Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Николай, Вы неравнодушно относитесь к работе с очень разной молодежью. Я был знаком с людьми, которые приходили к Вам в Миссионерский отдел Гатчинской епархии совсем неверующими, а сейчас знаю их как настоящих православных прихожан. Отсюда – сразу несколько вопросов. Во-первых, что такое «призыв»? Мы говорим: «Господь призывает» – часто нам кажется, что призыв относится только к тем, кого в быту мы называем святыми. Возникает ощущение, что этот призыв только к избранным относится. С другой стороны, нам самим хотелось бы что-то сделать, но мы думаем, что недостойны, поэтому сидим в сторонке. И еще есть сложность в понимании термина «миссионерство» – когда слышишь это слово, сразу думаешь: «Не знаю, что это такое. Поэтому посижу в стороне». Насколько я прав?
– Спасибо за тему, которую вы выбрали. Чтобы понять, что такое призыв в рамках Православия, Православной Церкви, ощутить понятие и природу миссии, мы должны обратиться к тому, что сказал Христос в Церкви в день, когда последний раз смотрел на учеников, физически прощался с ними. Мы знаем, как драгоценно время, когда Христос общался с учениками после Своего Воскресения до Вознесения – Он сделал несколько важных вещей и сказал много важного. Но мы порой забываем эти великие слова, обращенные к ученикам, а в их лице – ко всей Церкви: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.
Эти слова Христа так или иначе присутствуют во всех четырех Евангелиях, они – императив: заповедь, обращенная к каждому ученику Христову, то есть к каждому крещенному в Церкви человеку. Но из своего пастырского опыта я вижу, что практически никогда человек не думает о каком-то особом служении, о внешней проповеди – мы не слышим этого в перечне исповедальных грехов: о том, что заповедал Христос, что сказал перед Своим Вознесением как очень важный императив, мы часто не просто забываем, но даже об этом не думаем. И само слово «миссия» нас пугает, хотя это латинский термин, который соответствует знакомому нам греческому понятию «апостольство».
В Символе вере, который мы ежедневно читаем на Литургии, есть известные нам слова: «Верую во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Под термином «Апостольская» мы подразумеваем не только апостольское преемство, имеющееся у Православной Церкви, не только рукоположение епископов и священников, восходящее к апостолам, но и апостольство в смысле посланничества: что Церковь сама себя осознает продолжающей деятельность Иисуса Христа на земле. Понятие миссии, апостольства выражает эту природу Церкви, это явление Царства Божия на земле – явление в первую очередь внутри евхаристической общины, внутри прихода, – но и всему миру.
Христос дает очень важный императив: «Идите и научите». Конечно, нам намного приятнее и проще сидеть и ждать, когда придут к нам – тогда мы уже человека встречаем. (Хотя не всегда хорошо и благополучно встречаем – Евангельская проповедь на уровне встречи иногда не происходит.) Но задумываться, размышлять на эту тему надо, ибо это одна из существенных заповедей, сказанная Христом перед Его физическим уходом из этого мира.
Когда мы в таинстве Крещения вступаем в Церковь, мы все становимся причастными к апостольству – к своей миссии как к глобальной миссии Церкви на земле.
Вопрос телезрителя: «Ведь можно заниматься миссионерством как бы молча. Например, идешь в храм, и люди видят, что ты идешь в храм. Это же миссионерство? Или, например, я подойду к Вам и скажу: „Батюшка, вот Филипп Филиппович, научите его“. А Вы мне скажете: „Хорошо, я за него помолюсь, а Бог Сам ему все откроет“ – Вы не бросаетесь прямо сразу читать ему „Закон Божий“, а делом, молитвой проповедуете».
– Вы очень хорошо сказали о так называемой молчаливой миссии. Переводя на известные нам реалии, можно сказать, что в современной жизни Православной Церкви в России можно выделить две разновидности миссионерской деятельности.
Первая – профессиональная. Имеется в виду, что человек к этому служению относится максимально серьезно: получает специальное епархиальное образование или оканчивает миссионерские, апологетические курсы. Подобного рода курсы есть на разных православных порталах, очень доступные, чтобы повысить свои знания, научиться каким-то методикам. Эта первая разновидность миссии (назовем ее специальной) всегда должна иметь церковный характер: человек должен иметь постоянные взаимоотношения со священником, настоятелем либо с благочинным или руководителем миссионерского отдела той епархии, где он находится, ведь в каждой епархии есть свои особенности, свои нужды. Такой христианин, православный верующий, имеющий, с духовной точки зрения, призвание Духа Святого, хочет свидетельствовать и готов тратить на это свое личное время – заниматься активным служением в церковных рамках, а миссионерский отдел, благочинный или настоятель показывают человеку, каким образом ему необходимо двигаться.
Существует и второй вид миссии (о нем сказал телезритель) – миссия своей жизнью, когда человек не только старается жить по Евангелию, но и не стесняется внешнего выражения, внешнего свидетельства: он может перекреститься или помолиться в людном месте, например, и делает это искренне, ради себя самого, а не ради других. Бог в жизни такого человека присутствует как можно больше: он вспоминает о Боге и говорит, что дела, например, осуществятся, если будет на то Божия воля, – в рамках даже собственной семьи, в рамках общения на работе, например, или с малознакомыми людьми он вспоминает о Боге, говорит о Нем, не стесняется этих тем. Вот такое свидетельство на бытовом уровне (можно так его назвать), когда мы о Боге говорим без всякого стеснения, без всякой мысли о том, что о нас подумают в этот момент, есть то же выражение миссии и природы Церкви. Мы должны давать Богу больше места в нашей жизни.
Кстати, могу сказать, что это необходимо делать сейчас еще и по той причине, что в России миссия Церкви имеет определенные обстоятельства. В каждой стране они особенные, а в России, как мы знаем, 70 лет была организована первая в мире атеистическая империя. Некогда богоносный русский народ стал строить общество на атеистической идеологии – атеизм был объявлен официально идеологией, на государственном уровне, и это произошло впервые в мире. Мы часто недооцениваем тот факт, что в течение нескольких поколений примитивное отношение к Церкви, отторжение Бога происходит на подсознательном уровне. На уровне коллективных архетипов становится очевидным, что Церковь воспринимается как инородное сообщество, то, о чем говорят священники или миссионеры, воспринимается как сказка.
Вообще, светским людям сегодня непонятно, чем Церковь занимается, зачем она существует: мы видим, что в публичном пространстве происходит осуждение жизнедеятельности Церкви – при этом люди не понимают ни ее природы, ни сути, акцентируется внимание на каких-то внешних эпизодах. Этим демонстрируется восприятие Церкви на абсолютно примитивном уровне.
Вопрос телезрителя из Москвы: «Главная миссия, к которой Господь нас призывает, – иметь такое сердце, которое будет сокрушаться о тех, кто не знает Бога и не спасен. То есть нам нужно пойти туда, где есть в нас нужда, чтобы помочь хотя бы немногим. Но не растратим ли мы так свою жизнь на помощь людям, которые не хотят не только помощи, но даже и простого совета?».
– То, о чем вы сейчас сказали, как раз очень хорошо характеризует понятие призвания: желание идти к тем, кому нужно слово Божие, в то общество, которое не знает Бога или знает это в искаженном виде, всегда начинается с призвания человека – человек хочет это делать, у него есть к этому стремление, и Дух Божий ведет его туда часто неизъяснимым для самого человека образом. И перед ним не встает вопрос, зачем он тратит жизнь на тех, кто как бы не очень достоен обращения к ним.
Если бы с этой точки зрения подходил Сам Христос или апостолы, то никакого дела спасения не произошло бы: мир не достоин ни Христа, ни апостолов, ни святых, которые обращались к миру. Так что ставить вопрос, насколько люди достойны, некорректно. Главное – насколько мы чувствуем это призвание, насколько Дух Божий ведет нас туда.
Апостол Павел не раз говорил, что дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.
Каждый должен понять, чем он может послужить Богу и людям – служение Богу и людям часто заключается в конкретных физических делах: в оказании кому-то физической помощи, материальной помощи, в слове утешения, подбадривания. Это может быть помощь больному или человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, раздача вещей. Служений Богу и людям в Церкви существует очень много.
Это тоже миссионерство?
– Это свидетельство о Божием Царстве, о Божией милости, о Божием присутствии в этом мире делами, словами.
Конечно, самое худшее и самое печальное, когда человек вообще в этом смысле никак себя не реализовывает, не приносит пользы ни своей душе, ни Богу, ни людям.
Все люди очень разные. Одна из самых больших проблем – миссия среди нашей молодежи. Есть люди – воинствующие атеисты, можно так сказать: мы часто встречаем в интернете, например, сообщения против Церкви. Это второй вариант миссии. Нужна миссия и среди пожилых людей. Казалось бы, зачем? Приходят люди в церковь – и слава Богу. Но в большинстве своем они ничего не знают о вере. Здесь тоже определенная миссия... Господь призывает нас к миссионерству, но, оказывается, миссия по своей форме и адресату совсем разная. Для этого нужны разные миссионеры? Один по атеистам, другой по слабоверующим, третий по язычникам и так далее, или это общая миссионерская задача?
– Вы абсолютно правы. Современная миссионерская деятельность в Православной Церкви так и строится в основном: люди, специально занимающиеся миссионерской деятельностью, различаются по конкретным направлениям. Например, я в большей степени провожу полемику, диспуты и общение в атеистических сообществах, в меньшей степени – в протестантских организациях. Например, в миссионерском центре «Ставрос» есть специалисты, которые специализируются на свидетелях Иеговы, на других представителях нетрадиционной религиозности. Есть те, кто специализируется на кришнаизме, саентологии. Практически у каждого направления существует свое апологетическое направление, и без знаний, специальных методик и стратегий в этой области ничего не получится – общение с представителями этих верований или с материалистами практически невозможно.
Поэтому, конечно, человек должен определиться, с какой группой людей он хочет взаимодействовать, ведь существует много различных понятий, которые необходимо учитывать при обращении. Это общий миссионерский принцип. Святитель Николай Японский перед тем, как начать проповедовать в Японии, 8 лет изучал не только язык, но и культуру Японии и перевел язык Евангелия на знакомые японцам знаки и символы по характеру их жизни. То же самое сделали некогда святые равноапостольные Кирилл и Мефодий для наших предков…
Поэтому мы сейчас проповедуем не на греческом языке, а на русском.
– Конечно. Благодаря этому в том числе и произошло постижение православия и христианства. Без специальных образовательных, а затем активных действий в конкретной области практически обойтись невозможно. Хотя на бытовом уровне, если мы говорим об обычном мирянине, прихожанине Русской Православной Церкви, минимальным его свидетельством будет знание о Боге, умение логично и доступно говорить о Нем и Церкви, быть вдохновленным тем, о чем он свидетельствует.
А ведь иногда отсутствие знаний собственного вероучения (например, у кришнаитов, свидетелей Иеговы) или атеистическое мировоззрение, когда при этом какое-то вдохновение охватывает людей, способствуют тому, что люди могут заразиться этой радостью, чувством Воскресения Христова. И затем может начаться путь рационального познания – что же там, в Православии? И человек встречается с миссионером или находит его на каком-нибудь сайте. Конечно, Господь сводит этих людей, и начинается долгий рациональный путь выхода из той организации, где человек до этого находился.
Но первоначально искра может зародиться от человека обычного, не понимающего особенностей атеизма или материализма, живущего просто, искренне, но знающего свою веру, способного хотя бы минимально рефлексировать.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
– Да, если сказать очень просто.
Вопрос телезрителя: «В Евангелии есть такие слова: горе вам, фарисеи и лицемеры, вы обходите и сушу, и море, ища себе учеников, а когда находите хотя бы одного, делаете его сыном геенны. Как не оказаться среди таких миссионеров? Лицемерия у нас – некуда девать, оно никуда не исчезло».
– Такое возможно, конечно, если мы будем проповедовать какие-то собственные фантазии, если мы, не зная, не понимая Евангелия, будем искажать его и Православие в целом. Такое, к сожалению, бывает нередко, когда за Православие выдаются второстепенные вещи.
Если, не зная Христа, не понимая Евангелия и, самое главное, заповеди о любви, сделать из какой-то даже хорошей второстепенной вещи, из обрядового элемента церковной жизни настоящего кумира, идола, то можно, подобно фарисеям, привести человека к своим фантазиям, домыслам, к образу жизни, который якобы считается христианским.
Язык, на котором Вы говорите с атеистами и молодыми людьми, не пришедшими пока в церковную ограду, какой?
– Наш язык будет направлен исключительно на неверующих, нецерковных, сомневающихся – это будет доступный для них язык. Конечно, методику подхода придется определять путем экспериментов: это дело творческое, как вы понимаете.
Вместе с тем у нас есть абсолютное понимание того, что мы не должны сейчас дублировать церковные каналы, каналы, обращенные к прихожанам, к нашим верующим. Мы должны путем экспериментов искать способы обращения к антицерковно настроенным людям, пока это еще не совсем поздно.
Кого Вы ждете в миссионерском отделе?
– Всех желающих потрудиться в деле свидетельства об Иисусе Христе и Церкви.
И Вы ждете абсолютно всех?
– Да. Они же придут по призыву.
В нашей беседе получилось как бы кольцо. Мы начали говорить о том, кого Господь призывает к миссионерству, и ответ на него может быть такой: Господь призывает тебя, и именно ты как православный человек должен с радостью идти и проповедовать, быть миссионером.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.