Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1096) → Священник Константин Корепанов: Восстановление себя в подлинно духовном достоинстве без благодати Божией просто невозможно

Священник Константин Корепанов: Восстановление себя в подлинно духовном достоинстве без благодати Божией просто невозможно

№7 (1096) / 15 февраля ‘21

Читаем Добротолюбие

Продолжение. Начало в №31 (1072), №34 (1075) 2020 – №6 (1095) 2021

Мы продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана из 2-го тома «Добротолюбия», который в целом говорит о борьбе с помыслами. Сегодня прочитаем 163-й абзац (в предыдущем абзаце говорится, что необходимо для противостояния ума нашего злым помыслам).

163-й абзац начинается со слов: «Но как сего достигнуть? Это придет само собою, когда так преискренне соединимся с Богом, что Он будет действовать в нас. В этом удостоверяет Апостол, когда говорит: «оружия воинства нашего не плотская, но сильна Богом, на разорение твердем, помышления низлагающе» (2 Кор. 10, 4). Чтобы мы ни предпринимали с целью преодоления помыслов, не будет действенно, пока не станет чрез то действовать Сам Бог по соединении с нами. Тогда же и наши немощные средства станут сильны и всепобедительны, – разорят твердыни вражеские и всякие помышления поразят и изгонят. И исполнится в нас слово пророческое: «немощный да глаголет: яко могу аз» (силен я), «и кроткий да будет храбр» (Иоил. 3, 10, 11), – и то, что говорит о себе святой Павел: «егда немоществую, тогда силен есмь» (2 Кор. 12, 10). Ибо тогда «сила Божия» будет совершаться «в нашей немощи» (2 Кор. 12, 9). Итак, всем желанием сердца да устремимся к соединению с Господом, пока и в нас совершится, что испытал блаж. Давид: «прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя» (Пс. 62, 9), – и каждый из нас вместе с ним начнет петь: «мне же прилеплятися Богови благо есть» (Пс. 72, 28). Конечно, это требует постоянного усилия и труда; но без этого ни в каком деле успеха не бывает. Тем же паче нельзя его ожидать в таком важном деле. Никакая добродетель не достигает совершенства без труда, – и до умирения помыслов никому нельзя достигнуть без крайнего преутруждения сердечного. Сюда прямо относится слово Господа: «Царствие Божие с усилием вземлется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Чтобы духу нашему «придти в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13), – и стать «един дух с Господом» (1 Кор. 6, 17), необходимо ему с большим напряжением всегда бодрствовать и с непрерывным рвением потеть над этим. Достигши же сего он может уже с Апостолом торжественно взывать: «Вся могу о укрепляющем мя» (Флп. 4, 13)».

Весь абзац представляет собой ответ на вопрос «Как этого достигнуть?», – но ответ непривычен для нашего восприятия: совершенно не так мы воспринимаем борьбу с помыслами.

Каждый, кто понимает, что такое помыслы, знает, как они навязчивы, настойчивы, назойливы, злы (в том смысле, что исходят от бесов) и как мы немощны в отношении их. Мы вроде пытаемся их прогонять, думать о чем-то другом, чтобы эти мысли не приходили к нам в голову, прилагаем усилия, чтобы те или иные помыслы (гнева, раздражения, мести, сребролюбия, ревности, зависти, блудные и прочие) не мучили нас, но они приходят и мучают. И мы расслабляемся все больше и больше, у нас не получается их победить − нет никаких сил. Мы удивляемся, изнемогаем и говорим: «Как же это могли делать древние и святые? А я не могу: значит, что-то здесь не так – либо про них неправильно написали, либо сейчас последние времена, поэтому эти помыслы не победить».

Но дело не в этом: мы не понимаем, что помыслы вообще никто никогда победить не может. Все наши усилия, направленные на борьбу с помыслами, напрасны. Мы хотим и обязаны с ними бороться, преодолевать, отвергать, но сами сделать ничего не можем, ибо не владеем своим умом: он несвободный и не принадлежит нам.

Почему так получилось? Когда произошло грехопадение, человек в раю вместо того, чтобы, руководствуясь заповедью, добиться верности ума Богу, похотствуя (как пишут святые отцы), ниспал в состояние плоти. Ум, увлекшись советом сатаны, ложью, похотью, соблазном, с высоты своей почти духовности ниспал в плоть – он стал плотским: перестал сам себе принадлежать, заразился плотью, стал жить ею и ничего другого, как мыслить и продуцировать плотские желания, уже не может. И совершенно не важно, идет речь о пьянице и развратнике или о кандидате наук, философе, писателе, художнике. Это не имеет значения, ибо ложь, ересь, идолопоклонство, волшебство, заблуждение, гнев, раздражение, ревность, обиды и прочее – это все плоть.

Речь идет не только о том, что человек пьет, чревоугодничает и развратничает: кто читал Послание апостола Павла, тот знает, что плоть включает в себя огромный спектр человеческих переживаний и страстей, но это все состояние погруженности в плоть. И ум наш заражен плотским началом – его деятельность состоит в исполнении пожеланий плоти (не тела, а именно плоти): кто-то думает о том, чтобы выпить или поесть, кто-то − о том, чтобы что-то приобрести, кому-то отомстить или что-то доказать, открыть, изучить – все это движения плоти. К собственно духовным проявлениям они не имеют никакого отношения.

Чтобы ум мог справиться с помыслами и противостоять им, он должен исцелиться от плотского начала, которое в нем находится, вырвать его. Человек должен так видоизменить, преобразить свой ум, чтобы он вернулся к состоянию почти свободному, почти духовному: чтобы в первую очередь гордыня каким-то образом увяла – оказалась бы низложена и не определяла больше бытие человека. Необходимо это изменение ума, его перемена: нужно переориентироваться с плотского начала на духовное, вычистить, выскоблить из себя плоть, стать, собственно, тем, чем и должен стать ум человеческий, − духом.

По-гречески «нус» (др.-греч. νοῦς)  – это «мысль, разум, ум» одновременно: не рассудок в нашем понимании, не разум, а некое духовное начало человека. Оно погружено в плоть, пронизано плотским − мы думаем о плоти. Даже когда мы размышляем, казалось бы, на Евангельскую тему, то думаем чаще всего о плотском. Например, прочитали мы: Бог есть любовь  – и начинаем думать: «А почему нас никто не любит? Почему в Церкви нет любви? Я сколько хожу в Церковь, а не встречаю человека, который меня любит. Может, это неправильная Церковь? Может, я что-то не так понимаю?». Эти мысли порождены не духом, а плотью. Ум показывает здесь свою плотскую немощность: он не может подняться над плотью и увидеть в этих словах подлинно духовное действие. Если бы мы духовно посмотрели, то сказали бы: «Бог есть любовь − а я разве люблю кого-нибудь? Столько в мире добрых людей, которые тратят свою жизнь на то, чтобы любить, один я никого не люблю, жизнь свою проживаю, не имея любви». Вот это будет духовное начало.

Ни книги святых отцов, ни Священное Писание, ни какие-то тексты, читаемые в Церкви, ни храмовое действо − ничто не является абсолютно духовным для меня. Это является таковым, каково мое устроение. Если я плотской, то, как правило, все воспринимаю плотски; если духовный, то тогда все то же самое я воспринимаю духовно.

Ум наш отравлен, заражен плотью – весь пронизан этим отравленным плотским началом. Ум незрим, но плоти надо оттуда выбраться: ум должен переменить свои основные ключевые состояния с плотских на духовные. Это «переменить» и есть метанойя – перемена ума.

Именно это и требуется: мы должны изменить свой ум, чтобы он вырвался из плотского состояния – выполз, освободился, вылупился, отделался, отрекся, изменился, переродился, переформатировался (здесь можно взять любой глагол). Только когда человек овладел своим умом, он может соединиться с Божественным умом, стать перед ним и в этом предстоянии, соединяясь с Божественным умом, с Божеством, он получает силы отвращать помыслы.

Само по себе восстановление себя в подлинно духовном достоинстве без благодати Божией просто невозможно. Смысл действия благодати Божией в том, что человек соединяется с Богом – и, соединившись с Ним, в Нем обретает силу в данном случае сопротивляться злым помыслам.

Эта мысль для Иоанна Кассиана принципиальна, но это то, что мы категорически не понимаем, не чувствуем, не приемлем и никаким образом не можем почувствовать. Мы уверены, что справимся сами с этими плотскими помыслами.

Как? Если мы уже лежим на лопатках, преданы врагу, с кем мы можем справиться? Здесь механизм точно такой же, как при восстановлении человека после инсульта или тяжелой травмы, в которой были повреждены некоторые нервные очаги или вся центральная нервная система: его учат заново осуществлять действия, которые он когда-то делал, а теперь не может. Есть для этого специальные приборы: они вместе с парализованным (или частично парализованным) человеком пытаются делать некоторые упражнения. Машина или другой человек своими мышцами, усилиями не просто теребит, шевелит ногу парализованного, но делает так, чтобы и человек тоже мог в этом участвовать, чтобы вернулась мышечная память и заработали какие-то механизмы. В отношении помыслов смысл тот же самый.

Господь понимает, что мы немощны и ничего не можем сделать, что человек совершенно все потерял из того состояния, статуса, в котором когда-то был. Бог бы и не требовал всего этого, но ум должен выкарабкаться из состояния, в которое он попал, а для этого нужна именно Божественная сила, Божественная благодать – она вместе с человеком «делает» некоторые упражнения, проходит навык молитвы, поста, служения в любви.

Благодать Божия содействует в этом, и человеческий ум, включаясь в это содействие, постепенно овладевает теми правилами, механизмами, которые характеризуют духовного человека. В этом и есть сочетание человека с Богом: Бог несет на себе основную нагрузку, чтобы духовные силы человека оживились, чтобы он изменился и сделался способным жить по заповедям, по духу и иметь те же чувства, что во Христе Иисусе.

Главнейшее условие и инструмент, чтобы благодать Божия действовала, − молитва. Конечно, молитва предваряется верой, и без веры никакой молитвы не получится, но молитва максимально подходит для этого процесса, потому что в молитве и происходит, как говорит Григорий Палама, предстояние нашего ума уму Божию.

Эта устремленность нашего ума навстречу Духу Божию приводит к тому, что мы соединяемся с Ним. Можно для этого использовать Иисусову молитву или любую другую – смысл только в том, что это должно быть молитвенным действием: должна быть именно молитва, когда человек всеми силами устремлен к Богу − он взывает к Нему, просит Его. И этот порыв к Богу приводит человека в объятия Божии – он прикасается к Тому, Кого ищет, Кого любит. Это молитвенное действие и приводит к тому, что сила Божия нисходит на нас и помогает осуществить то, что необходимо. Мы постепенно проникаемся Богом, Его в нас становится все больше и больше − через молитву происходит наше соединение с Богом. И в Боге наш ум Его силой, Его умом становится крепким настолько, что в конце концов может отражать любые помыслы (побуждения, искушения, соблазны), от кого бы они ни исходили, – но не своей силой, а именно Божественной, с которой человек соединился.

Поэтому часто бывают такие духовные катастрофы, когда человек молится много, долго, усердно и начинает что-то чувствовать, переживать, у него появляется сила, например, отогнать блудные помыслы или погасить раздражение. И в первый (или десятый, пятнадцатый) раз ему вдруг приходит такая мысль: «Ну вот, я наконец-то достиг! Я смог победить блудные помыслы − они меня больше не мучают! Я смог наконец побороть в себе раздражение − оно больше не приходит». И стоит ему только так подумать, как все возвращается: человек сделал фундаментальную ошибку – он подумал, что это он сделал.

На самом же деле он как раз ничего и не сделал, просто Бог пришел к нему, и сила Божия угасила в нем буйство похотной плоти. И это же действие Божие привело к тому, что раздражение его угасло и сердце было исполнено миром. Тот человек, который это раньше поймет (то, что это действие благодати Божией в нем),  меньше будет превозноситься и, стало быть, меньше падать.

Конечно, кроме молитвенного действия для соединения человека с Богом могут быть использованы и заповеди, чтобы наш ум напитался Божественным присутствием. Но если мы попытаемся исполнить заповеди Божии без настоящей молитвы (как предстояния ума Богу и соединения с Ним, а не вычитывания), то мы не будем знать, какую заповедь исполнять, как это делать, где и когда. У нас не будет понимания, что, когда и как мы делаем и ради чего. Тогда все наши заповеди постепенно превратятся просто в исполнение добрых дел.

Когда мы, например, в молитве понимаем, что нужно исполнить заповедь, и начинаем ее усердно исполнять, зная, почему мы это делаем, для кого и что хотим получить, такое исполнение заповеди очень сильно нас соединяет с Богом. В отличие от только молитвы это еще и практическое действие: оно касается людей – и в этом смысле оно глубже, совершеннее, чем молитва. Но без молитвы оно невозможно, да и сил у нас на исполнение заповедей не будет никаких: если не будет молитвы, откуда нам взять силы? Если мы не можем даже помыслы отогнать, откуда нам силы взять, чтобы сделать добро? У нас ничего не получится.

Но молитва, естественно, дело трудное: для нее очень важно сохранить вдохновение, поддерживать требуемое влечение, стремление к Богу. Человек не может долговременно вдохновляться и пребывать в некоем влечении. Он не может сохранить ни любовь, ни творческое постоянство, ни верность, если с ним не будет Бога. Поэтому чтобы в молитве научиться именно предстоять Богу, нужна благодатная помощь Божия: только Он воспламеняет нас любовью к молитве и укрепляет во время этого молитвенного делания, чтобы оно действительно было именно тем деланием, которое умножает в нас любовь.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс