Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Филарет, в доковидное время (теперь мы уже можем так говорить) паломничество всегда было очень простым и радостным – можно было свободно приехать в любой монастырь, в том числе в Староладожский Никольский мужской монастырь, где Вы теперь настоятель. В паломнических поездках обычно участвуют очень воцерковленные люди, которым это необходимо, чтобы в какой-то степени разнообразить свою приходскую жизнь. Но потом возник еще паломнический туризм, который, на мой взгляд, никоим образом не соотносится с молитвой.
Вы долгое время были насельником Александро-Невской лавры, где паломников всегда было очень много. И Вы были одним из тех, кого настоятель ставил на ответственное послушание отвечать приезжающим людям. Поэтому Вы хорошо знакомы с этой проблемой. Насколько остро сейчас в Никольском монастыре стоит проблема отсутствия паломничества? И как это влияет на молитву людей, приезжающих в монастыри для ознакомления со святынями?
– Слово «паломник» буквально означает: «человек, который держит в руках ветви пальмы». Исследуя страницы истории Древней Церкви, мы увидим, что большинство христиан предпринимали поездки в Иерусалим, чтобы встретить праздник светлого Христова Воскресения на той земле, где это произошло. Мы понимаем, что праздник Входа Господня в Иерусалим был неотъемлемой частью подготовки к светлому Христову Воскресению, поэтому паломники приезжали заранее. Участвуя в крестном ходе и вспоминая вход Господень в Иерусалим, они несли в руках пальмовые ветви, их вместе с какими-то духовными подарками и сувенирами они увозили потом к себе на родину.
То есть мы видим, что само паломничество зародилось как желание прикоснуться к святыне и вспомнить Евангельское событие непосредственно на той земле, где оно произошло. Паломники, отправляясь в дальние путешествия, ставили перед собой определенную духовную цель – прикоснувшись к святыне, обязательно получить от этого пользу. Наше путешествие, наше паломничество должно сопровождаться изменением нашего духовного мира, мы должны чему-то научиться, сделать определенные выводы. Тогда такая поездка будет очень полезной.
Что касается сего дня, то, конечно, многие монастыри, обители, которые так или иначе живут за счет паломников, страдают. Кто-то уже переболел, кто-то еще не болел вирусом, который сегодня пока не побежден до конца. Но в любом случае мы принимаем малочисленные группы – паломнические службы работают, в том числе паломническая служба Староладожского Никольского мужского монастыря: практически каждую субботу и воскресенье мы принимаем людей не только из Петербурга, но и из близлежащих областей.
Конечно, паломников стало мало, и для нас это тяжело: люди приносят монастырям какую-то стабильность, финансово им помогая. Ведь у монастыря есть свои обязательства – нужно платить за свет, газ, платить зарплату людям, которые обслуживают тех же паломников. У нас есть кафе, гостиница – мы стараемся, чтобы людям, несмотря на все сложности приезжающим к нам, было у нас комфортно. И смотрим с надеждой на будущее, ожидая, что ситуацию сегодняшнюю мы все переживем и люди смогут снова и снова приезжать не только в разные обители, но и к нам, на Старую Ладогу: тут есть что посмотреть, с чем соприкоснуться, чтобы почувствовать дух Святой Руси.
Раньше люди совершенно спокойно ездили в паломничества, молились в храмах. И вдруг так случилось, что в наших храмах стало гораздо меньше прихожан. Скажите, Вы ощущаете помощь Божию монастырю?
– На следующий день после Крещения Господня, 20 января, празднуется Собор Иоанна Предтечи. Так получилось, что наш монастырь имеет несколько приписных храмов, и один из них – храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Это древний храм начала XIII века (там был монастырь). Когда в праздник мы совершали там молебен в холодных стенах, так как отапливать храм (он считается зимним) пока нет возможности, хотя мы уже думаем сделать там круглогодичное отопление, чтобы люди могли спокойно приходить туда в любое время и молиться, то чувствовалось незримое присутствие кого-то. Это историческое здание, намоленный храм, он несет в себе память людей, что были задолго до нас.
Когда попадаешь в такие места, совершая паломничество или приезжая туда, чтобы стать частью монастыря, членом монашеского братства, то соприкасаешься с духовным богатством, которое хранят такие уголки – может быть, несправедливо забытые. И, конечно, чувствуешь присутствие Божие. Вроде бы тяжело и понимаешь, что помощи сейчас ждать не от кого, но Господь как-то слышит тебя, слышит молитву братии, паломников, прихожан и дает возможность решать сложные вопросы.
Монастырь – не просто культурное наследие, не просто объект федерального значения, но это еще и люди, в нем живущие. В монастыре проживает около 20 человек, и хочется, чтобы они достойно себя ощущали, могли служить. Почему мы живем в этом монастыре? Потому, что принимаем наших дорогих гостей, паломников, туристов. Чувствуется, что Господь не оставляет нас, несмотря на сложности, которые есть не только в нашем монастыре.
Вы сказали, что ощутили намоленность храма. Часто бываешь в таких местах. Например, Успенский женский монастырь: там матушка игумения и одна насельница – двое в огромном монастыре. Столько веков этот монастырь был прибежищем сирых и убогих! И когда туда приезжаешь, чувствуется намоленность. И в вашем монастыре я тоже не раз был, и тоже она чувствуется. Через какое-то время намоленность может пройти, если туда не будут приходить люди для молитвы?
– Где-то я читал, что даже если разрушается храм (а в каждом храме есть святое место – престол Божий, который освящается особым чином и является сердцем всего храма), невидимо на этом месте остается ангел-хранитель храма, этого места. И если даже исчезают храмы по каким-либо причинам, то место все равно хранит отпечаток памяти того, что там когда-то происходило.
Слава Богу, сейчас такое время, когда порушенные святыни воссоздаются. Есть те, что уже никогда не вернуть, но я уверен, что исторически память об этих местах сохраняется, и люди, приезжая к таким местам, совершая одиночные паломничества, где-то ставят кресты, где-то – часовни. Место, где когда-то возносилась молитва к Богу перед престолом Божиим, всегда сохраняется.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Как подготовиться к паломничеству с молитвой об исцелении?».
– Человек, намеревающийся поехать в определенное место, уже понимает, куда он попадет. Нужно почитать об этом месте, посмотреть, какие там есть святыни и подвижники, жизнью которых прославилось это место. То есть прежде всего нужно информационно подготовиться: с чем мне придется столкнуться, во что погрузиться, к чему я буду прикасаться...
Если я еду в паломничество, чтобы через святыни от Господа получить исцеление, то прежде всего надо понимать, что самое важное – духовное исцеление, когда человек, прикоснувшись к святыням, получает внутренние ответы на сложные вопросы, постоянно звучащие в уме, сердце. От здоровья души зависит здоровье тела – так как все взаимосвязано в нашей жизни, нужно просить у Господа, чтобы прикосновением к святыням (а в любом паломничестве мы будем прибегать к таинствам Церкви – исповедоваться, причащаться) Господь дал прощение грехов прежде всего.
Еще раз хочу заострить внимание, что любая поездка, которая сопряжена со встречей со святыней, обязательно должна нести какую-то пользу, то есть по возращении домой человек должен почувствовать, что эта поездка была не случайной. Это очень важно. А исцеление будет даваться по вере человека. Часто нужно пройти не одно паломничество, чтобы получить то, что хочешь.
Вспоминаю слова Владыки Назария, епископа Кронштадтского, настоятеля Александро-Невской лавры. Когда в начале пандемии проходили службы и в храме было очень мало людей, Владыка рассказал, как однажды к Амвросию Оптинскому обратился батюшка со словами: «Беда, нет у меня прихожан, совсем пустой храм. Люди перестали ходить». И преподобный Амвросий отвечал: «Батюшка, не переживай – за каждого человека, не пришедшего в храм, молится его ангел-хранитель. Представь, дорогой батюшка, что, когда ты служишь службу в пустом храме, он полон ангелов-хранителей». Насколько преподобный Амвросий сумел утешить батюшку, который был в унынии!.. Наверное, сейчас есть люди, которые очень переживают отсутствие возможности поехать куда-нибудь в паломничество. Скажите, молитесь ли Вы за тех, кто пока не едет к вам, но приедет?
– Во время Божественной литургии и Евхаристического канона священник молится тайно о тех, кто благословною виною отошел от службы, то есть о тех, кто не по своей вине сегодня не присутствует под сводами того или иного храма. Эта молитва совершается на каждой Божественной литургии.
То, что сегодня люди стараются беречь себя и здоровье своих близких, – это тоже некое оправдание, я считаю. К сожалению, есть те, кто начинает критиковать, мол, Церковь сама виновата: людей распугали, все пошли в интернет. Я не верю в это, никто никуда не пошел. Людей, искренне верующих, осознающих свою ответственность перед Церковью, перед своими близкими, огромное множество. Мы верим и надеемся, что пройдут эти времена и в наших храмах будет много людей. Уже и сейчас потихонечку люди возвращаются, приходят переболевшие, уже не боятся.
Молимся ли мы за тех, кто по какой-то причине не может сегодня путешествовать? Конечно, молимся и переживаем. И живем надеждой, что все это когда-нибудь закончится, паломники с радостью будут приходить в храмы, прикасаться к святыням, к каким-то монастырским особенностям.
Хочу поделиться радостью. У нас на Рождество и на Крещение была акция: мы приглашали паломников встретить Рождество или Крещение Господне в нашем монастыре. Это 3–4 дня проживания в нашей гостинице, монастырская трапеза, экскурсии. Людей было не очень много. Но изюминкой была встреча с игуменом: я встречал паломников в своем игуменском доме, давал возможность зайти в игуменскую часовню, где совершается молитва в уединении от братии и ото всех, и общался с паломниками. Последнее общение длилось больше часа. Люди задавали вопросы: они хотят знать, как живет обитель, в чем нуждается, какие ставит задачи, духовные вопросы были. Такое общение с игуменом как с человеком, который следит за духовным уровнем братии, прихожан, знает изнутри жизнь обители, – наша изюминка. Люди откликнулись, и было очень приятно.
В одном из монастырей, когда приходит группа паломников, вся братия расходится по кельям, чтобы никоим образом не вступать с ними в общение. Знаю, что в лавре была подобная проблема, когда некоторые насельники отказывались вступать в общение с людьми, приходящими в лавру. Владыка Назарий всегда был против этого и говорил, что послушание насельников монастыря как раз и заключается в том, чтобы уметь общаться с приходящими паломниками. А их же сотни, тысячи...
– Наверное, будет совершенно несправедливо, когда подъезжает туристический автобус, всем разбежаться по углам и спрятаться, чтобы тебя никто не видел. Наоборот, люди должны тебя увидеть. Хотя, может быть, не каждый монах, не каждый брат в меру своего духовного опыта может встречаться, общаться с паломниками, проводить экскурсии.
Когда к нам приезжают паломники, у нас есть люди на послушании, которые их принимают, проводят экскурсии, в том числе из братии. Человек, живущий в монастыре, больше знает, больше может рассказать, передать, и это будет не просто сухой текст из интернета о том или ином месте.
Вообще у монаха, у братии есть свое время: когда заканчивается день, закрываются врата обители, мы все расходимся по кельям, и у каждого есть возможность побыть в уединении и подумать о важных вещах, которые никому никогда не расскажешь. Но когда начинается день и открываются врата обители, мы принимаем людей – это наше послушание. Мы сегодня миссионеры, которые несут людям слово Божие через свою жизнь, через свою улыбку, свое доброе отношение к ним.
Но одно дело – когда приезжают паломники, и другое – когда приезжают туристы. Конечно, у туриста совершенно иной взгляд, и здесь нужно иметь определенный такт и долю терпения: люди зачастую совершенно не знают церковной жизни, как себя вести в монастыре, как обратиться к священнику, для чего нужны свечи, что такое просфора. Здесь работы для братии неимоверно много, ведь приходится проводить разъяснительную работу.
Вернемся к нашей теме: насколько паломничество может воспитать молитву. Здесь как раз и возникает это слово – «житейское»: часто мы отличаемся от обычных туристов, заходящих в храм, именно тем, что пытаемся наши житейские дела как-то поправить таким подвигом.
Все-таки это подвиг, ведь чтобы приехать на автобусе, нужно потратить, как минимум, 2 часа – и целый день, чтобы побывать в монастыре. Правда?
– Совершенно верно. Вообще, любое паломничество испокон веков воспринималось как труд духовный, – но иногда и телесный труд, ведь люди с котомкой за плечами иногда проходили пешком сотни километров, чтобы попасть туда. У современных людей есть много возможностей сесть в хороший автобус, и это нормально, это хорошо. Но даже когда мы едем в комфорте, и не час, а 2–3, мы, конечно, всегда должны ощущать, что совершаем некое важное дело для себя.
Для нашего спасения.
– В Александро-Невской лавре часто бывает так, что утром идешь на Исповедь, и группа паломников, человек 30–40, стоит на ранней службе: люди молятся, все хотят причаститься, исповедоваться. Кто-то подходит, спрашивает какого-то совета: «Батюшка, вроде и паломничество, а я на одну рассердилась, другая меня задела, на третью я обиделась».
Наверное, паломничество – это еще и возможность увидеть себя, какой ты человек, со стороны: все здесь обостряется, как и в монастыре. Я заметил, что, живя в монастыре, человек проявляется на протяжении, может быть, недели: мы уже можем видеть, что это за человек. Со стороны видно, он останется дальше, или он уже понял, что это не его место. В паломничестве – то же самое.
Скажите, пожалуйста, что нужно сделать человеку, чтобы из паломника-туриста превратиться в паломника-молитвенника?
– Искать Бога. В той или иной поездке искать возможность более подробно, более глубоко открыть Бога в своем сердце, прикасаясь к святыням, чувствуя вдохновение благодати Духа Святого, Который приходит к нам в таких местах.
Тем более что у вас в храме пребывают мощи святителя Николая Чудотворца и другие святыни. Дорогой отец Филарет, я буду молить Бога, чтобы Вы еще нашли возможность приехать к нам. Благословите наших телезрителей.
– Дорогие братья и сестры! На всех путях, на которых вы бы ни находились, – паломничество, путешествие или что-то иное, пожалуйста, обращайтесь к Господу Богу, и Он обязательно будет сохранять вас и помогать вам находить ту единственную истину, которая ведет нас к Нему.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.