Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1094) → Матушка Надежда Кармакулова: «Я выходила за человека, которого люблю, а священник – это его предназначение»

Матушка Надежда Кармакулова: «Я выходила за человека, которого люблю, а священник – это его предназначение»

№5 (1094) / 1 февраля ‘21

Вторая половина

Наш приход в жизнь земную и каждый шаг здесь, даже выбор жизненного пути – все в руках Божиих: все промыслительно. Для любящего Отца важна сама любовь, которую Он являет бесконечно и безусловно и которая дает ростки в сердцах Его благодарных детей.

Село Утятское Курганской епархии – одно из тех мест православной России, которые верующие называют избранными. Народная память сберегла историю, как однажды жительница села пришла на берег здешней речки Серебрянки почистить рыбу и в воде вдруг увидела большую темную доску, а на доске святой лик. Когда же мужчины-односельчане приняли его у реки, стало понятно: по воде к людям пришел образ святителя Николая Чудотворца. Чудо обретения произошло 22 мая 1749 г. Икону поместили в Богоявленском храме, куда в скором времени устремились тысячи паломников из разных уголков Урала и Сибири.

У этого образа святителя Николая Чудотворца, как у дорогого Божия дара, своя судьба, свои пути и испытания. Сейчас в храме его список. Но сельчане вместе с настоятелем Богоявленского прихода иереем Александром Кармакуловым молятся и верят, что обретенный их предками святой Лик со временем вернется в родные стены, а многочисленные паломники по молитвам любимого святого обретут здесь помощь и духовную радость.

Отец Александр принял Богоявленский приход совсем недавно: прежний настоятель, после многолетнего служения здесь, ушел на отдых. А для молодого иерея это святое место оказалось первым в его священническом служении.

иер. Александр: – Человека призывает Господь на определенное служение в храм – мирянином, священником, монахом. Господь призывает на этот путь. Примет ли этот зов человек? Это зависит от него самого.

Будущий священник почувствовал этот зов еще ребенком. Он вырос в дружной семье, которая пришла в Церковь в начале лихих 1990-х и обрела там остров мира и света среди мутных вод разгулявшегося в обществе хаоса.

иер. Александр: – Мой отец подсказал мне много вещей духовного порядка, как устроен духовный мир: есть мирские законы, есть духовные законы. Отец учил меня, как не нарушать духовные законы.

Его жена матушка Надежда из своих родных помнит только бабушку: маму лишили родительских прав, папу она никогда не знала. Бабушка была заботливая, жалела маленькую внучку, но часто болела и не прожила долго.

м. Надежда: – Я спала – просыпаюсь, а бабушка мертвая. Потом помню, что приходили какие-то бабушки, приносили цветы, потом были похороны... Я помню, что лежала в больнице, со мной нормально обращались, потом приезжала из приюта моя будущая крестная мама. Она привозила большие печенья. Потом меня забрала женщина – старший воспитатель приюта. Так я попала в приют.

На сиротство 3-летнюю малышку обрекла родная семья. Тогда девочка еще не знала, что, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, у нее есть Отец. Не тот, который бросил, а другой – истинный, любящий: Он не предает и не покидает. И по Его высшему Промыслу маленькая Надя попала в приют для девочек во имя святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, который располагался при Новотихвинском женском монастыре в Екатеринбурге.

м. Надежда: – Мать не та, которая родила, а та, которая воспитала. Нас воспитывали в приюте воспитатели. Я их считаю мамами – сколько воспитателей, столько и мам. Они и поругать могли. Говорили: «Ругаю, значит – люблю».

Отцовскую заботу, а также защиту воспитанницы приюта нашли в лице своего духовника – протоиерея Фомы Абеля. Он служил старшим священником в приютской домовой церкви. Все, что происходило в детских жизнях и сердцах, девочки вверяли ему.

м. Надежда: – В храм ходили каждое воскресенье и субботу, по праздникам – все как обычно в православных семьях. Исповедь, Причастие – все было. У нас была, можно сказать, большая семья.

Правда, рамки проживания в приюте при монастыре (домашнее обучение, одинаковая одежда, строгое послушание) для подрастающих девочек становились тесными. И мудрый духовник благословил их посещать городскую школу и так привыкать к жизни и общению вне приюта. Когда Надя окончила 10 классов, отец Фома предложил ей продолжить обу-чение в медицинском колледже в городе Нерехте Костромской области – девушка согласилась. Духовник сам отвез ее к новому месту жительства в православный центр «Отрада».

м. Надежда: – Летом там детские лагеря, а в остальное время живут и учатся студенты.

В этом центре и встретились двое молодых людей – Александр и Надежда. Она с Урала, он – с Севера, из Архангельска. Истинно говорится: «Пути Господни неисповедимы».

иер. Александр: – Я после школы сразу пошел в армию, чтобы решить, чем в дальнейшем заниматься. Я еще не понимал, как действовать, как выбирать. Сейчас могу ответить на вопрос, как выбрать дальнейший путь, – только через любовь. Все пути одинаковы. Можно быть фотографом от Бога, можно быть пекарем от Бога, можно быть музыкантом, иметь творческие профессии, математический склад ума – без разницы, кто ты, ты можешь делать все во славу Бога.

Но в этом-то и была загвоздка: в умении, а точнее, в неумении любить других людей. Именно в армии, во время службы в десанте, Александр Кармакулов увидел в себе этот грех.

иер. Александр: – Все мое дальнейшее развитие заключалось именно в этой мысли: мне нужно научиться любить других людей. Эталон любви – Иисус Христос. Он очень много об этом говорит. Господь даже не всегда говорит слово «любовь», но все Его действия завязаны на этом основополагающем моменте в жизни человека.

Но можно ли научиться любить людей? Можно, если следовать за Христом. Молодой человек это понял и уже в армии принял решение поступать в духовную семинарию. Готовился к поступлению целый год, но в Санкт-Петербургскую семинарию не поступил.

иер. Александр: – Владыка тогда сказал: «Ты с парашюта прыгал, а тропари двунадесятых праздников не знаешь». Я запомнил эти слова.

Ошибки исправил и поступил в Костромскую семинарию, а потом еще долго верил и не верил в это.

иер. Александр: – Мне отец сказал одну вещь, я всегда ей следую: «Всегда иди до конца. Начал – терпи до конца. Потом будет ясно – надо тебе это или не надо». В семинарии были моменты искушений, когда хотелось уйти, когда не понимал: зачем это делаю, зачем учусь?.. Казалось бы, как это происходит? Так и происходит. Человек не может вечно делать одно и то же, он меняется, а вокруг внешняя обстановка в семинарии не меняется. Из-за этого ты не можешь ее оценить по достоинству.

Семинария, при видимой строгости, – живой организм, который непрерывно побуждает своих воспитанников к движению и переменам, и что особенно важно – не внешним.

иер. Александр: – В семинарии абсолютно все меняются. Все внешнее, наносное, что в человеке превалирует, когда он приходит в храм (внешняя благостность), – исчезает, остается только искренний человек, какой он есть, со всеми его страстями, грехами. И вот в таком непотребном виде он предстает перед самим собой и задает вопрос: а почему так? Я думаю, что это Господь попускает всем, кто встает на этот путь.

Это очень болезненно – сдирание с души скорлупы эгоизма и гордыни. Человеку, сознательно выбирающему путь служения, наверное, во много раз больнее. Господь с него спрашивает строже. Надо многое пережить и прожить в себе, чтобы научиться понимать людей самых разных, и сострадать им, и любить их.

иер. Александр: – Будучи молодым и горячим семинаристом, на втором курсе, просил меня отправить на амбразуру, хотел проповедовать Христа. Желание мое было услышано.

Горячего семинариста пригласили в православный центр «Отрада» как духовника детского летнего лагеря. Надежде, которая в то лето трудилась в трапезной, было 17.

м. Надежда: – Его привели, сказали: «Это будущий духовный наставник». Я улыбнулась, подумала: «Ладно». Сначала даже внимания не обратила, а в конце лагеря мы с ним стали переписываться, долго переписывались, а потом я пригласила его в гости. Воспитатели просили, в общежитии говорят: «Пригласи, пригласи».

иер. Александр: – Я увидел, что у нее есть способности по хозяйству, она трудолюбивая. Когда первый раз ее увидел, мы встретились в столовой, я подумал: «Вот такая матушка была бы хороша».

м. Надежда: – Мы даже не обменивались телефонами. Я его нашла в соцсетях, и мы начали переписываться.

Венчались в Костромской епархии, но пути Господни, как известно, неисповедимы, так что диаконская, а затем иерейская хиротонии отца Александра состоялись в Александро-Невском кафедральном соборе города Кургана. А после священнического сорокоуста – благословение Владыки Даниила, митрополита Курганского и Белозерского, на служение настоятелем Богоявленского прихода в селе Утятском.

м. Надежда: – Я хотела дом, собаку (у меня собака, 2 кошки), хотела им простора. В деревне намного лучше, чем в городе.

Свежий воздух, натуральные продукты. Для семьи с маленьким ребенком, в ожидании 2-го – здесь просто рай, хоть и в шалаше. У отца Александра и матушки Надежды, как они говорят, своя келья в церковном доме. Комната для трудников, трапезная, игровая – все под одной крышей. Сейчас ей 22 года. Эта милая, нежная, совсем юная матушка, как теплый солнечный лучик посреди суровой зимы – такой ее видят прихожане. С улыбкой, с желанием сделать все, чтобы батюшке хорошо служилось. Рукодельница: рождественскую красоту сотворила своими руками и к оформлению вертепа подошла дизайнерски, альбомы с открытками выходят из ее рук оригинальные, неповторимые. И уют вокруг себя умеет создавать. Все получается, ведь живет она в любви.

м. Надежда: – Я же выходила не за священника, а за человека, которого люблю, а священник – это его работа. Даже не работа, а предназначение.

иер. Александр: – Можно сколько угодно говорить, что мы православные, но если нет у нас искренности, искреннего служения, искренней веры, то все остальное не имеет смысла. Что сейчас очень важно – быть честным перед самим собой и перед Богом, а уже потом перед людьми. Но первое – должен быть честным перед самим собой. Это в матушке есть.

У молодого настоятеля старинного храма забот, как говорится, выше головы. Здание требует ремонта. А там, где ремонт, бесконечное число хозяйственных проблем, которые кроме как с молитвой и упованием на помощь Господа и святителя Николая Чудотворца не решить. И тем не менее главная цель для отца Александра – организация большого дружного и активного прихода.

иер. Александр: – Это задача не одного года. Пока люди находятся в спящем состоянии: они не проснулись, их надо разбудить, они еще не представляют, какое чудо совершил Христос, придя на землю. Им нужно все это донести, но самое главное – они должны все это прожить сами в себе. Когда проживут, они станут новыми людьми – по Писанию.

м. Надежда: – Очень много всего, что надо решать, решает он, а не я, ведь я не люблю решать какие-то вопросы, проблемы, а он все делает с легкостью. Хотя ему трудно, я знаю, но для него это проще. Как говорится: женщина должна рожать и воспитывать детей, а мужчина всем остальным заниматься. Так у нас и получилось.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс