Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1089) → Протоиерей Вадим Буренин: Что значит быть христианином в XXI веке?

Протоиерей Вадим Буренин: Что значит быть христианином в XXI веке?

№48 (1089) / 14 декабря ‘20

Беседы с батюшкой

Что значит быть христианином в XXI веке – это не риторический, а самый конкретный вопрос о нашей жизни в удивительном и сложном мире. Очень сложный вопрос: что значит быть христианином в XXI веке? Для каждого этот вопрос стоит по-своему. Как для Вас стоит этот вопрос?

– Для меня образ христианской жизни начинается с детства: я с детства воспитывался в христианских идеалах и сохраняю их по сей день. По сей день для меня основа – Священное Писание Нового Завета.

В Евангелии мы слышим: люди должны узнать, что мы христиане, когда увидят и почувствуют, что мы любим друг друга – Иоанн Богослов дает такие удивительные строки, которые являются, на мой взгляд, очень важными на все времена до скончания века: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Любовь, которую мы, христиане, должны между собой иметь, должна быть деятельной. Могу привести конкретный пример. Еду я на машине. Смотрю: стоит припаркованная машина, в ней сидит женщина в понуром состоянии. Можно сказать, типичная ситуация на дороге. Мимо проезжает множество машин. Я останавливаюсь, подхожу и спрашиваю эту женщину, какая у нее проблема с машиной. Она говорит: «Нет-нет, спасибо, все в порядке». То есть всегда есть возможность оказать внимание, проявить милосердие, свою христианскую любовь к человеку, находящемуся в тяжелой ситуации.

И таких ситуаций у меня было много: просили дать денег на дорогу; у кого-то колесо спустило, у кого-то – другие проблемы. В нашей повседневной жизни таких ситуаций очень много. Неоднократно бывают случаи, как кто-то падает на улице. У нас на Каменном острове бывают такие случаи. Ты видишь, что человек в плохом состоянии и вызываешь ему «скорую помощь». Вот такие проявления исходят из внутреннего мироощущения человека. Если человек готов жить по-христиански, он будет являть дела любви, дела милосердия, сострадания.

Мы не должны забывать, что наша Церковь – Апостольская. Апостолы как ученики Христовы шли и проповедовали любовь. И по сей день тот вектор развития, который был дан апостолами, сохраняется, продолжается. Мы продолжаем служение в этом мире Богу и людям, которое было показано еще в апостольские времена. Как мне кажется, на сей день остается весьма важным, чтобы в современном мире, как во все другие времена, мы сохранили подлинную внутреннюю любовь. Если она в нас есть, и мы можем совершать добрые дела не ради добрых дел (как говорил Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым о цели христианской жизни), а Христа ради – тогда эти дела будут свидетельствовать, что мы действительно христиане.

Совершить доброе дело просто ради доброго дела можно, но человек не получит за это благодати – это не будет свидетельствовать, что этот человек христианин. А вот проявление именно христианской любви необходимо каждому современному человеку. Если говорить о том, что мир наш лежит во зле, то нам приходится трудиться не покладая рук, что называется.

Наш приход, например, окормляет и Дом ветеранов войны, и медицинские лечебные учреждения. Здесь очень широкое поле для деятельности – оказывать христианскую любовь мы действительно можем. И более того, оказывая ее, мы испытываем внутреннее состояние радости от того, что можем на сегодня реализовать свою любовь. Потому что, например, в советский период времени реализовывать ее было значительно сложнее – были совсем другие условия жизни.

Сейчас у нас есть возможность в полном объеме, в полной мере, в зависимости от нашего времени и возможности, реализовывать христианскую любовь, что, собственно говоря, Церковь Христова и делает. И, слава Богу, телеканал «Союз» имеет возможность показывать эти замечательные прекрасные дела – в новостях мы постоянно узнаем о многих важных и значимых мероприятиях: они свидетельствуют, что наша любовь действительно деятельная. И она деятельна не в каком-то отдельно взятом месте, а во всей Полноте нашей Церкви, и это тоже важное свидетельство того, что наша Церковь имеет настрой, сохраняющийся с апостольских времен. Это очень важно: наша Церковь Духа Святого не угашает – она дает возможность Святому Духу действовать в нас. И мы, принимая Христа, трудимся на ниве Божией в том объеме и исходя из тех талантов, которые Господь каждому из нас даровал.

Мы вспоминаем слова Максима Исповедника, что очень важно, чтобы каждый человек вошел в храм: вхождение в храм очень важно для каждого – когда человек приходит в храм к Богу и ощущает Божественную любовь, которую Господь непосредственно ниспосылает человеку, и ту любовь, которую проявляют к нему люди, находящиеся в храме, тогда дальше человек идет и творит такие же дела любви.

В наше время поражает несколько странная, на мой взгляд, вещь: люди целенаправленно оказывают помощь тем, кто нуждается, то есть делают дела милосердия, но при этом церковных людей среди волонтеров немного. Сейчас возникла такая идея: «Делай добро, а Церковь в принципе не при чем – зачем ходить в церковь? Мы просто делаем добро, и этого достаточно». Достаточно ли этого?

– В беседе преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни сказаны очень важные слова, что, когда мы делаем дела Христа ради, мы получаем благодать Божию, то есть ту Божественную силу, Божественную энергию, которая дает нам возможность трудиться Христа ради, и люди видят, что мы действительно христиане. А когда дела совершаются просто ради дела, для галочки, для отчета о проделанной работе, этот формализм по большому счету никому не нужен.

Конечно, есть люди, которые действительно чистосердечно хотят оказать ту или иную помощь, и мы приветствуем таких людей. Это очень радостно. Будем надеяться, что наше общество в дальнейшем будет духовно возрастать, и те духовно-нравственные традиции, что были в нашем обществе со времен князя Владимира, будут людям понятны и близки: с принятием христианства на Руси появились и больницы, и странноприимные дома, и другие учреждения, которых до этого у языческой Руси не было. Жители русских земель почувствовали совершенно другое качество жизни. И сейчас у нас есть уникальная возможность почувствовать, что мы можем быть настоящими деятельными христианами.

Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Огромное спасибо за ваши передачи. Я на 40 лет старше вашего канала, но ума набираюсь еще только-только. У меня вопрос: для меня сейчас христианство – даже не совершать добрые дела, но принимать то, что случается, со смирением, покорностью и благодарностью. Все, что с нами происходит (иногда даже и несчастный случай), – все это по воле Божией. А вот всегда ли человек может понять, зачем это? Я пытаюсь понять, но не понимаю. Может быть, надо просто принять со смирением, что, значит, так надо было если не для меня, то для другого человека? Вопрос: всегда ли человек должен пытаться понять, зачем это происходит, и всегда ли это возможно?».

– Мы всегда можем просить Бога, чтобы Господь нас вразумил и просветил. Когда происходят те или иные несчастные случаи, это возможность для нас помолиться и попросить Господа, чтобы Он помог нам разобраться в ситуации.

Нередко люди приходят в храм Божий и спрашивают: «Батюшка, произошли вот такие-то обстоятельства в жизни. Почему?». И мы начинаем разбирать ту или иную ситуацию, чтобы помочь, насколько возможно, чтобы дальше возможно было жить во славу Божию, совершать дела, которые помогали бы иметь жизнь, счастливую и радостную в Боге. Если и будут какие-то испытания, – принимать их с кротостью, терпением, смирением. И в дальнейшем к человеку приходит смиренномудрие, ибо человек духовно возрос.

Часто мы думаем, что наши муки настолько невыносимые, что начинаем роптать. Но мы же просим в молитве: не введи нас во искушение – мы просим Господа, чтобы Он дал столько, сколько мы можем вынести. Он по любви и дает нам ту чашу, которую мы можем испить.

– Сегодня я услышал информацию, что в мире на сей день из-за проблем с ковидом за чертой бедности, в состоянии нищеты находится почти 270 000 000 человек. Это очень много. У нас в стране тоже день ото дня все больше и больше людей оказывается за чертой бедности.

Есть возможность проявлять нашу христианскую любовь, милосердие и сострадание. И наша епархия, и другие епархии стремятся помочь людям, нуждающимся в помощи, обеспечить их необходимым. Например, у нас при епархии существует больница Ксении Блаженной, мы туда посылаем наших прихожан и им там оказывают грамотную совершенно бесплатную медицинскую помощь – это величайшая милость Божия. Есть и другие проекты, благодаря им многие неимущие получают необходимую помощь, которая идет им во благо. У нас есть православные христианские фонды, действующие весьма эффективно.

Социальное служение Церкви на сегодня востребовано – мы совершаем дела христианской любви, свидетельствуя, что мы действительно ученики Христовы. И для нас разговор, что мы должны любить друг друга, – это не пустой звук, а руководство к действию.

Из Священного Писания мы знаем, что Господь Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, – но мы по-разному к Нему относимся. Может быть, имеет смысл поменять собственное представление о времени, в котором мы живем, и понять, что время может меняться, но Христос всегда Тот же?

Может быть, нам имеет смысл поменяться и очистить себя под Христа, чтобы жить так же, как жили первые христиане и как будут жить христиане после нас?

– Человек должен постоянно преображаться. Имея знания, дарования, таланты, ему данные, он должен стараться преображать себя. Вспомним апостола Павла – он же был гонителем христиан, а потом стал величайшим первоверховным апостолом. Можно вспомнить гонителей христиан в советский период времени. Кто-то из них потом тоже пошел по христианской стезе, решил не следовать злу.

Перед каждым из нас стоит выбор, как нам поступать в той или иной ситуации: проявлять ли дальше христианскую любовь – и как ее проявлять. Этот вопрос стоит перед каждым, и человек делает определенный выбор. Но при этом мы должны понимать, что он может заблуждаться, и мы должны помолиться и попросить: «Господи, вразуми этого человека, помоги ему преобразиться так, чтобы он стал достойным Царства Небесного, чтобы он дальше жил во славу Твою, Господи».

Это проявление любви к врагам – не ненависти, когда человек совершил зло, а желания, чтобы человек, который когда-то совершил что-то неблаговидное, преобразился, чтобы он стал христианином, стал более духовным. Вот такую любовь мы должны проявлять к нашим врагам, молясь за них.

Когда мы говорим, что значит быть христианином в XXI веке, очевидно, это означает быть человеком, живущим в любви к другим. И одна из самых сложных вещей в нашей жизни – любить своих врагов. Сегодня многие христиане остаются дома из-за страха. Я ни в коем случае их не осуждаю, но это факт – люди стали меньше ходить в церковь. Это действительно так?

– Да, на сегодня прихожан в храмах стало меньше.

И в этом случае наш вопрос звучит по-особому: в начале XXI века была одна ситуация, а сейчас все совсем по-другому – я говорю о духовной ситуации в Церкви в целом. На Ваш взгляд, почему прихожан становится меньше?

– Если говорить о нашем городе, Санкт-Петербурге, у нас каждый год в этот период много различных сезонных простудных заболеваний – ОРЗ, ОРВИ, пневмонии, ларингиты, бронхиты, и это накладывает свой отпечаток. И в связи с тем, что людям необходимо соблюдать карантин, многие остаются дома.

Один наш священник почти месяц находился в домашних условиях. У него и у его супруги было сезонное заболевание, и они определенный период времени находились на карантине – не имели возможности посещать храм, чтобы не заражать других людей. Многие семьи вынуждены поступать так чисто по-христиански: проявляя любовь и милосердие, стремясь не заражать других людей.

Вопрос телезрителя: «Как в XXI веке христианину сочетать научные открытия о строении Вселенной, планет, в том числе нашей Земли, с учением Православной Церкви о райских Небесах, о пекле, непонятно, где расположенных? Где, согласно учению, находятся небеса и места адских мук?».

– Мы по сей день не знаем точно, в каком месте располагается у нас душа. Когда делают трепанацию, ум никто не видит.

Видят только то, что можно увидеть. В то же время, мы не видим какие-то волны, которые сейчас проходят мимо нас: чтобы узнать, что существует та или иная волна, нам нужно настроиться на определенную частоту. Святые люди, праведники достигали состояния святости, и в этом состоянии, полностью предав свою волю воле Божественной – они получали от Бога откровение, которое давало им возможность видеть то, что происходит.

Я могу вам пожелать, чтобы вы стали активными членами Церкви, вели праведный образ жизни.

Если Господь сочтет нужным, Он даст вам такое видение и такие знания, которые помогут ответить на какие-то вопросы. На сегодня мы не можем ответить на многие элементарные вопросы, связанные с нами самими, и это представляет определенные сложности даже при лечении тех или иных заболеваний. Сейчас весь мир пытается разобраться с вирусом – тратится очень много средств, умнейшие люди пытаются разобраться в этом, и оказывается, что это достаточно сложно.

Когда мы говорим о вещах духовных, о мире невидимом, духовном, у нас тоже очень много вопросов. Насколько Господь считает нужным, Церковь Духом Святым раскрывает те или иные важные моменты для нашей жизни, для нашего спасения, ведь самое важное для каждого из нас – подготовиться к вечной жизни, а то место, которое получит человек, если Господь сподобит его жизни вечной, для нас большая тайна.

Но я думаю, что для нас большая тайна и то, что происходит где-нибудь в Японии, в Бразилии или в ЮАР, ведь у нас нет возможности находиться в тех местах и подробно их изучать. У нас до сих пор до конца не исследован Мировой океан… Многие вещи остаются совершенно таинственными. Так что нам, прежде всего, нужно думать о том, что имеет отношение непосредственно к нам, о том, как провести жизнь здесь, на земле, чтобы эта жизнь была для нас радостной, счастливой именно в Боге, если мы стремимся жить с Богом.

Когда мы говорим о наших святых угодниках Божиих, мы понимаем, что они действительно стремились иметь жизнь с Богом, и эта жизнь для них была деятельной. Мы вспоминаем Великого благоверного князя Александра Невского, и мы знаем, что он был праведником, и он жил, имея христианские идеалы. Кого бы мы ни взяли, начиная с княгини Ольги и князя Владимира и по сей день, все они праведники, и жили они и трудились в лоне Церкви.

Я вспоминаю святителя Луку (Войно-Ясенецкого), который был выдающимся ученым, хирургом и в то же время он был святителем Церкви. Он постоянно служил, и его служение было доступным для всех желающих. Мы вспоминаем, что во время Великой Отечественной войны, совершив в день по 8 операций, он приезжал в храм и молился за людей, которых оперировал, и это проявление деятельной любви. Как хирург святитель Лука помогал физическому состоянию организма, но он не забывал и о духовной стороне, и он приезжал в храм и молился за каждого из этих людей. Вот жизнь во всей ее полноте, вот проявление подлинной любви.

Как в древности, так и сейчас у нас есть возможность проявлять свою христианскую любовь в том объеме, в котором мы можем ее проявить. Святитель Лука проявлял ее как мог, и до конца дней к нему приходили люди, которым он помогал: в конце жизни он лишился зрения, но тем не менее знания, которые у него были, позволяли проводить консультации, после которых выполнялись грамотные операции и люди получали помощь. При этом он еще и молился за всех этих людей.

Отче, как быть христианином в XXI веке? Так же, как и в ХХ, и в Х, и в I веках?

– Да, безусловно. Христианин должен оставаться чадом Божиим и жить здесь, на земле, как чадо в лоне Церкви, ведь без Церкви нет спасения. Находиться вне Церкви – это находиться вне спасительного ковчега. Именно в Церкви человек спасается, трудясь во славу Божию.

Я хочу напомнить еще, что все великие люди России были христианами, все они трудились на благо нашего общества, и в то же время они являли подлинную христианскую любовь.

Вспомним нашего великого генералиссимуса Суворова – недавно был день его памяти. Он был настоящим христианином – он не начинал ни одного сражения, не отслужив Божественную литургию. Каждый день он молился, читал три канона – покаянный Господу, молебный Божией Матери и ангелу-хранителю. Он сам написал православные каноны и всю свою жизнь прожил благочестиво. Вот, пожалуйста, – пример.

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс