Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1095) → Священник Константин Корепанов: Духовное переживание свидетельства о Христе меняет все в нашей жизни

Священник Константин Корепанов: Духовное переживание свидетельства о Христе меняет все в нашей жизни

№6 (1095) / 8 февраля ‘21

Читаем Добротолюбие

Мы вновь обращаемся к наставлениям святого преподобного Иоанна Кассиана и продолжаем разговор о блуждании помыслов. 156-й абзац предполагает ответ на вопрос, заданный в 155-м абзаце: «Ум наш по природе своей не может оставаться праздным; почему неизбежно ему, если не имеет в себе наперед предусмотрительно заготовленных предметов, над которыми упражнял бы он свои движения и которыми бы постоянно занимался, по своей подвижности убегать туда и сюда, и повсюду летать, пока долговременным упражнением и постоянным навыком, – что вы называете напрасным трудом, – из опыта узнает, какие надлежит ему заготовить в своей памяти материалы, чтобы около их вращаться в своих неутомимых полетах, и чрез неотступное пребывание в сем труде стяжать силу отражать противоположные им внушения врага, которыми развлекаем был прежде, и таким образом непоколебимо пребывать в том состоянии (невозмутимости и внутреннего покоя), которого желает. Итак, не следует нам непостоянство беспорядочного блуждания помыслов приписывать человеческой природе, или Богу – Творцу ее. Ибо истинно слово Писания, что „Бог сотворил человека правым, а сии“ (люди) „взыскали помыслов многих“ (Еккл. 7, 30). Следовательно, качество помыслов от нас зависит. И Псалмопевец говорит: „блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе: восхождения в сердце своем положи“ (Пс. 83, 6). Видите, что в нашей состоит власти полагать в сердцах своих или восхождения, т.е. до Бога достигающие помышления, или нисхождения, т.е. помыслы, ниспадающие долу, к вещам земным и плотским…».

Если мы не умеем пока сосредоточить свой ум и собрать его в устремлении к Богу, это совершенно не значит, что не умеет никто. Если кто-то умеет, значит, это в принципе доступно и возможно человеку.

Но в том-то и дело, что, методологически пытаясь творить молитву, пытаясь молиться, узнав, что молитва должна быть собранной, мы себя от сообщества святых отделяем. Это фундаментальное различие: мы считаем себя просто нормальными людьми – таких снимают в кино, показывают в сериалах, в разных блокбастерах, документальных фильмах. «Мы – вот эти люди. А вот авторы «Добротолюбия», святые люди – другие. Мне, конечно, нравится, как они живут, но я – не такой.»

Такое разделение внутри нашего сердца, разумеется, есть ошибка. «Скажете тоже! Вот преподобный Серафим Саровский, святой Иоанн Кассиан, святой Исаак Сирин… И кто такой я? Я никто, обыкновенный человек, работаю, тружусь, у меня четверо детей, жена, работа, начальник, ипотека и все прочее. О чем Вы говорите? Как можно меня сравнить с этими святыми?». Но на самом деле мы не правы, хотя это кажется очень правильным.

Мы забываем, а то и не знаем, что авторы «Добротолюбия» – обыкновенные люди. Среди них есть те, что могут казаться необыкновенными – например ушедший в монастырь в 16 лет Иоанн Лествичник. Но в целом они обыкновенные люди, которые провели обыкновенное человеческое детство, с той лишь разницей, что у них не было кинофильмов, интернета и компьютеров. А вообще-то по-человечески это люди, прожившие нормальную человеческую жизнь. Например, один из Макариев был женат. Когда зашел в дом и увидел, что жена ему изменяет, он развернулся и ушел в пустыню. Арсений Великий был вельможей: один из богатейших людей Константинополя, один из образованнейших, он жил на золоте, ел с золота, был воспитателем наследников престола и прожил практически всю жизнь так, а потом ушел в пустыню. Феодосий был воином, а потом пошел в пустыню.

Мы как-то забываем, что есть на самом деле люди, которые с детства провели жизнь по-особенному и очень рано пришли в монастырь, в самой ранней юности. Их очень мало, но и когда они пришли в монастырь, как Иоанн Лествичник, они оставались людьми и мучились теми же самыми страстями. Иначе как бы они написали про то, как бороться с блудной страстью? Откуда они знают про уныние, гнев, раздражение? Мы не понимаем этого, мы просто слышим их рассуждения и говорим: «Тебе легко рассуждать», – как будто никто из них никогда не гневался. Гневались – потому и написали. Падали – потому и написали. Знали, что такое блудные помыслы, боролись с ними долго, – потому и написали. Они знают и пишут только то, что знают, и о чем знают, о том и пишут.

Это я, например, могу почитать книжки (5 томов «Добротолюбия») и рассказать по ним что-нибудь. Иоанну Лествичнику или Феодосию Великому, авве Исаие Отшельнику или Марку Подвижнику нечего было читать – «Добротолюбия» еще не было, они потому и пытаются его составить. Конечно, они что-то где-то читали, попадалось что-то им в руки, но это были разрозненные книги, из них еще надо было выудить то, что им бы помогло бороться с той страстью, с тем искушением, что их мучит. Потому они и стали святыми, что с этим боролись, черпая из разных источников известия, как это надо сделать. Но они такие же люди, совершенно такие же, как и мы, просто поверившие, что это возможно сделать.

Они поверили, что в пустыне есть человек, победивший блудную страсть, а где-то есть человек, который может молиться, по три дня не отрывая свой ум от молитвы. А в другом месте есть человек, сумевший добиться такой кротости, что его вообще невозможно вывести из равновесия. Они этому верили и пытались этого достичь: «Раз можно быть кротким, значит, могу и я. Если где-то был человек, три дня молившийся, значит, могу и я».

А разве не так устроен вообще мир? Человек увидел спортсмена, который, например, поднимает 300 кг. Загорается и идет в спортзал. И поднимает не только 300, но и 400 кг. А вот, например, женщина была весом 140 кг – и похудела до 60-ти. И у меня загорается желание, и я достигаю этого – я поверил ролику на YouTube, что она это сделала, и достигаю того же, что и она. А вот человек построил дом очень-очень большой и шикарный. Я понимаю: «Если он построил, почему не могу и я?» – и начинаю строить дом. Или карьера, когда человек был беспризорником, едва ли не сиротой (родители пьющие), а стал миллионером: «Если он может, то и я смогу».

Тот, кто поверил, что инвалид, беспризорник смог сделать карьеру, именно поверил этому, достигает того же. Если я отмахнулся и решил, что «все это ерунда – конечно, кто-то ему помог, денег дал, да и, скорее всего, придумали этого человека», я ничего не сделаю. Если я не поверю, что действительно полный, тучный человек похудел вдвое и чувствует себя превосходно, находится в замечательной спортивной форме, то я и не буду бороться со своим весом.

Поверю – будет результат. Если я поверю, что где-то есть человек, который не был способен ни к чему и добился того, что стал сильным и его все боятся, то и я могу стать таким же. Если не поверю и скажу «сказки все это, пропаганда очередного фитнес-центра», то ничего не сделаю.

Видите, это системная ошибка. Мы не верим, что святые были простыми людьми, как мы, с такими же страстями и привычками, и достигли совершенства, поэтому ничего и не делаем. Наши руки сразу опускаются – мы не верим, что это возможно. А раз мы не верим, то и не стараемся.

Мы не пытаемся прочитать их писания, в которых они не хвалят себя, а разоблачают – показывают свой внутренний страстный мир, показывают и говорят: «А вот у меня такая проблема», – и показывают, как с этой проблемой бороться. В отличие от тех, кто выставляет ролики о своих достижениях, святые выставляют рассказы о своем позоре и говорят не как они смогли из этого выкарабкаться, а как им в этой ситуации помог Бог, что Он сделал с ними и что они постарались сделать, чтобы Его помощь оказалась действенной.

Ведь в этом и состоит собственно цель чтения наставлений святых отцов: они именно потому и могут нам помочь, что пишут о нашей собственной жизни. Человек мучается ревностью, завистью, жадностью, гневом, раздражением, блудной страстью, гордыней, тщеславием – все сильно мучаемся – и вот мы открываем книгу и говорим: «О, так тут же про меня!». Про меня – именно потому, что они такие же, как я. Поэтому для начала нам нужно поверить, что это люди одного духа, одной природы, ибо они грешные люди, вместившие в себя благодать Святого Духа.

Я грешный человек, на меня, как на них (и на всех нас), в Крещении сошел Святой Дух, поэтому возможно сделать то, что возможно. И когда мы поверим, что это возможно, когда сможем действительно ощутить, что мы из одного теста и одного Духа, тогда поймем: как на них действует Христос, так и на нас, как они грешники, так и мы. И тогда их писания, если им следовать, могут нам помочь.

Тогда мы слышим, о чем говорит Иоанн Кассиан. Нужен именно некоторый набор помыслов, предметов, как он здесь говорит, инструментов, образов, переживаний, которые помогли бы уму держаться в одном круге и отражать все противоположные мысли врага. Нам надо найти несколько помыслов, образов, размышлений, слов Священного Писания – что-то, что помогает нам всегда ум возвращать к Богу, всегда устремлять его к Богу, – или те помыслы, образы, воспоминания, переживания, которые могли бы отражать мысли врага, направленные как раз на то, чтобы нас отлучить, отстранить, отвлечь от Бога.

Например, молитва перед причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз» – запомним это слово. Оно говорится каждый раз, когда мы причащаемся. «Христос пришел для грешников – я из них первый»: если мы проникнемся этой мыслью, мы сможем отражать все наши внутренние помыслы, мысли, которые говорят, что я не такой, как все. Да, не такой, но я грешный, в смысле – худший из людей.

Если проникает мысль: «Смотри, какой он – и какой ты, сравни. Вот, он лежит тут перед тобой в собственной блевотине…», то все – я не могу причащаться, ибо не могу перед лицом лежащего пьяного человека сказать: «Господи, Ты пришел в мир грешников спасти, из которых я первый». Значит, я должен знать, что сделать мне, чтобы чувствовать иначе, чтобы слова звучали иначе.

Я начинаю думать не «почему он напился, почему он лежит, почему он один, почему он брошенный?» – я начинаю думать: «Почему я такой гордый, почему я такой высокомерный? Что мне сделать, чтобы смириться, что мне сделать, чтобы перед Причащением почувствовать, что я действительно из грешников первый?» – и это занимает мою мысль, а не осуждение пьяного человека, не решение проблем социальной адаптации, не решение политических вопросов, почему все пьют.

Я решаю проблему: почему я гордый, почему я высокомерный, почему я не люблю людей, почему превозношусь над всеми, что мне сделать, – и это выражается и заключается молитвой: «Господи, помоги мне смириться, дай мне любовь, дай мне почувствовать то, что чувствуешь Ты в отношении этого человека, научи меня не превозноситься». Это становится не просто словами, которые мы говорим, начитавшись книг, а болью моего сердца: я же не могу теперь причаститься – да даже не в этом дело. Я же отлучен от Христа – я погибну с этими мыслями, я не смогу с ними войти к Богу, пока их не переменю. «Господи, помоги мне изменить эти мысли!» Ведь мы понимаем, что Христос другой.

Все эти процессы могут возникнуть в человеке в свете этих слов – всего лишь от одной фразы, ее надо просто вовремя вспомнить, вовремя привести на ум. И когда мы в очередной раз решим кого-то осуждать, кому-то перемыть косточки или над кем-то превознестись, сразу вспоминаем: «Господи, Ты пришел в мир спасти грешников. Этот человек грешник. Значит, Ты пришел его спасти. Я грешник? Грешник. Я грешник, он грешник. Что нам ссориться? Может, его грех больше, чем мой, но я же тоже грешник, нуждающийся в милости, как и он. Больные же не ссорятся в больнице из-за того, кто из них болеет больше другого…». И вот это начинает духовную работу. Духовное переживание свидетельства о Христе меняет все в нашей жизни.

Именно поэтому и была в конце концов введена в оби-ход так называемая молитва Иисусова, она привязывает ум человека к имени Христа и к переживанию собственной греховности, испорченности, нужды в Его милости. Это и есть тот инструмент, как сказал кто-то из уже современных святых, который привязывает ум, как бешеного осла. Видели, наверное? Колышек вбивается, а к нему привязывается скотинка – она травы сколько-то ест, но заблудиться не может. Вот молитва Иисусова, имя Иисуса Христа, покаянное переживание этого имени и покаянное отношение к этому имени привязывают ум – не дают ему отвлечься в блуждания.

Имя Господне само по себе сильно – только им спасаются люди. Но сама по себе молитва недостаточна. Любой, кто попробует, поймет, что у него ничего не получается. Просто взял и начал повторять Иисусову молитву как мантру, как заклинание, и если бы все получилось, хорошо бы было, – но все не так. Много-много литературы написано, как именно ее произносить, что именно делать, а главное, что дополнительно делать к этой молитве, чтобы она принесла этот самый плод, привязав ум к Богу и отражая все посторонние мысли извне.

Молитва Иисусова удобна в первую очередь тем, что создает надежный заслон от любых помыслов: во время совершения молитвы любой помысел, привходящий извне, воспринимается как помысел, разрушающий молитву, и отбрасывается. Человек, действительно научившийся деланию Иисусовой молитвы, достигает такого состояния, что никакие помыслы в него вообще не входят – они не могут проникнуть, ибо отвлекают от сосредоточенности на молитвенном призывании имени Божия.

Но в совершенстве и молитва Иисусова – несовершенное действие и несовершенное делание. Совершенное делание, о котором написали некоторые святые и рассказали, что это возможно, – это непоколебимое стояние в Боге, когда ум не молится вообще, когда ум не борется с помыслами вообще: нет ни молитвы, ни помыслов – просто ум совершенно непоколебимо утвердился в Боге.

Напомню, о чем мы говорили в нашу прошлую беседу. Христос пришел нам все дать, дать Царство непоколебимое – не призвать нас в него, а принести его нам. Поэтому непоколебимость возможна, ведь Творец молитвы в человеке – Бог: Он производит это движение внутри. И когда наш ум настолько отдался в Его руки, настолько смирился, упразднился, совершенно предав себя Ему, он и приобретает непоколебимость, ибо он весь в Боге, весь совершенный, и ничто извне не может войти и отделить нас от любви Божией.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс