Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1092) → Протоиерей Александр Березовский: Спасение – от Бога

Протоиерей Александр Березовский: Спасение – от Бога

№3 (1092) / 14 января ‘21

Беседы с батюшкой

Церковь празднует память священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. Одна из самых знаменитых его фраз известна, наверное, каждому: в своих трудах он писал, что вне Церкви нет спасения. Что для нас означают сейчас эти слова?

– Они во все времена означают одно и то же, ибо Сам Господь сказал: кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царствие Божие. А родиться от воды и Духа – значит принять Крещение, одно из таинств Церкви, через которое человек приобщается к церковной жизни, входит в Церковь, становится ее полноценным членом. Дальнейшая его жизнь протекает в Церкви. Человек, который не принял Крещение, не вошел в Церковь, не может ни причащаться, ни участвовать в других таинствах Церкви. Его жизнь безблагодатна, ибо спасение – от Бога. Эти слова не только в начале ХХ века были актуальны, когда совершал свой жизненный путь и христианский подвиг Владыка Иларион, но и сейчас.

Вы упомянули о таинствах. Можно ли получить спасение, о котором говорит Владыка Иларион, не участвуя в таинствах, то есть веруя в душе? «Я верю в Бога, знаю, что Он есть, но в Церковь не пойду».

– Невозможно, ибо человек сам по себе не может войти в Царствие Небесное. Он вводится в Царствие Небесное благодатью Божией и приобщается к церковной жизни благодатью Божией. Не участвуя в таинствах Церкви, человек благодать стяжать не может.

Есть несколько источников благодати Божией. Один из них – дела во имя Христа. Но только добрыми делами человек не может спасти свою душу, этого недостаточно.

К вопросу о делах. Помимо таинств Церковь – это ведь еще и община. Какова роль общины в спасении?

– Очень важная. В общине люди учатся любить друг друга. Идеальная община – первохристианская, о которой написано и в Священном Писании, и в Деяниях апостолов. Люди, смотря на христиан, говорили: посмотрите, как они любят друг друга. Любовь преподается, во-первых, в церковной общине, ведь там человек встречается с удивительным проявлением христианской любви: даже в семье порой человек такого не встречает, и зачастую церковная община становится для него семьей гораздо более близкой, чем его родственники по крови.

Общины тоже бывают разные. Не всегда они дружные, но, как правило, в любой общине человек может найти единомышленников и духовных сестер и братьев.

Я часто встречал в храмах такое, что единения среди людей как будто бы и нет. Что тогда людям делать? Вроде бы общины-то никакой нет.

– Это зависит от самого человека. Если он необщителен, так и будет, приходя в храм, иногда в течение долгого времени, никого не знать, ни с кем не знакомиться. Можно прожить с человеком на одной лестничной клетке два десятка лет и даже не знать, как его зовут: встретились возле лифта – «добрый день», и на этом все. А иные соседи очень даже общительные, знают о нуждах друг друга. Здесь то же самое. Если человеку хочется церковного общения, он обязательно его найдет.

Что бы Вы посоветовали человеку, который приходит в новый храм?

– Постараться включиться в приходскую жизнь. Во-первых, начать помогать храму. Храм для каждого должен стать родным домом. Мы украшаем собственные дома, стараемся, чтобы наши дома выглядели уютно. Вот так человек должен заботиться о своем храме. Если он видит какие-то недостатки, нестроения, должен подумать, чем может помочь. Может быть, организовать из таких же энтузиастов, как и он, группу, которая могла бы заняться ремонтом, или организовать занятия с детьми, и так далее. Вообще, каждый может найти, в чем себя реализовать в приходе.

Наш приход очень разноплановый. Все проекты благословлялись нашим настоятелем отцом Димитрием, но инициатива зачастую исходила именно от людей – они приходили к нему и говорили: батюшка, я могу заниматься с детьми, организовать мастерскую, я умею то и это, я хочу. Порой батюшка говорил: ну что ж, давай. Не все, но многие из начинаний нашли дальнейшее воплощение и до сих пор существуют, уже много лет. Каждый человек может себя найти на приходе, было бы желание.

К кому обратиться, когда приходишь с инициативой?

– Это надо смотреть по тому, чем хочешь заниматься. Если ты хочешь алтарничать, нужно подойти к священнику, а он, испытав тебя, может потом рекомендовать тебя настоятелю. Если хочешь заниматься хозяйственной деятельностью при приходе – к старосте, который ведает этой стороной жизни прихода. Может быть, тебя направят туда, где это будет востребовано. Например, если я учитель, мои знания могут быть востребованы в воскресной школе, тогда меня отправят к директору воскресной школы.

Как мне услышать и понять, что приходу интересна моя специальность?

– Приходу интересно все – ему нужны и бухгалтеры, и юристы, и плотники, и столяры, и чтецы, и педагоги. Любая специальность может быть востребована на приходе. Это будет в помощь многим, ведь приход – это как маленькое государство, где люди хотели бы обрести помощь от других, близких им по духу. Помощь всегда с радостью подается и принимается.

Вспоминая о священномученике Иларионе, вспомним подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые погибли в течение ХХ века. Что двигало этими людьми?

– Любовь к Богу – это самая сильная движущая сила, несокрушимая. Еще апостол Павел говорил: ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Когда человек искренне любит Христа и понимает, что его земная жизнь есть приуготовление к вечности, то для него комфорт, здоровье и благополучие земной жизни не имеют никакого значения. Для него главное – остаться со Христом. И вот они шли до смерти, исповедуя Христа. Это и есть та движущая сила, которая дает человеку мужественно переносить все гонения. Таких людей, к счастью, было очень и очень много.

Сейчас открываются новые сведения о новомучениках. Каждый год к этому списку прибавляются новые имена, открываются новые данные, архивы. Мы видим, что хоть советская власть и пыталась опорочить Церковь, представив ее как сообщество предателей, но это совсем не так: предатели были, но их было ничтожно мало – большинство людей шли до конца за Христа и за свою веру. Были люди, которые ломали собственные храмы (есть даже кинохроники, где это запечатлено: люди с ожесточением разрушают храм, срывают кресты, ломают купола, выбрасывают иконы, но это скорее пропагандистская акция. На самом деле на этих кадрах не так уж и много людей). Большинство в этом не участвовало и со скорбью наблюдало за происходящим. А впоследствии многие стали мучениками.

Вы заговорили о людях, которые разрушали церкви. Что с ними произошло? Когда развалилась Российская империя, люди были верующими, православными. Проходит меньше года, и они же начинают разрушать церкви…

– Нет. Если человек готов разрушать собственный храм, значит, вера в нем уже давно умерла. Это произошло не в одно мгновенье. Просто вера многих поверхностная, она не проникает в человека – никак не затрагивает его сердце: человек совершает церковные обряды, потому что так от него требуют, но при этом не становится верующим. Многие люди никак к Христу не относились – или вообще были равнодушны, или даже относились со злобой. Неудивительно, что большинство революционеров, которые воевали потом против Церкви с такой безудержной злобой, были люди крещеные. Кто-то из них прошел церковноприходскую школу, кто-то даже и семинарию, но веры-то не было. Потому это и происходило и с людьми, и со страной.

Если бы вера была настоящая, то никакая революция не была бы возможна. Никакая пропаганда не смогла бы людей отвратить от Церкви, от Бога. А так с помощью пламенных речей удавалось поменять мировоззрение людей. Они были к этому готовы, они этого ждали. Почему они и кричали «ура» – это было созвучно их внутреннему устроению. В их душе жил не Христос, а дух бунтарства, и когда его удалось выпустить на волю, они возрадовались разрушительному поветрию. Они еще не знали, что это коснется их самих, что то, что они сейчас приветствуют, будет разрушительно и для всего, что им дорого. Так часто бывает с людьми: они не задумываются, что будет завтра. Главное – то, что есть сегодня. Человек привык жить сегодняшним днем, а завтрашний приносит ему не только радости, но и разочарования.

Может ли подобное ожесточение произойти сейчас?

– Оно происходит постоянно, мы с этим сталкиваемся. Просто размах его разный. Одно дело, когда людям дали возможность выплеснуть свою злобу безнаказанно, тогда размах приобрел всероссийский масштаб. Везде были недовольные, озлобленные, неустроенные по жизни люди. Многим просто не нравилось, что им не позволялось делать все, что они хотят. Советская власть выпустила на свободу всех уголовников, которых царская жандармерия изолировала от общества. Ну а что эти люди могли привнести хорошего в общество? Только дух разрушения и напитанной обидой злобы. Это все мы и наблюдаем.

А сейчас я не знаю, что будет, если людям дать безнаказанно творить все, что они хотят. Я думаю, разгул будет не меньший. Просто страх перед законом, перед наказанием, перед ответственностью удерживает людей. Хотя дух недовольства всегда ощущается. Любая передача по телевизору, любое сообщение, любая беседа людей о чем-либо обязательно сводится к осуждению, недовольству, к выражению какого-то порицания. Я уж не знаю, что будет, гадать не буду.

Вопрос: «Как научиться смирению, терпению и тому, чтобы не осуждать ближнего?».

– Нужно стараться приобретать страх Божий. Это, пожалуй, единственное, что может удержать от пагубных привычек. Что человека может удержать от злого поступка? Либо стыд, либо страх наказания, либо страх оскорбить и обидеть того, кого любишь. Страх Божий – страх огорчить Бога и потерять Его. Когда человек совершает богопротивный поступок, он чувствует, что Бог как бы его покидает. На душе становится пусто. Эту пустоту заполнить нечем. Человек страдает.

Страх потерять общение с Богом, близость с Ним и удерживает человека от того, что мы именуем грехом. Если человек будет стараться приобрести страх Божий, он сможет избавиться и от осуждения, и от порицания, и от недовольства. Он будет сопротивляться всем этим чувствам и собственным качествам именно из страха потери общения с Тем, Кого любишь больше всего на свете. Так, наверное.

Страх Божий поможет и смирению, и терпению?

– Сказано, что начало премудрости – страх Господень. Это еще царь Соломон сказал. Поэтому да.

Что такое премудрость? Имеется в виду Божия мудрость, а не человеческая. Когда человек имеет страх Божий, он может научаться от Самого Господа праведной жизни. Тогда для него становится важной каждая заповедь. Люди знают, что надо соблюдать заповеди Божии. Ну и что с того, что знают? Человек с легкостью нарушает, когда ему хочется, абсолютно любую заповедь. А как удержаться? Если есть страх Божий, тогда каждая заповедь становится важной. Господь сказал: «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет». Если я отказываюсь от соблюдения заповедей, значит расписываюсь в том, что я Бога не люблю? А если я говорю, что люблю, значит обманываю. Кого? Людей, себя, Самого Бога. Но в результате окажусь обманутым я сам. Поэтому это движущая сила человека к Богу. А без этого как?

Помните, в Евангелии Господа спросили, какая большая заповедь в законе? Он говорит: возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всем помышлением, всем разумом, всею крепостию твоею и ближнего своего, как самого себя. Но любовь к Богу – первейшая заповедь, все остальные заповеди (не прелюбодействуй, не кради, почитай отца и мать, не лжесвидетельствуй, не завидуй) – уже после. Если в человеке нет искренней любви Божией, то он эти заповеди никогда не исполнит. Он может их знать, но будет все время себе позволять их нарушать и находить оправдания, почему он так делает. Поэтому все начинается именно с этого: возлюби Господа Бога твоего.

А как Его возлюбить? Отдать себя в Его послушание.

Вот я жил так, как мне хотелось, как люди мне советуют, как меня научили. И вдруг я узнал, что есть иные цели, ценности в жизни. Для меня они становятся важнее, чем то, чему меня учили раньше. И я начинаю к этим ценностям тяготеть. Через них я приближаюсь к Богу, я Его познаю. Как можно познать Бога невидимого? Только через общение с Ним. А общение возможно при послушании – это как наставник и послушник: если послушник не слушает своего наставника, то никакого духовничества между ними быть не может. Он может себя называть духовным чадом какого-то старца, а старец скажет: «Да какое он духовное чадо? Своевольный, наглый, оборзевший человек, который ничего слышать не хочет. Но зато считает себя духовным чадом».

Так и мы порой называем себя христианами, что значит «ученики Христа», а какие мы ученики, если не соблюдаем того, что нам наш Учитель дает и к чему нас призывает?

В школе все дается поступательно: от простых вещей к сложным. И если человек не хочет осваивать простые вещи, то как он перейдет к сложным? Так и останется в начальных классах. Так и здесь: в христианстве очень многие люди даже начальную школу еще не смогли освоить и так в ней и застряли. Хотя по возрасту человек уже должен быть в старшем классе, а не получается. Отчего? Слишком много своеволия. Человек очень много привносит в жизнь своего «хочу – не хочу», это для него важнее того, что говорит Бог. Почему человек осуждает? Он хочет осуждать. Почему клевещет? Хочет клеветать. Почему раздражается? Хочет раздражаться.

Смотрю я на людей в храме: все ведут себя так спокойно, благоговейно, никто не толкается, не ругается, не матерится, ни на кого не клевещет. Если бабушка − место уступят, если женщина с ребенком − вперед пропустят. Но стоит этим людям выйти из храма, как они преображаются, становятся другими. Но почему? Если человек может быть спокойным, вежливым, приветливым, благочестивым, добродушным, снисходительным в храме, значит, он может быть таким и за дверями храма, – но он этого не хочет. Может, вне храма немножко труднее, но самое главное, что он не делает усилий таким остаться. Вот в этом главная причина, почему люди осуждают, обманывают и так далее: им этого хочется, это им роднее, ближе и желаннее, чем то, что говорит Христос. Причина только в этом.

Отец Александр, спасибо Вам большое за разговор. Напутствуйте, пожалуйста, наших телезрителей в конце передачи.

− Я хочу всех поздравить с наступающим Новым годом и нашим великим христианским праздником – Рождеством Христовым, которое будет совсем скоро. Желаю, чтобы в наступающем году Бог был к вам ближе всего на свете, чтобы никакие дела, поступки, планы не разлучали вас от Бога. Вот такое пожелание.

Спасибо Вам большое, отец Александр. Я Вас тоже поздравляю с грядущими праздниками – Новым годом и Рождеством.

Записали:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс