Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1089) → Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О детях

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: О детях

№48 (1089) / 14 декабря ‘20

Архипастырь

Сегодня я предлагаю поговорить о детях – 20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Владыка, почему в Священном Писании такое трепетное отношение к ребенку? Он еще ничего не успел сделать, ничего не успел совершить, но (судя по написанному в Евангелии) ребенок считается практически святым? Поправьте меня, если это не так.

– Может быть, потому такое отношение к ребенку, что он еще ничего не успел сделать. После грехопадения Адама и Евы была повреждена сама природа человеческая, то есть в наше естество, сотворенное Богом в состоянии безгрешном, было всеяно семя греха, и оно в каждом человеке дает о себе знать, прорастает: конечно же, в человеке с возрастом все в большей и большей степени обнаруживаются страсти, пороки. И только духовная борьба и таинства святой Церкви, прежде всего таинство Крещения, позволяют пережить новое рождение, когда умирает человек ветхий и рождается человек новый, причем рождается не так быстро и не так просто.

Хотя ребенок при рождении наследует от матери падшую человеческую природу, личного греха он еще не совершил, поэтому именно в детстве страсти еще не кипят в такой степени, в какой они кипят у взрослых. Но и у детей, и у младенцев они проявляются, когда дети капризничают, когда у них проявляется своенравие, эгоизм, когда они говорят: «Это моя игрушка, а если ты у меня ее отбираешь, – на тебе лопаткой по горбине». Тем не менее, детство – еще время невинности, непорочности.

Помните, в Библии описано сотворение человека? Когда Бог сотворил Адама и Еву, они не имели одежды, были нагими, но взор их был настолько чистым и непорочным, что они не воспринимали друг друга блудно. И только когда грех вторгся в их природу, вдруг помрачилось их сознание, их сердце, они посмотрели друг на друга страстно. До этого же их состояние было бесстрастным.

Состояние Адама и Евы до грехопадения чем-то близко, хотя и не совсем тождественно, состоянию младенцев. Именно детям свойственны искренняя любовь, доверчивость, преданность родителям, людям, которые их окружают. Если мы посмотрим на ребенка, который, идя по жизни, с доверчивостью держит за руку папу или маму, полностью им доверяя, мы увидим, насколько еще просты, чисты ум, сердце и настрой ребенка.

Мы читаем на страницах Евангелия, что когда люди приносили ко Христу Спасителю своих детей во время Его земной проповеди, апостолы пробовали запретить им приходить ко Христу с детьми, считая это нерациональным: одно дело, когда Господь учит жизненному пути взрослых людей, а тут дети, которые пока еще чего не понимают… Народу и без них хватает, и они только нарушают и без того довольно насыщенную жизнь Иисуса Христа. И апостолы не пускали этих людей ко Христу.

Когда Господь это увидел, Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда. Господь сказал, что именно таких, как дети, есть Царство Небесное – в Царство Божие войдет человек, который уподобится детям.

В чем же он уподобится? Прежде всего, в чистоте и простоте сердца.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что «ничто так не приближает человека к Богу, как простота». Лев Толстой в период своих метаний несколько раз бывал у преподобного Амвросия Оптинский, известного старца. Когда вышел от него, он сказал о преподобном Амвросии: «Этот отец Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».

Преподобный Амвросий, принимая людей, часто использовал в разговоре народные пословицы, поговорки, цитировал басни, в том числе и басни Крылова. Он часто говорил: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», – то есть добродетель простоты он тоже обозначал как одну из главных.

Святитель Игнатий говорит, что простота – это довольно насыщенная многогранная добродетель, куда входят и чистота помыслов, и непорочность жизни: он приводит еще много других качеств, которые в совокупности этих добродетелей и обозначаются словом «простота». Такое устроение наиболее близко к тому, чтобы человек беспрепятственно вошел в Царство Божие. Господь именно в ребенке увидел такое устроение, которое приближает человека к Царству Небесному, и поэтому Он указал на ребенка – как на образец чистоты, простоты, доброго, искреннего отношения к окружающему миру и к человеку.

Владыка, мне довелось читать высказывания великого старца современности Николая Гурьянова. Он говорил, что над глупыми есть умные, над умными есть мудрые, над мудрыми – премудрые, а над премудрыми – святая простота. Как Вы относитесь к фразе «простота хуже воровства»? Здесь разница именно в понятиях «простота» и «святая простота»?

– Здесь просто подмена. В выражении «простота хуже воровства», скорее всего, имеется в виду не та простота, о которой говорили и преподобный Амвросий, и святитель Игнатий Брянчанинов, и отец Николай Гурьянов, а некая немудрость.

Помните, в Евангелии есть место, где Господь говорит: «Будьте просты, как голуби, и мудры, как змеи»? Вот отсутствие этой мудрости в данном контексте и именуется простотой – грубой, неотесанной прямолинейностью, которая рубит с плеча, хотя, может быть, это приносит вред окружающим людям; это не заботливое отношение к людям, к окружающей действительности – это как слон в посудной лавке, который туда заходит и все там разносит.

Бывают люди, готовые «резать с плеча правду-матку» – наговорить людям много неприятного, и им кажется, что, говоря так, они отстаивают правду. Но, позвольте, если человеку, у которого есть какие-то немощи, гипертрофированно выставить их перед его глазами, как он это воспримет? Чаще всего это воспринимается болезненно.

Если человек хочет указать на недостатки другого, апостол Павел советует делать это с крайним смирением, осторожностью и любовью: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным», – пишет апостол Павел в Послании к Галатам.

Когда человек, желая исправить кого-то, налетает на него, пытаясь обличить, растоптать, вывернуть наизнанку всю его подноготную, чтобы тот осознал и ужаснулся, часто это не приводит к должным результатам. Такой человек – немудрый, и в данном случае пословица «простота хуже воровства» о нем. Он подобен хирургу, который вдруг решился делать операцию без наркоза.

Когда мудрый духовник принимает Исповедь и приходит человек, редко бывающий на Исповеди и чувствующий себя неловко, задавая наводящие вопросы, он никогда не будет у этого человека спрашивать: «Воровал ли ты?» – когда человек слышит слово «вор», даже у вора язык не повернется сказать, что он вор.

Куда в более легкой форме звучит вопрос духовника: «А не брал ли ты у кого-то когда-то чего-то чужого? Не присваивал ли ты чужое?». Так вопрос звучит легче, и человек начинает думать: «Ага, когда я учился в школе, у соседа по парте я стянул карандаш или фломастер, который мне очень понравился. Ага, еще я без разрешения взял из вазочки шоколадную конфетку и съел». Кажется, это мелочь, но это проявления греха воровства – человек начинает думать и кается в этом. А если об этом спросить в грубой форме, цель не достигается.

Я думаю, выражение «простота хуже воровства» – это когда начинают действовать вот так прямолинейно, но немудро, неумно. Такое состояние обычно не срастворено другой добродетелью – такой, как любовь. Если мы хотим достигнуть положительного результата, мы должны делать это с любовью. Если же мы действуем с ненавистью: «А вот дать бы кому-то по шапке и растоптать» (иногда даже в церковной среде встречаются такие обличители, которые готовы послать человека в ад, отдать дьяволу за то, что он такой-сякой, мерзавец), – где же здесь забота о спасении вечной души этого человека? Где любовь, которую заповедал нам Христос Спаситель?

Когда в моей памяти всплывают такие «правдорубы», мне вспоминается картина известного русского художника Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница», она находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На ней изображен Спаситель и разъяренная толпа ветхозаветных саддукеев и фарисеев, тянущих к Нему застигнутую за грехом женщину. И вот эти злорадные и одновременно озлобленные лица в толпе часто напоминают мне людей, готовых рубить с плеча…

А нужно все делать с любовью. Делает ли человек операцию – это нужно делать с любовью, или, наоборот, он намащивает елеем – это тоже нужно делать с любовью. Тем и отличаются эти два состояния простоты.

Владыка, сегодня мы говорим о детях, о Всемирном дне ребенка. Часто люди, далекие от Церкви, задают вопрос, который, как они считают, должен поставить в тупик любого священника: если дети безгрешны, то почему они болеют?

– Я уже сказал, что причина всех проблем, всего дискомфорта, что есть в этом мире, – грех, но не личный грех человека.

Если мы посмотрим на историю человеческого рода, то увидим, что страдают не только грешники, а иногда и не столько грешники: праведники страдают ничуть не меньше.

Известный библейский пример и как бы образец терпения или долготерпения в страдании, ставший нарицательным, – это Иов, который, будучи праведным и непорочным пред Богом, претерпел великие бедствия. В конце концов, Господь за его терпение наградил его благоденствием, но все-таки он прошел через горнило испытаний.

Человек, преступив заповедь Божию, повредил гармонию бытия, превратил космос, в переводе с греческого означающий «Вселенная, красота, порядок, упорядоченность», в состояние, ему противоположное, – в хаос. В греческом языке космос и хаос – антиподы. Это сродни тому, как, когда в хоре диссонансом прозвучал фальшивый голос одного певца, вдруг нарушилось пение всего хора.

Младенец в этом мире – это младенец, оказавшийся в хоре, переживающем свой диссонанс. Он оказался в мире, погруженном в состояние хаоса, который произвел грех – грех взрослых, других людей.

Кто за это ответственен? Конечно, тот, кто совершает грехи, и поэтому по мере сил и возможностей взрослые люди должны оберегать и охранять младенцев.

Оказаться в этом контексте – это все равно что оказаться в состоянии или обществе, где буйствует какая-то эпидемия: человек сам не является ее носителем, но оказавшись в заразной атмосфере он подвергается опасности.

Поэтому здесь речь идет не о личной вине или невиновности младенца, а о греховном состоянии общества, в котором мы живем. Поэтому Господь Иисус Христос, как мы знаем, пришел на землю, по учению христианской Церкви, не просто «научить нас высоким заповедям», «дать высокие духовно-нравственные ориентиры в этой жизни». Христос – не просто Учитель, и не столько Учитель, сколько Спаситель этого мира: Он пришел изменить этот мир, посеять в нем новое зерно правды, бросить в ветхий мир, пораженный бациллой греха, закваску, которая позволит перебродить этому миру и выйти в совершенно новом качестве. Но процесс этот – долгий на земле.

Господь основал Церковь, которую совершенно неверно воспринимать как религиозную организацию.

Церковь – это некая стихия Духа Святого, которая призвана выполнять роль преображающей мир закваски – она есть некое присутствие Небесной, Божественной реальности Духа Святого здесь, на земле. Поэтому всякий, кто входит в стихию Церкви, приобщается к особой реальности – он оказывается не в стихии тлетворной века сего, но в стихии благодати Духа Святого.

Еще один вопрос часто задают, он вызывает много дискуссий: а стоит ли младенцев крестить, учитывая, что они и так безвинны, или нужно дождаться, когда они вырастут?

– Все, что я уже говорил, говорит, что младенцы не безвинны – не в личном плане, а в сущностном, онтологическом: ребенок родился от папы и мамы, а они – носители природы ветхого Адама. Младенец от них наследует эту же природу, поврежденную грехом: в нее уже заложен вирус греха. Чтобы пресечь развитие вируса греха, посеять семя новой благодатной жизни, Господь установил таинство Крещения – умирает человек ветхий и рождается новый.

Другое дело, что духовное рождение происходит не автоматически, не в силу того, что какого-то человека, не осознающего, что происходит, погрузили трижды в купель, совершилось таинство: любое таинство, в том числе Крещение, совершается по вере. Вопрос не в том, нужно или не нужно крестить младенцев, а можно или нельзя их крестить в силу того, что они еще в младенческом возрасте и не осознают то, что происходит.

В Церкви всегда признавалось младенческое Крещение – со времен святых апостолов – по вере родителей, семьи, в которой родился и воспитывается этот ребенок. В Книге Деяний апостольских есть много таких эпизодов, не один, не два раза встречающихся, а многократно, когда говорится, что уверовали, откликнувшись на проповедь апостола те или другие лица «со всем домом своим» и были крещены, т.е. приходили ко Христу и принимали Крещение целыми семействами, домами, где, конечно, были и дети. Таким образом, если целая семья приходит в Церковь, они становятся христианами.

Это уже малая Церковь получается.

– Да, это малая Церковь, и ребенок является неотъемлемой частью этой Церкви, он уже с младенчества, получив Крещение, возрастает как христианин. Родители (либо крестные, либо родители по крови) с младенчества, когда ребенок получил Крещение, приносят его в храм, чтобы причастить Божественных Тела и Крови Христовых. Младенец сразу, с младенческих лет, принимает внутрь себя Самого Христа Спасителя – это очень важно. Конечно, многие родители делают это, чтобы ребенок не болел или меньше болел, чтобы оградить его, но Причастие не в этом заключается – Сам Господь входит в нашу жизнь. Конечно же, это вхождение в жизнь человека, в данном случае ребенка, Самого Иисуса Христа ограждает младенца от внешних бедствий, но на самом деле происходит нечто большее, когда ребенок возрастает в некоей духовной связи с Самим Спасителем. Это очень важно, поэтому Крещение младенцев всегда в Церкви было, есть и будет, но к нему нужно относиться не как к чему-то механическому. Нужно понимать, что это должно быть по вере родителей либо других родственников, которые ответственность на себя берут за христианское воспитание этого младенца.

Спасибо, Владыка, за как всегда интересные ответы, познавательную беседу.

– Вас также благодарю, Виталий. Желаю Божия благословения всем нашим дорогим телезрителям. Да хранит нас всех Господь!

Записали:
Людмила Белицкая
и Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya4;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tolkovanie-Evangeliya5

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Храм исполняется великой благодати, когда совершается Божественная Евхаристия

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из церковного Предания известна история о том, как благочестивые родители привели в храм Деву Марию, Отроковицу, быть может, еще Младенца, – точный возраст нам неизвестен, но в Ее раннем детстве, – для того чтобы Она осталась жить, учиться и духовно возрастать при храме. Таков был благочестивый обычай – наверное, не всегда он исполнялся, но сам факт посвящения ребенка Богу был частью религиозной традиции Израиля. Обычно так происходило с первенцами мужского пола, но в данном случае на служение Господу была посвящена девочка – Младенец Мария, родившаяся в семье благочестивых Иоакима и Анны.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Вадим Буренин: Что значит быть христианином в XXI веке?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс