Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1094) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 3. Если человек будет каяться, он получит прощение

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние. Общие понятия. Часть 3. Если человек будет каяться, он получит прощение

№5 (1094) / 1 февраля ‘21

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №4 (1093) 2021

В рамках наших бесед мы изучаем небольшой цикл «Покаяние. Общие понятия», и сегодня у нас 3-я беседа по теме и 31-я беседа большого цикла. Я надеюсь, сейчас мы закончим обсуждать общие понятия и в следующий раз начнем знакомиться с борьбой с конкретными страстями.

Почему я постоянно говорю о знакомстве? Глубоко познать борьбу со страстями должен каждый. Этот путь нам с вами нужно пройти самим. Нет универсальных советов, которые можно было бы назвать, чтобы все наши зрители применили и изменились – надо подбирать, внимательно смотреть, изучать, применять к себе, советоваться.

На прошлой беседе мы закончили обсуждать такой важный вопрос, как разная реакция людей на проявление своей греховности (если не помните, посмотрите передачу, пожалуйста). Бывает такая реакция: впадение в печаль, когда человек по гордости думает, что он не грешник, забывая, что страсти и грехи есть у всех, увидел в себе проявления греха и впал в печаль, перестал бороться. Бог ему рисуется лукавым, страшным, жестоким, похожим чуть ли не на палача, у которого жажда наказывать. И в этот момент человек забывает Евангельское учение о Боге – милосердном и желающем принять кающегося человека. Соответственно, такой человек опускает руки, не очень трезво оценивает свое состояние, ему кажется, что он должен быть безгрешен. А Церковь нас учит другому. Она говорит: то, что ты грешник, естественно и обычно, в этом нет ничего удивительного. Но Бог желает тебя принимать, если будешь каяться, идти к Нему и в Него верить, если ты будешь хотя бы маленькими шажками идти в правильном направлении. У десантников есть такие слова: наступай лежа, на коленях, если не можешь идти в атаку в полный рост. Это относится и к нам, христианам – не можешь идти, хотя бы в сторону Христа упади и молись: «Господи, прости и помилуй».

Для чего нам оставляется эта борьба?

Чтобы познали, насколько мы глубоко падшие люди. Чтобы поняли, что мы больны и нуждаемся во Враче – в Спасителе, и без Него не спасемся. Знаете, сколько встречается в приходской работе людей, которые думают, что они сами спасаются? Это просто повальная история, когда человек вроде бы выстроил свою христианскую жизнь, а у него снова какое-то обострение (лукавый же никуда не делся). А мы всегда живем по синусоиде: когда-то лучше, когда-то хуже. Не бывает восхождения как на лифте: кнопку нажал на 25-й этаж, и тебя за 2 минуты туда доставили – так не бывает. Всегда очень сложно: это путь узкий, тернистый – так Господь говорит. И даже когда идем по горам, это не всегда прямое восхождение: горы имеют рельеф – даже если по тропинке идешь, то где-то нужно вниз спуститься, где-то вверх. Путь в Царствие Небесное – сложный.

Бывает, человек намечтает, что он безгрешный, а потом у него обострение, и он пропадает из Церкви. Потом его встречаешь и спрашиваешь: «Почему ты не приходишь?». – «Так вот, в грех впал». – «А почему ты снова не приходишь?». – «Я думал, что исправлюсь, а потом приду». Это совсем не про христианскую жизнь: это все равно что ученик пришел в 1-й класс, посидел за партой 2 урока, его плохо оценили – он некрасиво написал прописи, – и он пропал. Его потом нашли и спрашивают: «И куда ты делся?». – «Я сам во дворе выучу “Азбуку” без чьей-либо помощи, а потом приду грамотный, со знанием русского языка». Это же смешно… Как если бы человек сбежал из больничной палаты, думая, что сам исцелится и придет доложить об этом врачу.

Это же смешные истории, так ведь? А почему мы их не применяем к духовной жизни, где это особенно четко проявляется? Люди думают «как священник оценит, посмотрит?», – но он сам такой же. Чем священник от вас отличается? Из другого теста сделан? Мы уже говорили, что мы все страстные люди, должны друг друга понимать.

Мы исправляемся только потому, что Бог дает нам Свою благодать, чтобы исправляться. Если человек впал в грехи, то надо надеяться на Бога, карабкаться, не отпадать от Церкви – без Христа мы не очистимся. Нельзя впадать в отчаяние и печаль.

Продолжаем тему. Мы знаем такое понятие, как самоукорение. Очень серьезный инструмент. У нас есть и другое понятие: самоедство. Самоедство – это когда человек начинает себя грызть, говорить: «Как я мог согрешить? Почему в 20 лет я так поступил?» – и вся духовная жизнь человека идет не так.

«Слава Тебе, Господи, что я в свои 50–60 лет нашел Тебя. Да, я грешник. Но я хочу с Тобой быть, очисти, помилуй меня, возьми в Свое Царство. Исправь меня, потому что без Тебя я ничего не могу сделать. Направь меня, очисти от ежедневных падений»? Нет, человек об этом не говорит. Он забыл о великом даре: несмотря на прошлую жизнь, у него появилась вера. Он забыл, что возможно покаяние, что он стал членом истинной Церкви. Для него это не важно, а важно то, что он сделал 20 лет назад, хотя он уже покаялся и, может быть, крестился – ему уже прощено все. Нет, человек по заманиванию лукавого впадает в печаль и начинает себя грызть: «Как я мог такое сделать?».

Снова вспоминаем огласительные беседы, касающиеся самоедства. Скоро мы с вами приступим к изучению грехов, и я хочу, чтобы вы сказали: «Да-да, у меня есть это. Как я мог?» – и пошло-поехало, и мы снова попадем не на путь апостола Петра, а на путь предателя Иуды, который отчаялся, опустил руки и погиб, ибо он не верил, что Бог его простит. (Если бы Иуда не поступил так, а вспомнил свой опыт общения со Христом, признал бы в Нем Богочеловека, Сына Божия, покаялся, то, как вы думаете, простил бы его Спаситель? Я думаю, что, конечно же, простил бы.)

Так вот, самоедство – очень плохое духовное качество. Оно связано со страстью гордости и печали, когда человек о себе намечтал, что он какой-то особенный.

Часто, незаметно для себя, мы мечтаем, что уже стали безгрешными. Прочитали жития святых: они же безгрешные. Но это специфика житий святых – там не показан 50-летний срок борьбы: как человек падал, вставал, мучился. Мы видим, как он родился – и потом стал чудотворцем. Нам кажется, что так будет и у нас: сегодня я пришел в церковь, завтра должен быть, как минимум, безгрешным. Такого не будет, братья и сестры. Это самообман.

Что касается самоукорения – это духовный инструмент (Бог даст, мы придем к разговору о нем). Нужно понимать, что если я говорю, что я грешник, плохой, у меня нет надежды, правильного настроя и сил бороться, то это – самоедство.

Если ты борешься и чтобы не осуждать других людей, напоминаешь себе, что ты грешник, если ты с миром принимаешь несовершенства людей, если ты спокоен, мирен, у тебя есть вера и надежда, – значит, это самоукорение. Самоукорение и самоедство – очень разные вещи.

Самоукорение – это инструмент, о нем мы поговорим позже. Главное, обратите внимание на самоедство. Если от того, что вы узнали о покаянии, проявлении грехов, у вас испортилось настроение и вы ничего не хотите делать с собой, это самоедство – лукавый впрыскивает вам в душу отраву. Это очень плохо, на это надо обращать внимание.

Как нам, братья и сестры, выходить из самоедства? Нужно напомнить себе, что Бог прощает все. Все грехи прощает или нет? Господь прощает абсолютно все грехи. Господь лучше нас самих знает, насколько мы погрязли в страстях, насколько мы испорчены, насколько греховная радиация проникла в наше естество. Неудивительно, что с каждым поколением человечество все больше и больше погружается в бездну греха. В нас проявляется что угодно, но если человек будет каяться, он получит прощение.

Есть ли грехи, которые Бог не прощает?

Да, есть. Те, в которых мы не каемся. Если каемся, Бог прощает. Не каемся – не прощает.

Он, по любви Своей, нашу свободу не нарушает. Поэтому если у нас есть самоедство, то мы себе напоминаем, что Бог прощает все. Это важно.

Тут еще вот что важно: есть прощение, а есть очищение – это разные моменты. Мы с вами об этом говорили, но (поскольку давно говорили) я напомню. Прощение мы получаем очень просто, а на очищение от страсти нужно время. Нужно, чтобы страсть стала слабее. От выполнения ее требований она становится сильнее, а от невыполнения их – слабее. Но не настолько резко слабой, что мы один раз не осудили – и наша гордыня и превозношение стали слабыми. Нет, это идет долго, но тем не менее прощение получить очень просто.

Вспомните: к Господу подошли ученики и спросили, сколько раз на дню прощать. Он сказал: до седмижды семидесяти раз – многократно; не нужно высчитывать количество, нужно понять, что до бесконечности. Сколько раз брат приходит к тебе и просит прощения, столько раз и прощай его. Но Господь же здесь говорит не только об отношениях между людьми: если к тебе подходят и просят прощения, то ты тут же должен простить человека, и так много раз на день. Тут же еще выстраиваются отношения между человеком и Богом: если ты согрешил, то тут же попроси прощения – и получишь прощение, особенно если речь идет об условно простительных грехах. Господь готов прощать каждому кающемуся христианину его грехи.

Как в нас развивается грех?

Темы развития греха мы как-то касались, но давайте еще раз поговорим о ней. Это очень важно.

Грех начинается с помысла. Это его классическое развитие. Что такое помысел? Легкая мысль, которую лукавый очень легко может всеять в наш ум. Напомню, что он духовное существо, хоть и падшее. Мы тоже падшие существа, но совмещающие в себе два мира – телесный и духовный. И, соответственно, Адам до грехопадения прекрасно общался с ангелами, видел их, общался с Господом. После грехопадения общение с ангельским миром стало невозможным. Только в редких случаях пророкам являлись ангелы: если вы думаете, что для нас с вами общаться с ангелами – это нормально, то ошибаетесь.

Так вот, у нас осталась способность воспринимать влияние духовного мира. Лукавый не видит нашего ума, но он прекрасно знает нас – кто мы, как мы живем, как жили наши предки, какие у нас есть особенности. Соответственно, он всеивает в наш ум легкую мысль о грехе – прямую, косвенную или через ассоциацию (нам что-то пришло на ум, и мы потихонечку докрутим). И вот приходит помысел осуждения – попадает к нам мысль, что человек поступает не так. Дальше начинается принятие этой мысли, ее докручивание: действительно человек поступает не так – это неприятно, плохо. После мыслей развивается чувство. Мысль попадает в сердце, рождается чувство осуждения, превозношения над человеком, может быть, злорадства, что он поступил так или иначе. Обязательно появляется чувство. И после докрутки рождается желание: осудительное слово или дело, когда мы это выражаем вовне.

Бывает еще прямой процесс. Когда лукавый идет не через мысли, а действует сразу через чувства. Тут же рождается слово и дело.

Зачем нам нужно это знать? Принятие помысла от человека не зависит. Здесь еще нет греха самого по себе: ты просто осознал в своем уме какую-то греховную мысль. Но здесь находится важный барьер. Если я дальше принимаю эту мысль («да, некий гражданин N – такой-сякой, вор, блудник»), то здесь уже есть моя ответственность: я начал докручивать помысел и с ним соглашаться. Нужно осознать и выбросить этот помысел. Как он выбрасывается? Молитвой. Мы обращаем свое внимание на молитву. В этом случае греха не будет – здесь на помысле все остановилось. Лукавый, конечно, хитрый. Он еще подкинет помысел, с другой стороны.

Какие у нас есть грехи?

Мыслями, чувствами (когда вовне не вышло, но человек внутри ощущает чувство), словами и делами – вот разная степень развития греха. Когда грех происходит только в мыслях, тогда проще бороться. В чувствах уже сложнее, но тоже можно. А когда в делах, то гораздо сложнее. Соответственно, с мыслей начинается борьба с грехами.

Человеку бывает сложно сразу разбираться в помыслах. Сразу и не получится. Давайте будем действовать, как советуют святые отцы. Сначала замечаем грубые проявления греха (делами), начинаем следить за словами. Когда появляется опыт, человек уже может и за чувствами следить. А когда он становится более опытным, то может замечать и область помыслов.

Но на это нужны годы. Люди разные: кто-то быстрее к этому приходит, кто-то позже. Кто-то вообще сферу помыслов не чувствует: кается, когда у него грехи проявляются. Мы все разные.

Не нужно мечтать, что ты должен разбираться в помыслах. Сразу не получится – начнем идти по ступенькам: сначала дела, слова, потом учимся замечать чувства, следить за собой, а потом уже опыт придет. Мы должны понимать, что у нас всех, без исключения, грех развивается по классической схеме. Что касается чувств, то внимательный к себе человек увидит, когда в нем поднимаются грехи. Бывает, что все спокойно, хорошо, и вдруг тебя начинает мучить гнев или блудная страсть поднялась – ты вроде никаких поводов не давал, а она поднялась. Или превозношение, тщеславие – что угодно. Поэтому будем внимательны.

Святитель Игнатий говорит: «Печалься не о грехе, что ты его сделал, а печалься о своей греховности». Еще раз напоминаю, что все люди страстные, повреждены грехом, у всех полный набор страстей. Нам нужно печалиться об этом, видеть это, Богу в молитве преподносить, каяться в том, что мы грешники, прекрасно видим проявления греха. Но не надо говорить Богу: «Я сделал только это (осудил, к примеру)».

Осудил – это только проявление. А ты посмотри: из-за чего ты согрешил? У тебя есть гордыня. Ты смотришь на другого не как на человека, а превозносишься над ним.

Прежде всего – это греховность. Нам надо понимать и каяться, что мы грешники. Это очень важная тема, братья и сестры. Часто бывает, что человек живет спокойной жизнью, не умеет отслеживать свои мысли и чувства и говорит: «Делами я вроде бы ничего не сделал. Мне теперь не каяться?». Конечно, каяться. В греховности своей каяться. Просто не было обстоятельств, чтобы твои грехи проявились, а на самом деле надо быть внимательней (просто тебе не с кем осуждать). Если ничего плохого не видишь, то обращай внимание на мысли – и тут же увидишь, что и осуждаешь, и блудишь, и тщеславишься, и превозносишься. Всю эту борьбу мы с собой носим. Это все в нас находится.

Еще очень важно помнить, что если ты начал бороться со страстями, то надо чего ждать – победы? Нет, обострения. Обострение страстей будет обязательно. Это проверено поколениями многих христиан. И более того, святитель Игнатий говорит, что обострение страстей необходимо. Нам кажется, что путь покаяния: раз – и взлетел. Крылышки появились за спиной – и в рай. Ничего подобного, будет по-другому. Ты всю жизнь привык грешить. Ты начинаешь страсти брать в кулак. Им это не нравится. Они привыкли, что ты быстро поддаешься. И естественно, начнется восстание страстей.

Какое? Поговорим об этом позже, в других беседах, – но мы должны об этом помнить. Человеку кажется, что все плохо, он не справляется, все стало еще хуже? Все верно. Это потому, что ты начал работать над собой. Обострение страстей будет для того, чтобы мы увидели свою реальную духовную обстановку: что мы немощные и без Христа нам не спастись. Это должно вести не к отчаянию, не к самоедству, а к тому, чтобы мы укреплялись в вере, чтобы у нас была надежда на Бога. Это правильный путь – Петра, а не Иуды.

Надо понимать и что есть грехи врожденные, а есть приобретенные. Понятно, что все мы рождаемся с полным набором грехов, но у каждого есть его основные страсти. Их может быть несколько, а может быть одна, перекрывающая все остальные. Их можно посмотреть по роду: если папа, дедушка, прадедушка были такими, то неудивительно, что и во мне будет что-то такое – я же на них тоже похож, воспитывался в этой семье. Допустим, дедушка гордый, папа гордый, я тоже буду гордым: мы одна кровь.

Есть грехи приобретенные, их мы приобретаем в процессе жизни. Ребенок не рождается курящим или пьющим алкоголь, ворующим, занимающимся коррупцией, стремящимся к славе – многие грехи у нас приобретенные.

И с врожденными, и с приобретенными грехами надо бороться. Это разная борьба. Если грех врожденный, наша борьба продлится всю жизнь: если я гневный, раздражительный, то я буду всю жизнь с раздражением бороться. Если у меня есть раздражительность и я курю, то с курением я поборолся, а с раздражительностью буду бороться всю жизнь.

Еще такой важный вопрос: епитимья.

Это необходимое средство лечения. Если человек делает смертные грехи или у него грубое проявление тяжких, смертных грехов, то в Церкви давно существует практика епитимьи. Надо относиться с уважением к нашим приходским священникам, которые это знают и поддерживают. Они могут сказать, что не надо причащаться, если ты вчера с ненавистью ругался со своими домашними: нужен срок, чтобы ты успокоился. Священник дает духовный труд – поклоны, духовное чтение, пост. Разные бывают формы, но это необходимое лечение – это не наказание, не оскорбление чести и достоинства, а необходимое средство: после смертных грехов нельзя тут же человеку приступать к таинствам, иначе он недостойно причастится и будет гораздо хуже.

Много можно говорить на эту тему, но мне хочется компактнее дать материал, дать общее представление. Я надеюсь, оно у вас уже есть.

Дай Бог, чтобы мы с вами приступили к практике – начали изучать страсти, их проявления и наше церковное учение о борьбе со страстями. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс