Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1086) → Протоиерей Кирилл Сладков: Любовь – не наказание или хомут на шее, она – источник радости и вдохновения

Протоиерей Кирилл Сладков: Любовь – не наказание или хомут на шее, она – источник радости и вдохновения

№45 (1086) / 1 декабря ‘20

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Мужу 59 лет. Он хочет причаститься. Скорее всего, это первое его Причастие, по крайней мере за последние 20 лет. Как ему правильно подготовиться?».

– Очень радостно, что у супруга женщины, задавшей вопрос, возникло такое желание. Важно при этом сделать так, чтобы Причастие стало для него неформальным, чтобы он смог максимально погрузиться в религиозное и даже мистическое переживание этого события.

Святая Церковь предусматривает различные практики подготовки к Причастию, чаще всего отталкиваясь от обстоятельств жизни конкретного человека, от его физического состояния, от того, как и где он работает. У нас есть и общие рекомендации по этому поводу: трехдневный пост, Правило ко Святому Причащению с прочитыванием трех канонов – покаянного Господу Иисусу Христу, Божией Матери, ангелу-хранителю.

Но при этом мы помним, что, по традиции, перед таинством Причастия человек идет на Исповедь, в эту духовную больницу, чтобы очистить свою душу и сделать шаг навстречу к исцелению. Безусловно, важно начать именно с этого шага – с момента подготовки к Исповеди, с беседы со священником. И уже непосредственно на Исповеди, излив священнику свою душу за всю жизнь или за последние 20 лет, попросить рекомендации, как лучше подготовиться.

Главное – понять, что Причастие – не просто религиозный обряд, это очень серьезное церковное таинство, когда мы становимся частью Господа Иисуса Христа, частью Бога, а Бог становится частью нас. Так что очень важно максимально, насколько это возможно, подготовиться к этому событию.

Вопрос телезрительницы: «Я случайно прочитала молитву, даже не знаю, чья она. Звучит так: “Господи, дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого”. Как же действительно отличить одно от другого? Что нам нужно стараться преодолевать, напрягая все силы, а что нужно принять как Божию волю во благо себе?».

– Священное Писание и Евангелие рассказывают нам не только о жизни Господа Иисуса Христа, но и о том учении, тех основах и заповедях, что Он принес и изложил людям, Своим ученикам и последователям. Поэтому в принятии тех или иных решений мы в первую очередь должны руководствоваться заповедями, которые Господь оставил для нас.

Второй совет, который я могу вам дать: прежде чем принять какое-либо решение, оглянитесь вокруг себя и подумайте о его возможных последствиях. Если последствия не пойдут вразрез с заповедями Божиими и никому не принесут вреда или ущерба – вашим близким, соседям, коллегам по работе или еще каким-либо людям, – то, я думаю, можно смело принимать это решение и реализовывать его в жизни. А если уж вы взялись за плуг – взялись решение реализовывать, будьте тверды, крепки и доводите начатое до конца.

Можно ли предположить, что, если становится тяжелее, Господь хочет, чтобы мы больше поработали над чем-то в своей жизни?

– В 12-й главе Послания к Евреям апостол Павел говорит, что, когда мы воспитываем своего ребенка, применяем и физические наказания, но это есть проявление нашей любви по отношению к нему. Господь в нашей жизни часто предлагает разные формы и методы с целью сделать нас сильнее, чтобы мы проявили свою волю и решимость.

Иоанн Златоуст так прямо и говорит, что золото для того и закаляется в огне, чтобы из него испарились все вредные металлы и оно стало высшей пробы. Так и человек: ему посылаются испытания, чтобы его душа стала высшей пробы. Очень важно преодолевать их с молитвой и Божиим благословением, ибо принимая то или иное решение мы должны видеть, что оно в полном согласии с церковным учением, с учением нашего Господа. И что мы не приносим никому вреда, а, наоборот, благо окружающим нас людям.

Если наши действия соответствуют учению, мы продолжаем, а если нет, отступаем?

– Иногда человек может устать, перегореть и в какой-то момент просто взять паузу. Конечно, все мы хотели бы идти до конца, быть всегда твердыми и несгибаемыми. Но мы люди, и наша жизнь иногда поворачивается по-разному. Может быть, иногда есть смысл взять паузу, передохнуть, помолиться, посоветоваться со священником. В той молитве, в тех словах, обращенных к Господу, которые процитированы, наверное, не лучайно говорится о мудрости: «Господи, дай мне мудрость отличить одно от другого».

Вопрос: «Почему в пост нельзя есть непостные продукты? В пост можно есть углеводы, а углеводы приводят к ожирению и не насыщают. Не проще ли было бы запретить в пост вкуснятину – например жареную картошку с грибами? Я очень это люблю, но работаю 12 часов, и мне необходима сытная пища. Постная же еда очень пустая».

Действительно, постная еда кажется немножко пустой и если работаешь много часов, то очень быстро устаешь. Может быть, лучше разделить еду не на постную и скоромную, а, например, на вкусную и невкусную?

– Я пришел в храм в 10-летнем возрасте и примерно с этого же возраста начал соблюдать посты. Точно помню, что уже в 12 лет соблюдал все посты, которые предписывает Святая Церковь: и однодневные, и многодневные. Я даже сейчас помню слова, которые звучали вокруг меня: мальчик, растущий организм, ему нужно мясо, нужен белок… Но милостью Божией, соблюдая пост и вкушая и грибы, и помидоры, которые к концу поста, помню, очень сильно надоедали, я вырос в целом здоровым человеком.

Опять же очень важно не причесывать всех под одну гребенку: для кого-то действительно важно получать белковую еду. В таком случае в индивидуальном порядке в общении с духовником или священником можно выстроить свою духовную жизнь так, чтобы действительно отказаться больше от сладкого или от того, без чего ты, как говорится, жить не можешь, или от того, что очень хочется съесть именно в этот момент.

Ведь пост – не диета, это дисциплина души, духовные упражнения, и, в принципе, при личном общении с духовником и получении от него благословения возможна и такая форма поста.

Вопрос телезрителя: «Почему на Руси Николай Угодник больше, чем святой?».

– Святитель Николай Угодник – один из моих любимых святых, и не только потому, что я настоятель храма во имя Святителя Николая, а потому, что он для Руси, для России, для нашего народа сделал очень много в молитвенном плане, в плане милосердия, помощи. Неслучайно так много храмов и так велико его почитание. Конечно, я не стал бы говорить, что святитель Николай «больше, чем святой», но почитание его очень велико – вы в этом правы. Это обусловлено любовью народа к святителю Николаю и благодарностью за его предстательство у Престола Божия о нашем народе.

Часто в автомобилях можно увидеть иконки, и там обязательно есть Спаситель, Богоматерь и Николай Чудотворец – казалось бы, Иоанн Креститель был ближе и к Господу, и к Богоматери. Или кто-нибудь из апостолов. Например, апостол Андрей... Правильно ли это?

– Иконки в машинах – отдельная тема. Садясь в машину к друзьям или в такси, я часто вижу на бардачке или в каком-либо другом месте наклеенные иконы. Я порекомендовал бы такому человеку убрать их оттуда: часто эти иконы среди ключей, не дай Бог, сигарет или еще какой-то мелочи, что обычно находится в машине. Отношение к иконам становится не как к окну в другой мир, не как к образу, пред которым надо молиться, а как к оберегу (подобно подкове, чертополоху, жабе с монеткой или другому совершенно непонятному, ненужному и недейственному амулету).

А из жизни святителя Николая мы помним, что он помогал и путешествующим на море, и в различных других обстоятельствах участвовал в разных областях человеческой жизни. Поэтому так велики его присутствие и его покровительство – и ощущение внутреннего покровительства в душе человека.

Хотел бы спросить о словах преподобного Амвросия Оптинского (Вы сегодня на него уже ссылались) – у него есть цитата, которую часто можно встретить в храмах на листочках: «Разговаривающим в храме посылаются скорби». Я хотел бы спросить – это угроза?

– Очень на нее похоже. Я впервые вошел в алтарь в 1992 году еще подростком. В алтаре прочитал надпись преподобного Серафима Саровского. Она живо запала в мою память, и с тех времен никогда, Боже упаси, я не разговаривал в алтаре как в месте присутствия Самого Господа и Сил Его.

С одной стороны, чисто внешне фраза преподобного Амвросия Оптинского может прозвучать достаточно угрожающе: нарушил – получи воздаяние. С другой стороны, подобного рода высказывания часто остаются в памяти на всю жизнь и в какой-то момент становятся сдерживающим фактором.

Мы очень часто обращаемся к прихожанам, говоря: «Дорогие братья и сестры, в момент богослужения не нужно заниматься праздными разговорами. Нужно сосредоточиться…». Но иногда наши слова не бывают услышаны, и остается надеяться только на преподобного Авмросия Оптинского и его строгое предупреждение. Так что, если говорить о практической стороне вопроса, то это часто полезно как напоминание.

С другой стороны, если мы в будущем будем рассуждать о причинах появления скорбей в жизни человека, то, конечно, увидим, что празднословие – это всего лишь одна из многих возможных причин, почему приходят скорби. Более того, увидим, что скорбь в христианстве понимается и как благо, как проявление любви и заботы любящего Бога Отца по отношению к тебе. Как говорится в 9-й главе Евангелия от Иоанна, слепорожденный родился таким, претерпевал скорбь, поношения и уничижения, чтобы на нем явилась слава Божия.

Вопрос телезрительницы: «Я читаю книжку, которая была выпущена в 1993 году по благословению Патриарха Алексия II. В этой брошюрке описано, что, когда мы молимся за усопших, надо помнить, что молитва – это не только слова, но и состояние души, и если мы молимся за кого-то, то состояние его души влияет на состояние нашей (если душа усопшего грязная, очень плохо и тяжело бывает нам после молитвы за такого человека). Мне скорбно это осознавать: я знаю о нехороших поступках усопших, за которых молюсь. Мне тяжело это принимать, я волнуюсь. Объясните, пожалуйста, как поступать. Может, Вы считаете по-другому?».

− Мы призваны молиться за других людей, и в первую очередь за тех, кто упал. В молитве за человека мы просим, чтобы Господь простил ему грехи вольные и невольные, и надеемся, что Господь это исполнит. Молясь за других, мы тратим свои внутренние эмоциональные и духовные силы. Но мне бы хотелось обратить внимание на то, что через молитву к Господу Богу, Божией Матери и святым за живых или умерших мы не только отдаем, но и получаем – причем в разы больше, чем отдаем.

Кто мы такие? Просто люди, которые выражают свою человеческую любовь. Апостол Павел говорил о долге любви, и мы должны воздавать его нашим усопшим. Господь, видя проявление нашей христианской любви, то, как мы стараемся вымолить людей, упавших в своей жизни либо даже в прошлом богоборцев, даст нам силу, крепость. Он даст нам больше, чем мы потратим в своей молитве.

Поэтому молитесь. Пусть Вас ничего не сдерживает. Исполняйте долг любви. Будем молиться друг за друга, как призывал апостол Павел. Наша совместная молитва в храме, частная дома для того и существует, чтобы мы друг друга поддерживали.

Следующий вопрос от телезрителя: «Скажите, батюшка, будем ли мы отвечать пред Господом на Страшном Суде за те грехи, которые исповедовали и не повторяли?». Что говорят святые отцы об этом?

− Я выражу всего лишь свое частное мнение. В молитвах перед Исповедью это таинство сравнивается с баней, омывающей грехи, и духовной врачебницей, где они исцеляются. Мы говорим нашим прихожанам, что исповеданные один раз грехи повторять на Исповеди больше не нужно, ибо мы верим, что Господь их простил – но при условии нашего искреннего и чистосердечного покаяния.

Думаю, не стоит воспринимать Господа как судью, у которого на столе будут лежать два списка: в одном грехи зачеркнуты, а в другом нет, − мол, несмотря на то, что вы покаялись, судья их все равно припомнит. Нет, этого не будет: Господь примет Свое чадо в Божественные объятия − как в притче о блудном сыне, когда отец снял с руки перстень и отдал его сыну со словами: «Мой сын погибал и нашелся».

Вопрос: «Что делать, если появилось сомнение в вере? Я считаю теорию эволюции логичной − неужели ученые ошиблись? Библейское повествование об Адаме и Еве мне кажется сказкой. Стыдно за это, но не могу поменять свои мысли, хотя стараюсь их гнать от себя. Помогите, пожалуйста!».

− Когда я учился в школе, то, изучая теорию эволюции, также задавался вопросами подобного рода. Тогда я начал читать специальную литературу, посвященную этой теме, изучать этот вопрос. Полученные знания мне пригодились, когда перед самым началом пандемии я дважды с православной молодежью Москвы ходил в музей естествознания. Там в рясе и с крестом я проводил для них экскурсию. При этом многие случайные посетители, сотрудники музея присоединились к нам, делясь своими впечатлениями.

Здесь, в студии, сложно пересказать всю двухчасовую встречу в Дарвиновском музее, но могу сказать следующее: при более глубоком, внимательном исследовании этого вопроса вы перестанете воспринимать библейскую историю как сказку, а на теорию эволюции, возможно, взглянете под другим углом.

Я бы мог порекомендовать вам познакомиться с книгами зарубежных авторов – скорее всего они по вероисповеданию лютеране. Они неплохо выразили христианское отношение и к физике, и к биологии. Я назову 2 имени: Джон Полкинхорн и Иен Барбур. Эти авторы издавались в серии «Религия и наука». На мой взгляд, они заслуживают того, чтобы их труды прочитали те, кто начинает изучать данный вопрос.

Вопрос телезрителя: «Могу ли я подавать записки на проскомидию за человека крещеного, но я не знаю, воцерковлен ли он, ходит ли в храм? Существуют разные мнения на этот счет. Меня это беспокоит, ведь я хочу молиться за всех и всем желаю спасения».

− Никто не ограничивает вас в молитве за всех. Мы уже чуть ранее говорили, что христианин призван молиться не только за собратьев, но и за тех, кто пока еще не нашел дорогу к Богу.

В Евангелии говорится: Господь повелевает солнцу Своему всходить над злыми и добрыми. В молитве преподобного Иоанна Дамаскина из вечернего правила есть такие слова: «Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою». Эти цитаты я сейчас вспоминаю, подводя к мысли, что наша молитва не должна зависеть от того, нашел человек свой путь к Богу или нет.

Не следует лишать крещеного, но, может, невоцерковленного человека молитвы и поминания на проскомидии. Поэтому подавайте за него записки, молитесь келейно, в храме, чтобы Господь открыл его сердечные очи и он нашел свою дорогу к Богу.

Последний на сегодня вопрос: «Есть ли разница в понятиях «говеть» и «поститься»?».

− Только в наборе букв. Это синонимы: кто-то говеет, кто-то постится − суть от этого не меняется.

Спасибо большое, отец Кирилл. По традиции хочу попросить Вас подвести итог нашей передачи и что-то пожелать телезрителям.

− Дорогие братья и сестры, мы все переживаем сейчас непростое время, связанное с ограничениями и болезнями. В первую очередь я желаю вам и вашим близким доброго здоровья. Берегите себя, заботьтесь друг о друге, молитесь Богу и просите Его о каждом человеке.

Давайте будем вместе приносить Богу плоды искреннего и чистосердечного покаяния, просить Его проходить через те испытания, которые Он посылает каждому из нас, в проявлении взаимной любви, уважения и терпимости друг к другу, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, сделались сильнее, а вера наша стала крепче.

Записали:
Людмила Белицкая
и Наталья Богданова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс