Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1092) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Главное – оставаться людьми Божиими и положиться на волю Божию

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Главное – оставаться людьми Божиими и положиться на волю Божию

№3 (1092) / 14 января ‘21

Беседы с батюшкой

Сегодня я испытываю особую радость – после долгого перерыва мы встречаемся в телевизионном эфире с родным, любимым и близким отцом Мелхиседеком, который будет отвечать на вопросы. Батюшка, очень рада Вас видеть. Может быть, несколько ободряющих слов, прежде чем перейдем к вопросам?

– Сейчас все мы обеспокоены, друг друга спрашиваем: как жить? Старец Амвросий говорил: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем – мое почтение».

Кто-то из мудрых людей сказал, что силы Бог дает на один день. Поэтому не стоит мечтать, что будет или как мы переживем коронавирус и еще какие-то искушения. Сложа руки сейчас сидеть нельзя, надо браться за любую работу, и потихоньку все устроится. Наш наместник (ныне покойный) говорил: до смерти доживем – в раю будет легче. Мы – люди православные, нам отступать назад нельзя. Поэтому – только вперед.

Недавно посещал одно место, связанное с рыбой. Мне там сказали: «Задумайтесь – рыба плавает в соленом океане, соленом море, но когда мы ее вылавливаем и пробуем, она пресная»...

Так и мы: важно, что у нас внутри, а что-то внешнее нас может только касаться, но проникать в нас не должно. Мир лежит во зле, но если мы живые – грех нас не коснется. Как только мы станем мертвы душой, тогда грех будет в нас потихонечку входить. Поэтому надо держать оборону, служить Богу, Церкви, народу и своей семье.

Кто-то сказал, что любовь должна начинаться с собственной семьи. Но она не должна ею оканчиваться. В Писании сказано, что ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Надо выходить за эти границы. Сейчас, в это тяжелое время, надо подумать о том, кому можно помочь. Тебе плохо, а ты посмотри вокруг: может, кто-то еще хуже тебя живет? Есть такой закон: ты помог – помогут и тебе. Но помогать мы должны не с этой мыслью, а просто так, бескорыстно. Я всем говорю, что везет тому, кто везет. Если ты везешь все на своем хребте, то и тебе будет везти. Как только человек сел, то начинается: «Ой, я болею, у меня плохое самочувствие...».

Помню, архимандрит Лаврентий (ныне покойный) из Троице-Сергиевой лавры говорил мне еще в начале монашеского пути: «Не вздумай никогда сказать, что ты приболел, если не болен до такой степени, что не можешь исполнить послушание: скажешь так – и на самом деле будешь болеть. И никогда не говори „не могу“, если еще даже не пробовал, не старался это исполнить».

Поэтому когда нас спрашивают, как наше самочувствие, надо говорить: «Слава Богу! Как у Христа за пазухой». Или: «Достойное по делам моим приемлю». А то люди употребляют такие выражения: «Меня все достало – ноги на работу не несут, они у меня в почках сидят». Вот потом и получается так, что больные колени, давление, ревматизм, почки отказывают… Мы сами определяем алгоритм своей жизни. Если ты жизнь благословляешь – она будет благословлена; если ты ее проклинаешь – она такой и будет.

Вспоминается старец Паисий, которого мне удалось видеть при жизни. Мы были на Афоне в августе 1993 года, а его не стало 12 июля 1994 г. Он рассказывал, что когда он жил на Синае, удивлялся благодушию бедуинов. Можете себе представить: шатры, привозная вода и по большому счету больше ничего. У них чего-то не хватало в организме, и к сорока годам мужчины теряли зубы. Если у мужчины оставался хотя бы один зуб, он радовался так, будто он у него перламутровый.

У нас сейчас забиты холодильники, а мы ноем, что у нас жизнь плохая. Откуда это? Мы ноем при более-менее нормальном материальном благополучии. У бедуинов вообще ничего не было, а они радовались жизни. А если им удавалось раздобыть пачку кофе, радости было столько, будто это «Мерседес».

Оказывается, нет ничего важнее настроения: важно то, что у тебя внутри. Мы все под Богом ходим, и надо довериться Промыслу Божию. Старец Амвросий говорил: «Боже, поможи, но и ты, мужик, не лежи» – под лежачий камень вода не течет. Мы все, даже неверующие, под Богом ходим.

И еще мы должны помнить, особенно в наше ковидное время, такую истину: у Бога пользы больше, чем наказания. Блез Паскаль однажды сказал: если бы Бог время от времени не укладывал нас на лопатки, нам некогда было бы посмотреть на небо. В чем Промысл Божий? Зачем нам послано это испытание в виде коронавируса? Говорят, что-то вышло из-под контроля. Но есть Промысл Божий. Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией; Бог добрым делам вспомоществует, а злые дела прекращает или направляет к добрым последствиям.

Сейчас очень многие люди серьезно задумались о своей жизни, о близких людях, пересмотрели свое отношение к родным: многих эта болезнь не коснулась, а многих коснулась – люди стали гораздо серьезнее ценить семейные отношения, занялись покаянием, исправлением души. Я заметил, что в храме постоянных прихожан стало наполовину меньше, но появились новые люди.

Все, что сейчас происходит, – для нас не совсем понятный процесс. Главное, что все делается только для спасения души человеческой. Какими судьбами – мы этого не знаем. Мы только знаем, что Бог «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», а нам надо с терпением относиться к этим испытаниям.

Как раз в такие моменты проявляются человеческие отношения. Поэтому надо смотреть не на то, что тебе плохо, а что ты реально (не надрываясь – никто об этом не говорит) можешь сделать для других. Может быть, соседке нужна помощь, потому что она сама не может пойти в магазин.

Спасибо, батюшка, что подняли настроение. Теперь ответим на вопросы телезрителей. Первый: «Исповедовался последний раз в глубоком детстве. Накопил огромное множество грехов. Уже четвертый десяток пошел. Боюсь, не успею все рассказать на Исповеди. Что делать? Сокращать грехи не хочется».

– Немедленно в храм на Исповедь: когда у человека болит зуб, он не дожидается, пока начнется пародонтит, воспаление челюсти и так далее. Немедленно на Исповедь, пока не посетила болезнь Альцгеймера.

Интересно человек пишет: исповедовался в глубоком детстве… Как будто сейчас у него глубокая старость? У человека как раз тот самый возраст, когда наступает кризис 40-х; когда человек понимает, что он уже начинает спускаться с горки. В Писании сказано: дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет. Поэтому 35 лет – это как бы середина, верхушка, после чего жизнь идет на спуск.

Советую найти книгу отца Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения Исповеди». Можно выписать все грехи на листочек. Сможет батюшка их все прочитать или не сможет – другой вопрос, но начинать-то надо. Есть же такое понятие, когда мы приходим к врачу: первичный осмотр. Потом – анализы, УЗИ, и только после этого постановка диагноза. Но первичный же прием должен осуществиться. Что же ты сидишь? Переступи хотя бы порог храма, а там будет видно, как и что дальше делать.

Следующий вопрос: «Грех ли жениться без родительского благословения? Что делать, если мама невесты против нашего союза?».

– Но мистика какая-то здесь все-таки есть. Об этом говорили и отец Иоанн (Крестьянкин), и Оптинские старцы.

Этому молодому человеку нужно разговаривать с мамой невесты. Может, мама не до конца знает ситуацию: надо решать вопрос, выяснять, в чем проблема, что она видит. Может быть, ты лентяй и бездельник, не сможешь прокормить семью? Или что-то у тебя в характере не так? Узнавай. Значит, маме что-то не понравилось. Если есть какие-то вопросы, претензии, страхи, сомнения, надо сейчас это выяснить.

Как говорил старец Паисий, у машины должно быть две педали: тормоз и газ. Если в паре оба будете газовать – обязательно куда-то врежетесь. Если оба будете тормозить – ваша духовная машина не сдвинется с места. Поэтому в семье один должен газовать, а другой притормаживать; иногда можно меняться ролями. Может быть, мама видит, что вы оба «газуете», психуете, значит, будет только столкновение. Надо выяснить, в чем проблема...

Может быть, мама не сможет объяснить свою позицию – бывает и такое: ей просто кажется что-то, и все. Но, с другой стороны, должны же быть какие-то объективные причины. Поэтому терпеливо ждем, разговариваем. Кстати, не надо пристраиваться, а надо встраиваться. Советую в эту историю встроиться и разговаривать с будущей тещей.

Тещи бывают и хорошие. Надо выяснять причину. Если все поправимо – исправь ситуацию. Потому что, как говорили старцы, матерям дается предчувствие. Апостол Павел говорит: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Шансы есть. Тещи бывают хорошие.

Следующий вопрос. «Я беременна вторым ребенком. До беременности по глупости съездила к гадалке, которая сказала, что я скоро забеременею, но этот ребенок умрет. Очень сильно каюсь за содеянное. Зачем к ней ноги понесли, не знаю: я понимала, что это грех. Как теперь быть? Стараюсь гнать эти мысли, молюсь за ребенка, но мысли доводят до жути. Помогите».

– Надо этой женщине обязательно прийти на Исповедь, батюшке все рассказать: это же измена. Сказать на Исповеди, что больше это никогда не повторится. Священник прочитает благодатную разрешительную молитву, которая не только прощает грехи, но и дает силы и благодать преодолеть этот грех.

Исповедь – это не только констатация грехов, но и от Бога прощение и получение сил в преодолении того или иного греха. А потом об этой ситуации надо забыть и ничего не выдумывать. Старец Амвросий говорил: «Если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться».

А вообще все эти гадания – элементарная коммерция. Почему? Чем сложнее ситуация, тем больше денег они могут выкачать у клиента. Если прыщ вскочил – это ничего не стоит, а вот если рак или что-то серьезное – это уже других денег стоит...

Надо же так напугать, что ребенок умрет! Мать испугается и последнее отдаст... Я удивляюсь, где трезвая голова на плечах? Надо смотреть «Союз», «Спас» и слушать радиостанцию «Радонеж».

Нам не обойти тему коронавируса. Телезритель пишет, что надо бы чаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но свирепствует коронавирус, и он боится не столько сам заразиться, сколько принести вирус домой престарелым родителям. Что делать? Человек хочет причаститься, но все-таки боится...

– Если он переживает, пусть в будни приходит причащаться, когда меньше народа. И разве этот человек вообще никуда не выходит? Ни в магазин, ни мусор вынести? Знаю случаи, когда люди сидели дома, а потом в подъезде заразились, на лестничной клетке. Храм – не самое посещаемое место, в магазинах гораздо больше людей. И в лифте гораздо больше шансов заразиться. Поэтому можно причащаться в будни, когда меньше народа, и ходить в тот храм, где соблюдаются меры предосторожности. Береженого Бог бережет.

Следующий телезритель пишет, что престарелая мама не пускает его причащаться – она боится, что он заразится, волнуется и за него, и за себя. Что делать сыну, если родители возражают?

– Кто-то сказал: «Если без Христа, то зачем нужна такая жизнь?». Это дело нашей веры. Нужно придерживаться золотой середины. Но как пропустить Рождество Христово? На все воля Божия. Повторюсь, можно заразиться и в подъезде, стопроцентной гарантии нет. Например, знаю много священников на приходе, которые день и ночь общаются с прихожанами, но еще ни разу не болели. А я болел. О чем это говорит? Не всякий контакт, не всякое соприкосновение приводят к заражению и болезни. В этом есть тайна, Промысл...

Бывает, люди общаются, но не болеют. В одной семье даже бывает, теща и жена болеют, а муж не болеет. Поэтому здесь есть какая-то тайна. Самое главное – оставаться людьми Божиими и положиться на волю Божию. Нужно постараться причаститься на Рождество Христово, а дальше – как Бог даст. Но жить вообще без Бога и без Церкви нельзя. Мы же все-таки не в чумной барак входим, где 99% больных...

Есть Промысл Божий. Мы идем ко Христу, к Хлебу Жизни. А если закрыться, закупориться и всего бояться, тогда как жить? Человек же ходит в магазин... Поэтому не надо по этому поводу сходить с ума, надо все меры, которые от нас зависят, соблюдать, но не лишать себя жизни Божией.

Есть более опасные места, где с большей вероятностью можно заразиться: магазины, торговые центры, общественный транспорт. Вторая волна, конечно, многих людей научила. Сейчас я вижу, что в храме 95% прихожан в масках, выполняются все положенные требования – дезинфекция рук и так далее. Поэтому маловероятно сейчас в храмах заразиться.

Следующий вопрос: «Как открыться священнику и рассказать, о чем болит душа? Я стесняюсь, боюсь, что тем самым оттолкну от себя священника. Сил у меня нет». Вот такой стыд – наверное, это знакомо каждому из нас.

– Не хочется говорить общие слова: мол, идите, не переживайте, ничего не бойтесь, все батюшки одинаковые. Я про это говорить не буду – сам в 17-летнем возрасте, когда воцерковлялся, искал батюшку. Заходил в храм, просто внешне смотрел, как батюшка общается, как говорит, – и чувствовал, что не лежит душа. Хотя батюшка, может быть, был замечательный. Так объездил, наверное, с десяток московских храмов – был какой-то субъективный внутренний поиск. Не поверите, в лавру пришлось поехать. А в лавре я увидел только часть лица священника, и сердце сказало: это он. Это был игумен Венедикт (Пеньков), будущий наместник Оптиной пустыни (Царство ему Небесное). Меня, 17-летнего юношу, Господь привел к нему. Я тоже не мог довериться первому батюшке. Поэтому ищите по сердцу. Мой поиск привел меня вот к такому духовнику. Не хочу говорить общими фразами, мол, идите к любому, все одинаковые. Не все одинаковые.

Вы – духовник с огромным стажем, принимаете Исповеди. Скажите, Вы начинаете хуже относиться к людям?..

– Если честно, мы, священники, уже столько всего наслушались! Ничего нового нет, все одно и то же. Чем больнее человек, тем больше к нему сострадания. Допустим, у какого-то человека перелом лодыжки, а у другого – перелом шейки бедра, и к нему больше сочувствия. А если у человека перелом основания черепа, когда он может отправиться на тот свет, – к нему сочувствия еще больше. Жизненные переломы бывают разные, чем сильнее перелом, тем мягче и внимательнее относишься к человеку.

Священник – только свидетель. Люди должны понимать, что они исповедуются Богу перед крестом и Евангелием. Потому надо говорить: «Господи, я согрешил», а не так: «Батюшка, я согрешил». Поменьше думайте о батюшке, он – только свидетель Исповеди: настоящая Исповедь – перед крестом и Евангелием, перед Живым Богом. Личность священника должна уходить на второй план. Но не всегда это получается. Если мы понимаем, что исповедуемся перед Богом, то какая разница, что думает священник... Мы исповедуемся Господу, Ему открываем свое сердце. И счастье, когда еще и со священником единодушие и единомыслие. Смущение перед священником – от лукавого, от дьявола.

Большое Вам спасибо, что Вы столько лет с нами. Доброго здоровья Вам и всем священникам. Наши священники сейчас очень нуждаются в наших молитвах, в нашей поддержке.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-19-12;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-26-12

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс