Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1089) → Матушка Эллина Михайлович: «Для него самое главное – это Господь Иисус Христос»

Матушка Эллина Михайлович: «Для него самое главное – это Господь Иисус Христос»

№48 (1089) / 14 декабря ‘20

Вторая половина

«Душа – по природе христианка»: она рождена любить и отдавать любовь. Это понимание зафиксировано в глубинной памяти каждого из нас, но разные обстоятельства пытаются его стереть и поменять местами приоритеты жизненных ценностей. Чтобы вспомнить, ради чего и ради кого душа приходит в этот мир, Господь в нужное время и нужное место посылает миссионеров.

Наша встреча в гостеприимном доме начинается с горячего чая и вкуснейших пирогов – это очень кстати. Первые уральские холода – неслабое испытание даже для коренных жителей. А наши герои – семья Михайлович – южане. Отец Душан – серб, матушка Эллина – армянка. 8 лет они служили в Латинской Америке, в Чили. А в минувшем октябре отец Душан, матушка Эллина и трое их детей Божиим Промыслом вернулись в Россию, чтобы служить здесь. Именно наша страна в свое время стала для каждого из них второй Родиной.

Эллина родилась в городе Баку советского периода, в русскоговорящей армянской семье, которая со временем стала многонациональной.

м. Эллина: – Внутри семьи мы никогда не делимся по нации, потому что у меня батюшка – серб, сестра замужем за немцем, мамин родной брат был женат на азербайджанке. Когда мы жили в Баку, никто на это не смотрел.

Родина старшего поколения – Нагорный Карабах. Вооруженные конфликты, начавшиеся там в конце 1980-х гг., рикошетом ударили по семье Эллины, и им пришлось уехать из Баку. Какое-то время жили в Ереване и Ашхабаде, но остановились только в России – в Саратове.

м. Эллина: – Камнем преткновения, причиной, из-за которой мы не могли нигде остановиться, были русские школы. Родители ехали туда, где школы еще были, но они постоянно закрывались.

В Саратове Эллина училась в школе, занималась вокалом и мечтала о консерватории. Причем училась в период, когда, обрушивая прежние ценности, писалась новая история страны. Пришло узнавание Христа и Его учения из произведений Достоевского, Булгакова, житийной литературы, которую включили в школьную программу.

м. Эллина: – Мне понравилось житие Сергия Радонежского. Нам в школе сказали, что ему молятся об успехах в учебе. Перед каждым экзаменом я ходила и ставила ему свечки со словами: «Святой Сергий, помоги». Помогал.

После школы Эллине, отличнице и медалистке, пришлось расстаться с мечтой о консерватории. Врач-фониатр сказал, что ее голосовой аппарат еще не готов к профессиональным нагрузкам. Мама предложила дочери поступить в Саратовский государственный университет на филологический факультет.

м. Эллина: – Весной мне приснился мой покойный дедушка и сказал: «Ты никуда не поступишь, если не покрестишься». Я проснулась: «Все, мама, я должна креститься. Дед сказал: не поступлю». Моя мама со своей подругой тетей Машей, теперь моей крестной, пошли в храм – Троицкий собор в Саратове, и я покрестилась.

Эллина поступила в университет, но от Церкви осталась далека.

м. Эллина: – Я была тогда юной девушкой. Мне было 17 или 18 лет. Я пришла в храм, и у меня была прическа с двумя шишечками. Когда я вошла, на меня обрушились бабушки, что я пришла в храм рогатая. Я испугалась, растерялась и ушла.

Девушка вернулась в храм много лет спустя, когда тяжело заболела мама. Она не была крещеной, и за нее стала молиться дочь.

м. Эллина: – Ее не стало, и, если бы на тот момент я не была так близка к Церкви, думаю, это было бы большой трагедией. Больно говорить об этом даже сейчас.

К тому времени Эллина окончила университет, начала преподавать, изучала старославянский, древнерусский и современные славянские языки, продолжала для себя заниматься вокалом. Все было хорошо, а вот личная жизнь не складывалась. Но однажды подруга вдруг передала Эллине акафист Ксении Петербургской со словами: «Молись этой святой, она устроит твое личное счастье». Через год после маминого ухода ее отправили от университета в командировку в Санкт-Петербург. Конечно, девушка пришла на Смоленское кладбище к могиле святой Ксении.

м. Эллина: – Я помолилась святой Ксении, чтобы устроилась моя личная жизнь: до этого момента она никак не устраивалась. Когда я возвращалась, у меня было предчувствие, что вскоре встречу своего мужа.

То, что они встретились, матушка Эллина считает чудом.

иер. Душан: – Чудо начинается, когда начинаешь верить. Люди, которые не верят, лишены этого.

Он родился в Югославии – стране, которой сейчас нет на карте. Гражданская война на родине, а затем ее болезненный распад пришлись на время, когда Душан оканчивал в Москве дирижерский факультет института имени Гнесиных.

иер. Душан: – Вчера мы все были друзьями. У меня были друзья в Хорватии и Боснии. Это произошло в один прекрасный момент, когда я начинал свою дирижерскую карьеру... С 1991 года у меня был свой оркестр. Сначала он был русским камерным, а потом разросся и стал славянским симфоническим. Мы выступали в Большом зале консерватории.

В России это было смутное время. Медийное пространство заполняли лжеучения и лжепророки, которые сыграли определенную роль. Многие молодые люди начали свои поиски истины.

иер. Душан: – Через эти поиски я стал понимать, что истина находится в Православии, в христианстве, в Библии. Когда я начал зарабатывать как дирижер, когда появился свой коллектив, я стал применять нравственные правила, связанные с христианской моралью.

В середине 1990-х гг. Душан Михайлович вернулся в Сербию. Он служил в Сербском народном театре, посещал храмы и монастыри, в том числе российские и афонские. Постепенно происходило внутреннее отсечение мира высокой музыки с его постоянной балансировкой на точке кипения страстей. Постепенно он подошел к своего рода точке невозврата: понял, что жить по-прежнему он уже не может и не хочет.

иер. Душан: – Когда принимаешь такое решение, приходит тоска: я должен лишиться и этого, и этого. Смогу ли? Потом думаешь: но, если я этого не сделаю, жизнь вообще пройдет мимо.

Отец Душан с улыбкой говорит, что попал в Самару в духовную семинарию каким-то чудом. И так же, чудесным образом, стал участником организованной здесь Международной лингвистической конференции, куда и приехала из Саратова Эллина. На первом заседании она умудрилась задремать, но громкий шепот подруги вернул ее к происходящему на сцене.

м. Эллина: – «Посмотри, какой серб симпатичный». Она обратила мое внимание на Душана. Он мне сразу очень понравился.

иер. Душан: – Я ее не видел тогда. А она меня увидела. Потом говорят: «А теперь – «круглый стол»». Случилось так, что я по ошибке пошел не на тот «круглый стол», куда должен был идти. Я до сих пор не понимаю, как это случилось. Но мне казалось, что я попал куда надо.

На «круглом столе» он выступил, она поддержала, а потом был их первый вечер, который сразу все прояснил.

м. Эллина: – Для меня лично ключевым моментом в том, что он рассказывал о себе, было то, что он перевел на сербский язык житие Ксении Петербургской. Я подвела черту под всем, что было.

иер. Душан: – Когда я начал разговор, то сразу дал понять, что собираюсь стать священником и что не собираюсь, как сегодня модно, иметь отношения – «дружить», узнавать друг друга и так далее. Мне было все предельно ясно. Я видел реакцию в ее глазах и понимал, что это та самая реакция, которая нужна.

м. Эллина: – Мы познакомились с ним 24 мая, а обвенчались 15 июля.

Между тем рукоположение отца Душана состоялось только через 4 года. Они жили в Белграде. В семье уже родились Маруся и Владик. Супруги посещали храм, но Эллина долго не могла представить себя в роли жены священника.

м. Эллина: – Он страдал из-за того, что созрел и точно понял, что это его путь, а я стою на пути, как камень. Я поняла, что просто не имею такого права.

иер. Душан: – В 2012 году митрополит Амфилохий, который недавно упокоился, рукоположил меня, с тем чтобы я поехал в Чили.

м. Эллина: – Задача была – служить и собирать сербскую общину. С этого мы и начали. В первый год нашего служения вокруг была в основном сербская община, русских практически не было. Потом сложилось так, что наша община потихоньку переродилась в русскоязычную.

Они приехали в Сантьяго в сентябре, а накануне Рождества оказалось, что одну из самых торжественных служб некому петь. Матушка Эллина открыла интернет и начала учить службу на слух.

м. Эллина: – Мы репетировали с батюшкой – он же в прошлом дирижер и артист. Укладывали детей и репетировали всю службу: он читает, а я отвечаю. Он подсказывает: здесь помедленнее, здесь так, здесь так. Мы все отрабатывали, репетировали, готовились к этой службе, и в Рождественскую ночь произошел мой дебют на клиросе.

Отец Душан служил настоятелем русско-сербского прихода святого Николая Сербского и храма Святой Троицы и Казанской Иконы Божией Матери в Сантьяго, где приобрел бесценный опыт миссионерской работы.

иер. Душан: – Это был опыт, который отличается от классического служения в приходе – там мы находимся в исключительной ситуации: нет храма, нет помощника, нет никакой организации: все нам с матушкой нужно было делать самим. Чтобы кого-то привлечь в храм, там нельзя быть формалистом.

м. Эллина: – Каждая душа ценна – здесь вопрос не в количестве. Может быть, есть кто-то, кто в одиночестве находится на краю света и ему нужен священник. Ради его одного там тоже надо быть.

иер. Душан: – Если зашел кто-то новый и видишь, что он русский, то сразу идешь к нему: «Здравствуйте, как Вас зовут?». Многих это и привлекло.

м. Эллина: – Сколько крещеных младенцев, сколько крещеных взрослых чилийцев, которые приняли Православие! Да, их, может быть, можно пересчитать на пальцах двух рук, но это же души.

Именно в Чили сбылась детская мечта Эллины – петь на сцене. Она стала участницей хора, который был создан по благословению отца Душана регентом Еленой Раскоповой и объединил певчих русско-сербского прихода и антиохийского прихода Рождества Пресвятой Богородицы. Коллектив не только выступал для своих прихожан, но и представлял православную духовную музыку на фестивалях. Кроме православного хора есть любимый коллектив с родным названием «Калинка» и с таким же теплым репертуаром.

м. Эллина: – Слава Богу, при посольстве была хорошая школа, где учились наши дети. Но на этом все. Нам самим приходилось создавать для них среду, в которой бы они воспринимали нашу культуру и историю, праздновали наши праздники. Мы это делали буквально своими руками.

Матушка Эллина всегда подтянута, занимается спортом, предпочитает каблуки – это замечают все. Яркая, модная, современная – она и сейчас не вписывается в общепринятый стереотип матушки. Но это внешнее несоответствие не умаляет любви к ней прихожан.

м. Эллина: – Они видят, что я такая же, как все, и им легче прийти в храм или встать на клирос. А я думаю: как же я сюда приеду? Вы знаете, принимают с теплом и любовью, все хорошо.

иер. Душан: – Она всегда принимала все, что я делал. Ехала со мной туда, куда мне надо было ехать. Для батюшки нет большего счастья.

м. Эллина: – Для него самое главное – это Господь Иисус Христос. Когда он проповедует, всегда говорит людям о любви к Господу Иисусу Христу.

иер. Душан: – Христос всегда хотел живой веры, хотел, чтобы человек горел духом.

Когда-то он ради живой веры оставил мир высокого искусства. Когда-то она оставила в России все и улетела в Белград к любимому без обратного билета. Двое стали одним целым, чтобы посвятить жизнь Христу.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс