Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1088) → Матушка Елизавета Ямщикова: «Матушка – это сложный путь: надо быть жертвенной до конца»

Матушка Елизавета Ямщикова: «Матушка – это сложный путь: надо быть жертвенной до конца»

№47 (1088) / 7 декабря ‘20

Вторая половина

Первые шаги ребенка по этой жизни – робкие, но настойчивые, слабые, но не беспомощные. Так устроено самой природой – с каждым новым шагом маленький человек становится увереннее, ведь неудачи с падениями тренируют и духовные мышцы. А бессознательный опыт движения вперед, полученный в детстве, остается в памяти как руководство для дальнейшей жизни, ведь все, что с нами происходит, – только ради того, чтобы сделать нас сильнее.

Мы в Алапаевске Свердловской области. Встречает нас в полном составе семья настоятеля Свято-Троицкого собора иерея Димитрия Ямщикова: трое детей – Мария, Алексей и Таисия, и Елизавета – мама и матушка.

Отец матушки Елизаветы – протоиерей Александр Никулин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в с. Новая Утка Свердловской области. Он был рукоположен в иереи в Екатеринбургской епархии в конце 1980-х гг., служил в храмах Кургана, а затем в с. Боровском, где как настоятель Свято-Никольского храма с Божией помощью начал обустраивать монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы. Там прошло детство 3-й из 6-ти детей отца Александра и матушки Галины – Елизаветы.

м. Елизавета: – Монастыря не было тогда, мы только-только собирались, построили Богородичный садик, облагораживали территорию вокруг храма вместе с родителями, со всей деревней.

Монастырь рос – и вместе с ним росла Лиза: училась в школе, с радостью посещала храм. Отец Александр любил лыжные прогулки и детей (одного за другим) в них вовлекал. Однажды настала очередь маленькой Лизы.

м. Елизавета: – Мы ездили в соседнюю деревню, он меня взял на лыжах кататься – мне было 5 лет. Я отстала от него, была темнота. Он сам так перепугался, но благодаря тому, что я ехала просто по лыжне, он обратно поехал и нашел меня.

Потеряв из виду папу, девочка не сошла с лыжни, не закричала, не испугалась, а упорно продолжала идти вперед.

м. Елизавета: – Отец все говорил: «Ну вот, девка у нас растет терпеливая».

Терпеливая девочка и не заметила, как к годам 14-ти стала отличаться от сверстниц – поведением, образом мысли, внутренней наполненностью; она поняла, что не может и не хочет продолжать учиться в светской школе.

м. Елизавета: – Я стала проситься в монастырь, и отец, конечно, был не против. Года полтора я была на послушании в монастыре.

Обучение у послушниц было домашним – в школу приходили только сдать экзамен по предметам. Юная Елизавета находилась там, где ее душе было тепло и спокойно.

м. Елизавета: – Там я полюбила молиться. Там были башни, в которые я залезала и молилась, считала, что это так нужно, – это очень сильно. Когда ходишь, любуешься природой – это тоже очень воодушевляет.

Монастырь дал очень много и для души, и для жизни, хотя Лиза поняла, что это не ее мир и не тот путь, которым она бы хотела идти дальше. Когда отец Александр начал служить настоятелем Успенского храма в Новой Утке, Лиза уже была студенткой Уральского государственного педагогического университета в Екатеринбурге.

иер. Димитрий: – У меня даже не было такого периода, когда я был неверующим. Меня окрестили в первый год моей жизни, на великомученика Димитрия Солунского, как раз в день его памяти. С детства бабушка водила меня в храм, причащала, на клиросе я стоял вместе с ней.

Детское приобщение к вере, первое Причастие, Литургия вместе с бабушкой в храме – все это у Дмитрия Ямщикова проходило в Нижнем Тагиле Свердловской области. Примерно в 14 лет он уже сознательно пришел в храм, закончил воскресную школу. Когда стал вопрос о дальнейшем образовании, по благословению священника поступил в Екатеринбургскую духовную семинарию. Как-то, вместе со своим другом, приехал в Новую Утку, пришел в храм на службу к отцу Александру Никулину, а спустя время вернулся туда, чтобы потрудиться на каникулах.

м. Елизавета: – Мы подружились, ходили на общие послушания, Псалтирь вместе читали, сменяли друг друга, потом вместе поехали в город, и он у меня выпросил телефон.

иер. Димитрий: – Когда я начал с ней общаться, подошел к отцу Александру и говорю: «Батюшка, я с Вашей дочерью дружу, общаюсь». Он говорит: «Понял. Общайтесь дальше сами, меня не привлекайте».

Отец Александр очень тепло отнесся к молодому человеку, понял его решение уйти из семинарии, чтобы отслужить в армии. 2 года службы молодого человека оберегали благословение отца Александра Никулина и любовь его дочери Елизаветы. Из армии Дмитрий вернулся с твердым желанием восстановиться в семинарии и принять священство.

м. Елизавета: – Он мне сразу сказал: «Ты же знаешь, я в семинарии учусь, я же буду батюшкой, так что ты готова в огонь и в воду со мной идти?». Сейчас я бы наверно отказалась. Но когда ты влюблена в человека, тебе хоть в огонь, хоть в воду, хоть на край света.

иер. Димитрий: – Ей в чем-то была знакома жизнь священника: когда я стал священником, рукоположили, ей многое было известно. Даже для меня какие-то вещи священнической жизни открываются, в том числе семейной жизни, которые связаны со священством, для меня это новое, – а она это уже проходила на опыте своих родителей.

м. Елизавета: – Матушка – это сложный путь: надо быть жертвенной до конца. Не все готовы переезжать в любую деревню, жить тяжело – у священников бывают и взлеты, и падения: ты служишь в одном храме, все хорошо, может в любой момент случиться, что тебя переведут в глухую деревню – от этого никто не застрахован и там надо как-то выживать.

Впрочем, первым местом служения новорукоположенного иерея Димитрия Ямщикова была не глухая деревня, а все та же Новая Утка, где рядом настоятель – наставник и тесть в одном лице. А после нескольких месяцев тепличных условий последовал перевод в с. Пристань Артинского района. Отца Димитрия назначили настоятелем Введенского прихода, и это было «боевое крещение» для всей семьи.

м. Елизавета: – У них в деревне – неприятие другого священника: служил у них вначале отец, потом сын, а тут совсем новый священник. Для них это было очень сложно воспринимать: были очень сильные традиции – там ни в чем нельзя было что-то поменять – это воспринималось прихожанами как что-то негативное, хотя ничего негативного мы не делали. Поэтому старались всех по головке гладить, чтобы только церковная жизнь наладилась.

Они прослужили в Введенском храме 5 лет. За это время храм преобразился – новые купола, кровля. Но главное, отец Димитрий и матушка Елизавета растопили сердца прихожан, стали своими. Следующий перевод – обратно в Новую Утку, в помощь отцу Александру, который в то время тяжело заболел. В Новой Утке появилась на свет маленькая Тася.

м. Елизавета: – Через 2 или 3 месяца нас неожиданно переводят в Реж – это был просто удар: это было страшно далеко от Новоуткинска – 3 часа езды. Никакого церковного дома там не было – жить негде. Только батюшку радовало, что там красивый храм.

Но на фоне красивого храма – неухоженная съемная квартира, в которой температура зимой не поднималась выше 15◦ (другой не нашлось), трое маленьких детей – сложности быта, оторванность от родных.

м. Елизавета: – Тяжело было, но на 2-й год я поняла: все нормально, прорвемся. Во 2-й год Маша пошла в школу в Реже.

После 2-х лет в Реже – новый перевод: в Алапаевск. Еще дальше от родителей, с еще большим грузом священнической ответственности. Отец Димитрий – настоятель Свято-Троицкого собора и секретарь молодой Алапаевской епархии. Правда, здесь уже было проще.

м. Елизавета: – Реж меня научил надеяться только на свои силы.

И на церковную общину, и на самых близких, но самое главное – надеяться на Бога. Трудности есть у всех, в каждой семье, просто они разные: они нужны – попущены Господом не напрасно.

иер. Димитрий: – Бог нас назначает на каждый приход для личного возрастания, для служения, чтобы польза была людям и самому. В тепличных условиях человек не растет, а увядает, а когда появляются трудности, благодаря им человек становится сильнее, крепче.

м. Елизавета: – Когда приходят сложности, испытания, ты начинаешь молиться по-другому – это очень сильно научает молитве: ты понимаешь, что кроме молитвы тебе ничего не поможет… Молишься и потом понимаешь, что все будет хорошо. Все равно Господь поможет.

Здесь, в Алапаевске, старшая Маша уже привыкла к новой школе, к новому классу, учится играть на гармошке. Хотела сначала на баяне, но он по весу оказался тяжелым, впрочем, главное – начало. Сын Алексей готовится к поступлению в художественную школу, рисует много, с удовольствием, особенно богатырей – это его любимые герои. Кстати, у Маши и Алеши может вполне сложиться дуэт или вместе с мамой – вокально-инструментальное трио. Почему нет? А может и целый ансамбль при храме.

м. Елизавета: – Многие мамы с детьми ходят в храм. Я каждый раз думала: надо какой-то клуб создать мам с детьми: они приходят в храм и для них – это какой-то центр, куда можно прийти, пообщаться. Они между собой постепенно начинают общаться – в таких небольших городах тяжело людям жить, у них много разных трудностей, а в храме для них есть поддержка и любовь.

иер. Димитрий: – Можно сказать, что мы совершенно разные и по характеру, и по темпераменту: я более резкий, вспыльчивый, она более мягкая; я быстрее все делаю, быстрее реагирую на все – она медленнее, но благодаря этому – такая компенсация друг дружки, многие трудности проходят легче.

м. Елизавета: – Служение священника – это и твое служение: вместе, рядом с ним.

иер. Димитрий: – Когда случается какая-то сложная ситуация, я все силы, эмоции, чувства к этому прилагаю, переживаю, а Лиза скажет: «Да не переживай, это все неважно, а важно то-то, то-то».

Это что за поддержка и опора «со слезами на глазах»?

м. Елизавета: – Просто воспоминания захлестывают.

На самом деле причина этих невольных слез не только в воспоминаниях: Алапаевск – печально известное место в православном мире. С трагических событий, связанных с Царской Семьей, прошло 100 лет, но что это для истории нашей Церкви, которая по спирали переживает то взлеты, то падения, то полное приятие со стороны общества, то провокационные расколы… Они словно на передовой невидимой духовной брани – такие семьи, как у наших героев. И дело не в частых переездах, а в том, зачем они происходят и ради чего.

м. Елизавета: – Что может растопить? Только любовь – пример твоей жизни: хорошее отношение ко всем, с кем бы ты ни сталкивался.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс