Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1089) → Архимандрит Александр (Глоба): Кто мы такие, чтобы возражать воле Божией?

Архимандрит Александр (Глоба): Кто мы такие, чтобы возражать воле Божией?

№48 (1089) / 14 декабря ‘20

Беседы с батюшкой

Я недавно задумался: в какой момент появляется человеческая душа, в какой момент Бог ее создает?

– Интересный вопрос. Об этом задумывались ученые, богословы, семинаристы, академисты, и несколько тысячелетий назад об этом тоже думали. Помним учение Платона, Аристотеля о душе. И хотелось бы немного окунуться в философию. Учение о переселении душ, которое немного транслировал и Ориген, касается именно учения Платона.

У Аристотеля тоже есть нечто похожее: что души уже существуют, и, когда человек умирает, душа может переселиться в любое другое живое существо. Таким образом, существование душ – это как их круговорот в природе. И так происходит ровно до того момента, пока человеческая душа не обретает некое совершенство и не переселяется в определенное место (райское, если хотите), где она уже находится в статичном блаженном состоянии, а не в динамичном, когда ищет, куда вселиться.

Православное догматическое учение говорит, что, когда образуется оплодотворенная яйцеклетка, с новым творением образуется душа как производная от души отца и души матери. Но также есть такая теория (это тоже христианская православная теория, в некоторых Церквах она проповедуется, и в курсе догматического богословия о ней говорится), что каждая новая душа творится Богом. Конечно же, есть противники и есть последователи этой теории.

Вопрос телезрительницы из Зеленограда: «Зачем Бог создает душу человека, зная, что тот ее погубит?».

– Дело в том, что Бог дает возможность человеку прожить жизнь так, чтобы он наследовал Царствие Небесное. И нельзя быть фаталистом и говорить, что всякая творимая Богом душа обязательно погибнет. Нет, человеку дается пройти определенный путь обрести жизненный, духовный, душевный опыт и таким образом наследовать Царствие Небесное. Мы помним слова Христа о семенах, попадающих на различную почву. Именно о душах говорит Господь Бог в Своих притчах и так дает нам и ответы на вопросы, и вместе с тем озвучивает задачу Божественного замысла. Душа творится, но почва, на которую попадает душа, во многом зависит от свойств человеческой личности. Захочет ли человек прижиться на доброй, благодатной почве, захочет ли слышать слово Божие, идти стопами Господа нашего Иисуса Христа, попасть в Царствие Небесное?

Эмбрион уже обладает душой?

– Да, эмбрион сразу уже обладает настоящей, полноценной душой, которая в определенный момент времени должна будет раскрыться, совершенствоваться. Эти процессы происходят уже в сотворенном человеческом организме, проходящем определенные стадии онтогенеза, внутриутробного развития, но это уже зачатая жизнь. Человеческий организм развивается, происходит его эволюция. По прошествии определенного времени, когда человек уже рождается, когда максимум жизненных функций обнаруживается в его организме, происходит процесс инволюции, то есть угасания: человек приобретает определенные старческие качества, организм начинает угасать.

Мы не можем говорить, что в определенный момент времени, когда зарождается человеческая жизнь, не существует души или она каким-то образом ущербна, несовершенна. Нет, в этой душе все свойства и качества сохранены. И после рождения человека душа начинает совершенствоваться, привыкать к окружающему миру, познавать его, сигнализировать о тех или иных моментах деятельности в своей жизни, начинает расцветать и проявлять такие качества и свойства, которые мы можем описывать, замечать, видеть, делиться, наблюдать. И в Священном Писании очень много об этом сказано: свойствам человеческой души посвящены библейские рассказы, истории, которые характеризуют нам личности библейских персонажей. И в их характере, развитии и отношении к тем или иным событиям открываются свойства человеческой души. Поэтому нельзя сказать, что душа находится в неразвивающемся состоянии, в каком-то коконе. Нет, душа – это определенная сила, это свойства, которыми наделил человека Бог.

То есть душа, как и сам человек, бывает молодой или ребенком?

– Она имеет определенные потенции, свойства к развитию, совершенствованию. Нельзя сказать, что она неразвитая, несовершенная – она имеет свойство познавать мир, дарить жизнь, одухотворять человека, соприкасаться с его волей. В вопросе о свойствах души мы придерживаемся православного учения, Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов – смотрим, что говорил нам Господь Иисус Христос, наблюдаем за жизнью святых и, конечно же, описательно делаем выводы о свойствах человеческой души, ибо нас интересует этот вопрос.

Скажите, а душа здорового ребенка отличается от души ребенка-инвалида?

– Отличаются телесные, физические свойства. Душа совершенна, она – Божие творение, а Бог ничего плохого не сотворил. Но человеческий организм имеет генетический аппарат, который может ломаться. Люди могут спросить: «Это же творение Божие?». Да, это Божие творение, Бог сотворил человека, который был венцом Божия творения, первоначальный Божественный замысел не был таким, чтобы человек деградировал.

Но человек, отказавшись быть рядом с Богом и совершенствоваться в Его любви, попадает в падшее состояние: Господь изгоняет его из рая, и мы слышим слова Бога, что отныне он будет находиться в трудах, в работе, в ограничениях; жене же сказано: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей… Человек познает плоды своего несовершенства. Мы не должны говорить, что Господь виноват в этом – в этом виноват человек, который отвернулся от Бога, отказался от Его помощи, благодатной силы Божией. Таким образом он пожинает плоды своего неправильного отношения к Богу.

В том, что происходит с ребенком, имеющим определенные недостатки после рождения, Господь ни в коем случае не может быть виной. Какое здесь состояние души? Она в хорошем, прекрасном состоянии даже у такого человека, но она не может соединяться с возможностями тела: тело несовершенное, оно не может развивать свои качества в отношениях «душа–тело». Но замечено, что люди, которые находятся в ограниченных состояниях, прекрасно могут познавать мир, хорошо воспринимают музыку, разделяют добро и зло, понимают хорошее и плохое отношение, различают доброго или злого человека – познавательные функции души у человека есть, и в силу возможностей человеческого организма они развиваются. Это можно заметить ровно настолько, насколько человеческий организм позволяет раскрыть эти свойства души и насколько организм исследователя позволяет их заметить.

Вопрос телезрителя из Рязани: «Почему верующие люди гибнут от болезней и стихийных бедствий, как и все остальные?».

– Мы уже говорили: когда человек отвернулся от Бога, он отвернулся от Его спасительной благодати, помощи. И когда человечество в определенные моменты своего развития отказывается от Бога, проповедует грех, несовершенства, атеизм, иноверие, отвращение к Божией любви, отказывается от Божественной благодати, человеческий несовершенный организм и соприкасается с трудностями.

Допустим, возникают стихии. Кто в этом виноват? Господь создает условия, чтобы стихии существовали – это особые силы, которые двигают облака, перемещают массы холодного и теплого воздуха. И когда они встречаются с местом, где находятся люди, то эта сила воздействует и на все то, что встречается ей на пути. Там не возникает вопроса, люди ли это, деревья, скалы, – эта сила сталкивается с тем, что стоит на ее пути, и приносит разрушения.

И здесь Господь дает человеку разум, смекалку, наблюдательность – способности, которые при помощи науки помогают отслеживать приближение пожаров, цунами, других стихий, что могут привнести разрушительное воздействие. Господь наделяет человека по Своей любви, благодати таким свойством, чтобы предупреждать это и уходить от этого. Таким образом, мы Бога в этом винить не можем: в своем несовершенстве мы виноваты сами. Вместе с тем по Божественной любви и благодати мы можем избавляться от стихий, прятаться от них, защищаться, относиться к ним очень серьезно, изучать их.

Человек – существо несовершенное, слабое. Без помощи Божией, без поддержки Божественной благодати мы мало что из себя представляем – мы несовершенные, слабые, находимся в упадочном состоянии и развиваемся, познаем Бога. Вместе с тем, по словам апостола Павла, отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело, а потом уже, со Вторым Пришествием Господа нашего Иисуса Христа, мы получаем новые и совершенные тела и живем во славе Божией после праведнейшего суда Божия.

Таким образом, апостол нас предупреждает и говорит, чтобы мы жили по определенным духовным и душевным правилам. Само Божественное слово много нам говорит, чтобы мы соблюдали закон Божий как инструкцию к жизни: если мы будем соблюдать эту инструкцию, эти правила, то будем защищены от всего, что может нанести человеку, его организму и душе вред.

Но вопрос у нас был о верующих – ведь они не проповедуют атеизм. Почему бы верующего не спасать от этого?

– Так Господь и спасает. Существует очень много примеров, когда люди массово идут на какие-то мероприятия, гулянья – и верующий человек, соблюдающий молитву, пост, сохраняется.

Допустим, праведный Иов всегда молился Богу – и Господь его от многого защищал. Но здесь уже вмешивается дьявол, которого настолько мучает любовь Божия к человеку, что он как бы решает выставить Бога в плохом свете и начинает для Иова испрашивать те или иные невзгоды, печали. Но Иов, имея память о Боге, имея благую часть, спрашивает: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом не согрешил Иов устами своими. И Господь, как бы посрамляя дьявола и видя такую любовь человека к Богу, благословляет его и наделяет большей радостью, нежели та, которую он имел после того, как потерял свой дом, богатство, даже своих детей. Господь награждает его еще большим приростом: и деньги, и владения его увеличились, и детей у него стало больше, и радость, что он пережил горе, перекрывает состояние печали: После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями.

Здесь показывается нам, что Бог поругаем не бывает. Даже посылая определенные испытания, Господь всегда дает человеку ощутить радость общения с Ним.

Когда читаешь в Книге Иова о его страданиях, невольно возникают вопросы. Один из них: не кажется ли Вам, что Бог несправедливо поступает с Иовом, отдавая его, своего верного слугу, в когти дьявола?

– Это с точки зрения человеческой справедливости.

Божественная справедливость имеет другие измерения и форматы. Наша, человеческая, справедливость абсолютно несовершенна, ущербна, настолько неточна, что Божественная справедливость перекрывает все претензии человеческой справедливости к Божественной. Если Господь решил сделать таким образом, показать пример, то кто мы такие, чтобы мешать Божиюплану? Верующий человек отличается от неверующего тем, что всегда полагается на волю Божию, на Божий план, верит, что Господь его не оставит.

Неверующий начинает думать: «Какие у меня возможности, силы, что я могу сделать, чтобы защитить, прокормить себя?». Если человек надеется на свои силы, то в конце концов начинает понимать, что законов Божественного бытия он никогда не познает. И если он может себя сохранить, каким-то образом отсрочить день смерти на неделю или год, то в конце концов соглашается с тем, что не может победить время и те законы, которые Господь сотворил, оживил, и они работают в нашей жизни. Когда такой человек начинает понимать, что Божественная сила непознаваема и непобедима, то перестает уже бороться с Богом и принимает Его условия.

Мы можем много говорить о человеческой справедливости, но вместе с тем должны помнить, что мы творения Божии: Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук?». Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел меня на свет?», а матери: «зачем ты родила меня?». Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? А, с точки зрения творения Божия, мы являемся горшками. И если Господь решил совершенствовать этот горшок, один горшок поставить над другим, то кто мы такие, чтобы возражать воле Божией? Этим и отличается верующий человек от неверующего: верующий всегда принимает волю Божию и старается ее исполнить, смиренно сохранить мир с Богом.

Вопрос телезрителя: «Как можно верить в Бога, Который обрекает множество людей на адские муки?».

– Спасибо за вопрос.

От страданий переходим к аду.

– Господь ни на что не обрекает человека без его согласия: Он предупреждает, что без Бога человеку плохо.

Мы знаем, что ток опасен для живого организма. Представим, что около электрической розетки висит инструкция, где написано: «Не суй пальцы, предметы, особенно железные, в розетку – может убить током (или может быть нанесен какой-то ущерб)». Человек из любопытства пытается исследовать: «правда ли это? Насколько сильно ударит ток? Каковы будут повреждения?» – И Он сталкивается с тем, о чем уже был предупрежден.

Возникает вопрос: почему бы не поставить заглушку или вообще не убрать розетку, чтобы человек это не проверял? Ответ такой: Господь создает человека, а в Писании сказано; Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему. Бог – Творец, Исследователь. Он исследует и творит то, что хочет.

Что Господь исследует? Процессы, которые происходят внутри Бога, непознаваемы. Когда Господь творит человека, дает ему отблеск Своего Божества. Есть то, что присуще Богу: это отражается в личности человека – он богоподобен, может творить, исследовать. У него есть выбор – идти за Богом или нет. Хочет ли он быть Ему другом? Каждый человек выбирает, в какую сторону идти, – быть с Богом или нет. Если он идет с Господом, значит, соблюдает Божии заветы, ибо знает: Божественный план при соблюдении определенных условий приведет его к спасению. Человек, не верящий в Бога, сам себя обрекает на геенну огненную – отделение от Господа. Ад, геенна огненная – это не раскаленные сковородки и котлы, а состояние, омраченное отсутствием Бога.

Когда человек соприкасается с Господом, он испытывает радость, совершенствуется в ней, находясь рядом с Богом.

Человек, который погряз в несовершенстве, грехах, не зная Божественной радости, не находясь рядом с Богом, испытывает чувство тоски, одиночества и, убегая от земного ада, может совершить суицид. В духовном мире этим способом избавления от мучения невозможно воспользоваться. Когда человек теряет жизнь, у него забирается воля. Душа находится в омраченном состоянии: она и хотела бы получить радость, а не может.

Отец Александр, спасибо Вам большое. Давайте подведем итог нашей передачи. Я прошу Вас что-то пожелать нашим телезрителям.

– Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной и молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми.

Записали:
Елена Кузоро
и Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс