Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1086) → Священник Константин Корепанов: Все заканчивается плохо, когда человек именно на гордости пытается строить то или иное предприятие в своей жизни

Священник Константин Корепанов: Все заканчивается плохо, когда человек именно на гордости пытается строить то или иное предприятие в своей жизни

№45 (1086) / 1 декабря ‘20

Читаем Добротолюбие

Продолжаем читать наставления святого преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Переходим к 136 абзацу, где тоже раскрывается тема гордости. Но прежде чем прочитать его, вспомним одну историю.

В Ветхом Завете есть Книга Иова. Иов был праведным человеком, причем не с точки зрения самого Иова, а с точки зрения Бога, Который фактически провоцирует сатану обратить внимание на Иова. Сатана не имеет к Иову никаких претензий и знает, что тот под защитой Бога. Но Бог бросает вызов сатане и говорит: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» – мало того что Бог обращает внимание сатаны на мирное и безбедное существование Иова, так еще и дважды отнимает Свой покров, чтобы Иов был испытан, чтобы ему стало плохо, чтобы он действительно почувствовал какие-то страдания, искушения, бедствия: хотя Иов был праведен, непорочен и очень надеялся, что с ним ничего подобного никогда не случится, Бог фактически отдает Иова на скорбь. Как мы знаем, Иов выдерживает брань со скорбью.

Тогда Бог второй раз обращает внимание сатаны на Иова и отнимает от него покров еще в большей степени. Но Иов, и теряя все свое здоровье, тем не менее сохраняет верность Богу.

Потом друзья начинают обвинять Иова, что он грешник. Иов начинает защищаться, говорит, что он не грешник, просто Бог почему-то с ним так поступил, но он этого не заслужил. Это продолжается несколько раз на протяжении всей Книги: то один из друзей спрашивает Иова, а Иов отвечает, то другой.

В конце концов, когда дис-куссия между ними заканчивается, в шуме, ветре, буре является Бог и обличает Иова.

Это обличение Иова занимает 4 главы и делится на 2 части. В 1-й части обличений ключевым является риторический вопрос: «А знаешь ли ты?.. Ведаешь ли ты?.. Понимаешь ли ты?..». И задаются разные ситуации, связанные с простыми человеческими вещами: «Понимаешь ли ты, почему это происходит? Знаешь ли ты, почему это именно так?».

Вторая часть обличений Божиих в отношении Иова связана с представлением о некоем существе, про которое говорится, что он царь над всеми сынами гордости (Иов 41, 26): речь идет о сатане – он рисуется очень красочно, в виде большого страшного дракона, и говорится: «Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело. Ты не в силах его победить, он есть князь над всеми сынами гордости, то есть в какой-то степени и над тобой тоже».

Когда раскрываешь содержание этой Книги, понимаешь, что, в сущности, вся эта история о том, как Бог исцеляет Иова от гордыни, которая могла в нем образоваться и уже начала образовываться. Мы сейчас не будем разбирать Книгу Иова, но общая канва Книги – в том, что Иов праведник, но именно праведность приводит к тому, что ему нужно это лекарство – скорбь и боль, чтобы он исцелился от той гордыни, которая в нем не образовалась (Бог по-прежнему считает его праведным), но уже начала образовываться.

И Иов своими словами свидетельствует, что наставление, которое преподает ему Бог, опыт, который он переживает, действительно помогают понять, что все это произошло неслучайно, и подозрения Бога, знающего самые глубины человеческого сердца, были небезосновательны…

Чтобы человек не погиб в гордыни, он должен претерпеть некий ущерб.

Нам важно, что Писание и Бог свидетельствуют, что Иов праведен. Бог так и говорит: «Нет такого непорочного, как Иов». Тем не менее Сам Бог, свидетельствуя о его непорочности, допускает скорбь, чтобы произвести некую исцеляющую его сердце процедуру. Странное дело: с одной стороны, Господь говорит, что Иов непорочен; с другой стороны, создает ситуацию, в которой его непорочность объективно подвергается сомнению. Как же так? С одной стороны, говоря языком обыденным, Иов – хороший человек; с другой стороны, Сам Бог испытывает его, ибо уверен, что он – не совсем хороший человек. Конечно, к Иову выражение «не совсем хороший человек» не относится, но обличитель Елиуй говорит ему: «К Богу должно говорить: я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду. По твоему ли рассуждению Он должен воздавать? И как ты отвергаешь, то тебе следует избирать, а не мне; говори, что знаешь. Люди разумные скажут мне, и муж мудрый, слушающий меня: Иов не умно говорит, и слова его не со смыслом. Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога» – вот такой парадокс.

Причем предпоследние 2 главы напоминают, что сама по себе непорочность и само по себе совершенство не оказываются гарантом безопасности и спасенности – вообще ничем не становятся, только камнем преткновения, ибо могут уронить человека. Именно совершенство Иова, его честность и праведность являются, по существу, тем, что и может привести человека к погибели.

И здесь ссылка на опыт падения Адама, опыт падения сатаны как нельзя кстати: они оба – существа заведомо совершенные, вершина творений Божиих, только один – как творение в мире духов, другой – как творение в мире плотском. Эти два совершенства пали, восстав против Бога, объявив себя как бы в оппозиции Бога – значит, само совершенство, сама непорочность, которой хвалится Иов, сама безукоризненность жития становятся причиной, по которой человек может пасть, ибо может возгордиться.

Чтобы надмения не произошло, Бог, предупреждая гордыню, проводит человека путем смирения и тем выкорчевывает из него семя гордыни, которое могло его разрушить и погубить. То есть, как ни странно, причина гордости – в том, что у человека есть чем гордиться, и чем больше у него оснований для гордости, тем больше в нем гордости. Вот такая простая и очевидная вещь.

136-й абзац: «Вот причина первого падения и начало главной страсти, – которая потом через того, кто первый был ею уязвлен, вкравшись в первозданного, произрастила все множество страстей. И он, – первозданный, – поверив, что одною силою своего свободного произволения и своими усилиями может достигнуть славы Божества, потерял и ту, которую получил по благости Создателя» – причина гордости в том, что у человека есть самонадеянность: он надеется, что имеет некие силы, некое свободное произволение, чтобы самому справиться с задачей, и считает себя независимым от Бога – Бог ничего не должен делать, никак не должен помогать, он сам со всем справится.

Что такое самонадеянность? Человек надеется на свои силы, и чем больше у него силы, тем больше его самонадеянность и самомнение.

Скажем, необходимо решить какую-то техническую проблему на производстве, связанную с обслуживанием техники. Поручают это дело человеку, который за все время обучения в университете ничего не делал. Он не понимает, как ремонтировать, и ищет, кто бы ему помог, подсказал, решил проблему. Рано или поздно он находит такого человека, получает помощь, зная, что сам ничего не может, и за помощь благодарен. Да, он никчемный человек, – но мы сейчас говорим не про объективную никчемность, а про то, что у него нет оснований для гордости. Этот человек никому не нравится, никому не приятен – он некомпетентный, дилетант, он ничего не может. Но с точки зрения гордыни ему нечем гордиться, ибо он ничего не умеет делать, и он уповает на других людей, просит их о помощи и поэтому совершенно не самонадеянный.

Другой человек, который хорошо учился в институте, все хорошо знает, постоянно читает книги, поставленную задачу легко решает. Он очень приятен, его уважают все сослуживцы. Но оснований для гордости у него больше, и он, естественно, начинает гордиться – именно потому, что ему есть чем гордиться.

Получается, что человеку, обладающему силой, разумом, знаниями, какими-то способностями, выделяющими его среди других, благодаря чему вокруг него есть люди, которые к нему тянутся, с гордыней гораздо труднее: у него есть основания для гордости. А человеку, который понимает, что из себя ничего не представляет, гордиться нечем и как работник он плох.

Эта ситуация объясняет, почему в Евангелии мы читаем слова: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное – блаженны именно те, кто считает, что без Бога ничего не могут. Буквально, как говорит Христос, без Меня не можете делать ничего.

Когда человек понимает, что без Бога ничего не может, он начинает искать Его, наде-яться на Него – ему нужна Его помощь. Человеку надо срочно Бога попросить решить ту или иную проблему, ведь он на себя не надеется. Вспомним слова апостола Павла – когда Господь ему говорит, что «сила Моя в немощи совершается», апостол отвечает: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова».

Человек позиционирует или представляет свою жизнь именно в соответствии с тем, как он сам себя оценивает.

Если он считает, что он сильный, могучий, умный, он так и говорит об этом.

Если считает, что он обыкновенный человек и гордиться ему нечем, он привлекает внешние источники, которые помогают ему сказать: «Это не я, это Бог помог (или люди помогли). Это Бог дал мне молитву, научил меня, открыл мне» – он ничего своим не считает, понимая, что все, что у него есть, – это дары Божественной заботы, человеческой и Божественной помощи: это кто-то, а не он сделал.

Жизнь самонадеянного человека, наоборот, пронизана совсем другими настроениями – он говорит: «Я молюсь, пощусь, я заслужил... Я надеюсь, что... Мне кажется, Бог должен...». Он постоянно надеется на себя и ставит себя как бы вровень с Богом, будто бы Бог ему что-то должен сделать, воздать за что-то? он же тратит все силы на Бога, поэтому Бог должен ему воздать. Самонадеянность ясно проявляется даже в лексике человека – приведу простейший, на мой взгляд, в этом смысле пример – в Послании апостола Иакова сказано: Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло… Это не пустые слова: человек так чувствует – он не знает, что будет дальше, что будет завтра. Может, он завтра умрет? Может, конечно, и не умрет, но, зная свою хрупкость, не может надеяться на себя.

Когда я сажусь за руль, я не знаю, доеду ли до конца: я понимаю, что я обыкновенный водитель, никакой особенной реакцией не обладаю – могу ошибиться; или другие могут ошибиться, а я не смогу исправить их ошибку – ведь я не профессионал.

Садясь за руль, человек взывает к Богу, и когда его спрашивают: «Ты когда приедешь?», – искренне говорит: «Если Богу будет угодно – через полчаса». Он говорит так не потому, что бравирует или смиренничает, а потому, что это объективный факт: он не знает, будет ли это угодно Богу. По навигатору – полчаса, но за эти полчаса может произойти столько событий, что до конца своих дней он больше никуда не доберется…

Когда человек знает, что все в руках Божиих, он так и говорит – и не потому, что пытается подстроиться под кого-то, а потому, что для него это объективная реальность. Человек самонадеянный говорит не так, он говорит: «Я буду... Я сделаю...».

Вот об этом говорит апостол Иаков.

Обычная ситуация: человек решил бросить пить. Пил-пил, надоело – решил, что возьмется за ум: будет ходить в храм и больше пить не будет. Он ходит в храм, после храма старается не пить, молиться, читать Псалтирь, какие-то акафисты.

Проходит неделя, и он говорит батюшке на Исповеди: «Я уже не пью целую неделю! Думаю, уже можно сказать, что я побеждаю страсть, ведь меня даже не тянет пить. Я уверенно себя чувствую, поэтому все должно быть хорошо». Он это говорит, а у священника сердце обливается кровью: он понимает, что скоро этот человек упадет, поскольку надеется на себя – думает, что из-за того, что он такой молитвенник, что у него сильная воля и сильная молитва, произошло такое событие – он бросил пить. Он надеется, в сущности, именно на себя. А раз он надеется на себя и исповедует себя хозяином своей жизни, естественно, он падет еще раз.

Помимо самонадеянности есть еще качество, которому учит нас падший Денница и которое помогает нам окончательно испортить отношения с Богом: независимость от Бога, когда человек не хочет, чтобы его жизнь зависела от Него.

Причем опять-таки парадокс раскрывает Иоанн Кассиан в приведенном только что слове – удивительно: пытаясь сохранить преобладание, ты становишься попираемым; стараясь сохранить преимущества, ты теряешь все; возносясь, ты падаешь, ниспровергаешься. Человек в своей независимости от Бога не просто случайно независим, но именно методично утверждает себя в независимости: он не хочет зависеть от Бога, не хочет никаким образом связывать хоть что-либо в своей жизни с именем Божиим.

Мы говорили в прошлой беседе, что сознательно делаем все, что делает нас в собственных глазах сильными. Когда мы не хотим зависеть от Бога, мы становимся зависимыми от гораздо менее значимых вещей – вот такой парадокс. Говоря «я сам – мне не нужно, чтобы Бог диктовал мне Свою волю или помогал разбираться с моими проблемами, я сам с ними разберусь», в результате мы обращаемся к силам, к людям, к чему-то заведомо низшему, чем Бог, ощущаем свою зависимость от этих более мелких вещей и страшно гордимся тем, что сделали это сами. Хотя мы обращались к другим силам, другим средствам, зависим от других условий, это нас нисколько не колеблет – лишь бы не от Бога зависеть: мы сознательно не хотим этой зависимости.

В разных ярких пословицах нашего языка это нашло свое отражение: «На Бога надейся, а сам не плошай» – вроде благочестивая пословица, но суть ее именно «сам работай, что на Бога-то надеяться? Он, конечно, тебе поможет, но главное – то, что ты сделаешь сам»; или: «Всякий – сам кузнец своего счастья». И много других подобных, которые показывают, что мы сознательно не хотим, чтобы Бог вмешивался в нашу жизнь. А это и бунт, и гордыня.

Записала:
Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс