Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №4 (1093) 2021 г.
Владыка, Вы предвосхитили вопрос Елены из города Перми – она как раз спрашивала, прививаться или нет. Мне, как доктору, очень приятно было от Вас услышать ответ, что это – вопрос к медикам. И вакцины были придуманы не сегодня, а с XVIII века вакцинация идет, и доктору решать, кому прививку надо ставить, кому ее нельзя ставить и так далее.
– Мы понимаем, что сегодня есть технологии, когда под видом прививки могут что-то еще добавить. Сейчас под видом еды могут дать яд, под видом лекарства могут человека отравить, убить, под видом прививки могут сделать то, чего мы не хотим. Это возможно, но еще раз повторю: это вопрос в первую очередь к специалисту. Если мы доверяем врачу-специалисту, надо с ним посоветоваться. Если ставить вакцину, то чтобы для этого был внимательный и профессиональный врач, который даст тебе ответ на вопросы. Если у тебя нет поблизости такого врача, надо его искать. Батюшка в этом может помочь – найти врача.
Как Вам кажется, можно ли говорить, что эта напасть вызвала в обществе чувство покаяния за свою жизнь, хотя бы у верующей его части? И чем опасно отсутствие раскаяния, когда Господь такую пагубу нам попускает?
– Далеко можно не ходить. Буквально вчера у нас замечательным образом завершилась одна Исповедь. Позвонил знакомый, у которого престарелый отец лежит в ковидной больнице (у него 90% поражения легких, он в реанимации). Отец крещеный, но никогда в жизни не исповедовался, не причащался. Находясь в этом состоянии, отец просит своего сына: «Пожалуйста, помоги. Если меня Господь сейчас приберет, чтобы все-таки принести покаяние за свою жизнь». Сегодня священнику непросто попасть в «красную зону», но, слава Богу, все препятствия были преодолены, человек излил свою душу, сподобился причаститься Святых Христовых Таин. На примере этого пожилого человека можно говорить, какая реакция была у невоцерковленного нормального советского трудяги на эту болезнь. Он видит, что час смерти близок. Что надо сделать? Надо сделать главное – принести покаяние.
Подобных ситуаций на моих глазах было достаточно много. Более того, сам я тоже не бессмертный, имел возможность поболеть этой заразой. Не все было легко, и было очень острое чувство того, что необходимо исповедоваться, несмотря на то, что находился в изоляции, чтобы никого не заразить. Необходимо как-то уготовиться, ведь сказано: «Помни час смертный – и вовек не согрешишь».
Я лично это пережил. И предполагаю, что многие наши сограждане, заразившись этой болезнью, задаются вопросом: если летальный исход предстоит, что мне делать? Кто-то начинает паниковать, кто-то уходит в запой. Но тут уже вопрос к нам с Вами, чтобы, может быть, давать какие-то понятные рецепты (в том числе на канале «Союз»), что делать, если заразился коронавирусом.
Что делать? Подумать, что надо подготовиться, если Господь заберет твою душу, чтобы там тебе было не так тяжело, как здесь: как исповедоваться, как пригласить священника, как осознать свои грехи и сформулировать их в словесном выражении, чтобы Исповедь была полной, действенной. И надо понимать, что Господь ради этой самой Исповеди и этого Причастия может продлить твои годы жизни. А может не продлить, может забрать к Себе, но уже не в муку вечную, а туда, где хорошо.
Я думаю, этот рецепт для всего народа будет очень и очень действенным: заболел – подумай о вечности, попроси прощения у своих родных и близких и у Бога за то, что было сделано не так. И Господь силен все изменить, мы знаем тому множество примеров.
Это в личном плане очень хороший пример. Но ведь храмы несколько опустели: вместо того чтобы в трудной ситуации обращаться к Богу, идти в храмы, люди то ли боятся этого, то ли не чувствуют в этом потребности. Храмы ведь значительно опустели в этом время. Почему так?
– Этому много причин. С одной стороны, есть слова, которые Святейший Патриарх обратил к нам в Неделю преподобной Марии Египетской, когда призвал очень ответственно и бережно относиться друг к другу: если можно, то воздержаться от частого посещения храмов и помолиться дома. Но в своем Рождественском интервью Святейший упомянул, что это не первый, не второй и не пятый раз, когда Церковь таким образом ограничивает своих чад, оберегает их. То есть одна из причин, что в храмах людей стало меньше, – это ответственное отношение к ситуации. Так и есть.
Другое дело, что надо определить момент, когда действительно надо затаиться, как разведчикам в окопчике, а когда нужно из окопчика встать и идти продолжать христианскую жизнь, не привыкать к состоянию вечного карантина и не найти себе в этом оправдания, почему я не хожу в храм. Это слово, которое мы, пастыри, должны обратить к своей пастве.
С другой стороны, в этом тоже есть некий призыв. Когда апостолы выходили на свою проповедь, христианские храмы не были наполнены людьми, они созидали Церковь, жили таким образом и так проповедовали, что народ стремился к апостолам, приходил в те катакомбы или какие-то места собраний, где проповедовали апостолы.
Вопрос: что священник сегодня должен очень остро пережить? Было время, когда достаточно того, что ты просто священник и просто служишь в храме, – и это достаточное условие, чтобы люди к тебе приходили, потому что ты священник. Но сегодня каждый все-таки должен стать во многом апостолом и не ждать, когда люди к тебе придут, а пойти к людям. Посещать больницы и госпитали – то поле проповеди, где ты имеешь возможность так поговорить с человеком, чтобы после выздоровления он пришел к тебе и пожелал продолжать тебя слушать. Это вызов каждому из нас.
У меня такое наблюдение в период этой эпидемии. Есть храмы, приходы, назовем их так – паломническо-гостевые, которые расположены на каких-то известных святых местах, куда люди приходят поклониться, совершить паломничество и поехать дальше. Это туристические храмы. А есть храмы, где нет каких-то особых святынь, их никто не знает. Это храмы, где сформированы общины. И когда пришла болезнь, приходы храмов, расположенных на туристических тропах, опустели: по этим тропам люди перестали ходить. А общины нисколько не опустели, абсолютно сохранились. Да, немного изменили свою жизнь, кто-то находится дома, а люди из храма их навещают. Соответственно, как-то они чередуются, чтобы не было большого стечения людей. Но жизнь этих общин не изменилась. Тут вопрос к нам, пастырям, что надо формировать общины, нужно быть связанным с каждым прихожанином узами любви, доверия, ответственности. Я считаю, что в этом отношении есть какой-то правильный вызов в той болезни, что к нам пришла.
Не на все вопросы мы успели ответить. Наши встречи, наверное, будут регулярными, с Вашего благословения. Давайте попробуем успеть ответить еще на один вопрос, Петра из Молдавии: «У меня вопрос о покое седьмого дня и посвящении его Богу. Я 4-й год в браке – приходится много работать для содержания семьи. И в воскресный день тоже после Литургии иду работать. Стоит ли так поступать?».
– Как хорошо, что человек в воскресный день приходит на Литургию. Я думаю, что в этих словах уже и ответ на вопрос. Да, есть иудейская традиция, что в субботу иудейская семья остается дома – просто никуда не выходит: они общаются семьей, читают Священное Писание, и эта традиция сохраняет во многом еврейский народ как народ. У нас эти традиции, к сожалению, были утрачены в советское время. Но есть стержень. Для нас этот стержень – Христос, богослужение.
Если день воскресный начать правильно, с того, чтобы в нарядной одежде с семьей прийти в храм помолиться, испросить Божия благословения, проводить семью домой, а после этого посвятить время добрым делам, обращенным либо к другим людям, либо к своей семье (хотя бы даже в том, чтобы помочь выживать своей семье), я думаю, Бог в ответ на приход в храм, на искреннее взывание «Господи, помоги, вразуми!» даст просимое – поможет устроить жизнь. И даже может устроить внешние обстоятельства так, что доход будних дней повысится и пропадет необходимость в воскресный день ходить на работу.
Но мы помним Евангельские слова, можно ли делать добро в субботу или ничего не делать, можно ли исцелять. Мы понимаем, что суббота для человека, а не человек для субботы. Главное, чтобы сохранялась твердая связь между человеком, семьей и Богом. Если любой день будет начинаться с молитвы и оканчиваться молитвой, это будет субботствование, которое мы совершаем. Если день воскресный, праздник, мы будем стремиться попасть в храм.
А что делать работнику «скорой помощи», который в этот день поставлен на дежурство? Если он посвящает свое дежурство Богу, это будет приниматься Богом как жертва добрая, благая. В будний день такой человек придет в храм и уже помолится так, как бы он молился в воскресный день. И в этом будет и разумность, и благословение на человеке и его семье.
В завершение беседы – Ваши напутствия нашим зрителям, радиослушателям и читателям.
– Напутствие такое: давайте чаще встречаться в эфире канала «Союз», чаще встречаться в храмах. Бог пришел на землю, чтобы встретиться с нами, и Он ждет этой встречи. Я бы пожелал, чтобы мы чаще встречались под покровом Божиим, ища истины и правды Божией. И, конечно же, чтобы мы не были оторваны друг от друга, имели возможность слышать друг друга, исполнять слово Божие и любить друг друга в том духе христианской любви, который Господь нам открыл. До новых встреч.
Благодарим Вас за беседу, Владыка. Надеемся, что сегодняшняя встреча послужит возобновлению регулярного выхода программы «Архипастырь» в нашем эфире. Зрителей приглашаем присылать вопросы на электронную почту. С Рождеством Христовым, всего доброго!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, – второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя – третье Лицо Святой Троицы – присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.