Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1089) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Второе Пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд

Протоиерей Алексий Ладыгин: Второе Пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд

№48 (1089) / 14 декабря ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№47 (1088) 2020

Мы продолжаем «Огласительные беседы». Наш прошлый разговор был посвящен святым мощам, важности поклонения им, а сегодня будем говорить о славном Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о воздаянии, которое получит каждый человек согласно своей жизни.

В современном мире мало кто верит в загробную жизнь: человек считает земную жизнь центром своего существования и не заботится о вечности – живет так, как будто не будет умирать. Но духовная жизнь есть, и все будет так, как Господь сказал в Священном Писании. Это существует независимо от нашего восприятия («хочу – воспринимаю, хочу – нет», «верю я в это или не верю»).

Даже если мы не будем следовать законам природы, от этого ничего не изменится: они будут существовать. Если будем их исполнять, они будут приносить нам пользу. Либо будем вредить себе, не исполняя законы этого мира. Господь не оставил нас без духовной заботы, попечения, чтобы никто не погиб, но наполнил свою жизнь верой в то, о чем Он свидетельствовал. Господь сказал, что будет Его славное Второе Пришествие.

Первое Его Пришествие было во смирении, почти не замечено: мало людей узнало об этом. Только ангелы благовествовали и славословили Пришествие Христово на землю.

Второе Пришествие будет великим и славным, видимым каждому человеку: от востока до запада все увидят Христа. Мы не можем объяснить и до конца понять, каким образом это будет. Невозможно было объяснить и понять, как Господь придет на землю, а Он взял – и воплотился. Это великое чудо! Сам Господь («не ходатай, не ангел») пришел на землю, искупил человека от проклятия, смерти, греха. В этом и заключается милость Божия.

Господь предупреждает, что земля огню блюдома на день суда и погибели нечестивых человек, то есть Он неизменен, как говорит псалмопевец Давид, а мы изменяемы. Нас и землю изменит Господь – не уничтожит, но изменит.

В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. А что дальше будет?

Священное Писание говорит: будут новое небо и новая земля, на которых обитает правда.

Ириней Лионский сказал: «Не сущность и не вещество творения упраздняется (ибо истинен и силен Тот, кто устроил его), но приходит образ мира сего, т.е. то, в чем произошло расстройство... Когда же прейдет этот образ и человек обновится и восстанет для нетления, тогда явится новое небо и новая земля».

Человек утратил образ Божий. Естественно, нужно будет изменение. Люди, которые доживут до Второго страшного Пришествия Христова, изменятся, а другие воскреснут. Когда это произойдет?

Некоторые секты уже говорили о кончине мира, Втором Пришествии, назначали дату. Но невозможно назначить дату, потому что Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один.

Священное Писание говорит: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Мы не знаем, когда придет Христос, но Его ждали всегда.

Известны признаки времени, когда Господь придет. Одно из условий (по Священному Писанию) – проповедование Евангелия во всем мире.

Мы знаем, что сегодня Евангельская истина уже проповедана во всем мире. Все народы знают о Христе. СМИ тоже проповедуют о Нем по христианским каналам. Священное Писание переведено почти на все языки мира – мне недавно сказали, что Библия переведена даже на чеченский язык. С христианской культурой может познакомиться любой. Сегодня Евангельская истина доступна всем. Правда, не всякий ее принимает, но это уже себе в осуждение.

И тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь… Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

Мы видим, насколько сильно сейчас оскудела любовь. Человеческая жизнь ничего не значит. Если есть какие-то амбиции, люди просто уничтожают друг друга.

В мире непрестанно ведутся войны; люди, прожившие в браке по 20–40 лет, могут развестись и потом друг друга ненавидеть. Казалось бы, жизнь должна быть посвящена стяжанию любви и добродетелей, а происходит совершенно обратное.

В Священном Писании говорится о землетрясениях, катаклизмах. Их в настоящее время тоже хватает.

Самое главное условие – приход на землю антихриста. Сын беззакония будет править три с половиной года. Антихрист воссядет на престоле в храме Господнем и заявит, что он бог. Когда придет Господь, то убьет его духом уст Своих. Поэтому антихриста называют сыном погибели. Это главные Евангельские признаки славного Второго Пришествия нашего Господа.

Есть предания святых отцов. Например, говорится, что перед Вторым Пришествием Иверская икона Божией Матери покинет Афон, который уйдет под воду. Мертвое море измечет рыбу – в нем появится жизнь. Перестанет сходить Благодатный Огонь на Гроб Господень…

Многие предания святых отцов для нас – некий знак, чтобы мы были более внимательны.

Не называя точной даты, Господь не позволяет нам расслабиться, чтобы мы были готовы в любой момент предстать перед Ним и дать ответ за свою жизнь.

Мы не знаем, когда умрем. «Помни последняя своя и вовек не согрешишь», – говорят святые отцы. Смерть дает нам возможность задуматься о своей жизни, принести достойное покаяние, примириться с Господом перед тем, как предстанем перед Его Лицом.

Это чувства людей, живущих во Христе: если человек не живет во Христе, для него ничего не страшно.

Мы сталкиваемся с тем, что к священнику приходят люди со словами: «Наш близкий, сродник при смерти. Проживет, может быть, день-два. Он еще не крещен: хотел, но не получилось». Священник говорит: «Я обязательно приду, покрещу – это мой долг, служение». Когда он приходит, человек в свои последние минуты отказывается креститься: «Мне уже все равно, ничего не надо» – то ли он впадает в уныние, отчаяние, то ли враг внушает ему это: человек не имеет расположения к Церкви. Родственники не имеют христианского утешения помолиться за него в храме Божием. Человек отверг Господа в самый последний момент. Какой будет его участь в вечности?

Христианские воспитание и жизнь помогают наполняться необходимыми чувствами.

Невозможно избежать Страшного Суда. Господь будет судить всех. Тот, кто умер, воскреснет и соединится со своим телом, которое будет совершенно другим: не нужно будет одежды, пищи. На новой земле человек будет жить, как ангел. Тот, кто доживет до славного Второго Пришествия, тоже претерпит изменения.

Ириней Лионский говорит, что до конца мы не можем этого понять: все откроется, когда придет время.

Господь будет судить людей согласно их делам. Самое главное – вера в нашего Господа. Это первое оправдание, которое мы получим. Второе – любовь, явленная нами: Бог есть любовь, и мы должны идти вслед за Ним, творя дела любви и сострадания.

Святой Иоанн Богослов учит: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Если покажешь любовь к ближнему, значит, ты настоящий христианин, идешь за Господом.

Господь будет судить каждого очень строго. Об этом говорит Священное Писание: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Не исполнившим заповеди любви Судия скажет: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Господь будет судить нас за то, что вера не принесла достойных плодов: всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Поэтому мы должны заботиться о добрых делах.

Если любовь оскудевает, нет смысла в жизни. Всякий верующий во Христа должен наполнять свою жизнь любовью и добрым, радостным, благодарным отношением к Господу за то, что Он посылает ему много различных благодеяний: Бог хочет добра, Он всегда пребывает в благости, поэтому каждый из нас должен к этому стремиться.

Зло – проявление свободной воли человека, за которое он понесет наказание. Каким будет оно? Будет мучительным, как в огне – геенне огненной. Когда огонь подбирается к человеку, ему очень страшно: ожоги болезненны, мучительны. Если тело человека не будет нуждаться ни в пище, ни в питии, ни в одежде (оно будет совершенно новое, другое), то и физических страданий, наверное, мы тоже не будем чувствовать – значит, страдания будут совершенно другого плана.

Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Эта смерть, как и вечные мучения, сравниваемые с горением в огне, есть состояние удаленности от Бога, Который есть Свет и Источник жизни. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «для имеющего чувство и разум быть отверженным от Бога – значит вытерпеть уже геенну». Самое страшное – быть отверженным от Господа: если Он тебя отвергает, ты находишься в состоянии мучения. Моральные мучения порой бывают тяжелее физических (многие говорят: «Лучше бы меня ударили, нежели от меня отворачиваться и не разговаривать со мной»).

Святой Иоанн Златоуст также отмечает: «Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не вем вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущего, не напитали! Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лицо Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас». Господь просто отвернется от человека, и он сам себя будет мучить, ибо ему стыдно и больно. Он будет искать себе место, как говорят святые отцы, где бы не было Господа, и не найдет его: Бог везде и всюду.

Укоряющий взор Господа всегда будет напоминать человеку о его грехах, о том, что он мог сделать и не сделал.

У нас есть учение о рае и нет учения об аде. Господь уготовил каждому человеку то место, которое он заслуживает здесь, на земле. Все должны задумываться о своей вечности – будущем состоянии, воздаянии, которое Господь обязательно даст каждому по его заслугам. Мы должны непрестанно говорить о духовной жизни в своих домах: детям, близким, верующий – неверующему. Находится ли человек в поиске или живет в безразличии, необходимо напоминать каждому, что он несет ответственность за свои дела, чтобы у него была возможность задуматься и принести (может быть, в свою последнюю минуту) покаяние.

Если человек крещеный и имеет какие-то добрые дела, Господь даст ему возможность покаяться. Самое главное – этим воспользоваться. Благоразумный разбойник в последние минуты своей земной жизни принес покаяние – и в одночасье попал в рай. Господь показывает нам, что Он милостив к любому человеку. Правда Божия – в любви, милосердии, Его жертвенном служении Своему творению.

Может быть, Господь и явит Свое милосердие, если увидит покаяние. Мы живем, пока на земле есть святость. Не стоит город без святого и село без праведного. Церковь дает нам возможность иметь жизнь вечную, продлить свою жизнь в радости. Земная жизнь временная. Человек проживает ее очень быстро. Мы просим, чтобы Господь прежде конца дал нам возможность принести достойное покаяние.

Покаяние дается для очищения души, избавления от наших грехов. Человек слабый, не имеет сильной воли, чтобы не грешить: «Еесть бо человека, иже поживет и не согрешит» – нет ни одного праведного человека, который в чистоте проживет свою жизнь. Но есть возможность принести достойный плод покаяния.

Святые отцы говорят, что Господь будет судить нас не по тому, как мы грешили, а по тому, как мы исправлялись, уходили от этих грехов. Милостыня и добрые дела будут перевешивать все недостойное.

Каждый из нас должен готовиться ко Второму Пришествию Господа, а самое главное – к Страшному Суду. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс