Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1085) → Протоиерей Алексий Ладыгин: О поминовении усопших

Протоиерей Алексий Ладыгин: О поминовении усопших

№44 (1085) / 17 ноября ‘20

Огласительные Беседы

Продолжение. Начало в №36 (1029), 2019–№25 (1066), №30 (1071)–№43 (1084) 2020

Продолжаем «Огласительные беседы» – сегодня будем говорить о значении поминовения усопших.

Наша прошлая беседа была о почитании святых угодников Божиих со времен основания Церкви. Господь – Бог не мертвых, а живых. Угодники Божии составляют Небесную, торжествующую Церковь, которая, объединяясь с земной, образует всю Полноту Церкви. Мы молимся вместе, особенно в литургическом порыве. Мы – за себя, о прощении наших грехов, а святые угодники молятся за нас, чтобы Господь явил Свою милость каждому и мы достигли духовного совершенства, смогли стать жителями Царствия Небесного.

На земле нет умерших: есть люди, которые перешли из одного состояния в другое. Об этом свидетельствует Священное Писание, говорят и слова одной из молитв заупокойной службы: «…вся упокой Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте…».

Загробная жизнь существует. Человек переходит из одного состояния в другое. Это догмат нашей веры: в Символе веры говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Господь создал нас не для смерти, а для бессмертия.

Что собой представляет вечная жизнь? Это состояние душ людей, которые принесли покаяние, совершили добрые дела, прожили свою жизнь в вере и благочестии. Но есть и другое состояние, в котором находится душа человека, что не вел духовной жизни, не признавал Бога, не верил в Него, жил по страстям, похотям и идеологиям этого мира. Это отрешенность, темнота, мрак, скрежет зубов и огнь вечный. Не приведи Господь нам быть в этом состоянии!

Человек умирает. После смерти его ждет частный суд. Об этом сказал апостол Павел: человекам положено однажды умереть, а потом суд… Спаситель не раз говорил, что души предстанут перед Богом на Всеобщем Суде вместе с воскресшими телами.

Христос обещал разбойнику: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Мы знаем слова Спасителя: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Значит, есть грехи, которые прощаются и в загробной жизни.

Но усопшие не могут молиться за себя, совершать дела, которые можно представить в оправдание на Страшном Суде.

Господь скажет одним: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

Земная Церковь молится за усопших. Ее члены имеют право вымолить своих почивших сродников. Традиции Церкви изначально взяты из Священного Писания, а потом и из Священного Предания.

Учение о молитве за умерших встречается уже в Ветхом Завете. Так, пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе: услышь, Господи, и помилуй, ибо Ты Бог милосердый; помилуй, ибо мы согрешили пред Тобою; Ты – вечно пребывающий, а мы – вечно погибающие. Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою, которые не послушали гласа Господа Бога своего, за то и постигли нас бедствия. Не вспоминай неправд отцов наших, но вспомни руку Твою и имя Твое в сие время, ибо Ты – Господь Бог наш, и мы прославим Тебя, Господи.

А Иуда Маккавей, нашедши в одежде погибших воинов то, что было запрещено (некие языческие амулеты), тоже сотворил за них молитву и принес умилостивительную жертву за их грех. В Книге пророка Иеремии сказано об обычае преломлять хлеб в утешение об умершем... Новый Завет – молитесь друг за друга…

В литургической молитве I века святой апостол Иаков произносил такие слова: «Помяни, Господи Боже, святыя отцы наша и архиепископы и всякую плоть, юже помянухом и юже не помянухом. Тамо их упокой во стране живых, во Царствии Твоем, в наслаждении рая, в недрех Авраама и Исаака, и Иакова – святых отец наших, отнюдуже отбежит болезнь, печаль и воздыхание, идеже присещает свет Лица Твоего и просвещает непрестанно.

Скончание же жития нашего христианское и благополучное, и безгрешное в мире устрой, Господи, собирая нас под ноги избранных Твоих, егда хощеши и како хощеши, Едине токмо без стыда и прегрешений, ради Единороднаго Твоего Сына, Господа же и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, Той бо един есть безгрешен, явивыйся на земли».

Церковь Христова всегда жила молитвой за почивших сродников. Эти традиции были даже еще во времена Ветхого Завета: преломление хлеба, приношение жертвы, молитва к Отцу Небесному, чтобы Он не помянул грехов отцов наших… В наше время Церковь живет молитвами не сего дня: лжемолитвами сего дня живут различные сектанты, которые, отвергая Предание и изменяя Священное Писание, отрезают себя от корней древа Церкви Христовой. Мы сохраняем все, что нам дано.

У нас есть молитвы III, IV веков, что вошли в Литургии Василия Великого, Иоанна Златоуста. Мы читаем коленопреклоненные молитвы, в число которых входит и молитва об усопших; молитва о них есть во всех богослужениях, в домашнем правиле – мы поименно поминаем вечером и утром всех, кто дорог нашему сердцу, кто заповедовал нам молиться о них: молимся за усопших на Божественной литургии во время совершения проскомидии, заупокойной ектении, затем – на панихиде, литии.

Наша молитва – проявление любви, доброго отношения к усопшим. Это вечная память о них – то, что составляет полноту нашей жизни. Мы можем им помочь и молитвой, и жертвой, и милостыней. Все мы ощущаем молитвы наших почивших сродников за нас: они своим усердием, участием (если достойны) помогают нам в несении жизненного креста.

3-й, 9-й и 40-й дни по кончине человека очень важны.

Мы молимся за почившего в 3-й день, ибо это день погребения: усопшему даются 2 дня, чтобы он побывал в своих любимых местах. В 3-й день человеческая душа приводится к Богу – она трепещет. Если в этот момент совершается молитва Церкви – собрания людей, ангел-хранитель ободряет душу – и Господь милостивно принимает ее.

Затем до 9-го дня душе показываются райские обители – для верующего, благочестивого человека, который жил любовью к Богу, боролся со страстями, это огромная радость. Когда в 9-й день душу приводят к Господу, она нуждается в укреплении, благодарении, утверждении радости, полученной от увиденного.

Люди, которые не жили литургической жизнью, верой, не боролись со грехом, не участвовали в церковных таинствах, увидев красоту райских обителей, содрогаются. Это страшно: «Что я сделал?»… Но уже ничего невозможно изменить…

Только Церковь, которая будет молиться, и мы, делая добрые дела за усопшего (принося жертву, молитву, исправляя свою жизнь), можем помочь – Господь явит человеку милость.

Святая блаженная Ксения назвала себя Андреем Федоровичем. Она отдала свою жизнь Господу ради любви к мужу, а на себя приняла его жизнь. Святая несла подвиг испытания, трудностей, юродства. Над ней смеялись. Она прожила так, чтобы Господь не лишил ее мужа Царствия Небесного, исправляла его жизнь. Ксении Блаженной нечего было исправлять в своей жизни – она была праведной.

Следующие 30 дней душе показываются различные области ада, где люди мучаются за свои грехи. Это страшная картина… В 40-й день душа предстает перед Лицом Божиим на частный суд. Он совершается до окончательного Божия Суда, на который человек придет после соединения души с плотью. До Страшного Суда еще есть время для молитвы за почивших сродников. Церковь уделяет внимание тому, чтобы каждый из нас мог явить любовь к Богу. Поэтому богослужения проходят часто, каждая суббота посвящена нашим усопшим сродникам, но есть родительские субботы, когда мы поминаем всех почивших отец, братий и сестер.

Дни особого поминовения – родительская мясопустная суббота, Троицкая родительская суббота (перед Святой Троицей), родительские субботы 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста и родительские субботы, когда мы поминаем почивших воинов, отдавших свою жизнь за наше Отечество, веру, за всех нас.

Димитриевская родительская суббота (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского) была установлена преподобным Сергием Радонежским и святым благоверным князем Димитрием Донским, чтобы поминать всех воинов, положивших свои души на Куликовом поле.

И сегодня много православных воинов погибает, защищая нашу веру, Отечество и мир во всем мире. Церковь Христова молится за этих героев, чтобы Господь простил им «вся согрешения вольная и невольная». Мы поминаем воинов и 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Мы делимся с почившими сродниками радостью о Воскресшем Господе во время Радоницы, которая празднуется во 2-ю седмицу Святой Пасхи. Мы как бы уверяем усопших: если их вера будет укрепляться и в том мире, то Господь пошлет Свою великую милость.

Богослужения, на которых мы поминаем своих почивших сродников, наполнены особой торжественностью. Отпевание и все заупокойные богослужения совершаются в белом облачении: мы празднуем не смерть, а успение – переход из одного состояния в другое до Страшного Суда. Человек не исчезает, он только засыпает на некоторое время, а его душа продолжает бодрствовать. Обилие каждения, ставится много свечей (сегодня, к сожалению, эта традиция уходит из нашей церковной жизни).

Почему много свечей? Почему их держат в руках? Почему столько ладана? Не «потому что отпевание» и «нужно заглушить запах покойника». На Пасху нечего заглушать: нет плохого запаха – только аромат куличей и пасх, а каждение не прекращается все богослужение. На каждой песни канона во время Литургии – обильное каждение, громогласное восклицание, ибо это – торжественное событие.

Отпевание – тоже торжественное событие, ведь мы провожаем человека в вечность: «Вечная память» не только поется в наших сердцах, но и свидетельствует о вечной жизни. Изобилие свечей говорит о важности момента в жизни человека. Как много их ставится во время Пасхи, во время чтения 12 Евангелий – мы освящаемся светом Божественной истины, словом Божиим: Сам Бог нисходит к нам, что-то говорит, о чем-то свидетельствует.

Во время отпевания мы стоим со свечами в руках – это не только жертва, но и озарение души, которая соединяется с вечностью: сейчас она пойдет на суд Божий, и мы хотим, чтобы душа никогда не пребывала во тьме, а была в Царствии Небесном.

Самое важное поминовение, по слову святителя Афанасия (Сахарова), – проскомидия (заказная записка, как ее называют): мы поминаем наших усопших сродников – и за них вынимается частичка просфоры.

Неважно, будет ли громко, на всю церковь, упомянуто имя почившего – главное, что во время проскомидии за него вынется частичка из просфоры, а потом опустится в Святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». По молитвам святых эта частичка опускается в Кровь Господа – и омывается (имя говорит о сущности человека, то есть он омывается весь).

Одной матушке, работавшей в храме, приснилась ее мама, которая сказала: «Доченька, я что-то голодная». Она спросила: «Мама, чем же вас там кормят?». – «Частичками, которые из просфорочек вынимают». – «А, мам, я тебе их много наковыряю. Я каждые утро и вечер бываю в храме». Духовным лицам тоже явились сродники, которые благодарили их за то, что они ходят в храм и подают заказные записочки. Усопшие говорили: «В этот день мы получаем большое утешение. Для нас это день именин. Многие нас поздравляют» – их поздравляют, ибо не за всех, к сожалению, молятся в наше время.

Сегодня об усопших забывают. Мы помним только о себе, своих живых близких. Нет любви к нашим покойным. Мы наблюдаем это по записочкам, которые подаются в церкви, – их мало. С каждым годом все меньше и меньше людей посещает храмы в родительские субботы. Эгоизм настолько преобладает в человеке, что он забывает о своих родителях, бабушках, дедушках.

Мы должны молиться за свой род. В этом – наша любовь и ответственность. Родители дали нам жизнь в надежде на то, что мы будем молиться за них, а не на то, что воспользуемся их имуществом.

Наши сродники всегда, особенно в родительские субботы, стоят на паперти и ждут, придем ли мы в храм. Если приходим, это для них великая радость и утешение. Сколько скорби и слез в их глазах и душах, когда мы забываем прийти помянуть их! Необходимо не только самим молиться за усопших, но и приучать к этому детей, чтобы, когда отойдем ко Господу, они стали молитвенниками о нас, грешных и недостойных.

Тема сегодняшней нашей беседы исчерпала себя; следующая встреча будет посвящена почитанию креста, мощей и святых икон. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Светлана Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс