Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1098) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Богу не нужно оправдание – Богу нужно покаяние

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Богу не нужно оправдание – Богу нужно покаяние

№9 (1098) / 1 марта ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня будем отвечать на разные вопросы. У меня такой вопрос: «Что делать, если человек смотрит телеканал „Союз“, слушает разные православные радиостанции, смотрит лекции профессора Осипова и так далее, но в храм как не ходил, так и не ходит и не собирается туда приходить?».

– Каждый выбирает свой путь. Кто что ищет: кто Бога, а кто просто какую-то интересную информацию. Человек, искренне ищущий Бога, все равно рано или поздно должен будет прийти в храм. А пока он медь звенящая, кимвал бряцающий, то есть ведро пустое – информация есть, а толку от этой информации никакого.

Для чего существуют все наши православные радиостанции? Для чего трудится Алексей Ильич Осипов? Он трудится, преодолевая, может быть, свои возрастные немощи, чтобы привести человека к Богу, к Церкви: только через Церковь можно прийти к Богу – только в церкви совершается таинство Евхаристии, чтобы человек стал православным. А православным человек не может быть без Церкви. Поэтому какой смысл во всем этом: нашел для себя клуб по интересам, дальше ничего полезного из этого не получил? Беда. Пожалеть такого человека надо, что он застопорился на пути своего духовного восхождения и не хочет двигаться дальше.

Как в такой ситуации себя вести? Часто более воцерковленные близкие как-то давят на своих домашних…

– Никогда ни на кого давить не надо, надо жить христианской жизнью. Можно изучить богословие, весь мир приобрести, но, как говорит апостол, если не имею любви, то все это пустое.

Давить можно на ребенка в определенном возрасте, а потом он вырастает, и получается чувство протеста – начинает делать все назло, наперекор. Это часто бывает даже в православных семьях, в семьях священников. И как это перебороть? Любовью покрывать. Нельзя требовать от ребенка того, чего не делаем сами. Если хочешь, чтобы ребенок был хорошим христианином, сам будь христианином в своей семье, жизнь в семье выстраивай на христианских принципах.

Почему дети одних священников идут в семинарию, а другие категорически не хотят? Некоторые видят, что действительно семья батюшки выстроена как православная во всех отношениях: он не только в храме священник, но и дома. А у нас часто бывает так, что мы в миру одни, а когда попадаем в свой мирок, становимся другими.

Надо всегда оставаться тем, кто ты есть. Если ты православный христианин (да, со своими грехами, недостатками, немощами, но стараешься быть православным), твой ребенок будет видеть это, тогда и он будет стремиться к этому.

Следующий вопрос: «Где грань между любовью к ближнему и человекоугодием? Может ли потакание прихотям супруга, чрезмерная забота о близких, финансовая благотворительность становиться человекоугодием, если все идет на помощь только телам, а не душам людей?».

– Вообще потакание чему-либо – это плохо. Идти на поводу у жены, у капризного ребенка не всегда полезно. Как часто мы, прикрываясь вопросами любви, губим своих детей! Мы любим своих чад вплоть до того, что совершенно лишаем их возможности бытия в этом мире (не говоря уже о будущей жизни вечной), когда наше чадо начинает говорить, что ничего не может добиться, работы достойной нет, но при этом сидит на шее у родителей: на сигареты, пиво папа с мамой дают, на развлечения хватает, кормят, обувают, одевают, а он якобы «ищет достойную работу». Это потакание ему. Если хочешь помочь человеку, то не денег ему дай, а возможность заработать эти деньги.

У меня знакомая всегда приводила пример. Она работала в далекие советские времена в системе бытового обслуживания. Летом, говорит, отправляли своих детей отдыхать в лагеря, на дачу, еще куда-то, а одна сотрудница вышла замуж за заведующего часовой мастерской (он был другой национальности, очень трудолюбивый), и он своего пасынка каждое лето то в обувную мастерскую направлял работать, то в часовую. Поэтому, говорит, наши оболтусами выросли, привыкшими отдыхать, а тот к окончанию школы вырос в профессионала – у него было несколько специальностей.

Поэтому идти на поводу у детей нельзя. Наверное, мы сами их так воспитываем, не объясняем, что хорошо, а что плохо. Разумно надо всегда ко всему подходить. Жену надо любить. Может быть, иногда баловать, но и она должна проводить грань между разумным требованием и своими личными капризами и амбициями. Любовь – это жертва, но когда жертвует только один, это уже не любовь. Жертва должна быть взаимной. Когда проявляется забота, уважение друг к другу – это и есть любовь.

Вопрос телезрителя: «Известно из Писания, что плата за грех – смерть. Мы рождаемся уже смертными благодаря нашему праотцу Адаму: у нас остается только одно – обрести Царство Небесное, чтобы спастись. В Церкви учат, что спастись можно добрыми делами. Но в делах наших всегда можно найти тщеславие, корысть, зависть, и они уже получаются недобрые. Разбойник, который был распят справа от Христа, в добрых делах замечен не был, но почему-то первый спасся и попал в рай. Так чем же еще можно спастись, если не добрыми делами?».

– Спастись можно только милосердием Божиим. Что бы мы ни делали, какие бы ни были, – мы все люди несовершенные. На Страшном Суде Господь нелицеприятно примет нас с вами, покажет наши плюсы и минусы. Кто из нас будет оправданным? Кто окажется достойным предстать перед Богом? Наверное, не будет ни одного такого человека. Только милосердие Божие к нам, любовь, ради которой Он пришел в этот мир, дадут нам возможность спасения. Для этого мы трудимся – пытаемся в силу наших возможностей творить добрые дела.

Но делать это надо не напоказ. Как Господь говорит? Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А у нас чаще всего в келье молиться не хочется, а когда в храм приходим, нам надо встать на самое видное место, чтобы другие видели, и лицо сделать молитвенно настроенное, и одежду соответствующую надеть. Идет дисгармония внутреннего и внешнего, – а должна быть гармония во всем. Обмануть можно человека, обмануть можно себя, а обмануть Бога невозможно – надо перед Богом быть всегда искренним.

Чем мы можем спастись? Есть замечательная молитва Амвросия Медиоланского, которую читает священник, готовящийся к Литургии. Мы ее тоже часто опускаем, а она как бы апофеоз нашей подготовки: каждый священник читает там, что не по нашим заслугам мы предстоим у Престола Божия, а только по милосердию Божию к нам. Так что для достижения Царствия Божия надо прежде всего иметь веру, любовь, искренность – и уповать на милосердие Божие.

Следующий вопрос: «Что делать, если молитва не помогает, но вера остается?».

– А в чем молитва не помогает? Не помогает молитва благодарственная? Тогда от нее требовать нечего, мы же благодарим Бога уже за то, что получили. Какая молитва не помогает? В которой мы чего-то просим у Бога, чтобы Он нам дал? Тогда должны уметь все-таки полагаться на волю Божию: может, нам это не нужно. Научитесь молиться.

Я для себя, по крайней мере, пытаюсь в своей жизни взять за правило молиться так: не моя воля, но Твоя, Господи, да будет – «мне, конечно, хотелось бы это получить, но насколько это пойдет на пользу мне и моему спасению?.. Да, может быть, на какой-то момент это улучшит мою жизнь, мое материальное положение, а во что это выльется впоследствии? Я-то не знаю – Ты ведаешь, знаешь, что лучше. И если на это есть Твоя воля, то пусть это исполнится. Если на это воли нет, Ты найдешь способ, как от всего этого мне отойти». Только унывать нам от этого не надо.

А мы считаем, что Господь нас не слышит. Может, Господь нас как раз оберегает, тем более если молитва не слышится, а вера в нас сохраняется. Вот какой парадокс. Чаще благодарите Бога, и тогда будет ощущение, что молитва ваша слышится. Благодарите за жизнь, что Господь вам дал, за минуты счастья, которые бывают в нашей жизни, да вообще за каждую секунду нашей жизни, потому что жизнь очень скоротечна, быстро пролетает.

Но мы всегда всем недовольны: зимой снега нет – плохо, есть снег – плохо, теплая зима – плохо, холодная зима – плохо, солнечное лето – плохо, дождливое лето – плохо…

Мы не знаем, чего хотим, ищем совершенства и гармонии, но нет совершенства и гармонии вокруг нас, пока мы не попытаемся создать совершенство и гармонию внутри себя. Поэтому благодарите Бога за все, а прося всегда ищите в этом волю Божию – не свое проявление, а проявление воли Божией. И умейте принимать волю Божию: не все просимое идет нам на пользу.

Можно ли научиться молиться? Может, в Вашей практике есть примеры? Ведь молимся мы словами, которые записаны в молитвослове великими людьми, но порой молиться это не помогает. Может быть, есть другие способы?

– Мы не молимся – мы чаще читаем молитвы.

Это тоже может вмениться хоть в какой-то подвиг?

– Безусловно, пусть это будет даже так хотя бы для начала: тогда мы придем, может быть, к внутреннему. Для начала начните молиться, вслушиваясь в слова молитвы, – мы же часто не вслушиваемся в смысл, читая Покаянный канон, который есть в молитвослове. Надо пропускать слова этого канона через себя, и тогда будет другое ощущение, другое молитвенное внутреннее состояние. А если мы не будем вдумываться, если будем принимать это как механическое, тогда и помощи никакой не будет, и смысла в такой молитве не будет. Но этому надо учиться, ведь молитва – дар.

Все, что в нашей жизни есть хорошее, положительное, – это дар Божий, который Господь нам дает, хотя иногда мы считаем, что мы чего-то добились сами. Но сами мы добиваемся только грехов: грехи – это наше, то, что мы делаем по своей воле, а все хорошее, что в нас есть, от Бога – молодость, красота, ум. А Господь и ума может лишить, и красоты, и всего, а может дать все, что нужно человеку, если он будет стремиться жить с Ним. Много было богатых и умных, которых история не помнит, а были глупые и юродивые, нищие – и Церковь до сих пор их вспоминает за их мудрость.

Следующий вопрос: «Сколько раз можно каяться в одном и том же грехе?».

– Пока не исправишься, столько раз и каяться в нем надо.

А если уже перед священником неудобно?

– Тогда надо задуматься: надо ли совершать этот грех?

Следующий вопрос: «Как человека отучить материться? Соседи очень много говорят бранных слов. Сами мы не материмся, очень переживаем. Что делать?».

– Не обращайте внимания – живите своей жизнью. Объясняйте своим детям, что это нехорошо.

Как можно других отучить? Как можно нас научить Царствие Божие наследовать, если мы этого сами не хотим и не понимаем? Не знаю. Просто не обращать внимания: чем больше мы обращаем внимания на это, тем хуже.

Не общайтесь с этими соседями, с теми, кто разговаривает на таком языке, для кого это стало нормой, если это вас так коробит. Можно сделать человеку замечание, но если он не понимает, что ж теперь? Никуда от этого не денешься. Сами не поступайте так. А то как мы делаем? Осуждаем, осуждаем, а потом в какой-то экстремальной ситуации забываем про русский язык и вспоминаем тот язык, на котором наши соседи разговаривают. И получается лицемерие. Мы же не всегда хорошие бываем.

Так что смотрите за собой, а не за соседями, как они живут, что они говорят, что едят, что пьют. А если они гибнут, то помолитесь, чтобы Господь вразумил их и дал им разум увидеть пропасть, в которую они, к сожалению, падают, и свет над ними, чтобы они к этому свету постарались обратить свой путь: не осуждая, а с любовью – пожалейте их.

Как правильно сформулировать то, в чем хочешь исповедоваться?

– Просто: в простоте – все. Не надо формулировать – назови грех, какой есть, а дальше священник сам разберется, чтобы помочь тебе уйти от того или иного греха. Если он сочтет нужным что-то спросить или уточнить, он спросит. А если нет, назови сам грех: в чем он состоит.

У нас же на Исповеди вместо того, чтобы каяться в своих грехах, рассказывают всю свою жизнь, а сам грех из всего этого, может, и не следовал. Не надо было искать глубокую причину, она могла лежать на поверхности. Надо назвать сам грех, что бывает очень сложно.

Зачем мы объясняем священнику на Исповеди наши грехи? чтобы найти покаяние, а чтобы найти оправдание себе в совершении своего греха. А Богу не нужно оправдание – Богу нужно покаяние.

Мы читаем перечень грехов в брошюрках, которые для нас готовит Церковь, и там нет размышлений, рассуждений – там называется конкретный грех: согрешил словом, делом, помышлением, объядением, пьянством, тайноядением, празднословием, унынием, непослушанием, оклеветанием и так далее: конкретный грех.

Ты пришел на Исповедь? Покайся в конкретном грехе: «Клеветал». Если сочтет священник нужным спросить, когда ты был таким клеветником, наверное, есть смысл уточнить. Или вот приходят к батюшке, суют листок бумаги: читайте мои грехи. Это тоже нехорошо. Можешь бумажечку составить для себя, когда готовишься к Исповеди – и в момент твоей Исповеди что-то Господь твоему сердечку откроет. Наверное, это и требует сегодня покаяния. А если что не вспомнил, может, это не так важно в твоей жизни на сей день.

Следующий вопрос: «Подскажите, что означает «иметь личные отношения с Богом»? Как это понимать?».

– У всех нас личные отношения с Богом в молитве. Особенно в нашей личной домашней молитве.

Дожить до такого состояния, чтобы Господь разговаривал с тобой?.. Даже к святым людям Господь постоянно не являлся, не говорил с ними, а только в определенные моменты жизни. А если у вас постоянно происходит разговор с Богом, то это, наверно, уже не духовное состояние, а присутствие бесов.

Наверное, если это происходит, то не надо об этом никому говорить.

– Святые люди запрещали рассказывать о явлениях Пресвятой Богородицы, пока они живы. Преподобная Мария Египетская тоже просила старца Зосиму не рассказывать о ее жизни, только после ее смерти он рассказал это братии.

Нет пророка в своем отечестве: мы не видим старцев, которые с нами рядом, а бежим к каким-то непонятным, далеким…

Только когда теряем близких нам людей, когда они от нас уходят, тогда понимаем, рядом с каким светильником и источником живоносной воды мы находились – и бегали от этого источника.

Личное общение с Богом – это когда ваше сердце умиляется во время молитвы, когда оно может почувствовать те слова, с которыми ты обращаешься к Богу, задуматься над своей жизнью и, может быть, чуть-чуть исправить ее. И действительно, в это время идет личное общение с Богом – Господь умягчает наше сердце, которое готово в наибольшей мере сейчас принять Господа.

Батюшка, прошу Вас обратиться к телезрителям в заключение нашей программы.

– Дорогие братья и сестры, прослеживая тему сегодняшней нашей беседы, хочу пожелать вам ценить каждый день своей жизни – и не только каждый день, но и каждую минуту, которую Господь нам отпускает, каждую минуту общения с нашими близкими, с нашими пастырями, каждую минуту молитвенного общения с Богом (что не так часто бывает).

Жизнь очень кратковременна – не жалейте о прошлом и не мечтайте о будущем: прошлое прошло, а завтрашнего может не быть.

Живите сегодняшним днем – благодарите Бога за то, что Господь дал вам этот день, дал вам пищу, кров над головой, тех, кто вас любит. И старайтесь сохранить этих близких людей рядом с собой. Дарите им любовь.

Записали:
Елена Кузоро
и Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс