Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (1093) → Протоиерей Вадим Буренин: Как сохранить веру?

Протоиерей Вадим Буренин: Как сохранить веру?

№4 (1093) / 25 января ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодняшняя тема, на мой взгляд, очень остро стоит сейчас в нашем обществе в испытаниях, которые мы прошли, проходим и наверняка еще будем проходить: масса причин, которые ведут нас к некому расхолаживанию. Но многих людей, наоборот, сложные ситуации в жизни сподвигают к поиску Бога, поиску веры. В любом случае это сложная тема... Храм, где Вы служите, не очень большой, но он всегда полон людей, которых сложно назвать захожанами: у вас все – прихожане.

Все любят богослужение и знают его.

– Да, любят и знают богослужение. Более того, все посетили катехизаторские курсы, все познакомились с устройством храма, с тем, что происходит во время богослужения. Каждый сдавал экзамен по литургике. Поэтому на приходе все непосредственно участвуют в службе.

Оглашенных нет?

– Оглашенных на сегодня, к сожалению, нет.

Почему к сожалению?

– Ограничения, которые были в последний период времени, сказались в том числе и на этом, нет людей, желающих проходить оглашение в течение длительного времени. Ни для кого не секрет, что многие болели: кто-то болел ковидом, кто-то – гриппом, у кого-то – другие заболевания. Некоторые болели очень и очень тяжело. Это, конечно, наложило свой отпечаток.

Нынешнее время очень сложное для духовной жизни, и очень важно, чтобы люди, у которых есть желание получить те или иные духовные знания для принятия Крещения, ответственно подходили к этому. Те, кого Господь уже коснулся, – уже в Церкви, уже с Богом. Но многие на сегодня только начинают знакомиться с нашей духовной культурой. Надеюсь, что спустя какое-то время у нас опять будут оглашенные и мы опять сможем радоваться пополнению Церкви людьми, которые в дальнейшем будут постоянными прихожанами.

Где все те, кто в начале 1990-х годов принимал Крещение? Где эти толпы людей, что приходили и крестились? Их нет на сей день. Когда в дальнейшем появились катехизаторские курсы, настоящие оглашения, мы увидели, что качество прихожан стало радовать, – люди приходят на службу из любви к Богу, они ощущают радость от того, что пришли в дом Божий, могут помолиться, и радость от общения с другими. Здесь проявляется настоящая любовь к ближним своим: вместе единым сердцем и едиными устами мы молимся о благосостоянии всего мира, за нашу страну, власти и воинство, за народ, путешествующих – в общем, за всех людей. Это, конечно, большая радость.

В приходе все познакомились друг с другом, община знает каждого человека, и каждый ощущает себя в храме как дома: он не чужой, а принимается с распростертыми объятиями. Месторасположение нашего храма способствует этому. Если бы храм располагался непосредственно рядом с метро, очевидно, ситуация была бы несколько иная.

Знаю один храм, что находится в самом центре. Там записок на проскомидию огромнейшая пачка, а прихожан – человек 10: огромное количество «захожан» – людей, пришедших только подать записочку. Если бы все они были на Литургии, то не хватило бы даже Исаакиевского собора. Поэтому иногда возникает вопрос, все ли верующие люди сейчас посещают храмы. Эта ситуация известная. Насколько она может быть опасна, на Ваш взгляд?

– Мне мои некоторые прихожане говорили так: «Раньше в храм было трудно прийти, но еще труднее было в нем остаться» – нужно являть особую ответственность перед Лицом Божиим и перед всей общиной, нужно являть постоянство. Это отличает прихожан от тех кто пришел в храм только поставить свечу, подать записочку, освятить куличи на Пасху или за святой водой.

Община живет как единое целое. При нашем храме есть и паломнические поездки, и различные встречи – идет активная жизнь, и весь приход участвует в этой жизни, нет людей, которые остаются в стороне. Позиция «моя хата с краю» – не про нашу общину. Господь коснулся сердца человеческого, поэтому человек пришел в Церковь. Далее человек уже сам потрудился: прошел оглашение, посетил катехизаторские курсы, познакомился с основами православного вероучения...

Он отдает себе отчет в том, куда пришел и зачем.

– Да, он делает это совершенно осознанно. Многие посещали и посещают воскресную школу, посещают различные лекции, помогающие лучше понять и наши праздники, и богослужение. Все это способствует тому, что у людей вера сохраняется крепкой и твердой: они принимают непосредственное участие в духовной жизни и читают Священное Писание. Напомню слова апостола Павла, что все Писание богодухновенно. Я всем рекомендую и прошу читать Священное Писание, и прихожане читают. Прекрасные примеры из Священного Писания, из житий святых помогают при размышлениях укрепиться в вере. Молитва – царица добродетелей. Мы помним слова Священного Писания, что должны хранить себя от всяких проявлений, могущих повредить нашей духовной жизни.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такое выражение, что вера у человека на кончике языка. Я хотел бы узнать, что значит иметь веру. Достаточно просто вслух сказать о ней или для этого нужно еще кое-что?».

– Действительно, от того, что мы говорим, многое зависит. Мы помним слова Священного Писания, что вера без дел мертва. То есть, когда человек говорит определенные слова, он эти слова подкрепляет своими делами. Тому есть очень много свидетельств из Священного Писания, из творений святых отцов. Можно вспомнить доброго пастыря, отца Иоанна Кронштадтского: прекрасный был проповедник, и все, что говорил, подкреплял конкретными делами. Если перечислять эти дела, не хватит передачи – так много было этих дел. Но много было и слов. И слова, которые Иоанн Кронштадтский произносил, каждый раз подтверждались определенными делами. Вот это для нас прекрасный пример.

Мы знаем святых XX века, живших в советский период, – святитель Лука (Войно-Ясенецкий), преподобный Серафим Вырицкий, многие другие праведники. Их слово имело силу, ибо было подкреплено конкретными делами. Мы на сегодня имеем возможность изучать их жизнь, что позволяет нам самим вести такой образ жизни, который позволил бы и нам, когда мы произносим определенные слова, подкреплять их конкретными делами. Тогда перед Богом и братьями и сестрами во Христе мы будем людьми, имеющими как твердую веру, так и любовь к Богу, подтвержденную делами.

Но вера является знанием – человек точно знает, что нужно поступать именно таким образом, и опыт всей Церкви это подтверждает. На сегодня для нас очень важно, чтобы наша вера была осознанной, чтобы она была точным знанием, что мы трудимся Христа ради и можем угодить Богу.

Я не могу не вспомнить беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни. Для нас очень важно, чтобы та цель, которой мы должны достигнуть, достигалась благодаря тому, что мы живем с верой как знанием и эта вера как знание является и в наших совершенно конкретных повседневных делах. Как говорит апостол Павел, кто на каком месте ни находился бы, он может жить во славу Божию: все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Каждый на своем месте должен жить во славу Божию без осуждения, укорения, имея настоящую, подлинную кротость, терпение и смирение. И тогда та вера, которую мы являем словами, проявляется на деле.

На сегодня немало в России и за пределами нашей страны пастырей Церкви, являющих собой достойный пример для подражания. Это и архиереи, и непосредственно священнослужители, и монашествующие. Немало и мирян, что трудятся в Церкви во славу Божию исходя из внутреннего убеждения. То есть у них такая крепкая вера, которая помогает им осуществлять очень важную деятельность, способствующую как тому, чтобы наши храмы были благолепными, нормально содержались, так и в развитии различных социальных, просветительских и миссионерских программ. Это тоже важное свидетельство нашего времени. Слава Богу, что на сей день мы можем через СМИ постоянно знакомиться с такого рода делами. И телеканал «Союз» по всей нашей стране показывает тех важные события, которые происходят.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Целый год мы не ходили в церковь. Как Вы считаете, в таких ситуациях сложно сохранить веру в Бога?».

– Надеюсь, что у вас есть духовник и вы согласовывали свою жизнь с духовником. Если мы говорим про общину, приходскую жизнь, значит, мы говорим, что у человека есть духовное руководство. Я уже вспоминал батюшку отца Иоанна Кронштадтского: сколько людей он окормлял! Им нет числа. А сколько людей окормлял Серафим Вырицкий?.. Я общался с разными людьми, непосредственно общавшимися со святителем Лукой (Войно-Ясенецким). Некоторые помнят, как он им преподавал, когда они были еще студентами...

Они реально помнят полученные тогда знания по сей день. Эти люди – врачи, они помогают ближним своим. Их социальное служение – Христа ради. Люди, почувствовав в себе искру Божию от слов праведника, несут эту искру в течение всей своей жизни. Очень правильное и верное направление для нас, и мы свидетельствуем об этом.

Телезритель говорит, что в течение определенного времени не посещал храм. Здесь очень важно не впасть в состояние уныния, печали, тоски, отчаяния, но сохранить именно радость во Христе.

А как сохранить радость во Христе, если находишься в стороне от духовной жизни? Очень важно, чтобы человек был членом общины, чтобы было общение с духовником. Например, всех тех прихожан, кто по той или иной причине находился в домашних условиях, наши приходские священнослужители в обязательном порядке посещали, когда это было возможно.

Совсем недавно я посетил одного прихожанина, которому 90 с лишним лет. Я его в свое время крестил. Сейчас он лежит дома, переболел ковидом, жив, но находится в таком состоянии, которое не позволяет ему посещать храм. Я приезжал к нему, духовно с ним беседовал, молился вместе с ним, он исповедовался, причастился Святых Христовых Таин. Таким образом, духовная жизнь продолжается.

Наш приход окормляет Дом ветеранов войны. Эти люди не имеют возможности на сегодня посетить храм, но это не значит, что нет возможности нам прийти к ним с такой радостью, которая позволит им ощущать себя частью общины, частью нашей Церкви.

Так что ни в коем случае нельзя впадать в состояние уныния, печали, отчаяния и тоски. Духовенство готово прийти к каждому человеку на дом, провести с ним духовную беседу, пообщаться, помолиться, в том числе причастить человека Святых Христовых Таин.

Вопрос телезрителя: «Господь Иисус Христос в Евангелии говорит: без Мене творить не можете ничесоже. Как это можно понять – это какое-то творчество, добрые дела? Например, твердую веру без Него никак нельзя приобрести? Или от Него тоже все дается по силе, по твоему поведению, по тому, как ты себя ведешь? А ведь хочется твердой веры, но не получается».

– Это безусловно дар Божий. Мы знаем, что каждому святому угоднику Божию в жизни было дано удивительное событие, чтобы он почувствовал присутствие Божие, почувствовал, что Господь с ним. Мы вспоминаем, например, апостола Петра, который тонул. Он стал сомневаться – и стал сразу тонуть. Мы вспоминаем апостола Фому. Разве Фома был совсем неверующим? Нет, он был верующим, но у него было определенное состояние, когда он сказал апостолам, что пока реально не убедится, что Христос Воскрес, не поверит.

Многие люди приходили и приходят к Богу, почувствовав силу Божию, Божественную любовь. Недавно мне рассказывала одна прихожанка, как она летела с группой со Святой Земли, у них были частицы мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары. В самолете они вдруг почувствовали тепло от этих святых мощей. Человек проверил, все ли в порядке со святыней, рукой почувствовал тепло и стал всем вокруг давать почувствовать это тепло. В самолете достаточно прохладно, сумочка нигде не могла нагреться, то есть в других местах она была достаточно холодной, а когда в ней были мощи, она была очень-очень теплой. И все вокруг почувствовали, что здесь, в этом месте, находится святыня, источающая тепло. Этот человек сказал мне: «Как после этого я могу не верить в Бога, если осязательно чувствую Его присутствие?». Если у человека есть вера, он ее потерять не может: вера – это знание. Человек опытным путем почувствовал, что с ним Господь, он знает, что с ним Господь, и, опытным путем почувствовав Бога, он может стать только предателем.

Да, у нас есть разные примеры. Есть пример Иуды, а есть пример Савла: Иуда видел и общался с Господом Иисусом Христом, а Савл только слышал Его голос.

– Но Иуда же знал, и у него была вера как знание. Да, он действительно видел чудеса, которые творил Христос. Он знал? Да, он прекрасно все знал. А Савл почувствовал силу Божию. Почувствовав силу Божию внутри себя, он стал духовно преображаться. Но для этого тоже потребовалось время, и достаточно много времени.

Но ведь были люди, которые, как и Савл, гнали христиан, но не стали верующими. Наверное, нужно быть готовым услышать слово Божие, быть готовым встретить Христа. Или это происходит, что называется, только по воле Божией и наши усилия тут не нужны?

– Действительно, как мы видим, Господь открывается не всем подряд. Вот Он избирает Своих ближайших учеников, Он именно избирает их. Каждый раз, когда Господь касается сердца того или иного человека, Он этого человека выбирает из всех, Он его избирает. И здесь человек, почувствовав присутствие Божие, опытным путем зная, что с ним Господь, уже прикладывает определенные усилия к работе над собой, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

Кто-то живет всю жизнь, зная, что Господь есть, он в Него верит, но для него вера не становится руководством к действию. К сожалению, на сегодня у нас в стране есть немало людей, которые говорят: «Да, я верю в Бога. Я знаю, что Господь есть, я признаю таинства». Такие люди приходят, как они говорят, на крестины, Венчание, на отпевание, приходят, чтобы освятить куличик, еще на какие-то события. То есть в их жизни происходят определенные, важные для них события. Они говорят: «Да, я верую в Господа», – и это тоже какая-то вера для них. Но их жизнь не пронизана тем, чтобы каждое их дело было Христа ради.

Серафим Саровский говорил, что только за дела, что совершаются Христа ради, человек получает благодать Святого Духа, то есть Божественную силу, Божественную энергию. Я не раз слышал от разных христиан, как вроде бы доброму человеку, который мог бы совершить какое-то доброе дело, предлагали его совершить, а ему было лень это делать – он говорил: «У меня нет сил». У него нет благодати, нет Божественной энергии, чтобы осуществить эту деятельность Христа ради – теоретически он был бы готов ее осуществить, но ему не под силу эти действия, ведь здесь нужна Божественная помощь.

Божественная помощь приходит к тому, кто в своей жизни действительно стремится жить с Богом, чьи слова и дела не расходятся. Такой человек (практикующий христианин, как сейчас стали говорить) живет именно в Церкви. Жизнь в Церкви предполагает, что в светском обществе он совершает те дела, которые совершает Христа ради, то есть он – человек Церкви. Это и наше Священноначалие, и наше духовенство, и миряне, что, находясь в лоне Церкви, служат Богу и ближним.

У меня есть еще вопрос по теме нашей передачи: как сохранить веру, как ее не потерять? Очень много людей, наших знакомых, отошли ко Господу, и мы уже долгое время размышляем о смерти. Размышление о смерти в этом случае помогает нам утвердиться в вере, сохранить, не потерять ее.

– Память о смерти нам необходима. Каждый день мы должны помнить о часе смертном: все свои дела и все свое естество мы должны согласовывать с тем, что в любой момент можем предстать перед Лицом Божиим.

С чем предстанем? Будет ли в этот момент в нас благодать Божия? Если благодать Божия в нас будет, если мы со славословием Бога предстанем перед Ним, конечно, Господь сделает нас наследниками Своего Царства Небесного.

Если же перед этим мы занимались совершенно другими делами, недостойными того, чтобы о них говорить, о которых стыдно, совершенно неприлично говорить, ибо такие делишки совершаются под прикрытием темноты, если человек в такого рода делах предстанет пред лицом Божиим, – это страшно. Это трагедия всей жизни человека, ведь он мог посвятить себя Богу, но выбрал другой путь.

Мы вспоминаем Ария и I Вселенский Собор. Арий – постник, молитвенник, и тем не менее по одну сторону Спиридон Тримифунтский и другие угодники Божии, а по другую сторону он. Мы вспоминаем батюшку отца Иоанна Кронштадтского и Гапона. Отец Иоанн Кронштадтский – по одну сторону, Гапон – по другую сторону, хотя он тоже пытался подражать Иоанну Кронштадтскому: и последние сапоги с себя снимал, и пытался помогать рабочим материально, как только мог, и при этом молился, но он по другую сторону – он сделал другой выбор. У него были дела, которые только имитировали духовность Христа ради, сущность же их была совершенно другой.

По плодам их узнάете их: дела засвидетельствовали, что эти люди не со святыми праведниками, не в лоне Церкви, а в стороне от нее. Поэтому я искренне желаю и себе, и всем вам, чтобы мы оставались в лоне Церкви. В лоне Церкви в советский период времени были и преподобный Серафим Вырицкий, и святитель Лука (Войно-Ясенецкий), и многие праведники, до последнего вздоха остававшиеся верными Матери Церкви. А сколько они прошли испытаний, сколько было на них гонений, какая у них была трудная и тяжелая жизнь…

И когда сейчас идут какие-то разговоры, что есть сложности с посещением храмов, – так ведь у нас на значительной территории нашей страны по сей день храмов не хватает: немало людей, не могущих доехать до храма, и это тоже большая сложность. Тем не менее они могут жить со Христом, читать Священное Писание и в то же время осуществлять такую христианскую жизнь, которая бы свидетельствовала, что с ними Господь.

В советское время многие пастыри Церкви были сосланы, не имели возможности служить и молиться, но веру крепкую они сохранили, и дела у них были именно Христа ради. Поэтому, возлюбленные братья и сестры, живите во славу Божию, в любви к Богу и ближним своим, с верой, которая будет твердым знанием, что с нами Господь.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс