Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1083) → Протоиерей Игорь Бачинин: Об обете трезвости

Протоиерей Игорь Бачинин: Об обете трезвости

№42 (1083) / 2 ноября ‘20

Беседы с батюшкой

В далеком 1912 г. состоялся I Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с пьянством. На нем говорилось и об учреждении Дня трезвости в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Этот праздник, не успевший укорениться по понятным историческим причинам, в последние 25–30 лет возрождается. Батюшка, что такое обет трезвости?

– Это в первую очередь форма обещания.

Обещания могут быть выражены в разной форме – зарока, клятвы или просто в форме внутреннего решения изменить и исправить свою жизнь, когда человек обещает это сам себе.

Есть замечательная книга, ее написал епископ Петр (Екатериновский). И он говорит, что обет – это выражение богопочтения, в котором человек выражает свое личное отношение к Богу. То, что Бог сделал для человека, выразилось в том, что Он взошел на Крест. Больше этого мы даже и помыслить не можем – Он отдал Самого Себя. Безусловно, Бог от человека ждет соответствующих действий, которые могли бы помочь человеку изменить собственную жизнь.

Обещание как таковое, и обет трезвости в том числе, как раз есть форма, когда человек осознал неправильность своей жизни, понял, что его собственных сил недостаточно, чтобы изменить ее, и в обещании в сердце своем произносит такие слова: «Господи, я понимаю, что живу неправильно, очень хочу исправить свою жизнь, но не могу. Я приложу все свои усилия! Помоги мне».

Как вы правильно сказали, это имеет очень глубокую традицию. Начиная с середины XIX в. стали образовываться сообщества людей, дававших обещание Богу жить трезво. В сообщества объединялись как раз те, кто, с одной стороны, осознал этот грех. С другой стороны, при нашем храме, например, есть общество трезвости, которое объединяет не только людей, осознавших свой грех, но и осознавших опасность этого греха: они понимают, что трезвость – естественное состояние, с ним человек приходит в эту жизнь, и хотели бы его сохранить. Они понимают, как непросто это сделать в нашем мире, и дают обещание Богу сохранить себя в трезвости, не имея никаких зависимостей.

Обещание Богу жить трезво дают и родственники страждущих, и это тоже вполне понятно. Мне приходится общаться с зависимыми людьми, и они, как правило, никогда не признают себя зависимыми, у них всегда есть какой-то аргумент: мол, бывает еще гораздо хуже. Действительно, в той коммуникативной среде, где находится этот человек, в его окружении нет таких примеров, на которые он мог бы равняться. Это не значит, что их нет в обществе и в том мире, где мы живем, но человек, собственно, потому таким и стал, что находится в такой среде. Как сказано в Священном Писании, с преподобными преподобен будешь, а с развратными развратишься. Чтобы человеку изменить свою жизнь, в его окружении должен быть пример трезвой жизни.

Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». И в этом отношении родственник, дающий обещание Богу жить трезво, дает его не за страждущего человека, а ради него: чтобы быть для него примером трезвой жизни.

Еще одна категория людей, в нашем Обществе трезвости дающих обещание Богу жить трезво, – это те, кто понимает данную опасность не только лично для себя, но и для общества. И чтобы заниматься трезвостью, трезвенным просвещением, духовно-нравственной просветительской деятельностью, человек, безусловно, должен быть примером трезвой жизни.

Это, кстати, одна из проблем, почему мы в Церкви мало говорим о трезвости: очень часто, когда заходит разговор о трезвости, у большинства людей срабатывает ассоциативный ряд: «Я же не пьяница, поэтому разговор о трезвости меня не касается. Трезвость нужна тем, кто под забором валяется, то есть пьяницам». И здесь очень глубокое заблуждение.

Мы с научной точки зрения пытались исследовать смысловое поле понятия «трезвость» и увидели, что оно включает в себя 9 категорий – о пьянстве как таковом там речи вообще нет.

А о чем тогда?

– В первую очередь трезвость – это нравственная ценность и христианская добродетель. Трезвый человек имеет способность распознавать добро и зло. Нетрезвый такой возможности не имеет. Трезвость позволяет человеку сохранить себя в свободе и радости.

Если мы смотрим на человеческую личность с точки зрения христианской антропологии, согласно которой она имеет трехсоставную природу, то для тела трезвость проявляется в воздержании, для души – в здравомыслии, и в духовной жизни это проявляется через трезвение. Где здесь говорится о пьянстве? Вообще не говорится. Печально, что мы этого не понимаем. Когда разрабатывали концепцию Русской Православной Церкви по утверждению трезвости, Иоанно-Предтеченское братство и люди, принимавшие в этом непосредственное участие, для себя поняли такую важную стратегическую задачу: нужно вернуть категорию трезвости современному христианскому сообществу. Я убежден: тогда жизнь наша во многом изменится.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Есть такая поговорка: обещанного 3 года ждут. Можно наобещать, а потом лечь на диван и ждать, когда Бог мне все сделает. А что конкретно нужно делать человеку, чтобы обещанное хотя бы наполовину выполнить? Он же не должен просто лежать».

– Обещанного можно не только 3 года ждать, но и больше. У Екклезиаста есть такие слова: Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни – это же не человеку обещается. Это в отношениях между людьми можно ждать и 3, и 4 года.

На память приходит такой пример. Один сельский батюшка рассказывал о своем исполнении обещания. Это было еще в дореволюционной России. В деревне начался пожар. Батюшка начал молиться, чтобы огонь не коснулся церкви, и в сердце дал обещание: «Господи, если Ты сохранишь наш храм от этого пожара, даю Тебе обещание, что посещу Святую Землю и Гроб Твой и поклонюсь ему». Чудом огонь не дошел до храма, все сохранилось. Но, как это нередко бывает, батюшка со временем запамятовал, позабыл о своем обещании, на его плечи легли другие дела. Прошел какой-то период времени, и ночью он просыпается от крика матушки: «Батюшка, горим!». Как только они справились с этим пожаром, батюшка сразу сказал: «Матушка, готовь мою походную рясу, буду исполнять свое обещание». Бог поругаем не бывает. Если человек дает какие-то обещания Богу, но не имеет намерения их исполнить, Бог все равно человека любит и обязательно ему поможет.

Замечательный батюшка из Санкт-Петербурга отец Григорий Григорьев, будучи врачом, практикует форму лечебного зарока. Он рассказывал ситуацию, которая произошла в его жизни. К нему на лечение пришел человек, вместе со всеми все послушал, прошел психотерапию. После этого все пошли в храм, и он пошел вместе со всеми. Там они что-то произнесли, он тоже произнес, совершенно не осознавая, что произнес, и пошел домой. По дороге зашел в пивной ларек, отметил это дело, пришел домой и лег спать. Среди ночи этот человек просыпается, а на нем сидит здоровенный бес и говорит: «Правильно сделал, что нарушил обет. И вообще, что ты тут валяешься? У тебя же еще есть деньги – пойдем выпьем». Его объял такой ужас! Он вспомнил, что бабушка когда-то дала ему нательный крестик, схватился за него и поставил между собой и бесом. Бес сказал: «Умный, что ли?» – и исчез. Как только рассвело, этот человек бегом побежал в храм. Да, этот человек оступился, но в одну ночь он вылечился от атеизма и теперь прекрасно понимает, откуда, как говорится, ветер дует и почему возникают такие зависимости.

Перед тем как человек дает Богу обещание, мы проводим длительный цикл бесед. Сейчас у нас начался очередной цикл таких занятий. В нынешних условиях занятия проходят в очной форме с соблюдением санитарной дистанции и на платформе Zoom. Мы видим, что это вызывает живой интерес, многие хотят в этом вопросе разобраться: я уже более 30-ти лет занимаюсь этой проблематикой и вижу, что людей не стало меньше. (Когда Синод только принял концепцию по утверждению трезвости, один из членов нашего братства, протоиерей Илия Шугаев, ликовал как ребенок и говорил: «Все, теперь все проблемы решены». Но потом, когда начались комментарии в интернете, он несколько приуныл и сказал, что, видимо, это еще только начало.)

Я не случайно сказал, что в братстве одной из основных задач мы ставим трезвость как христианскую добродетель, как необходимое условие спасения человека (ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют – не могут войти), как тот дар Божий, с которым каждый человек приходит в настоящий мир. Мы этот дар должны вернуть нашему христианскому сообществу. Поэтому я искренне благодарен и вам, Тимофей, и телеканалу «Союз» за то, что поднимаете эту тему: еще очень много нужно говорить, чтобы решить эту задачу.

Это вещи достаточно серьезные. Казалось бы, ребенок рождается трезвым. С нетрезвыми рушатся семьи, нетрезвые теряют работу, разрушают свою профессиональную карьеру и еще много чего теряют.

Жизнь теряют, в конце концов.

– Конечно. Почему? Занимаясь наукой, я понял, что это не само по себе происходит. Ассоциации, возникающие в сознании человека и направленные на мотивацию, совершенно отличную от тех исторических духовно-нравственных традиций, которые есть у нас в Церкви, произошли не вдруг: кто-то в этом заинтересован. Есть те, кто формирует это неправильное отношение. Есть много примеров, когда отношение меняется. Мы не говорим о каких-то сокрушительных запретительных мерах, но нужно поменять к этому отношение, а нам, христианскому сообществу, в первую очередь вернуться хотя бы к пониманию того, что нетрезвый человек Царствия Небесного не наследует.

Трезвость – антипод пьянству. В этимологическом словаре говорится, что трезвый человек – человек, вышедший из состояния опьянения. Сначала было понятие «трезвый», а потом появилось само определение «трезвости». Я об этом говорю потому, что мы в братстве занимаемся исследованиями и прекрасно понимаем: это не совсем простая задача, которую легко решить. Хотя есть и наш российский опыт, и международный. В частности, в Польше, например, с 1980-х годов существует государственный закон по воспитанию в трезвости, и все вопросы, касающиеся реализации алкоголя, лечения алкоголезависимых людей, профилактики этого порока, рассматриваются через призму того, насколько это увеличивает число трезвых людей, а не просто избавляет от количества нетрезвых, пьяниц. Потому что понятие «пьянство» весьма размытое. А вот насколько увеличивается количество трезвых людей – это конкретно и понятно.

Я думаю, тем, кто хотел бы наследовать жизнь вечную, надлежит не упускать из памяти слова Василия Великого, что пьянство есть добровольное сумасшествие. Те, кто хотят войти в жизнь вечную, должны помнить, что нетрезвый человек, то есть пьяница, добровольно сошедший с ума, не может войти в жизнь вечную.

Обет трезвости как раз помогает осознать это, вернуться к трезвой жизни и найти сообщество людей, которое ему окажет помощь и поддержку.

Мы не ходим с транспарантами и не кричим: «Живем трезво», а смещаем акцент на себя – правильно я понимаю?

– Если говорить о ситуации в обществе, то мы, наоборот, к себе это не относим, а ведь это очень важно. Нужно попытаться понять с богословской точки зрения методологию борьбы со злом.

Меня в свое время, на пути моего воцерковления, очень беспокоил вопрос, что такое зло вообще. Мне как человеку, имеющему высшее образование, недостаточно было каких-то пространных утверждений – мне нужна конкретика. И я нигде не мог найти для себя ответ, который лег бы мне на сердце.

Когда я познакомился со святоотеческими текстами, сразу же нашел ответ. Преподобный Иоанн Лествичник коротко (это меня всегда восхищает в святоотеческих текстах – как святые отцы могут коротко сказать о главном) сказал, что зло есть отсутствие добра.

То есть зло с христианской точки зрения – это не нечто само по себе существующее, как это часто принято считать в различных восточных философских учениях: очень печально, что современные православные христиане не обременяют себя такого рода знанием и не стараются такое знание приобрести.

Человек не может побороть зло, и дьявол очень хочет, чтобы человек с ним боролся. Почему? Человек его все равно победить не может. Это напоминает такую картину: у кого есть дача и кошки, тот знает, как в летний период кошка бегает на улице, поймает мышку, приносит ее к хозяину и начинает с ней играть: подбрасывает ее, когда та убегает, ловит ее... Дьявол примерно так же играет с человеком, который пытается бороться со злом.

Методология совершенно другая: мы должны не со злом бороться, а утверждать добро. Даже с точки зрения формальной логики можно поразмышлять: вот человек борется со злом. Мало того, он его победить не может. Но предположим, что человек победил зло. А дальше что?

Остановка, тупик?

– Бог создал человека, чтобы тот не делал зла? Нет, не для этого Бог создал человека, а чтобы он делал добро, ибо создал его по Своему образу и подобию. В этом отношении, когда мы начинаем говорить о зле, мы его просто транслируем вокруг себя и в себе самих.

До революции был совершенно другой подход: не с пьянством нужно бороться – прошел съезд, рассмотрел эту тему, и приняли решение «нужно воспитывать трезвость!». Воспитание культуры трезвости – для нас сейчас стратегическая задача, мы пытаемся найти способы ее решения. Это с научной точки зрения возможно, но непросто. И обет трезвости – как раз одно из средств.

К вопросу о детях, сыновьях. У нас проходят летние слеты. Там служится молебен на изъявление обета трезвости. Когда человек год прожил по обету трезвости, ему выдают значок. На одном из слетов один из сыновей священника увидел, что выдают значки, подошел к папе и сказал: «Папа, я значок хочу». – «Значки просто так не раздают. Значок надо заслужить». – «Что для этого нужно сделать?» – «Для этого надо год прожить трезво». – «Так легко?».

Легко прожить год трезво ребенку в 9 лет. Священник подошел ко мне и спрашивает: «Что делать-то?». Прецедентов таких еще не было, и мы, рассудив ситуацию, приняли коллегиальное решение. Сначала мы хотели сказать, что, мол, о трезвости ему еще рано думать, надо еще подрасти, приобрести соответствующие знания и опыт. Но что останется в сердце у ребенка? Он поймет, что трезвость – не для него. Тогда мы на свой страх и риск разрешили ему дать обет трезвости. С тех пор прошло уже 11 лет (ему уже 20), и он живет, сохраняя трезвость.

Это потом, в последующий период времени, в литературе мы нашли данные о дореволюционных обществах трезвости. Например, Сергей Александрович Рачинский занимался воспитанием трезвости. Известно в то время Казанское общество трезвости (КОТ). Вообще, с 1910 г. во всех семинариях и академиях ежегодно преподавался час антиалкогольный, когда рассказывали о вреде вина и о пользе трезвости. В школах (особенно земских) преподавалась наука, которая называлась «Наука о трезвости». В Санкт-Петербурге иеромонах Павел (Горшков) создал школу трезвости, где занимались воспитанием трезвости и, думаю, в первую очередь с педагогической точки зрения исследовали эту проблематику: что в себя включает эта категория и что сделать для того, чтобы в нетрезвом обществе человеку сохранить себя трезвым.

Исторический опыт мы стараемся распространить на нынешнюю ситуацию. Мы ищем и практические, и теоретические, и научные решения. Интересно сказать, что не только мы занимаемся этой проблематикой: мы уже вспоминали про отца Григория Григорьева. Когда он защищал докторскую по богословию, у него главным оппонентом был главный нарколог Российской Федерации Евгений Алексеевич Брюн. В своем слове оппонента он сказал, что как врач-нарколог, доктор медицинских наук и профессор он с большим интересом прочитал это исследование: наркологи до сих пор не знают природу зависимости. Все, что мы знаем и о чем говорим, – некое предположение по этому поводу.

Некое представление, схема...

– Проблема есть? Есть. Надо о ней говорить.

С научной точки зрения, в этом нет ничего худого – это такой метод научного исследования, когда мы начинаем сначала исследовать проблему, описывать ее. Кстати, есть научно-практический центр нар-кологии, где один из докторов наук, который тоже занимается этой проблематикой, стал исследовать как раз категорию трезвости и писать об этом. У него есть научная работа «Феномен трезвости». То есть существует понимание: недостаточно того, что делается – должны быть принципиально иные подходы.

Я полагаю, что трезвость – наше будущее. Многие в настоящее время еще пока имеют доверие к Церкви (которое, надо сказать, периодически умаляется), и, думаю, от Церкви во многом зависит, насколько она вернется к этой христианской добродетели и сама будет жить трезво.

Легкость и радость трезвой жизни человеку просто нужно испытать. Это то, что невозможно объяснить словами, это надо прожить. Когда человек так проживает, он начинает это ценить и дорожить этим. Бывают ли падения? А у кого их не бывает? У всех бывают падения. Я приводил в пример историю, когда человек в одну ночь исцелился от атеизма…

Я убежден, что когда человек становится в духовной жизни в современном обществе на передовую, вера его укрепляется. Более того, могу сказать, что в настоящее время жить трезво – это форма аскетической жизни. Непросто жить трезво в нетрезвом обществе. Тем не менее Господь Своих не оставляет – и попытки человека изменить свою жизнь, безусловно, приносят плоды не только в земной жизни, но, я убежден, принесут таковые и в жизни вечной.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс