Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Прошло Крещение, очень много народа в храме, мы все набрали святой воды. Но обычно в храмах не столько людей, сколько видим на Крещение – они приходят в храм не столько за молитвой, сколько за водой (может быть, я очень резок, но у меня иногда складывается такое впечатление).
– Конечно, в духовном плане вы абсолютно правы, люди часто забывают о смысле Крещения: духовный и богословский смысл его от них очень далек. Считают, что в Церкви можно заручиться какой-то духовной поддержкой, прикупив или набрав воды, и на этом как бы дело Православия заканчивается.
Очень жаль, что мы до сих пор мало проповедуем о таинстве Крещения. И название сегодняшней беседы тематически очень правильно выбрано – пока еще звучат слова: «Елицы во Христа крестистеся» и «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И нужно об этом говорить.
Давайте размышлять, вспоминать, что такое Крещение, что такое вода вообще? Ведь она появляется на страницах Библии уже со второго стиха: «И Дух Божий носился над водами». Откуда взялась вода? Об этом мы не знаем. Из воды потом появляется твердь, которая разводит воду: величайшее таинство происходит, и вода в Библии упоминается очень часто. Мы знаем из Ветхого Завета, что вода была прообразом Крещения уже в Новом Завете. Перечисляя ветхозаветные паремии, которые читаются на праздник Крещения, и вспоминая Ноя, потоп, мы видим, что там прооб-разы Крещения – весь мир был омыт от греха, поглотившего все человечество.
Далее – выход из Египта, проход через Чермное море: весь израильский народ прошел сквозь воды – это прообраз Крещения, а фараон – прообраз греха – погибает в этих водах, погребается в них. Мы читаем, что народ Израиля был крещен в Моисее – это прообраз Крещения в Иисуса Христа. И, конечно же, омовение, а оно присутствовало у храмов (даже у храма в Иерусалиме), говорит о последующем Крещении, о котором мы уже знаем из Евангелия.
И вот здесь возникает много вопросов, в первую очередь, о Крещении Иисуса Христа. Зачем это? Зачем крестятся остальные люди Духом и огнем? «Крещение», если перевести на греческий, – βαπτίζω: «крестить», от этого – слово «баптистерии»: большие емкости для погружения. Это как раз то, куда погружают, само погружение в воды. Если вместо слова «Крещение» написать, например, слово «погружение», то получается совсем иной смысл: во Христа погрузитесь. Это же немного по-другому, чем во Христа крестистеся. От слова «крест» – и люди как бы забывают главное, они думают, что сейчас покрестятся – и все на этом заканчивается. Вот наша глубокая духовная проблема.
Я лет 7 преподавал так называемые уроки перед Крещением для людей, желающих стать крестными. И для меня это было удивительным путешествием в мир духовного непонимания и незнания. Люди хотели стать крестными, но многие не знали и не понимали даже смысла Символа веры. Ведь крестим мы «во оставление грехов». И у меня перед Крещением проходит такая беседа. Когда люди держат в руках младенчика, я говорю: «Давайте вспомним сейчас один стих из Символа веры, который мы только что прочитали: «Верую во единое Крещение во оставление грехов». То есть мы крестим вашего младенца «во оставление» его грехов. А в чем грешен малыш? Уже грешен?». И мнения разделяются, говорят: «Нет, он безгрешен, это же младенец». – «Хорошо, тогда не крестим. Мы же должны крестить «во оставление грехов». Если нет греха, то и крестить не надо – ждем, когда он вырастет, нагрешит и вернется в храм».
Мы часто слышим, как говорят, что священник крестить будет, а Дух Святой крестить не будет. Имеется в виду, что все-таки это таинство – плод совместного делания Бога и человека. Если сами родители неверующие, получается очень интересная ситуация: ребенок крещен, но в течение своего детства будет находиться в обществе неверующих людей. Что же делать?
– Для желающих принять Крещение или для крестных родителей существуют огласительные беседы – во всех храмах это есть. В первую очередь люди должны понять свою ответственность (те, которые должны «дунуть и плюнуть»). Я это называю маленьким экзорцизмом, ведь это, в принципе, отречение от дьявола. Человек говорит: «Почему я должен от него отрекаться? Я знаком с ним, что ли?». Я говорю: «Еще как знакомы! Все плохие дела, мысли – от кого это идет? Надо от них отказаться, отрешиться. Во-первых, должна произойти тайна Исповеди». И я поставил себе такую программу для тех, кто хочет стать крестными, – они должны обязательно исповедоваться. Они должны подготовиться и понять смысл Православной веры и того, зачем человек ходит в храм. Свечки можно и дома ставить, дома даже можно освятить куличи, но совершить таинство Евхаристии дома нельзя. А ведь церкви всего мира ставятся, чтобы в алтаре стоял престол, на котором совершается Литургия.
Это мы говорим уже о 7-м таинстве. Если мы хотим подняться от 1-го таинства до 7-го, то должны понять, что Крещение – как раз первая ступень для вхождения в храм. Как художнику, только начинающему рисовать, дают лишь одну краску, и он начинает понимать, что ему маловато этой краски. А вторая краска дается в следующем таинстве – Миропомазания. Третья краска – покаяние и так далее. (Так и с музыкой: вот тебе одна струна или одна нота. Попробуй сыграть, будешь только однообразно петь.) А так у тебя начинается восхождение в духовный мир – открывается дверь нового мира, где мы все братья и сестры. Это не просто замыленные словечки. С 1943 года мы это друг другу повторяем, но мы их не воспринимаем как настоящие слова. «Если ты мне брат, то поделись». Мы только можем улыбнуться друг другу.
А надо понять, что во время Крещения происходит присоединение к Церкви. Что есть Церковь? Тело Христово. Каждый из нас – член Церкви. Когда мы собираемся вместе, мы являемся Телом Христовым. И каждый из нас – клеточка в Теле Христа. При Крещении клетка, которая еще только родилась, присоединяется к Телу Христову, становится Его живым членом. А клетки должны чем-то питаться. Попробуй-ка палец обвязать крепко ниточкой, минут через 10 он посинеет – кровь не будет поступать, палец отомрет. Чтобы такого не было, клеточка должна получать самое главное – кровь. И если мы причащаемся, мы становимся живыми клетками.
Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии Христос все эти вопросы уже решил. Он сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет – последовательность известна. Без веры никакого Крещения быть не должно, человек должен сознательно к этому подходить. У меня вопрос: когда мы крестим младенцев, которые еще ничего не соображают, получается, мы совершаем не таинство, а просто обряд и авансом их делаем христианами. А они потом вырастают и становятся мусульманами. Крестить младенцев – это таинство или просто обряд?».
– Этот вопрос давно решен, и мы прекрасно знаем и веруем, что совершается таинство. Это не обряд: обряд – то, что совершает человек, а таинство совершает Дух Святой. Дело в том, что я не закончил фразу, когда мы говорили про младенцев. Все смотрят и решают, безгрешен младенец или нет. Люди начинают сомневаться: может, правда он грешен? – «Ах, да-да, это мама с папой согрешили». Я говорю: «Хорошо, а они откуда грех взяли?». – «И бабушка согрешила». – «Хорошо, а бабушка откуда грешна?». И так мы по цепочке доходим до Адама и Евы. Так вот, оказывается, кто виноват.
А что же тогда грех в таком случае? Почему мы крестим именно «во оставление» этого греха? Почему мы хотим, чтобы младенец расстался с этим грехом? Да потому, что это ген смерти – мы в наследство получили от Адама и Евы семя тли, которое в определенный момент включается. И людям очень сомнительно: если младенец умирает без Крещения, то куда попадает его душа? Ведь кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное – это слова Самого Христа. И мы крестим младенцев по вере их родителей и крестных.
Вспомните в Евангелии отрывок, когда неверующего человека, больного, скрюченного, принесли четверо к ногам Христа – все сломали, нарушили все законы, без очереди прошли. Иисус говорит: по вере вашей да будет вам.
По вере можно крестить младенца. Вы даже можете сами крестить человека в смертельном случае. Я всегда останавливаюсь при дорожных авариях, выхожу и спрашиваю, нужна ли духовная помощь, крещен ли человек. Однажды крестил умирающую бабушку, ее сбили, а внучка сказала, что она некрещеная. Она была в полусознательном состоянии, я спросил, верит ли она, она сказала, что верует, и я ее окрестил…
Вопрос телезрительницы: «Когда я пришла исповедоваться к батюшке, мне подсказали, как нужно подготовиться. У меня спросили, крещеная ли я. Меня крестили в 12 лет. Батюшка спросил, почему так поздно. А мы были эвакуированы из Ленинграда в Саранск, нас было у мамы трое, и у нас не было денег, чтобы мама нас крестила сразу после того, как мы родились. И священник не стал меня исповедовать. Сказал подготовиться, потом прийти. Мою дочь окрестили через 6 недель после рождения… Я в церковь хожу, но больше не хочу подходить к нашим батюшкам. У нас только одна церковь. Приду, помолюсь, свечки поставлю, стою все службы».
– Очень жалко, что иногда мы не так глубоко рассматриваем такие вопросы, особенно таких страдальцев. Конечно, священнику нужно было снизойти к вам. Возможно, он просто не понял, о чем вы хотели сказать. Но, вы знаете, это тоже было промыслительно для вас, чтобы все-таки более правильно подготовиться к Исповеди. Исповедь – не просто перечисление своих побед или грехов, не рассказ о своей жизни, чтобы батюшка послушал.
Исповедь – таинство, в котором разрешаются грехи, совершенные нами. А грехи мы совершаем очень часто. Не словами, так мыслью. Увы, наша плоть всегда ближе к греху. Даже задумываться не надо, чтобы его сделать. Идешь – пнул баночку, плюнул на землю, вот уже и грех. Подумал что-то плохо – опять грех, осудил – опять грех. В голове крутится греховная кутерьма. А что такое покаяние? Это как раз и есть второе Крещение.
Скажу на своем примере. Я был крещен в младенчестве. Моя бабушка была верующая. Меня крестили в Новгороде. Я помню, как она водила меня в храм, но не помню, как меня крестили. Когда я уже помогал отцу Роману в храме, мне очень хотелось принять Крещение снова, мне нужно было что-то пережить, я был готов расстаться со всем своим прошлым… Я пришел к отцу Димитрию Амбарцумову и сказал: «Я хочу креститься». А он говорит: «Крещение – это не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». Значит, просто нужна была хорошая Исповедь, чтобы выкорчевать из себя эго, которое в нас присутствует. Это и произошло. Я понял, что второй раз креститься не нужно. Зерно посадили в меня мои крестные родители, они молились за меня, в младенчестве меня причащали. Эти все зернышки давали потом свои плоды. Зерно может пройти даже через асфальт нашей жизни – надо только верить.
У нас есть еще одно потрясающее явление – Богоявление. Оно происходит не просто в Священном Писании, но и внутри нас в том числе. Гарантирует ли Крещение спасение, рай? Мне хочется, чтобы Вы провели этот шаг от Крещения до спасения. У нас и на кресте это написано, мы молим Господа: «Спаси и сохрани».
– Вопрос так и остался без ответа для людей. Четкого расписания нет, что раз принял Крещение, то спасен.
Кто будет веровать и креститься, спасен будет. Наша вера должна опережать Крещение. Мы должны сначала уверовать во Христа. Иногда происходит обратное действие, как с младенцами: сначала крестятся, потом получают Духа Святого. Это есть и в Писании, в Деяниях апостолов.
Надо веровать. А как веровать? Вера от слышания, а слышание от слова Божия – значит, надо взять в руки Евангелие и не расставаться с ним: здесь все написано, есть все ответы. Это наш учебник, наша шпаргалка. С этим мы пойдем на суд Божий.
«Шпаргалка» – возможно, от латинского слова «sparganum»: «пеленка». Я сразу вспомнил ребенка, на которого мы, принося крестить, надеваем на него крещальную пеленочку, ризы: мы понимаем, насколько это важно для ребенка, и одеваем его в особые одежды. Но когда сами приходим в храм, то одеваемся как на похороны. Приходим не только не в брачной одежде, внутренне нечистыми, но и одеваемся так, будто пришли на траурное событие.
– Давайте менять эту ситуацию, начнем с себя. Будем всегда носить галстуки, хорошие пиджаки – и улыбаться: «Улыбка – это флаг корабля». Если мы приходим грустными, то понимаем, что пришли каяться, а если пришли к Господу, то мы должны верить, что Он простит нас.
На Крещение я был в вашем храме. Мне понравилось, что на иордань вы шли крестным ходом. Я сразу вспомнил парадную лестницу в Эрмитаже, в Зимнем дворце, которая называется Иорданской, потому что по ней Царская Семья спускалась к Неве, к иордановой купели.
Дорогие телезрители, спасибо вам за ваше милосердие, за вашу постоянную молитву, которую мы ощущаем каждый день. Помощь ваша для нас очень важна!
Записали:
Елена Кузоро
и Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.