Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (1085) → Протоиерей Евгений Попиченко: Плач о грехах – признак правильного пути к смирению

Протоиерей Евгений Попиченко: Плач о грехах – признак правильного пути к смирению

№44 (1085) / 17 ноября ‘20

Благая часть

Сегодня хочется почитать о смирении – Господь сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Цель нашего пути, нашей христианской жизни − стяжание мирного духа, обретение кроткого и смиренного сердца. Что же такое смирение?

Приведу несколько цитат святых отцов. «Смирение − предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу, так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь» (свт. Игнатий (Брянчанинов)).

«Смирение состоит не в наклонении выи, или в распущении волос, или в одеянии неопрятном, грубом и бедном, в чем многие поставляют всю суть добродетели сей, но в сокрушении сердца и смирении духа…» (прп. Никита Стифат).

Можно научиться «смиренничанию»: правильной постановке голоса, наклону головы, реакции на замечания старших, но это не настоящее смирение – это ложное «смиренничание». А истинное состоит в сокрушении сердца и смирении духа.

«Есть мнимое смирение, происходящее от нерадения и лености и от сильного осуждения совести. Возымевшие его нередко почитают его виною спасения, но оно не есть таково воистине, потому что не имеет радостотворного плача, который бы соединен был с ним» (прп. Симеон Новый Богослов).

Признак смирения – радостотворный плач. Парадоксальное словосочетание: плачет человек – обретает от этого тихую радость умиления. Плач о грехах – признак правильного пути к смирению.

Память не о греховных ощущениях, а о вине в беззакониях. Этот инструмент, который святые отцы предлагают нам, постепенно настраивает сердце на сокрушенный лад. Память о грехах учит никогда не давать себе амнистию, будто можно «сдать» прошлое и начать жить заново. Память о том, что я прогневал и оскорбил Бога своим нечестием, всегда должна удерживать меня и от осуждения ближних, и от чувства гнева. Это называется «делание самоукорения». Подумайте, прислушайтесь: почувствуйте этот аромат духа смирения через тексты святых отцов. И дай Бог, чтобы результатом нашего жизненного пути стал дух кротости и смирения.

– «Горе мне, если я не благовествую», – от сердца как-то воскликнул апостол: горе мне, если я не свидетельствую своею жизнью о Господе нашем Иисусе Христе. На жизненном пути мы должны обязательно найти себя в себе, встретиться с собою, узнать, кто мы на самом деле.

У Клайва Льюиса есть трагичное произведение, оно коротенькое, но глубокое – «Пока мы лиц не обрели»: найдите и почитайте. Оказывается, человек узнает себя тогда, когда ничего уже изменить нельзя, когда он встает лицом к Лицу перед Богом.

Узнать себя могут помочь две вещи. Первая – концлагерь. Когда человек оказывается там, обстоятельства сжимают его – и сдирают шелуху, фальшь, все наносное. Когда человеку уже не до игр, он выражает то, кем является на самом деле: выносит доброе сокровище из доброго сердца, злое – из злого. Концлагерь – необязательно в буквальном смысле: бывают обстоятельства (болезни, семейные скорби, сложности с детьми, работой), которые так сдавливают, что человеку уже не до имиджа. У каждого в жизни свой концлагерь. Подвижники через аскетику добровольно ставили себя в такие условия, чтобы не фальшивить.

Второе – встреча с Иисусом Христом: «Господи, выйди от меня, ибо я человек грешный», – воскликнул Петр. Когда он увидел чудо Божие, то осознал, кто он по сути: человек грешный. Осознание, что ты грешный человек, – самое главное; оно позволяет пробить «тромб» и впустить в себя живоносный Источник – Христа.

Ведь можно с Богом быть в лицемерных отношениях: часто мы встаем на молитву – вроде Его позвали, а наше сердце далеко отстоит – уста вроде Бога прославляют, а сердце бродит в житейских устремлениях. Мы приходим на Литургию – вроде телом находимся в храме, а умом и сердцем – непонятно где.

Среда и пятница – святые дни, которые связаны с самыми тяжелыми моментами в жизни Христа, а мы легко можем перескочить через них, даже не сделав усилий сострадать Ему. В воскресный день Господь Воскрес – это самое мощное событие во Вселенной, а мы находим для себя оправдание посидеть дома, полежать, подремать, заниматься житейскими проблемами: мы как бы христиане, но глубинные отношения с Христом у нас не складываются, мы все время думаем, что Господь подождет – Он же терпеливый, смиренный. Если стоим на молитве и вдруг звонит телефон, мы к Богу поворачиваемся тылом и разговариваем, а потом снова к Нему – и так бесконечно. Мы очень легко предаем Христа и даже этого не замечаем.

А Богу нужно наше сердце. Жажда Бога дает возможность для настоящей встречи с Иисусом, когда человек понимает, что уже не может жить, не прославляя Бога, и, даже ничего не говоря, он просто устремляет все силы своей души навстречу Христу.

Две встречи – с самим собой и с Христом. Дай Бог, чтобы у каждого из нас они состоялись.

Записали:
Елена Чурина
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-19-10;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-20-10

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс