. Любовь же ко Христу выражается в Причастии Святых Христовых Таин и в молитвенном подвиге, чтобы имя Иисусово настолько прижилось к нашему сердцу, нашему уму, чтобы одно воспоминание рождало бы сердечное чувство к нашему Спасителю.
«Господи и Владыко живота моего!.. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему».
Записали:
Елена Кузоро
и Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-18-03;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-19-03
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.