Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1088) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание святых мощей

Протоиерей Алексий Ладыгин: Почитание святых мощей

№47 (1088) / 7 декабря ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№46 (1087) 2020

Мы продолжаем «Огласительные беседы». Сегодня будем говорить о святых мощах. Великая милость дана нам от Господа – Он постоянно поддерживает нас благодатными молитвами угодников Божиих: когда мы обращаемся к ним с молитвами, они молятся за каждого из нас.

В Ветхом Завете к останкам почивших относились как к чему-то оскверняющему человека. После Боговоплощения, Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы на святых учеников Христовых (апостолов) Церковь поменяла свое отношение к этому: каждый человек призван быть домом для Духа Святого, избранным сосудом. Святой Дух почивает на мощах угодников Божиих. Мы поклоняемся не просто плоти и крови, а святым останкам.

Священное Предание говорит, что с первых веков христианства к ним было особое отношение – их почитали паче золота и всяких драгоценных камней. Иоанн Златоуст сказал замечательные слова: «Как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными камнями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные, как бы драгоценными камнями, ранами, понесенными за Господа, – драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны».

Святитель Григорий Нисский произнес такие слова о святом мученике Феодоре: «Душа его, войдя в горняя, почивает на своем месте, разрешившись от тела, живет вместе с равными себе; тело же, как честное и непорочное ее орудие, с великой честью и почтением положенное и украшенное, почитается и почивает на прекрасном, святом месте, в виду у всех».

Святитель Филарет Московский сказал: «Поклоняясь святым мощам, поклоняемся не плоти и крови, а чтим благодать Святого Духа, соделавшую их нетленными своим проникновением».

Мы поклоняемся не плоти и крови святых мощей, а Духу Святому, Который почивает на них. При жизни человека они соделались благодатным сосудом для Духа Святого, а по смерти душа ушла к Господу и святые мощи, пропитанные благодатью, остались.

В первые века христианства отношение христианских общин к мученикам, пострадавшим за Христа, было очень трепетным. Их останки собирали, погребали и на гробницах совершали Божественную литургию.

Ветхий Завет говорит, что было что-то святое, от чего не могли отказаться в древности – например, когда Моисей вместе с евреями выходил из египетского плена, он взял с собой в Сихем останки святого Иосифа. Там же говорится, как чудотворили останки пророка Божия Елисея: к ним приложили мертвого человека, и он воскрес.

В Новом Завете произошло полное переосмысление отношения к святым мощам. Останки мучеников Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского называли драгоценным сокровищем, более дорогим, чем все камни и золото.

Благодать, которая исходит от останков угодников Божиих, не могут терпеть те, кто не служит Господу. В советское время вместе с храмами и монастырями уничтожали мощи святых. Во время нашествия турок на Константинополь некоторые останки угодников Божиих были сожжены, некоторые – потоплены в море. Враг рода человеческого в первую очередь борется со святынями, очень важными для христиан.

Пруденций, писатель Латинской Церкви, свидетельствовал, что «верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия» – они ощущали особую радость, когда общались со святыми мощами. Многие хранили их в своих домах, кто-то носил на груди (от этого впоследствии появились кресты-мощевики).

На VII Вселенском Соборе закрепляется особое почитание святых мощей угодников Божиих. Епископам запрещалось освящать церковь, где не было мощей святых, поэтому они есть в каждом храме. Их закладывают при освящении под престол, они вшиты в антиминс – особый плат, находящийся на престоле, на котором совершается Божественная литургия.

Без такого почитания невозможно было бы представить целостность Церкви. Останки святых имеют особую благодатную силу – это засвидетельствовано всей историей Церкви. Есть мощи, обильно источающие благоухающее миро (как мощи святителя Николая в Бари). Есть мягкие, гибкие мощи, хотя им может быть полторы тысячи лет (как мощи святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, или преподобного Александра Свирского). Невзирая ни на что они были сохранены до нашего времени.

Бывают останки, обладающие такой огромной благодатной силой, что никакое зло не может к ним приблизиться. Есть бесноватые люди, о которых говорит Священное Писание. Когда такой человек приближается к святым мощам, бес в нем возмущается (в Евангелии говорится, что бесноватый человек рвал на себе даже железные цепи – он обладал такой силой, ибо в нем был целый легион бесов).

Когда я учился в Троице-Сергиевой лавре, на моих глазах не раз происходили чудеса у мощей преподобного Сергия Радонежского. Вспоминаю: когда пятеро мужчин привели к ним хлипкую женщину небольшого роста, она зарычала, закричала, разбрасывая сопровождавших ее в разные стороны. Ее еле подвели к мощам, приложили. После этого женщина как бы испустила дух, но потом пришла в себя и перекрестилась. Она даже не понимала, что с ней происходило, что бес творил в ней, приложилась к мощам – и ушла совершенно умиротворенная, тихая, спокойная.

Мощи угодников Божиих даются нам, чтобы мы имели утешение в жизни, видели образ святых, которые подвизались ради Господа. Мы приобретаем молитвенников у Престола Божия.

VII Вселенский Собор закрепляет почитание святых мощей: «Господь наш Иисус Христос, – говорится в определении Собора, – даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. Итак, дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых знали, что они подлинные и истинные: если кто епископы или клирики, – да низложатся, а если иноки и миряне, – да лишатся приобщения» – очень строгим было предписание благоговейного отношения к мощам.

Святитель Кирилл Иерусалимский возражал иудеям, у которых тело умершего считалось нечистым (прикосновение к нему оскверняло живых): «Не души только святых достойны почитания, но и в мертвых телах их есть некая сила и могущество».

Святитель Василий Великий говорил: «Когда кто умирал в иудействе – мертвец считался нечистым, когда же умирают о Христе и за Христа – мощи святых Его честны. Прежде сказано было священникам и назореям, чтобы не прикасались к мертвым телам, да не осквернятся (см.: Числ. 6), ныне же прикасающийся к костям мучеников – приобщается святыни».

Святой Иоанн Златоуст учил: «Кости святых имеют власть… высшую – мучающую и прогоняющую бесов и освобождающую тех, которые бывают связаны их горькими узами... (Кости святых покоряют и подвергают истязаниям демонов, разрешают связанных их жестокими узами). Бесы не могут переносить той чудной силы, которая находится в святых телах... прах, кости, пепел уязвляют существа невидимые... Такова сила скончавшихся святых».

Святой Амвросий Медиоланский при открытии мощей святых мучеников Гервасия, Протасия и Кельсия благовествовал: «Если скажешь мне: что почитаешь в тленном теле? Скажу тебе: почитаю в мученическом теле язвы, принятые за имя Христово; почитаю память добродетели, живущей вечно; почитаю останки, освященные исповеданием Владыки; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Господа. Почему же не почитать того тела, которого трепещут демоны, уязвившие его в муках, а в гробе прославляющие? Итак, почитай тело, которое прославило Христа на земле, и будешь царствовать со Христом во славе».

Каким избранным сосудом для Духа Святого становятся останки угодников Божиих… Многие святые рассуждали, как Господь все премудро устраивает в жизни: Он никогда не забирает их к Себе полностью – как бы делится ими. Себе Бог берет бессмертную душу, а нам оставляет честные мощи.

Господь ставит святых в пример всем христианам, чтобы они подражали их подвигам, добродетельной жизни, имели такое же стремление быть верными Христу даже до смерти.

«Бог для того и даровал нам останки святых, чтобы руководить нас к подобной ревности, дать нам надежное прибежище и защиту против зол, отовсюду нас окружающих... Бог разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы их святые кости мы имели постоянным побуждением к добродетели», – говорит Иоанн Златоуст.

Останки угодников Божиих приносят немалое утешение каждому христианину. Сегодня во многих храмах есть частицы мощей святых, к помощи которых мы прибегаем, чтобы они помолились о нас и мы получили благодатную поддержку, необходимую для жизни, несения креста.

Больные у святых мощей исцеляются. Многие получают силу для преодоления трудностей, непонимания. Угодники Божии молятся о нас, а мы стараемся подражать им. Когда узнаем об их добродетельной жизни, начинаем анализировать свою. Мы приносим Господу покаяние за свои грехи, исправляемся. Останки угодников Божиих помогают нам в духовной жизни.

В первом веке христианства апостол и евангелист Лука переправил в Антиохию десную руку святого Иоанна Крестителя, которая сохранилась до сегодняшнего времени – она полностью нетленна. Эта рука коснулась верха главы Христа Спасителя. (Сейчас она находится в Черногории, в Цетинском монастыре. Ее привозили в Москву для поклонения.)

Надо благодарить Господа за то, что Он дает нам возможность приближаться и прикасаться к мощам. Это очень важно для каждого из нас.

Сейчас обретается много останков новомучеников и исповедников Церкви Русской, совершаются великие чудеса от мощей угодников Божиих, можно сказать, нашего времени.

Святость живет в Церкви, поэтому она будет всегда давать определенные плоды через святых. Почитаются не все, а только в вере и благочестии пожившие на земле. В Церкви есть определенная процедура – канонизация, которая осуществляется при 2-х условиях: первое – благочестивая жизнь (по заповедям Божиим) того или иного подвижника и его непорочная кончина, второе – чудеса, совершающиеся у его могилы. Когда есть свидетельства этих чудес, происходит канонизация. После чего обретаются святые мощи, которые выносят в храмах Божиих на поклонение.

Сейчас особое время: во многих храмах есть немало частичек мощей угодников Божиих. Это великое утешение: исходящая от них «благодать немощное врачует» и помогает человеку обрести уверенность в этой жизни. Многие приходят, молятся, получают благодать от святых мощей и чувствуют ее своим сердцем. Нет необходимости говорить, нужно ли почитать святые мощи или не нужно: люди на своем опыте узнали, какая благодать от них исходит и какую помощь оказывают святые, к которым они непрестанно обращаются в молитвах.

С древности существует обычай паломничества к святым мощам. Давали обеты, если совершалось какое-то чудо. После этого утверждалось особое почитание святых угодников Божиих, ибо они всегда являли свою помощь и заступничество.

Следующая наша встреча будет посвящена Второму Пришествию – кончине этого мира. Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс