Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1094) → Семейный православный психолог Мария Паршенкова: Помогаем ребенку открыть таланты

Семейный православный психолог Мария Паршенкова: Помогаем ребенку открыть таланты

№5 (1094) / 1 февраля ‘21

Учимся растить любовью

Начнем с определения: что такое талант? Действительно ли он есть у всех? Мы, как верующие люди, опираемся на Евангельский текст и понимаем, что таланты есть у всех. Но очень часто родители, глядя на своих детей, думают: «Что-то он у меня без талантов» – и бывает другая крайность, когда родители думают: «Он у меня талантлив во всем». Адекватной оценки талантов своих детей нет, а, когда ее нет, помочь развить таланты очень сложно. Есть ли таланты и как их развивать?

– Само слово «талант» и наличие каких-то талантов, которые родители могут озвучить, само по себе поднимает родительскую самооценку и кормит родительскую гордыню. Что такое талант? Это умение что-то делать замечательно, умение что-то делать хорошо – может, даже лучше других. Но далеко не всегда. Может, по-другому. Это то, что оценено как новый результат, как новый или высококачественный продукт. Например, и в раннем, и в дошкольном возрасте рисуют много и все, но далеко не все рисуют хорошо. Кто-то рисует, чтобы себя проявить, а кто-то действительно выстраивает таким образом диалог с миром и не может жить без кисточки.

А удовольствие от деятельности? Когда ребенок чем-то занимается с повышенным удовольствием, это тоже признак таланта у ребенка?

– Тут все неоднозначно. Да, интерес проявляется как раз в тех видах деятельности, в которых мы успешны, но если нет первого навыка, если мы первый раз не дали кисточку, не научили ребенка сначала макать ее в воду, а не сразу в сухую краску (а в этот момент ребенок может на нас совершено жутко раздражаться), тогда ребенку никак не научиться рисовать.

Момент ознакомления с деятельностью эмоционально может быть не очень приятным, он может вызывать у ребенка протест. Ребенок может оказаться потрясающим спортсменом, но момент, когда его ставят на лыжи, для него может быть дискомфортным. Тут родительская мудрость подскажет, когда после получения навыка проявится талант. Когда я уже что-то умею, начинаю это делать и вижу, что получается, то у меня появляется удовольствие. Но насколько оно скажется на том, что это будет моя профессия в жизни, а не всего лишь хобби или какая-то маленькая радость, – тут надо очень четко разделять.

Как помочь таланту проложить дорогу? Кисточку дать в руки ребенку легко. Он, скорее всего, попробует рисовать и, если это ему понравится, себя в этом проявит. А как быть, например, с музыкой, танцами – я уж не говорю о точных науках? Как понять, что у ребенка именно к этому способности? Ведь не увидишь в детстве, что он будет гениальным инженером-конструктором? Как распознать, на что родителям обращать внимание и что предлагать детям, чтобы они попробовали, приобрели навыки, которые помогут потом определиться, нравится им эта деятельности или нет?

– В первую очередь маме с папой надо взяться за руки, подойти к зеркалу и спросить: на кого же похож их малыш, кто же его родил? Мы, родители. А что мы умеем? А что умеют наши бабушки и дедушки и чем мы можем гордиться? Такую науку, как генетика, никто не отрицает. Если это семья, допустим, талантливых художников, то мы можем подозревать, что у ребенка будет талант именно в изображении мира; но это не всегда будет рисование – может, он будет изображать мир средствами музыки или фотографии.

Бывают родители, потрясающе одаренные интеллектуально. Ко мне на консультацию как-то пришли потрясающе интеллектуально одаренные родители, тонкие душой, и жаловались, что у их ребенка, дошкольницы, которая потом пошла в 1-й класс, очень завышена планка. Они говорят: «Нам кажется, что у нее синдром отличницы. Мы этого не хотим. Мы этого боимся» – им самим, папе и маме, было тяжело в жизни с этим. А я отвечаю: «Вы разве хотите, чтобы ваш ребенок стал глупее, чем он есть? Если вы так интеллектуально одарены, создайте ей условия, где она будет трудиться своим талантом». Как раз ей математический кружок, школа логики или еще какие-то интеллектуальные задачи будут интересны. Но нужно не забывать, что есть и другие стороны жизни.

Очень сложно в раннем возрасте распознать талант математика или понять, что ребенок готов заниматься флейтой всю свою жизнь и быть потрясающим флейтистом, что это не просто удивительный интерес к инструменту в данный момент. Что нужно сделать родителям? Создать условия, чтобы у ребенка был набор различных навыков, различного опыта. Это можно даже представить в виде картотеки, как набор разных карточек. Здесь я рисую, а вот здесь я попробовал себя в гончарном деле, один раз посетив мастер-класс, а здесь я решаю какие-то интересные задачки и проверяю, складываются у меня отношения с математикой или не складываются: необходимо, не боясь быть поверхностными в интересах ребенка, предоставить ему широкий спектр возможностей попробовать себя в разных делах. Но при этом и сердцем чутко наблюдать, где может быть то самое его.

Тут у родителей часто возникает проблема. Все понимают, что нужно попробовать, все родители, занятые развитием своих детей, понимают, что нужно предоставить выбор: если мы ребенку не покажем, он и не узнает о существовании такого разнообразия альтернатив проявления себя. Но некоторые родители позволяют своим детям перепрыгивать из кружка в кружок, пробуя себя, а другие, наоборот, считают, что, если ты что-то уже выбрал, нужно закончить музыкальную школу, нужно идти в спортивную школу, нужно уже достигнуть успеха – нужно серьезно заниматься выбранным делом. Так ли это?

Мне бы показалось, что это логичное рассуждение, если бы я не знала пример взрослых людей, которые, закончив музыкальную школу, подходят к музыкальному инструменту и откровенно его ненавидят. То же с любым другим предметом. Мне известен пример, когда человек, всю жизнь занимаясь математикой, потом уходит в журналистику – это мой личный пример.

– Я даже знаю примеры родителей, которые профессионально занимались в детстве музыкой и именно по этой причине отдают своих детей не в музыку, а в спорт, в противовес – хотя, может, там будет маленький музыкант.

Это очень сложно и неоднозначно, но в нашем диалоге выпало лицо, о котором мы обязательно должны сказать: педагог и наставник. Ведь в руках одного специалиста музыка – это чудо Божие, а в руках другого – мука и наказание. Нужно внимательно посмотреть на того, кто учит вашего ребенка, дает ему такой опыт. Если у человека горят глаза, если у него болит душа за это дело, если он сам искрится, то за ним пойдут все дети, за редким исключением. А если сам человек воспринимает это как некую отработку времени, то и детям не от чего зажечься. Этот огонь должен быть изначально.

Безусловно, мы говорим, что есть труд, и развитие любого таланта без труда – это воздушный шарик. За любым проявлением таланта стоит огромный труд. Обратите внимание на любых талантливых художников и писателей, которые говорят, что их труд – это мука. Они все социально не очень комфортные люди и не желают общаться с другими – они проживают муки своего творчества. Этот момент, конечно, очень важен. Но тут важно найти ту самую аккуратную грань между желанием ребенка профессионально расти в чем-то и просто его интересом, его природными возможностями этим заниматься. Я надеюсь, родительское чуткое сердце подскажет им, ребенок с удовольствием идет в музыкальную, спортивную или художественную школу, либо он мечтает пойти и измазаться в глине.

Очень просто давать советы, когда дело касается чужих детей. Мне, например, легко говорить подругам: «Оставьте своего ребенка в покое. Он разберется сам». Но очень сложно сказать это самой себе, когда речь идет о моих детях. Мне кажется, родительские страхи часто мешают той задаче, о которой мы сегодня говорим, – развитию талантов ребенка. Так ли это? Почему мы иногда парализуем творческое начало своего ребенка своими собственными страхами?

– Возможно, тут как раз срабатывает система жизненных ценностей родителей. Родителям-математикам не важно рисование, для них музицирование – пустая трата времени. А родители-музыканты считают, что надо музицировать, а борщ варить совершенно не обязательно. Система ценностей родителей сформирована в их детстве. А время у нас подвижно, оно течет – приходят иные времена. Базовые ценности остаются, но их приложение может быть совершенно разным. Современные движения даже не медиаторства, а просто волонтерства предполагают огромную работу души.

И это тоже определенный талант − эмоционально сопереживать и желать быть полезным другим людям. Ведь наш талант сам по себе не имеет никакой ценности, пока не станет ценным для окружающих нас людей: важных, близких и дорогих. Иначе картины художников так и пылились бы на складах, а музыку все играли бы только для себя. Поэтому родительский страх, что мой ребенок не имеет таланта или что он в этом будет несостоятелен, скорее всего, из детства самих родителей. Я хотела учиться играть на скрипке, но так как мне говорили, что у меня нет ни слуха, ни голоса, то я подошла к воротам музыкальной школы, постояла, развернулась и ушла, о чем сейчас, конечно, очень жалею. И страх моих родителей, что я посвящу свою жизнь музыке, прошелся и по мне. Поэтому что можно сказать: надо верить в своих детей, несмотря ни на что, быть внимательными, чуткими к их проявлениям и радоваться даже маленькому проявлению их таланта. Нарисовал ребенок кошку с 4-мя лапами − уже хорошо: это лучше, чем с 3-мя, это значит, будем рисовать.

Как понять, в какой момент мы можем позволить ребенку сменить деятельность? Я слышала, что есть такой способ, который рекомендуют многие психологи, − достичь какого-то результата. Вы говорили об овладении навыком. Это сложный процесс, ведь пока ребенок не освоил азы, ему, разумеется, будет не нравиться – ему надо дать приобрести и освоить эти навыки и только после этого предоставить выбор: уходить из этого кружка или оставаться там. Какие вообще могут быть критерии? Я в некоторой растерянности...

− Главный критерий − наш собственный ребенок. И, конечно, мы с ним разговариваем. Когда он говорит: «Я хочу в этот кружок», мы задаем вопрос: «А почему ты туда хочешь?». − «Я хочу чему-то научиться, чего-то достичь». Мы даем ребенку возможность посещать этот кружок, ребенок говорит: «Все, я больше не хочу». Мы снова вступаем с ним в диалог: «А почему?». Не всегда причина сразу выйдет на свет Божий. Возможно, придется несколько таких бесед провести с ребенком. Возможно, момент достижения цели родители и ребенок понимают по-разному. Родителям, может быть, важно, чтобы картина ребенка висела на выставке, для них это достижение результата. А ребенку достаточно научиться рисовать ту же кошку, чтобы все поняли, что это кошка, и он считает, что достиг результата.

Конечно, нужно посмотреть на тех специалистов, которые в этот момент находятся рядом с ребенком. Можно немножко отсрочить уход ребенка из кружка или студии, договорившись с ним: «Давай ты месяц еще позанимаешься, а потом мы снова вернемся к этому разговору?». И тогда будет понятно: это сиюминутное желание ребенка уйти по какой-то причине (может, он с друзьями поссорился в этом кружке и не хочет из-за этого ходить) или это действительно момент, когда ребенок исчерпал себя в этой деятельности и хочет что-то новое и интересное. Возможно, это новое у него уже есть на примете, и он знает, чем займется.

Диалог с преподавателем, тренером, с наставником − насколько это важно? Поможет ли он оценить, есть ли перспектива у ребенка, занимается ли он с удовольствием? Если человек вовлечен в совместную деятельность вместе с нашим ребенком, наверное, он лучше понимает перспективы ребенка и искренность его удовольствия.

− Да, конечно. Педагог − тот, кто видит ребенка в совершенно ином виде деятельности, в отличие от нас, родителей. И, общаясь с педагогом, мы как раз можем узнать много нового, интересного, даже того, чем можем гордиться, о собственном ребенке. Педагог как специалист может оценить не только желание ребенка, но и его способности в этом деле. Мы все знаем множество примеров, когда способностей мало, но есть огромное желание, − и достигаются результаты. Либо наоборот: огромные способности, но нет желания, воли, характер совершенно другого склада, тогда, конечно, лучше ребенку чем-то другим заняться – мы, как правило, всегда можем вернуться к точке, от которой ушли и продолжить (если это не касается каких-то очень серьезных видов спорта).

Мария, такой вопрос: ребенок бывает действительно чем-то здорово увлечен, например, он целыми днями, с утра до вечера что-то конструирует и больше ни на что не хочет отвлекаться. Тут у родителей возникает мысль: наверное, у него есть талант к инженерным решениям, и, может, из него что-то получится в этой области. Но им хочется, чтобы ребенок увлекался еще чем-то. И они вместо того, чтобы развивать его в этой области, начинают отвлекать ребенка. Правильно ли это?

− Вопрос на самом деле открытый – и зависит от того, насколько ребенок действительно увлечен. Если очень увлечен, то оставьте его в покое, дайте возможность насладиться этой деятельностью. Не надо ребенка, который занимается техникой, тащить на балет. Не будет от этого радости ни вам как родителям в процессе просмотра балета, ни ребенку пользы от этого не будет и ничего, кроме раздражения, у него не вызовет. Дождитесь момента, когда вашему ребенку это будет важно, нужно и интересно. Не торопитесь. Родители очень часто торопятся, почему-то боясь чего-то упустить. Не надо, не торопитесь: всему свое время.

И, конечно, тут играет роль такой термин, как «гармонично развитая личность» – в свое время и в психологии, и в педагогике это был некий транспарант, который несли и говорили, что мы воспитываем гармонично развитую личность, мы все делаем, чтобы ребенок был гармонично развит во всем. Давайте посмотрим на себя: во всем ли мы гармонично развиты? Но это не значит, что мы не успешны. Ребенок − не мультиинструмент, который должен петь, рисовать, читать стихи, конструировать и делать что-то еще. У него тоже могут быть свои локальные интересы. И тут как раз наша задача − создать ему возможности для реализации этих интересов, а не отрывать его от них чем-то другим.

Ну что ж, Мария, спасибо Вам – опять мы с Вами побеседовали, мне кажется, очень конструктивно. Опять я для себя извлекла много полезного. Надеюсь, нашим телезрителям эта беседа помогла расставить все точки над «i» или, по крайней мере, задуматься на эту важную тему. Еще раз благодарю Вас.

− Спасибо, Марина. А я хочу пожелать: пробуйте себя в любом возрасте, пробуйте петь, рисовать, танцевать, несмотря ни на что – тогда ваша жизнь и жизнь ваших детей заиграют новыми радостными красками.

Записали:
Таисия Зыкова
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс