Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1090) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О жизни

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О жизни

№1 (1090) / 1 января ‘21

Беседы с батюшкой

Поговорим о жизни. Вокруг множество информации, в основном негативной, которая говорит нам, что сейчас все плохо. Жизнь сейчас сложная, непонятная, но что еще можно сказать о ней?

– До христианства была замечательная греческая культура со своими философами, со своим взглядом на жизнь. Мне вспоминается мысль одного греческого философа – он говорил: «Куда бы ты ни пошел, везде найдешь то, что принес с собой». Для плохого все плохо, для хорошего все хорошо. В луже можно увидеть грязь, а можно увидеть отражение неба – кто что ищет. Чтобы не быть в плену новостей, надо меньше искать их, а больше быть со «Спасом», «Союзом», с «Радонежем».

Звонить близким.

– Конечно. Кстати, по поводу звонков близким... Наш дорогой отец Кирилл Бейко сейчас находится в Чите в 2-годичной командировке (уже 2-я неделя пошла), и он сказал на проповеди до своего отъезда: «Сейчас такое время, не надо ничего откладывать на завтра, мы про завтра ничего не знаем, живите этим днем. Захотели позвонить – сегодня позвоните, захотели кого-то навестить – сегодня навестите, захотели деньги отдать – сегодня отдайте, захотели попросить прощения – сделайте это сегодня. Потому что слово „завтра“ – это враг „сегодня“». Замечательная получилась встреча, назидательная.

Важно ощущение жизни, что Господь нам дал этот день сегодня. Про будущее не надо слишком много мечтать, рассуждать. Кстати, сегодня читалась притча о богаче, который сказал: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Мы же хотели поговорить про молодежь. Вот эти слова разве не девиз молодежи? Покойся (то есть ничего не делай), ешь, пей и веселись – это как бы цель жизни современного человека.

Слоган есть такой: «Бери от жизни все».

– Старец Паисий говорил: «Сейчас многие студенты хотели бы, сидя в кафе, покуривая сигарету, звонить преподавателю (а он это говорил еще не в ковидное время) и узнавать, на какую оценку они сдали экзамен», а старец Макарий говорил: «Сейчас многие хотели бы, лежа на кровати, перевернуться и оказаться в Царствии Небесном». Но так не бывает.

Ешь, пей, веселись, – а в эту ночь помрешь. Что дальше? Если у человека нет целей, мыслей и планов, которые простираются за пределы смерти и за пределы этой жизни, тогда смерть все планы и цели, все фундаменты обрушивает. Один из самых основополагающих вопросов по жизни: что Церковь может дать молодому человеку?

Современная Церковь современному молодому человеку. Можно ли вообще так говорить: современная Церковь?

– А почему только молодому человеку?

Можно расширить тему, конечно.

– Молодому потому, что путь начинается у молодого человека. И если в жизни нет того, ради чего ты готов умереть, тогда это и не жизнь. Не надо бояться смерти – надо бояться пустой жизни. Что может Церковь? Она может дать смысл жизни. Как матери или отцу, потерявшим ребенка, без Православия пытаться объяснить, что произошло и как с этим жить? Помолимся о новопреставленном Димитрии – мое духовное чадо, в субботу хоронили: 41 год, умер от ковида. А его мать всю жизнь в Церкви – и не надо ничего объяснять, ибо наша жизнь простирается за пределы нашей смерти.

Когда у меня умерла мама, я смотрел на фотографию и плакал. А потом взял и написал на этой фотографии и людям в утешение, и, может быть, самому себе:

«Смерть есть к жизни
приближенье,
К жизни той, где смерти
нет».

Откуда эта мысль? Только от христианства, от Евангелия, от Христа. Какие бы человек ни строил планы, цели, идеалы, со смертью они все обнуляются. Простой человек может объяснить смысл смерти? Он живет со своими идеями, планами: «Оставлю свою жизнь, после меня будут жить дети, потомки, внуки, которые также не будут знать, зачем они живут».

Лев Николаевич Толстой говорил, что на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: они жили и не знали, зачем живут. Вот что дает христианство: знание, что тебе есть ради чего жить и как жить. Жить за тебя никто не будет. И вот говорят: «А где батюшка? А почему он мне не объяснил? А вот я никак не могу в церковь прийти… А попы такие: у них внешнее не совпадает с внутренним». Как будто пришли к врачу-стоматологу, увидели у него вставные зубы и говорят, что к такому врачу не пойдут. Мы же идем к любому стоматологу – нам важно действие, важно, что с нами будет.

А то все за нас кто-то должен сделать: «Мне вовремя не объяснили, вовремя не подсказали».

Слушай, это твоя жизнь, за тебя жить никто не будет! Ты больницу знал? Знал. Врачей знал? Знал. Ты искал в своей жизни, ради чего жить, что будет? Наша жизнь только здесь или что-то дальше будет?

Еще греки говорили: наша жизнь не только здесь. И когда человек поймет, что она не только здесь, тогда начнет шевелиться и думать, что же дальше, если все-таки есть жизнь и есть Хозяин жизни – Источник жизни. В Писании говорит Господь: «Я живу, и вы будете жить». А иначе все обессмысливается.

Покойся... Все к этому стремятся: футболисты зарабатывают миллионы в месяц, артисты эстрады – миллионы в месяц, все стремятся, чтобы были деньги, но хочется ничего не делать. А самое главное – «не все богатые погибают, не все бедные спасаются».

Богатство само по себе – не зло. Оно оправдывается милосердием: ты распорядитель. К тебе пришло и ушло. Когда храм строили, встречались с людьми, которые что-то имели в кармане. Я говорю: «Вы знаете, человеческая жизнь должна быть как легкие: вдох – выдох, вдох – выдох, немного оставил себе. А если только все время вдыхать, то в конце концов и лопнуть можно, но надо понимать, ради чего делиться, ради чего жить».

Все ищут покоиться, есть, пить и веселиться. Источник этого – деньги, которые все это дают.

Однажды читаю надпись: «Прибыль превыше всего». Честь превыше прибыли! Ну и что, что у тебя есть деньги, а дальше-то что? А где человеческое лицо? «Кем вы хотите быть в 25 лет?» – спроси сейчас у детей. «Артистом, футболистом, миллионером»… Из ста тысяч ни один не напишет: «Я бы хотел быть святым или праведным», «я бы хотел быть самым добрым человеком в мире».

«Образование может быть и средним, воспитание должно быть высшим»: высшее воспитание – это когда людям с тобой хорошо. Добрый человек – умный человек, а недобрый человек – неумный человек. Но все же хотят наполнить ум знаниями. Кстати, чем отличается умный человек от мудрого? Умный человек найдет выход из любой тяжелой истории, в которую вляпался, а мудрый человек в эту историю не вляпается.

Недавно был разговор. В конце вечерних молитв читаем, что согрешили зрением, слухом, осязанием и обонянием… Один батюшка (не в прямом эфире) пошутил: «Что это за грех обонянием? Знаешь, в чем этот грех состоит? Не суй свой нос туда, куда тебя не просят. Это и есть главный грех обоняния, когда мы не в свои дела лезем». Вот какая сейчас у многих цель – к внешнему, это цель жизни человека.

Да, зацикленность на внешности, на своей красивой фигуре, на одежде – это возносится в ранг смысла жизни, на это тратится время и в спортзале, и на диетах, зарабатываются деньги. Но это для многих очень важно на самом деле.

– Какие главные вещи в жизни? Главные – это не вещи и не мы внешние. Под счастьем люди подразумевают здоровье. Сейчас будет Новый год, и все люди будут желать друг другу счастья и здоровья.

Спрашивают про прививки. Сегодня с одним врачом консультировался насчет прививок, он говорит: прививки делают в 2 этапа – сначала делают одну инъекцию, потом 21 день запрещено внешнее общение. В первую очередь будут делать прививки врачам, военнослужащим и учителям. А как им не общаться? То есть 21 день должен быть карантин. Потом, через 21 день, вторая прививка, и еще 42 дня нельзя пить алкоголь. Поэтому перед Новым годом лучше к этому делу не приступайте, дождитесь лучших времен. И еще говорят, что будет какая-то 3-я вакцина, которая и для детей, и для стариков. Наверное, нам надо дождаться щадящей, а то можем не пережить.

Давайте успокоим телезрителей: все будет хорошо.

– Вот именно. Под счастьем что подразумевают? Здоровье. А другие – здоровье и красоту. А другие – здоровье, красоту и деньги. А другие – здоровье, красоту и власть. А другие – здоровье, красоту, власть, положение. И так много чего можно прибавить.

Кстати, кто-то советовал: женщины, перестаньте у Бога просить верных и непьющих мужей, а то вся Средняя Азия уже в Россию переехала. Поэтому надо аккуратно просить. Просят, просят, а счастье может состоять в свободе от всего этого: если нет здоровья, ты несчастный человек, а если нет красоты, власти, денег, то конец? Ничего подобного. Кто что ищет.

Господь говорит: Царствие Божие не пища и питие. А что? Праведность, мир и радость о Святом Духе. Господь тоже про веселье говорит: будете иметь, но не это веселье – не от коньяка, не от любовных утех, а в Духе будете его иметь, когда будете искать праведности и проистекающей от нее мирности.

Кто у нас ищет праведности? Все ищут веселья. Какого веселья? Веселья любой ценой. Почему до бесконечности телевизор, буги-вуги? Приезжают на природу, на рыбалку и даже там музыку включают – и на всю округу.

Человек боится побыть наедине с природой, боится серьезности, глубины, серьезных мыслей. Достоевский однажды сказал, что многим людям было бы выгодно, чтобы Бога не было. Вот и весь атеизм: если есть Бог со Своей святостью и праведностью, тогда что-то надо менять, что-то делать. Проще сказать, что ничего нет. А если ничего нет, тогда «все будет позволено».

Цель молодого человека соответствующая, если на первом месте душа и честь. И тогда поймет человек, что главные вещи в жизни – это не вещи. Церковь и способна дать человеку это представление. Даже не Церковь, а Евангелие: Церковь только пересказывает Евангелие для жизни. А если разочаровались в Церкви, в каких-то ее проявлениях, то как можно разочароваться во Христе, в Евангелии?

Достоевский говорил: «Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Недовольство Церковью – это, по сути, оправдание проблем своей собственной жизни: «Меня не выслушали, бабки прогнали».

А сейчас и ходить в церковь не надо. Многими период пандемии даже и нормально воспринимается – так вроде совесть мучила, почему не в Церкви, а сейчас не пойти в храм это как будто добродетель: «Я в храм не пошел, чтобы никого не заражать и самому не заразиться». Но если ты чего-то боишься, мы все сейчас соблюдаем меры предосторожности.

И до тех пор, пока храмы открыты, надо этим моментом пользоваться и жить одним днем. Я прихожанам говорю: «Дорожите каждым воскресеньем. Может, будет какое-то общее распоряжение, что сложная обстановка, но пока этого нет. Сейчас идет пост, приходите на Литургию, причащайтесь Святых Христовых Таин – это Чаша Жизни: „Я жив, и вы живы будете“ – это наш смысл».

Кстати, сегодня в Апостоле читали: «Блюдите, како опасно ходите. Испытывайте время, потому что дни лукавы». Я как-то рассуждал: как это понять, что дни лукавы? Вообще, что такое время, даже греки не могли определить. Даже ученые не знают. И апостол говорит, что дни лукавы. Время относится к физическому существованию этого мира. Что такое время? Движение стрелок часов? Но это же механика.

А лукавое? Это уже относится к нравственной стороне жизни человека. В чем здесь может быть понимание? Дело в том, что нас время обманывает – нам кажется, что оно есть и его будет еще очень много: «Я это успею сделать завтра, это – послезавтра», – и так все лучшее откладывается, а всякая дурь делается почти мгновенно.

Я был у отца Иоанна (Крестьянкина), имел счастье лично общаться. Мне тогда было 30 лет. Я человек любознательный. Вдруг (сам от себя не ожидал) я у него спросил: «Батюшка, Вам жизнь показалась долгой, короткой?».

Он такого вопроса не ожидал. Как оценить жизнь с высоты 80 лет? Батюшка сказал: «Ты знаешь, такое впечатление: что-то начали, сделали – и жизнь прошла». Думаю: «Ничего себе! Если в 80 лет она кажется каким-то мгновением, что тогда наша жизнь?».

Значит, мысль какая? Надо вкладывать содержание в каждый день, потому что завтра не будет. Нам дано сегодня 24 часа – в эти часы по возможности нужно вложить все содержание, и тогда время не будет нас обманывать. Все проблемы в человеческой жизни – из-за бесконечной лени. Как будто все поправимо. Как поправимо? Ты все проспал.

Вспоминается один пример. Раньше учебников, online-обу-чения не было. Как табуретку сделать? Сейчас, может быть, можно найти информацию в интернете.

И вот, значит, в Греции учились делать табуретку. Вдруг к обеду прибегает заспанный ученик. Смотрит – все уже сидят, едят хлеб, пьют воду (перерыв у них). Табуретка сделана. К нему подбегает другой ученик и говорит: «Знаешь, малыш, тот, кто любит спать, видит только сны». Часто у нас не жизнь, а сон: мы что-то видим, мечтаем. А что сделали доброго? Непонятно.

Мне понравились слова Иоанна Златоуста, приведенные сегодня в проповеди отцом Максимом: «Только то можешь считать своим, чем поделился». В доме друзей принимал? Принимал. Это твой дом. На машине кого-то подвозил? Подвозил. Это твоя машина. Ты этими деньгами делился? Делился. Они твои. Это здоровье другим служило? Да. Оно твое. Ты еще будешь жить, потому что служишь.

Однажды престарелый отец Симеон, игумен, ветеран Великой Отечественной войны, спросил у меня (обстановка была не философская, а он задал философский вопрос)…

Он спросил: «Мелхиседек, а ты знаешь, почему люди долго живут?». Чтобы замять сложный разговор, я ему сказал: «Да, знаю». – «Почему?». – «Потому, что соблюдают режим труда и отдыха. И у них сбалансированное питание» (так пошутил). А он, человек, прошедший Великую Отечественную войну, понятия не имел, что такое режим труда и отдыха и сбалансированное питание.

Еще вспоминаю одну ситуацию. Накануне 9 мая мне одна женщина сообщила, что ее отец сказал: «Я чудом выжил в пехоте. Дай Бог, чтобы из 4-х с половиной лет войны набралось 2–3 месяца, когда мы ночевали в хатах, а не на земле, в блиндажах». Ты можешь себе это представить? Я не могу.

Отец Симеон через это прошел. И вдруг он мне говорит: «Нет, не поэтому. Не потому, что «режим труда и отдыха, сбалансированное питание». Люди живут долго потому, что они кому-то нужны».

Надо стремиться быть кому-то нужным. Тогда будем жить. Сейчас девиз молодежи – «Жизнь – наслаждение», а Церковь говорит: «Нет, жизнь не наслаждение, а служение». Ты можешь найти наслаждение в служении.

Старец Паисий говорил: «У человека есть две радости: первая – когда он получает, и вторая – когда он отдает. Радость, которую ты чувствуешь отдавая, нельзя сравнить с той, которую ты испытываешь, принимая что-нибудь. Тот, кто берет, имеет радость человеческую, тот, кто дает – радость Божественную. Человеку, для того чтобы понять, на правильном ли он пути в отношении духовном, надо в первую очередь посмотреть, радуется ли он, когда отдает, а не получает. Правильный духовный ориентир таков: ты забываешь добрые дела, совершенные тобой, и помнишь добро, сделанное тебе другими. Тот, кто достиг такого состояния, становится Божиим человеком. Если же кто-то постоянно забывает добро, сделанное ему другими, и помнит свои добрые дела, то это противоположно тому, чего ждет от нас Господь».

Некоторые говорят: «Что-то жизнь какая-то невеселая». А почему она должна быть веселая-то? Радость за нас никто не сделает. Хочешь порадоваться? Порадуй. Хочешь быть счастливым? Осчастливь.

Сейчас в браке она говорит: «Хочу быть счастливой». Он говорит: «Хочу быть счастливым».

А может быть, в брак нужно вступать с такими мыслями: «Я хочу осчастливить»? Из тысяч кто-нибудь так думает?

Если человек с такими мыслями подходит к этому сложному решению в жизни, тогда у него все получится. А когда он ждет, чтобы его сделали счастливым… Не всегда наши фантазии совпадают с тем, что в голове у родных и близких.

Вопрос телезрителя: «Сейчас тяжелое ковидное время. Как его благополучно пережить всем людям? На земле живет 6 500 000 000 – из них сколько православных христиан? Может быть, 80–100 000 000. Отец Иоанн, которого Вы вспомнили, написал: “Смотри, что будет происходить для вразумления”. Вразумятся ли миллиарды, которые не верят?».

– Дело в том, что мы за всех-то не в ответе. Мы в ответе за самих себя, семью, тех, кто рядом с нами. Будем надеяться на то, что есть Промысл Божий обо всех людях. Поэтому это звонок всем: «Подумайте, что наша жизнь не только здесь».

Когда я сам оказался перед этой чертой (это было в мае), мозги, которые и так-то всегда устремлены к Богу, еще больше были направлены к Нему. Сама жизнь показала всю свою серьезность: к ней нужно относиться еще серьезнее. Мне кажется, многих людей к духовному подвигнет то, что наша жизнь не только здесь.

Батюшка, спасибо Вам за беседу! Не будем ржаветь.

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс