Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №47 (1088) 2020
Сегодня у нас 26-я беседа. Посвятим ее разговору о загробной жизни. Мы прежде говорили о границах Церкви, и мне бы хотелось порекомендовать книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Под сенью Креста Христова». Эта книга написана замечательным русским языком и в ней автор подробно рассказал, кто в границах Церкви, а кто вне этих границ. Рекомендую эту книгу, в которой изложены современные мысли о Церкви.
Что почитать по теме, которую мы будем сегодня раскрывать? Я рекомендую творение святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти». В прошлом году на телеканале «Союз» мы сняли целый цикл в рамках «Уроков Православия», где разбирали это произведение, поэтому я вас отсылаю к первоисточнику – святителю Игнатию. Можно найти отдельное издание «Слово о смерти»; как правило, оно находится в Полном собрании сочинений – его, я считаю, нужно иметь каждому христианину, ищущему внимательной жизни. Тем, кому необходимо толкование (не все могут сами изучать святоотеческие творения), рекомендую найти в архиве телеканала «Союз» и «Православной газеты» цикл «Уроки Православия» с разбором этого замечательного произведения «Слово о смерти».
Перейдем к нашему разговору. Когда мы встречаемся на Пасху, говорим: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Задают часто вопросы: «Господь же попрал смерть, так почему же она до сих пор есть?». Да, Господь победил смерть – победил сатану, плен смерти, плен ада, куда попадали люди. Но Он оставил физическую, телесную смерть как переход из мира нашего, временного, текущего, греховного в мир иной, вечный, где нет времени, где находится Господь, Его Царство.
Эта тема невеселая. Очень часто даже мы, христиане, стараемся ее задвинуть в уголок нашей души, нашего ума. И, к сожалению, живем на земле как бессмертные. Но это же не так. Понятно, что мы все когда-то отсюда уйдем, и только Бог определяет, кто, когда и как уйдет. Но от нас зависит, что мы к этому переходу подготовили. Подготовили ли свою душу, жизненный багаж? От нас зависит, с чем мы туда уходим, а время и вид смерти зависят от Бога. По святоотеческим творениям, не всегда некрасивая и негероическая смерть свидетельствует о неправедности жизни человека. Это переход. Какой и когда – от Бога зависит, а наша задача – быть всегда готовыми. Вот это важно. Мы не знаем времени перехода, когда он случится, и незнание должно нам давать силы для ежедневной борьбы с собой, ежедневного внимания к себе.
Мы знаем из огласительных бесед, изучения православной веры, что телесная смерть появилась из-за неправильного выбора Адама – злоупотребления свободой как даром. Поэтому есть телесная смерть. Куда девается бессмертная душа человека? Что с ней происходит?
По христианскому учению, душа никуда не девается. Она не бродит по земле, не делает что хочет: у Бога Царство, а не демократия – все у Бога находится в порядке. Поэтому душа не перерождается в новом теле – к сожалению, встречаются даже православные христиане, которые в это верят (это вообще полное безумие для христианина). Мы, по свидетельству Священного Писания, посланий апостола Павла, живем и умираем один раз, а дальше суд: прожив на земле, мы перейдем в тот мир, где произойдет частный суд над душой человека.
111Что такое частный суд?
Это не суд в нашем понимании, когда сидят прокурор, адвокат, стоит обвиняемый и говорит: «Нет, я не виноват – это кто-то другой». Это совсем другое. Частный суд – предопределение Богом дальнейшей судьбы человека, направления его загробной жизни. Поэтому он не будет подобен человеческому судилищу, где можно оправдаться, подкупить судей (как, к сожалению, у людей бывает).
Душа – не что-то от нас отличное: то, как мы себя ощущаем, и есть наша душа, одетая в тело, – то, что вы чувствуете, думаете, помните, осознаете, и есть ваша душа. Только, находясь в теле, мы часто забываем о каких-то проступках. А там будет не так. Когда человек появляется перед Богом, это все равно что человек бродил где-то на помойке в темноте и появился при свете. Он видит отражение себя в зеркалах и понимает, что он грязный, весь в лохмотьях, как всякий житель помойки. И, получается, частный суд такой же. Так человек предстает перед Богом: выходит на свет, стоит перед зеркалами и сам начинает прекрасно осознавать, что он сделал не так. То есть это суд совести человека перед очами Божиими.
111Когда происходит частный суд
По преданию Церкви, мы отмечаем 40-й день после кончины человека – в виде молитвы о человеке, панихиды, милостыни, поминок.
Надо сказать, что поминки должны быть христианскими, а не языческими тризнами. Даже христиане говорят: «Это же традиция. Мы и в храм пожертвование дадим, и домой ящик водки купим». Этого не должно быть у христиан – эта традиция появилась в советское безбожное время, когда люди теряли близких и не знали, чем горе залить: заливали водкой. Мы это не делаем потому, что ум должен быть трезвым. Сам по себе это грех.
Цель поминок какая? Помянуть: не напиться – утопиться в водке, а помянуть – помолиться. Так это делалось на 9-й и 40-й день. По преданию Церкви, 40 дней ангел показывает человеку рай и ад, человек проходит мытарства, и Господь на 40-й день определяет дальнейшую жизнь человека. Очень важно понимать, что эти 40 дней – важное, ответственное время.
У людей часто бывает народная религиозность, и она связана именно со смертью. Столько бывает фантазий... Бабушка, бывшая комсомолка, вдруг начинает знать, как делать правильно, как неправильно… Столько суеверий с этим связано – ужас… Нам, христианам, не надо заниматься суевериями и плодить их.
Мы знаем, что происходит частный суд, мытарства (мытари – это сборщики налогов). Представлено в предании Церкви, что душа человека испытывается бесами, которые отвечают за ту или иную страсть. И душа человека проходит через мытарства, отвечая, сопричастен был человек этим грехам, каялся в них или не каялся. Частный суд – образ того, что будет происходить.
111Мытарства – тоже образ испытания совести
Вполне можно предположить, что мытарства – форма частного суда. Нам точно это не раскрыто, но мы это предполагаем. Эти идеи друг другу не противоречат.
Что дальше происходит, когда 40-й день, по человеческому измерению, определяется дальнейшая жизнь человека? Есть только 2 варианта: преддверие ада или преддверие рая – в зависимости от того, что заслужил человек.
Почему преддверие? Мы знаем, что будет еще Страшный Суд (о котором мы, Бог даст, поговорим в следующий раз). Время до Страшного Суда – время ожидания. Но не летаргического сна, забвения: душа продолжает себя ощущать, как мы себя осознаем, чувствуем, помним. Все так же, как у нас, ничего не меняется, даже улучшается. Человек все прекрасно помнит, продолжает молиться, активно реагировать на то, что происходит: это не состояние, когда заморозили и положили в морозильник. Находясь в преддверии рая, человек находится уже в преддверии вечных блаженств. И, находясь в преддверии ада, человек находится в преддверии адских мук. Понятно, что там не сладко, и не дай Бог нам там оказаться.
111После смерти нет покаяния
Это значит, что кардинально измениться, сам по себе, своими волевыми движениями, решениями человек уже не может. Все, что нужно сделать для спасения, нужно делать до этого перехода, до смерти.
Пока мы живы, у нас есть свобода, воля, Церковь, писания отцов, нравственное учение Церкви о спасении: спасайся, не ленись, трудись – хотя бы ползи в сторону Христа, но что-то делай. После смерти это уже невозможно делать. Уже невозможно самому измениться.
Если человек, не дай Бог, находился в смертных грехах и умер, то он там уже измениться не может. Тот багаж греха, греховной грязи, что он за свою жизнь набрал, и будет определять Суд Божий. Некоторые православные мыслители говорят: «Да ничего, человек увидит после смерти, что Господь есть, и скажет: «Я с Тобой хочу – в рай»». Но так не получится. Пока мы живы, возможно изменение жизни человека, покаяния. После смерти это невозможно.
Еще важно понимать, что переход и состояние человека в этом переходе определяют отношение человека, его души к дальнейшей вечной жизни. Если человек ненавидел Христа, умер и увидел, что Христос есть, в нем не произойдет перемены: «Господи, извини, я был не прав». Там будет еще большая ненависть ко Христу.
Если человек любил грех и в момент перехода не отрекся от него, то, попадая туда, он продолжает страстно любить этот грех, даже если не может его выполнять. И другой вариант, положительный. Если человек искал Христа, трудился, был членом Церкви, то после кончины он получит развитие всех своих добродетелей, в которых тренировался, к которым стремился.
111Если после смерти нет покаяния, то зачем Церковь молится об усопших?
Каким образом молитвы Церкви, забота ближних о душах умерших могут помочь им во время ожидания Страшного суда? Ведь вроде бы невозможно покаяние? Да, когда человек грешил, покаяние невозможно. Но мы же говорим о христианах, которые каются, пытаются бороться. Мы грешники, нас все равно борет лукавый и будет бороть до последнего. Кто-то, может, не поборолся хорошо за свою душу, попадает туда и нуждается в духовной помощи. Мы говорили, что это активное состояние.
Человек все понимает, знает. Стремление ко Христу православного христианина, даже попавшего в преддверие ада, желание избежать этой участи, его молитва ко Христу и молитва близких облегчают загробную участь. Церковь в это верит.
И в Ветхом Завете были обращения к Господу об усопших, и в Новом Завете Господь не запрещает нам молиться об умерших членах Церкви. Господь Иисус Христос дал заповедь: «Молитесь друг о друге». Она относится не только к живым, но и к усопшим, потому что во Христе мы все вместе. Мы говорили, что Церковь – это Тело Христово. Усопшие тоже являются членами Церкви, и облегчение загробной участи зависит от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа.
111Какие средства помощи усопшим есть у Церкви?
Одно из важнейших – поминание на Литургии. Напомню, что формально крещенный человек, который не посещает церковь, неизвестно как живет, находится за границами Церкви и возможного поминания на Литургии.
Поминание усопших на Литургии совершается на проскомидии, когда священник вынимает частицу за усопшего и потом эту частицу омывает в Крови Христовой с молитвой – э то одно из самых важных существующих средств.
Существует и церковная молитва: мы знаем, что есть родительские дни, когда несколько раз в году Церковь поминает всех усопших. Есть древние поминания, панихиды – общие и частные. В дни памяти наших ближних усопших мы можем прийти к священнику и заказать панихиду – специальную молитву о наших близких людях. Возможна частная молитва как выражение нашей любви к близким. Это тоже очень важно.
Что касается формально крещенных, но по факту неверующих, поскольку они de jure члены Церкви, их на панихидах тоже можно поминать.
Милостыня – тоже одно из немаловажных действенных средств помощи как себе, так и нашим усопшим близким. Милостыня – это не значит, что нужно церковь построить (если есть такая возможность, то, конечно, надо строить). Но это и посильная помощь храму своими средствами – я напомню, что Церковь существует за счет христиан и для христиан. Это может быть и помощь соседу по подъезду в память об усопшем. Не надо говорить: «Я тебе помогаю в память о бабушке или дедушке» – нет, надо мысленно помолиться об упокоении и попросить принять это дело как милостыню. Форм милостыни много, поэтому выбирайте по возможности.
Это могут быть и посильные подвиги – подчеркиваю, именно посильные. Мы любим брать на себя то, что не потянем. Какие могут быть посильные подвиги? Пост в память об усопшем. Смысл какой? Человек крест нес, нес и не донес. Человек, который остался жив (супруга, супруг, родственник, просто друг), переживая о загробной участи ушедшего человека, может попытаться понести его крест: с благословения духовника взять какой-то посильный пост или посильный труд – например приходить в храм и мыть пол. Форм много, но только это должно быть посильно, а не так, что сегодня взялся, а завтра уже изнемог и все бросил.
И еще важное средство, о котором мало говорится, но мы должны о нем помнить, – несение скорбей. Это тоже одно из важных действенных средств. Когда мы переживаем о нашем близком, понимаем, что он ушел в другой мир, быть может, не в самом замечательном духовном состоянии, мы должны понимать, что крест его донести надо. Тогда надо быть готовым к несению скорбей.
Это могут быть болезни, которые на нас неожиданно сыплются, какие-то неудачи, несчастья. Надо только понимать (не роптать), что это форма помощи нашим близким.
Личное покаяние там невозможно (чтобы убийца Чикатило сам изменился и в рай попросился). Нет, так не получится. В Евангелии, в притче о богаче и Лазаре, Авраам говорит: сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Но в то же время верующие христиане, борющиеся, кающиеся, имеют возможность получить облегчение.
Мы в это верим, поэтому эти средства надо применять и помнить о них.
В завершение темы мы должны поговорить о загробной судьбе умерших младенцев. Понятно, что тема грустная, но ее надо обсудить. У младенцев может быть два состояния: крещеные и некрещеные. Понятно, что крещеные младенцы наследуют рай, Царство Небесное. Есть такое понимание в народе, что если младенец, то он святой и получит блаженство у Спасителя. Да, младенец безгрешный. У него нет личных грехов, первородный грех у него омыт Крещением. Но чего ему недостает? Ему недостает собственной борьбы, волевых усилий, которые бы он сделал по направлению ко Христу. Они получают блаженство у Спасителя, но больше получают кающиеся люди, которые проходят эту борьбу, тесную тропинку к спасению. (Я расставляю акценты, чтобы мы понимали, что человек, прошедший жизненный путь в трудах, скорбях, мучениях от страстей, борясь с ними, падая и вставая, больше получит, чем тот, кто просто получил этот дар, ничего не делая.)
Что с младенцами, которые не были крещены? Существует несколько мнений. Одно очень оптимистическое, что все хорошо, они все спасутся. Я не могу с этим согласиться, ведь Спаситель сказал, что Крещение необходимо.
Есть категоричное мнение у блаженного Августина, что эти младенцы вообще ничего доброго не наследуют. Есть некое среднее мнение у святителя Григория Богослова, что поскольку эти младенцы не были крещены (в результате убийства во чреве матери, смерти во время беременности или после рождения), они не будут осуждены, так как сами не сделали никакого зла, но в то же время они не будут прославлены, ибо не были крещены. Это некое третье состояние. Но поскольку тема сложная, не открыта нам в Священном Писании, давайте остановимся на среднем мнении.
Мы рассмотрели эту тему крупными мазками. Я прошу вас обращаться к трудам святителя Игнатия, где все глубже, основательнее, подробнее раскрыто. Для огласительных бесед, я думаю, достаточно, чтобы мы общими понятиями владели.
Спасибо вам, братья и сестры, за внимание к нашей передаче. Я искренне благодарен тем телезрителям, которые присылают отзывы на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru . Напомню, что они мне нужны, чтобы понимать, раскрыл я тему или нет: может, нужно что-то подробно рассказать. И прошу вас, если у вас есть время, высказываться по поводу наших передач, задавать вопросы. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.