Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (1100) → Матушка Татьяна Сахарова: «Я считаю: куда Господь посылает, там и служим»

Матушка Татьяна Сахарова: «Я считаю: куда Господь посылает, там и служим»

№11 (1100) / 15 марта ‘21

Вторая половина

Каждый человек – как природный хрусталь: прежде чем засверкает в полную силу и красоту хотя бы одна его грань, сколько людей и обстоятельств должны ее отшлифовать, а уж как – одному Господу ведомо. Жизнь прекрасна – это бесспорно, но и непроста: ставит задачи и требует их решения. А верное решение, как правило, подсказывает совесть.

Даже в лютый мороз этот дом излучает тепло. Уютная кухня в стиле кантри, милые детали интерьера – просто, но со вкусом и с любовью к своему домашнему очагу. В гостиной – винтаж: комод, шкаф, буфет – полное погружение в прошлую эпоху.

м. Татьяна: – Мне кажется, то, что было у наших предков, – настоящее, цельное. Казалось бы, предметы обихода, комоды, буфеты деревянные, а прикасаешься к ним – и чувствуешь: это история. Какой-то человек смастерил, другой – использовал. Прикосновение к истории доставляет мне удовольствие.

Муж нашей героини, клирик храма во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской г. Реж, протоиерей Борис Бароев свою матушку поддерживает: сам ищет и привозит в дом любимые ею предметы старины – знает, что для нее это не дань моде, не каприз, а выражение любви к своим предкам. Матушка Татьяна их не застала.

м. Татьяна: – Я знала их по молитвам: бабушка постоянно писала записки, молилась и мне рассказывала: «Это дедушка, а это прадедушка… За всех, Танечка, надо молиться». В храме после службы, когда выносили просфоры и кучу записок из алтаря, мне нужно было среди множества чужих найти свою записку, поэтому я все имена знала.

Ее предки работали на земле, вели свое хозяйство и за все благодарили Бога. В роду были и церковные старосты, и священнослужители, и монахиня – прабабушка Татиана. Вера передавалась из поколения в поколение.

м. Татьяна: – Бог всегда был со мной. Как себя помню – стою в храме Святителя Николая Чудотворца в Алма-Ате, где родилась.

Мамина мама бабушка Пелагея привела девочку в храм, научила молиться и любить Бога. Каждое воскресенье бабушка и внучка шли на раннюю Литургию.

м. Татьяна: – В какой-то момент я поняла, что знаю все песнопения и возгласы батюшки, причем это случилось в очень раннем возрасте.

А когда Таня была подростком, ушли из жизни родители, и бабушка Пелагея заменила ей и маму, и папу.

м. Татьяна: – Все доброе и светлое, что у меня было, – это она.

Со временем родня девочки начала покидать Казахстан. Это не было желанием дружной семьи, а стало необходимостью в 1990-е гг.

м. Татьяна: – Вера объединяет людей вокруг Бога. У нас очень дружная родня, но настало время, когда все начали уезжать в Россию.

Таня с бабушкой примкнули к родным, которые поселились на Алтае. В этом, говорит матушка Татьяна, был Божий Промысл.

м. Татьяна: – Для меня вера является определяющим фактором. Я всегда говорила себе, что выйду замуж только за верующего. Вот Господь и послал мне такого человека.

Борис Бароев в то время учился в Томском духовном училище, молился, чтобы Господь послал ему помощницу в будущем священническом служении. Воля Господа проявилась через его маму и бабушку Татьяны. Прихожанки одного храма, женщины сначала познакомились сами, а потом познакомили молодых.

м. Татьяна: – Он мне понравился – с ним было уютно, тепло и комфортно. Мне показалось, что с этим человеком я – хоть куда.

На Урал, в город Сухой Лог пути Господни привели молодую семью в 2000 г., вскоре после пресвитерской хиротонии отца Бориса. Богоявленский храм стал первым местом его служения в качестве настоятеля.

м. Татьяна: – Храм был на себя не похож – изуродованное здание без окон. Помещение использовалось как клуб, окон не было.

Молодой матушке, привыкшей молиться в кафедральных соборах, это было дико. Но служение есть служение, и она со свойственной ей увлеченностью, с врожденным принципом «если что-то делать, то на все 200%» принялась вместе с прихожанами творить в этих стенах не только молитву, но и уют.

м. Татьяна: – Все 6 лет, проведенные там, мы практически каждый день с утра до вечера проводили в храме. Чем мы только не занимались – и убирали траву, и мыли полы, и чистили подсвечники, и белили, и красили.

В этот период в семье, которой Господь пока не дал собственных детей, появилась приемная дочь – тоже Татьяна. Она воспитывалась в Сухоложском детском доме, часто приходила в храм. Отец Борис с матушкой видели, что девочка-«подранок» нашла в Церкви и Боге защиту. Им предложили стать приемными родителями. Под их крылом Татьяна выросла, окончила институт, вышла замуж. Сейчас у молодых батюшки и матушки уже две приемные внучки Женя и Варя.

м. Татьяна: – Когда Женя была маленькой, она не могла выговорить «батюшка», «матушка», она говорила «батя», «матя». Сейчас иногда я батюшку батей называю. А Варя говорила «бая», «мая».

Матушка Татьяна вела богоявленскую воскресную школу, многие воспитанники которой стали ее крестниками. Но священническое служение – это крестный путь, на котором встречается масса искушений, непредвиденных поворотов. Отца Бориса из Богоявленского храма перевели на другой приход, в храм соседнего поселка Алтынай. Часть общины потянулась за ним.

Отец Борис и матушка Татьяна стали инициаторами прославления сухоложских священников, пострадавших за веру Христову в начале советских времен.

м. Татьяна: – Священномученик Константин Алексеев достаточно долгое время служил по соседству, в селе Троицком. Он пострадал на станции Антрацит – это поселок Алтынай, в котором мы несли свое служение 10 лет. А священномученик Василий Инфантьев служил в селе Таушканском Сухоложского района, был убит в 1918 году.

Несколько лет кропотливой работы вылились в серьезный исследовательский проект «Ходатаи земли нашей. Священномученик Василий Инфантьев», который стал победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива». К его реализации привлекли историков, краеведов, представителей творческой среды. Сотни километров экспедиций по местам служения священника Василия Инфантьева, сбор артефактов для будущего Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке, многочасовое изучение архивов. В союзе с творческим объединением «Уральские пельмени» был снят документальный фильм о жизненном пути отца Василия.

м. Татьяна: – Есть не только герои Великой Отечественной войны, но и духовные воины, которые жили, молились, страдали за нас на этой земле.

Но не все было просто в служении и в миссионерской деятельности. Мы не вправе оценивать ситуацию. Скажем только, что алтынайский период для отца Бориса и матушки Татьяны завершился еще одним резким зигзагом на пути – годом запрета на служение.

прот. Борис: – Это испытание. Конечно же, нам зачастую нужно время, чтобы все осмыслить. Господь дальше начинает все расставлять по своим местам и показывать, для чего это нужно было тебе и твоей семье.

м. Татьяна: – Мы страдаем одинаково от таких ситуаций, много разговариваем, рассуждаем, пытаемся анализировать.

Через год новое назначение – сельский приход с огромным долгом, здание церкви без ремонта, отопления, с просевшей крышей. Пока молились в оборудованном помещении, которое выделила местная администрация, по мере сил пытались привести в порядок храм.

м. Татьяна: – Я считаю: куда Господь посылает, там и служим. Мы с радостью, с удовольствием трудились в этом храме, обустраивали молитвенную комнату, подключали свою общину, которая приезжала и убирала навоз вместе с нами, чистила, драила. Все это делали с отдачей, но поскольку там нет никаких средств (а ведь священник должен жить на что-то) и нет тех, кто бы вкладывал деньги, то чисто физически невозможно было продолжать служить. А вообще нам нравилось. Мне везде нравится.

прот. Борис: – В этих испытаниях мы вновь и вновь с супругой понимаем, что Господь все делает для нашей пользы и нашего спасения. По-видимому, этот этап был необходим, и мы его прошли. Что будет дальше, мы не знаем. Молимся и идем вперед, не отчаиваясь. Да, через тернии, скорби, сложности Господь устраивает все так, как нужно.

Теперь отец Борис живет на 2 города: служит в Реже, а матушка ждет его дома в Сухом Логу.

прот. Борис: – Мы две составляющие единого целого и, конечно, должны быть едины сердцем и душой и вести за собой людей. Прихожанам очень важно видеть, что супруга священника поддерживает его во всем, участвует в деятельности храма.

м. Татьяна: – Я продолжаю заниматься с детьми, ведь часть из них – мои крестники, часть – батюшки. Вне какого-то прихода, а просто каждое воскресенье встречаемся. Нами открыт Духовно-просветительский центр в честь священномученика Василия Инфантьева, где много лет батюшка вел катехизаторские курсы, а я занималась с детьми в Сухом Логу.

Этот дом (подарок благотворителя) хранит бесценные материалы, которые были собраны во время работы над проектом для конкурса «Православная инициатива». Напротив установлен, но пока не открыт, мемориал в честь духовных воинов нашей земли. Есть меценаты, которые готовы помочь возвести здесь храм, чтобы появился целый комплекс, посвященный памяти пострадавших за веру земляков. Отец Борис и матушка Татьяна молятся и верят, что рано или поздно он здесь все-таки будет, пока же воплощение этой мечты в жизнь по многим причинам буксует.

м. Татьяна: – Печалюсь, да и дальше двигаюсь. А как же? Нахожу себе занятия, чтобы не впасть в уныние, отчаяние, пытаюсь делать, узнавать что-то новое.

Творческая матушка Татьяна шьет, рисует, создает удивительно красивые куклы – так проявляется ее любовь к культуре предков. Сейчас занялась иконописью. Не оставляет надежды все-таки создать Музей святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX в., в который вложила так много сил… Молится, чтобы Господь послал помощь.

м. Татьяна: – В наше время мы все оскудеваем молитвой. Наверное, поэтому Господь и посылает нам испытания. Я так думаю.

В их доме хранится реликвия, которая перешла к матушке Татьяне по наследству – старинная Псалтирь. По ней молились за усопших несколько поколений ее семьи.

м. Татьяна: – Тут даже записочка с именами сродников, когда они умирали. Она у меня как память хранится: книга перешла ко мне от бабушки. У других родственников еще есть старинное Евангелие и жития святых.

Теперь матушка молится за свой род, близких, крестников, любимого мужа, чтобы Господь дал сил и мужества всем жить по совести, а значит, по Его святой воле.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс