Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1092) → Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: Психическое здоровье

Епископ Колпашевский и Стрежевской Силуан: Психическое здоровье

№3 (1092) / 14 января ‘21

Архипастырь

Мы стараемся выбирать актуальные темы для наших передач. Вот одна из них – психическое здоровье. Не в смысле, что «все сошли с ума», но время такое, что многие испытывают тревогу и, естественно, с ней пытаются бороться. На Ваш взгляд, что нужно делать, помимо молитвы, чтобы чувствовать себя умиротворенным?

– Нужно сначала выяснить, каковы причины тревоги. В зависимости от причин выбирается и лекарство. На мой взгляд, помимо обычных в жизни испытаний, проблем, возникла особая ситуация – в ней сейчас находится весь мир.

Мы все почувствовали себя в одной лодке, жителями одной планеты, во-первых, не такой уж большой, во-вторых, достаточно уязвимой в разных отношениях – не только из-за возможной глобальной войны, но и из-за той же эпидемии, которая может разом охватить весь мир. Причем необязательно это инфекционное заболевание – это может быть эпидемия информационная, когда оказывается мощное воздействие на психику, что наталкивает на определенные выводы.

Вы считаете, что масштабы бедствия, связанные с пандемией коронавируса, несколько преувеличены?

– Вы сразу конкретизировали эту тему. Я-то говорил все-таки в более широком аспекте, имея в виду не только пандемию коронавируса. Мне кажется, не менее серьезно, например, нарастание вражды и на межличностном уровне, и особенно на уровне международном, межгосударственном, что мы наблюдаем в последние годы. Оно характеризуется не только нагнетанием нетерпимости друг к другу, но и некоей абсурдностью: все больше и больше чего-то иррационального, не объяснимого здравым смыслом, никакими интересами.

Можете привести пример иррационального?

– Конечно, я в данном случае размышляю, как большинство наших граждан, по-обывательски. Например, я не могу объяснить активности западного мира – в частности, по отношению к России, но и не только – национальными интересами западных стран. Мне кажется, с точки зрения национальных интересов этих народов, должна проводиться более здравая политика, хотя, конечно, они с нами дружить не будут.

Ведь нынешняя политика часто оборачивается и против самих народов, то есть граждан этих стран. И возникает впечатление, что политические деятели, которые на виду, на самом деле ничего не решают, что они фигуры в чьей-то игре, что ими движет невидимая рука. Происходит травля не только геополитических противников, но порою и собственного народа. Насколько могу судить, такое впечатление создается не у меня одного.

Нарастает иррациональность и в геополитике, и даже в экономике. Я не экономист, но какие-то вещи мне кажутся абсурдными. Та же пандемия, которая, безусловно, есть. Но разве не было пандемий в недавнем прошлом? Тот же вирус Эбола, тот же свиной грипп были достаточно серьезными.

Эбола Россию практически не затронула.

– Но такой истерии во всем мире почему-то не возникало. Понятно, что всегда есть причина. Важно, чему она служит. Когда волнующих известий много на разных уровнях, в разных сферах жизни, то понятно, чем подогревается чувство тревоги, может быть, даже безысходности, неуверенности в завтрашнем дне.

Но, с христианской точки зрения, подобные факторы не могут быть окончательной причиной для уныния и отчаяния. Христиане, в отличие от людей неверующих, с первых своих шагов в Церкви знают, что этот мир закончится, что все идет ко злу, к царству антихриста, к полному отказу от веры и даже богоборчеству. И тем не менее в них это не рождает отчаяния, бездеятельности, наоборот, порой становится причиной для более активных действий. Вопрос, каких действий. Часто активность проявляется в демонстрациях, забастовках, революциях. Из истории мы видим, что из этого редко получается что-то хорошее. Может быть, каких-то временных результатов, положительных для определенной группы, достичь и удается, но в перспективе это все равно всегда оборачивается потерями.

Революция вообще, как правило, пожирает своих зачинщиков.

– Совершенно верно. Поэтому, с христианской точки зрения, все-таки предпочтительнее другая реакция – не внешняя активность по переустройству мира, который, по словам Священного Писания, лежит во зле, причем лежание во зле принципиальное, неустранимое до Второго Пришествия в мир Христа. В первую очередь должно быть внутреннее противостояние – начинать нужно с себя.

Кстати, принцип «начни с себя» не только христианский – это просто правило здравого смысла, мудрости. Мы мало можем повлиять на окружающий мир, но на себя уж точно можем. Если мы начнем стараться приводить свою душу в мирное устроение, то здесь, по крайней мере, перспектива более очевидная, чем если мы будем делать это со всем человечеством. Поэтому у революционеров в конечном счете ничего не получилось – их проекты рано или поздно заканчивались фиаско. А вот люди, которые обращали свою энергию на собственное сердце, нередко достигали выдающихся результатов, становились святыми.

Вы сказали о молитве. Конечно, в первую очередь нужно обращаться к Богу, ибо Он есть абсолютное Благо и абсолютная Истина. Большая проблема у людей, не признающих Его существование, так как у них нет этого вневременного, абсолютного, ни от чего не зависящего Источника, который бы наполнял их жизнь смыслом, вдохновлял, дарил энергию, силы. Для верующего человека это точка отсчета. Мы знаем, что Бог сильнее зла, Он побеждает зло и в истории, и в вечности, и в жизни отдельного человека, и в жизни целых народов, поэтому если мы Ему доверяем, и это доверие не мечтательное (не только в голове), но проявляется и в наших делах, пожеланиях, устремлениях, то такая вера становится своеобразным проводом, который нас соединяет с Богом, – как электрическая лампочка соединена с электростанцией. Тогда, какие бы обстоятельства нас ни окружали, мы в них не запутаемся. Человек – не только дух, он и душа, и тело. Поэтому нужно и в психологическом, и в соматическом, то есть в телесном, плане предпринимать то, что в нашей власти.

Вы, Владыка, уже немного касались вопроса – он меня теперь очень волнует: Вы говорили о неких «кукловодах», которые, на Ваш взгляд, присутствуют. Вы верите во всемирный заговор масонских лож?

– Дело не в словах. Особенно в последние годы наиболее отчетливо я вижу, что, безусловно, есть люди злой воли, старающиеся реализовать свои планы всеми доступными им средствами: через государственные институты разных стран, используя экономические рычаги, в информационном пространстве, в культуре – везде. Я также вижу, что они похожи на менеджеров, не они главные идеологи. Они куклы, только более высокого порядка. И я усматриваю в абсурдной логике событий, может быть, последних десятилетий руку извечного врага рода человеческого.

Мы знаем, кто отец лжи.

– Да. Только с этой точки зрения все становится на свои места и все эти события укладываются в одно русло, их можно объяснить: логика разрушения и ненависти объяснима только тогда, когда мы видим за ней отца лжи, то есть дьявола, – он делает свое дело. Но о чем мало говорят сейчас – его власть ограничена волей людей. И она потому сейчас проявляется с такой силой, что большинство ей покоряется. Это не делается осознанно – дескать, «я хочу служить врагу рода человеческого», но когда люди делают то, на что провоцирует их родоначальник зла, они, по сути, ему служат. Грех – это служение отцу лжи, а добро, исполнение заповедей – служение Богу. Если раньше об этом трудно было говорить, то сейчас я слышу такую трактовку из уст очень уважаемых людей, ведь это становится уже настолько очевидно, что уже трудно чем-то другим объяснить ситуацию в мире.

Если Вы говорите, что эта ситуация с вероятностью 99% сложилась из-за врага рода человеческого, который проявляет свою власть над людьми, правильно ли я понимаю, что в этой ситуации психологи отдельно взятому человеку вряд ли помогут? Или все-таки, если есть душевное терзание, стоит обратиться? Когда я беседую с людьми, они говорят: «Вокруг бушует пандемия, я боюсь не столько за себя, сколько за своих родных, что они могут заболеть». Имеет ли смысл воспользоваться помощью врачей?

– Если сравнить жизнь души с жизнью тела и проблемы души с болезнями тела, то для телесных недугов есть лечение, снимающее симптомы, и то, что направлено на устранение самой причины болезни. Так вот, идти к психологам – это симптоматическое лечение, оно снимает напряжение.

Причины же устраняет только духовное врачевание, а его, на мой взгляд, нигде, кроме как в Церкви нельзя найти: здесь возникает духовная жизнь не как метафора, иллюзия, а как нечто реально существующее, как онтологическая реальность. Что такое духовная жизнь? Это общение с Богом, Который есть Дух по преимуществу. И вот это общение, живая связь и активизирует духовную жизнь. А без этого общения дух, конечно, в нас тоже пребывает, но он как бы спит, дремлет, пребывает латентно. И поскольку душа есть одежда духа, а тело – одежда души, то, чтобы врачевать душу, без духовного не обойтись. Точно так же, как и врачевать телесное невозможно без здоровья души. Это я слышал от известных медиков, занимающихся сердечно-сосудистыми заболеваниями: они на своем опыте убедились, что много проблем возникает не на телесном уровне, а на душевном. Не только в этой сфере, но и в других системах организма душевное нездоровье может себя проявлять. Поэтому психологи могут оказать помощь, и, наверное, в наше время они нужны, но причину устранить не в их власти – у них просто нет инструментов для этого.

Я уточню свой вопрос. Мне довелось в интернет-пространстве увидеть самопиар одного из психологов, который пишет: «Освобождая тело от эмоциональных блоков, – подчеркну, пишет психолог, – научу выбросить накопившиеся обиды, дав волю эмоциям, поделюсь древнеславянскими ведическими способами очищения домов. Практика поддержки женского здоровья с учетом личностного гороскопа. Очищение рода». Мне кажется, что здесь как раз есть связь душевного и духовного, но только это вряд ли связь с Богом. Как не попасть в такую ловушку?

– Здесь я вижу сразу два момента. Мы все равно видим потребность в обращении к духовным истокам. Правда, в данном случае это истоки со знаком «минус»...

Это опасно?

– Безусловно. Духовный мир – это не только мир Бога и ангелов, но и мир падших демонов. Поэтому, в зависимости от того, к кому человек обращается, результат будет либо положительным, либо отрицательным. Я все-таки хотел бы обратить внимание и на то, что сама подача этого объявления явно носит характер рекламы.

Конечно.

– То есть реклама входит и в ту сферу, где ей совсем не место, ведь в конечном счете это попытка навязать человеку то, что ему не нужно. А нужно это тому, кто рекламу размещает. Я могу понять бизнесменов, у которых цель деятельности – заработать, а какая цель у психолога?

Психологи платные.

– Тоже заработать.

Конечно.

– Значит, для него предмет поиска не человек, а возможность заработать. Я бы всем порекомендовал никогда не вестись на рекламу такой психологической помощи. Когда так навязываются, причем за плату, не вы интересны, а деньги, поэтому вам будут «помогать» ровно столько, сколько это будет выгодно этим психологам. А в Церкви все бесплатно.

Многие, наверное, сейчас ехидно усмехнутся и скажут: «Но порой даже требы…».

– Да. Но свечки и записки для духовной помощи не нужны. Нужна Исповедь, беседа со священником, а это бесплатно.

И все-таки, наверное, центральный вопрос – как отличить психолога, который не то что не поможет, а навредит, загонит в рабство к темным силам?

– Первое я назвал. Агрессивная реклама – верный признак того, куда ходить не надо. И второй признак – духовная традиция, к которой апеллирует психолог. Но это уже зависит от религиозного вкуса, так это можно назвать, насколько духовно чуткий человек ищет встречи с психологом. Если он всеядный, и ему без разницы – веды, язычество, не язычество, тогда его можно только пожалеть: всеядный человек всегда терпит урон. Если он в свою душу берет все что ни попадя, то будут проблемы. Духовный поиск должен быть ориентирован на созидание. Нужно потрудиться, отнестись к этому крайне серьезно, ибо для человека духовная сфера сопряжена либо с жизнью, либо со смертью.

Даже так стоит вопрос?

– Безусловно. Именно так он и стоит, и только так.

Записали:
Игорь Лунёв
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Господь входит в нашу жизнь, не порабощая нашу свободу, а откликаясь на нашу просьбу

– Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В преддверии Нового года по сложившейся традиции мы совершаем молебен. Мы благодарим Господа за все, что произошло в предыдущий год, и простираем свой взор в будущее, прося у Господа помощи в нашей жизни и в наших делах в грядущем лете Его благости.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Главное – оставаться людьми Божиими и положиться на волю Божию

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс