Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1091) → Священник Олег Патрикеев: Как подготовиться к смерти?

Священник Олег Патрикеев: Как подготовиться к смерти?

№2 (1091) / 5 января ‘21

Беседы с батюшкой

Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий – эти слова Екклесиаста знают даже невоцерковленные, здесь говорится о времени. Мы легко и просто оперируем словом «вечность», но все равно измеряем вечность временем, и нам кажется, что вечность – некое управляемое время. Давайте поговорим о времени и вечности.

– Есть прекрасная песня, которая мне очень нравится, в ней такие слова: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь» – кстати, эти слова придуманы не поэтом: их сказал Григорий Богослов; в «Слове 38» он сказал: «Когда мы сводим в единство начало и конец времени, то приходим к вечности». Отсюда выходят ответы сразу на многие вопросы.

Но мы, конечно же, должны взять в руки Библию и посмотреть, как понятия «вечность» и «время» сочетаются в Библии: мы можем говорить языком мудрецов – например, мне нравится теория относительности Эйнштейна, где время и пространство входят в одну систему...

4 стороны света. Крест: 4 точки, при соединении их вместе получаем точку вечности – Иисус Христос. Можно много смотреть на такие прообразы, размышляя, где начинается во времени вечность, могут ли время и вечность соединяться или это как две параллельные прямые, которые никогда не соединяются.

Когда же в первый раз говорится о времени в Библии? Смотрим Книгу Бытие: как творился мир, видим, как появляются творения Божии? На 4-й день создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы: это начало часов – ведь наше время зависит именно от этих двух светил, наша метафизика, наша жизнь подстроены под них: мы ложимся спать, когда наступает ночь, просыпаемся утром, когда встает солнце (не все, конечно). Тем не менее лунно-солнечный календарь – это мерило времени, которое мы чувствуем. Мы знаем, что в сутках 24 часа, они делятся на часы, минуты, секунды…

Вспомним «Сказку о потерянном времени», по которой был снят кинофильм – «сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»: хотелось бы, чтобы люди, теряющие время за планшетами, играми и так далее, увидели себя в этой сказке. Насколько время сейчас разбросано в сети: темные силы забирают самое драгоценное, что есть у человека, – время…

Вопрос телезрительницы из Алтайского края: «По учению Церкви, перешедшие в вечность святые слышат наши молитвы и, молясь Господу, помогают нам в земной жизни. Но порог вечности перешагнули не только души тех людей, которые жили святой жизнью, но и тех, которые прожили, например, не по заповедям Божиим и которые, может быть, не упокоились в Царствии Небесном. Скажите, слышат ли они наши молитвы, находясь за порогом вечности?».

– Прекрасный и своевременный вопрос. Как нам достучаться до Небес? Что не имеет времени в нашем временном отрезке? Это молитва.

Во время молитвы человек останавливает время – мы иногда приходим на службу и замечаем, что время пролетело быстро, а ведь Литургия длится 2 часа. Когда мы находимся в храме, хочется продлить время: там мы не торопимся, чувствуем себя в теплых руках – не в ежовых рукавицах у тещи на блинах, а в теплых маминых руках, под покровом. В церкви Божией мы расслабляемся, ощущаем себя в защищенном пространстве.

И домашняя молитва тоже становится вневременной, ведь мы молимся не по времени. Не обязательно молиться только утром или вечером – как говорит апостол, непрестанно молитесь. Во время молитвы человек как бы останавливает время и продлевает свою жизнь. Кто хочет пожить дольше – молись больше.

Есть еще удивительный момент в Библии, где сказано, как можно продлить время своей жизни на земле – 5-я заповедь: Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Молитва и почитание родителей – как бы наш дополнительный бонус, ведь у каждого есть определенное число дней, которое заложил в нас Господь – это потенциал нашего тела, сердца. То есть у нас есть как бы определенная гарантия...

Молитва – это энергия, и усопшие ее не только слышат, но ощущают ее как благодатное благоухание, ведь молитва должна стать благоуханием для Бога. Что делают святые люди в Царствии Небесном? Они молятся. И у них там не записочки, как у нас в церкви, когда батюшке приносят кучу записок с именами и он молится. Там молитва не такая.

Думаю, предстояние перед Богом – совсем другое состояние души, тела, ума. Святые находятся в постоянном видении Бога перед собой и славословии Его. Представьте, мы 10 минут не можем помолиться, не отвлекаясь, а там – вечное предстояние перед Богом. Готов ли я стать святым, чтобы вечно перед Богом предстоять, или мне станет скучно? «Устал я уже молиться, пойду поем пирожки или с бабушкой посижу...»

Помыслы в молитве (даже добрые) – от лукавого, или даже человеческие: человек просто уходит от предстояния перед Богом. А святые учили себя постом и молитвой, воспитывали себя в предстоянии перед Богом – они знали, что, пройдя этот временной отрезок, встретятся с Богом и будут с Ним уже вечно.

Наши молитвы, конечно, помогают: они посылают Божию благодать на души усопших. И заупокойные службы мы всегда проводим с чувством покаяния и с желанием, чтобы Господь упокоил души усопших рабов на лоне Авраама...

Телезрительница задавала вопрос о людях, которые жили не по заповедям Божиим и, вероятно, находятся не в Царствии Небесном: когда мы молимся келейной молитвой, они слышат наши молитвы?

– Мы не можем знать стопроцентно, где находится человек после смерти. Даже если он жил вне Церкви, это не говорит о том, что он стопроцентно попал в ад. Всегда есть шанс – Господь ждет от человека покаяния до его последнего издыхания. Мы знаем о покаянии разбойника на кресте...

Но мы своими молитвами можем им значительно помочь?

– Конечно. И не только молитвенно, но и своими делами: мы пытаемся умилостивить Бога и восполняем добрые дела за того, кто ушел неподготовленным, как мы считаем, – мы как бы говорим: «Господи, посмотри, я за него делаю это доброе дело. Например, кормлю бедных, подаю милостыню, в храме убираю». Есть очень много тому примеров. Например, у дочки умер отец. Спустя время он ей приснился со словами, что ему очень холодно. Она пошла к священнику, спросила, что нужно сделать, если приснился такой сон. Священник сказал: «Ну, хоть пол помой». Она помыла пол, и ей приснился ее отец и сказал, что ему стало лучше... Даже такие добрые дела успокаивают души усопших.

Они уже не имеют воли и не могут ничего делать, но мы за них можем. Получается, что ответ на этот вопрос именно в том, что мы можем молиться за них и облегчить их положение. Мы можем их вымолить?

– Надо не только молиться, но и делать добрые дела. Мы должны встать на путь святости. Только человек святой жизни может вымолить человека из ада. Это ведь, можно сказать, надо спуститься за человеком в ад и сказать: «Господи, я поручаюсь за этого человека, я свою жизнь прожил честно, возьми его в рай». Готовы мы так сделать?..

Вопрос телезрителя из Москвы: «Время никогда не отсутствует. А существует ли время в вечности?».

– Ответ простой: времени в вечности не существует, в вечности – счастье, а «счастливые часов не наблюдают».

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «У вечности нет начала и нет конца. Про Троицу: по нашему человеческому разумению сначала был Отец, потом, как сказали, через короткий промежуток Сын и Дух Святой. А я считаю, что это было одновременно. Но у всех людей есть начало, и мы помним прошлую жизнь, когда мы начали жить. У меня в голове ничего не укладывается...».

– И не уложится. Если бы уложилось, вы бы уже получили Нобелевскую премию – это точно… Мы как раз говорили, что была именно ересь Ария о том, что он разделил Сына с Отцом, что между ними был какой-то промежуток. Если вы слушали внимательно, мы объяснили на примере: лучи вечно рождаются от солнца. Нужно прочитать «Символ веры» – и вы все поймете.

А вот как нам быть именно с предчувствием вечности? Ведь мы имеем начало. Когда наши часы затикали? Во время зачатия. В зачатии – уже весь человек. Мы празднуем Рождество Богородицы, непорочное зачатие Иисуса Христа – это момент соединения семени с женским началом.

У нас нет догмата о душах, где они были. Мы знаем, что отвергли как ересь учение Оригена о душах. (Кстати, у него хорошая, очень интересная книга.) Где же была душа до зачатия? Если такое место есть, то где оно?..

Души мамы и папы дают возможность родиться человеку в этот временный мир. И для чего? Для страданий. 9 месяцев малыш, в принципе, хорошо себя чувствует. И вдруг этот новый мир, и уже со страданием. Во время рождения на него уже возлагается крест. Первый крик – это крест, который на него возлагает сама жизнь, ведь вся наша жизнь состоит из креста.

Нет ни одного человека, прожившего бы долго и счастливо без проблем, ведь грех Адама и Евы всегда тяготеет над нами. Даже после Крещения он оставляет свои последствия – это наши болезни, смерть, гниение, тленность. А чтобы прийти в вечность… Мы говорили о 8-м дне – это воскресение мертвых, то есть мы переходим в вечность во Иисусе Христе.

Что мы делаем, чтобы здесь нам прочувствовать воскресение? Причащаемся Телом и Кровью Христа здесь, во времени, чтобы попасть в Нем вне времени. То есть в Нем мы уже переходим в вечность.

Литургия – это молитва, которая переводит нас в вечность, мостик в вечность, поэтому очень важно, участвуя в Литургии, понимать ее смысл. В Литургии глубина просто необыкновенная – глубина богословия, мистики. В ней вся жизнь Христа от Его Рождения. А если взять еще вечернюю службу, там даже есть пророчества о Рождении Христа, Богородицы – в зависимости от праздника.

Когда служишь, просто живешь этим, ведь Библия – это не то, что когда-то произошло и забыто: это снова «всегда» и «мгновенно», это «да» и «аминь». Это невозможно остановить – слово Божие не останавливается ничем, в том числе временем, ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

Вопрос телезрителя: «Перейдем из вечности на нашу грешную землю. Известно, что прошлого нет – оно уже ушло, а будущего нет – оно еще не наступило. Остается только наше быстро ускользающее настоящее. В Евангелии Христос говорит: не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. А как же нам, грешным, быть сейчас, в этой жизни? Люди берут кредиты, затевают какие-то дела, но ведь это же может в мгновение прекратиться. Как тут быть, как жить?».

– Этот вопрос возник не сейчас. Сейчас он просто повис в воздухе. Мы должны услышать Христа, что Он говорит нам через Евангелие. А Он говорит: ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам.

А как его найти? Что такое Царство Небесное? О! Это долгая история, нужно еще 2 беседы, чтобы я рассказал вам о Царстве Небесном. Но возьмите сегодня в руки Евангелие и скажите: «Господи, я хочу узнать, что такое Царство Небесное. Я хочу узнать дорогу, путь, по которому мне нужно идти».

Евангелие всегда должно быть у вас под рукой. Это наша шпаргалка, по ней мы должны жить, по ней мы должны быть судимы. Но в этой шпаргалке есть места, ссылаясь на которые, мы можем на Страшном Суде сказать: «У меня так было». А там написано: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» – вера в Иисуса Христа уже может спасти нас от смерти, может дать нам возможность прикоснуться к вечности.

Прикоснуться ко Христу нужно всем сердцем, всей душой, нужно возлюбить Его как наивысшего возлюбленного Человека, Который отдал Свою жизнь за тебя и за меня.

Вот если бы мы, не дай Бог, сидели с вами в тюрьме, осужденные (наверное по грехам) на вечные муки, и вдруг зашел бы в тюрьму человек и сказал: «Я сажусь вместо тебя, а ты свободен, но больше не греши», – это был бы Иисус Христос. Вот так Он уходит в наше небытие, чтоб мы вошли с Ним в бытие жизни временной и вечность.

Недавно было Евангельское чтение о человеке, который собирал свои богатства в закрома и строил новые амбары. «Безумный, в эту ночь у тебя отнимут жизнь…». Действительно, как сказал наш телезритель, люди берут кредиты, строят планы на 20 лет, и это очень серьезная проблема: мы рассчитываем на жизнь, которой не будет конца.

– Более комфортную жизнь, да? Мы ведь для чего берем деньги? Мы как бы опережаем настоящее, в котором должны жить. Мы начали беседу именно с этого: «Есть только миг, за него и держись». Этот миг – сейчас, «да» и «сейчас».

Чтобы «да» и «сейчас» наполнились пониманием и присутствием Бога, у афонских исихастов есть величайшая молитва – простая Иисусова молитва, которую человек может творить в любом положении, в любом месте: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (грешную)». Эта молитва – миг, который держит тебя в вечности.

Да. Это удивительно. И мне кажется, что мы поговорили и о вечности, и о времени, и о том, что время – весьма относительная вещь.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс